Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Моисеев Сергей, Директор Центра экономических исследований МФПА, член Комиссии по банкам и банковской деятельности РСПП, канд. экон. наук

  • Все статьи автора

Что нам стоит финансовый центр построить?

Май 2008


    В 2008 г. впервые в России наряду со сверхзадачей удвоения ВВП власти обозначили вторую национальную цель - создание международного финансового центра. На заседании Государственного Совета "О стратегии развития России до 2020 г." Владимир Путин заявил: "В конечном счете в России должен сложиться один из мировых финансовых центров"1.

ЧТО ТАКОЕ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР?

    Идея получила широкий резонанс, и в мае 2008 г. Ассоциация российских банков совместно с Правительством Москвы провела конференцию "Перспективы развития города Москвы как международного финансового центра: мировой опыт, стратегия и тактика". Ни у кого не вызывает сомнения, что путь до финансового центра не близок и займет не один год. Однако, как гласит китайская пословица, путь в тысячу ли начинается с первого шага. Какие шаги нужно предпринять, чтобы в долгосрочной перспективе построить финансовый центр?
    Прежде всего возникает вопрос: что же такое мировой финансовый центр? Как правило, под финансовым центром подразумевают городскую или окологородскую территорию, на которой сконцентрированы участники финансового рынка и его инфраструктура, обеспечивающие обслуживание международного капитала. Председатель Комитета государственных заимствований города Москвы Сергей Пахомов на упомянутой конференции обозначил финансовым центром городскую "площадку", которая обеспечивает взаимодействие продавцов капитала и его покупателей в центрах экономической активности. Однако вовсе не обязательно увязывать финансовый центр с городской инфраструктурой. Swiss Financial Center Watch дает расширенную трактовку на примере собственной страны: "Швейцарский финансовый центр - это инновационная система добавленной стоимости, расположенная в различных территориально структурированных центрах, где действуют институциональные соглашения финансовой системы. Женева, Лугано и Цюрих как международные структурированные финансовые центры образуют полицентрическую сеть, предоставляющую финансовые и связанные с ними услуги. Статус финансового центра зависит от качества знаний и человеческого капитала, технологической инфраструктуры и связей между различными финансовыми учреждениями"2. Таким образом, в разговоре о финансовом центре речь, прежде всего, идет об условиях, позволяющих обслуживать большие обороты международного капитала.
    На международном рынке насчитывается несколько десятков малых и больших финансовых центров. Ежегодно власти Лондона при помощи Z/Yen Group проводят опрос среди международных специалистов и рассчитывают рейтинг ведущих финансовых центров мира. В 2008 г. число респондентов составляло 1236 человек. По итогам опроса был рассчитан индекс финансовых центров (рис. 1). Они могут быть глобальными, международными, специализированными (нишевыми), национальными и региональными. По оценкам специалистов, существует только 2 глобальных центра, на которых замыкаются потоки капитала - Лондон и Нью-Йорк. Большинство же является международными и национальными (табл. 1).
    Москва, согласно опросу, заняла 56-е среди 59 возможных мест. Ее ближайшими соседями являются Варшава, Лиссабон, Будапешт и Афины. Примечательно, что С.-Петербург не занял никакого места, наряду с Джакартой, Бангкоком и Таллинном набрав слишком мало баллов. Самое большее, на что может рассчитывать наша столица, - стать региональным центром на пространстве СНГ и Восточной Европы.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА

    К признакам международного финансового центра, на наш взгляд, следует отнести:

  • наличие головных региональных офисов глобальных банков (таких как Bank of America, Citigroup, JP Morgan Chase и др.);
  • большие объемы сделок с участием международных игроков;
  • торговля финансовыми инструментами, обращающимися на международных рынках;
  • доля финансовых услуг в ВВП доходит до 10% и выше;
  • основные потоки международного капитала приходятся на другие финансовые центры.
        Главный из признаков центра состоит в том, что основными участниками банковских и фондовых операций являются игроки глобального рынка. Об этом говорили американские экономисты еще в конце 1970-х гг., объясняя, почему Нью-Йорк сумел стать международным центром3. Другим ключевым признаком центра часто называют такую макроэкономическую характеристику, как доля финансовых услуг в городском (региональном) или внутреннем валовом продукте4.
        В табл. 2 приведена характеристика российского финансового сектора с позиции международного центра. По всем параметрам нам еще предстоит наращивать "финансовые мускулы". Глобальные игроки на нашем рынке представлены слабо. Среди них только Citigroup имеет дочерний банк. Остальные крупнейшие иностранные банки в России (Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, РОСБАНК) представлены региональными, а не глобальными лидерами. По нашим оценкам, Россия входит в число стран с минимальным участием нерезидентов в банковском секторе. Сегодня доля дочерних банков нерезидентов на российском рынке составляет около 20% активов. Для сравнения: средняя доля иностранцев в банковских активах в Восточной Европе достигает 70%, в Латинской Америке - 39% и в Азии - 27%. В среднесрочной перспективе участие нерезидентов по меньшей мере удвоится и достигнет около 40% активов банковского сектора.
        Ситуация на фондовом рынке во многом схожа. Штаб-квартиры российского бизнеса иностранных игроков базируются преимущественно в Лондоне. Российский фондовый рынок пока не стал достаточно привлекательным для крупнейших глобальных инвестиционных и пенсионных фондов, ориентированных на зарубежных розничных инвесторов. Специализирующиеся на России фонды обычно являются низко капитализированными и в большинстве своем имеют статус хедж-фондов или фондов, ориентированных на квалифицированных инвесторов. Доля притока средств зарубежных фондов в Россию и страны СНГ по итогам 2007 г. составляет 16% от средств, которые привлекли страны BRIC в целом, и 3% от суммарного объема средств, размещенных на развивающихся рынках5.
        Международные финансовые центры выступают площадками по перераспределению капитала между странами, обладающими избытками сбережений, и странами, характеризующимися дефицитом инвестиций. Крупнейшими нетто-экспортерами капитала являются Китай (21% общемирового объема), Япония (13%), Германия (11%) и Саудовская Аравия (6%), а нетто-импортерами - США (49%), Испания (9%), Великобритания (9%), Австралия (3%)6. Для финансового центра важны связи с другими центрами, поскольку они выступают узлами, через которые перекачиваются региональные потоки капитала. Россия в этом плане находится на периферии. Несмотря на длительные усилия по введению российских депозитарных расписок, они так и не появились. Частный капитал в одностороннем порядке взаимодействует с финансовыми центрами. Инвестиции идут в основном с Кипра и имеют российское происхождение.
        Великобритания и страны еврозоны выступают основным источником капитала для российских банков и компаний. И это притом, что они сами являются нетто-импортерами капитала и аккумулируют его для распределения среди развивающихся рынков, подобных России.
        Единственный критерий, по которому Россия выглядит относительно неплохо, - доля финансовых услуг в ВВП (другим альтернативным показателем может быть отношение финансовых служащих к экономически активному населению). На протяжении последних лет она уверенно растет, увеличившись с 2,8% ВВП в 2002 г. до 4,1% ВВП в 2007 г. Финансовый сектор России по вкладу в валовой продукт сопоставим с германским. Объясняется это тем, что отечественные банки развиваются семимильными шагами, обеспечивая рентабельность капитала в 23% и рентабельность активов в 3%, в то время как немецкие банки топчутся на месте с показателями 7,5 и 0,3% соответственно. Несмотря на значительные накопленные активы, относительный рост этого сектора в Германии, - как и его вклад в ВВП, - невелик. С другой стороны, Россия в несколько раз уступает мелким странам и городам, специализирующимся на финансовом посредничестве (рис. 2). Безусловно, нам вряд ли когда-либо суждено догнать (да и нужно ли?) Гонконг, Багамы или Люксембург. Однако России по силам сравняться с объемом финансового сектора Ирландии, США или Великобритании.

    КАК ПОСТРОИТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР?

        Что необходимо сделать, чтобы завоевать место под финансовым небосводом? Специалисты Z/Yen Group выделяют 5 ключевых полей, на которых соперничают ведущие финансовые центры: качественный рынок труда, благоприятное регулирование, доступ к рынку капитала, эффективная инфраструктура и интенсивность конкуренции. Swiss Financial Center Watch определяет 4 фактора, способствующих росту финансового центра: технологии, человеческий капитал, регулирование и инфраструктура. McKinsey Global Institute называет самое большое число факторов, способствующих или, напротив, препятствующих становлению финансового центра на международном рынке7. В отношении Москвы мы сгруппировали их как преимущества и недостатки (табл. 3). Рассмотрим несколько ключевых областей.
        Международным игрокам нужна предсказуемая и стабильная экономическая среда. Инфляция в нашей стране находится на слишком высоком уровне (прогноз на 2008 г. - 13%) и будет на нем оставаться ближайшие годы, в то время как ценовая стабильность означает инфляцию в 2-3%. Инфляция в среднесрочной перспективе должна стать врагом № 1 макроэкономической политики. В принципе инфляция могла бы не волновать международных игроков, если бы расчеты по финансовым операциям производились в резервных валютах. На это пошли в Дубае, чтобы устранить валютные и другие риски, связанные с местным рынком. Однако по политическим причинам для России это неприемлемый вариант, а значит, за макроэкономическую стабильность придется бороться.
        Следует также задаться вопросом, каковы будут издержки финансирования. Сможет ли местный рынок удовлетворить потребность международных игроков в объемах финансирования? Насколько велика будет диверсификация кредиторов и инвесторов? Много ли будет состоятельных потенциальных инвесторов, прежде всего институциональных? Наконец, насколько может быть велик финансовый рычаг? Пока объемы и процентные ставки заставляют российские банки и компании идти "с протянутой рукой" на Запад.
        Кризис на международных рынках заставляет нас "повернуться лицом" к внутреннему рынку. Каким образом заместить международные займы, как наладить внутренне финансирование, чтобы подержать устойчивые темпы роста? Представляется целесообразным создать в России систему долгосрочного рефинансирования, направленную на увеличение добавленной стоимости в несырьевых отраслях экономики. Кредитором последней инстанции, от которого зависит предложение кредитов в экономике, является Центральный банк. Однако Банк России ограничен краткосрочным рефинансированием сроком до года. Представляется необходимым выделить долгосрочное рефинансирование в отдельный государственный институт развития. Не следует изобретать очередную госкорпорацию, которых создано и так уже достаточно. Надо задействовать возможности уже созданного Банка развития. Институт развития должен выделять финансовые ресурсы целевого назначения на срок от 5 до 7 лет. Механизмами долгосрочного рефинансирования могут быть:

  • выкуп кредитных портфелей банков, состоящих из долгосрочных ссуд предприятиям несырьевого сектора;
  • предоставление субординированных депозитов с целью долгосрочного кредитования предприятий несырьевого сектора с обязательством последующего размещения на открытом рынке акций банка для погашения депозита;
  • предоставление целевых кредитов для долгосрочного финансирования предприятий под фиксированную процентную маржу, рассчитываемую от ставки рефинансирования.
        Источниками долгосрочного рефинансирования могут быть накопленные государством финансовые ресурсы (международные резервы Банка России, Фонд национального благосостояния, Резервный фонд). Они уходят за рубеж без существенной выгоды для страны и возвращаются к нам обратно в виде иностранных инвестиций и займов под высокие ставки. Замещение внешних кредитов и еврооблигаций, а также долгосрочный характер рефинансирования позволят избежать инфляционных последствий работы института развития.
        Аналогичный опыт имелся во многих развитых странах, когда внутренние источники финансирования не окрепли, а внешние еще не появились. По оценке Комитета Конгресса США по банковскому делу, специальные схемы долгосрочного рефинансирования использовались среди широкого круга стран, включая США, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Бельгию и др. Сегодня это уже развитые страны, и схемы давно не применяются, об их опыте редко вспоминают. Развитие внутренних механизмов долгосрочного рефинансирования позволит увеличить глубину и создать необходимые условия для увеличения оборотов рынка.
        Если говорить о микроэкономическом уровне, Москве предстоит двигаться в нескольких направлениях. По оценкам Economist Intelligence Unit, деловая окружающая среда в нашей стране находится на невысоком уровне. В общемировом списке 82 стран Россия занимает по этому показателю 58-е место, находясь между Индией и Пакистаном8. Городская инфраструктура пока не позволяет предоставить международным игрокам приемлемые условия ведения бизнеса, проигрывая по всем позициям: время в дороге от аэропорта до центра, предложение офисных площадей, цена аренды за метр офисной площади, проблема транспортных пробок, наличие гостиниц и оптико-волоконной связи. К примеру, по данным компании Cushman and Wakefield, Москва занимает 6-е место в мире по дороговизне аренды офисной площади. Впереди только Токио, Гонконг, Лондон, Мумбай и Париж9. Городская инфраструктура должна претерпеть существенную трансформацию, чтобы международные игроки захотели открыть здесь головные офисы.
        Налоговый режим для нерезидентов является одним из ключевых элементов регулирования в финансовом центре. Ради низких налогов иностранные игроки готовы вести бизнес даже в пустыне, как это мы наблюдаем в арабских странах. В России налогообложение операций с ценными бумагами не просто носит архаичный характер. Оно дискриминационно по отношению к нерезидентам (табл. 4). Владимир Путин, выступая в новом статусе Председателя Правительства РФ, обозначил формирование комфортного налогового режима на рынке ценных бумаг как одно из необходимых условий создания финансового центра10.
        Однако комфортный налоговый режим не может ограничиваться только ценными бумагами. По оценкам Всемирного банка и компании PricewaterhouseCoopers, совокупная налоговая ставка в России составляет 52%, занимая 130-е место в мире. В первую десятку по комфортности налогообложения (ставки налогов, число налогов, документация и пр.) входят известные Сингапур, Гонконг, ОАЭ (Дубай), Ирландия и др.11
        Исключительную роль играет совершенствование нормативно-правовой базы финансового центра. Наряду с внесением поправок и дополнений в законодательство о ценных бумагах, особую актуальность приобретает принятие федеральных законов об инсайдерской информации, секъюритизации активов, финансовых деривативах. Следует создать высокие стандарты корпоративного управления и раскрытия информации, соответствующие международным нормам.
        Наконец, извечная проблема - оптимизация инфраструктуры финансового рынка. Необходимо поддержать консолидацию финансовых институтов и внедрение современных систем расчетов. Речь идет о давно набивших оскомину потребностях - создании единой общероссийской торговой площадки, центрального депозитария, центрального регистратора и введении государственных гарантий по операционным рискам торгово-расчетной инфраструктуры. Пока отдельные интересы участников рынка идут вразрез с национальными интересами.
        Регулирование продолжает оставаться одной из немаловажных проблем, сдерживающих экономическое развитие. По международным оценкам, России необходимо приложить значительные усилия для улучшения регулирования. Как отмечают западные специалисты, "финансовое регулирование лучше в Западной Европе. США чрезмерно зарегулированы. Ближнему Востоку и России еще предстоит пройти длинный путь. Гонконг и Токио находятся на одном конкурентном уровне с Западной Европой"12. К счастью, руководство страны осознает задачу повышения эффективности регулирования. В недавнем выступлении (на утверждении в должности Председателя Правительства) Владимир Путин четко обозначил задачу: необходимо "упорядочить систему госрегулирования финансового рынка". В настоящее время одни и те же операции различных участников финансового рынка регулируются по-разному, что создает неравные конкурентные условия.
        Удивительно, но между регуляторами, отвечающими за различные участки финансового рынка, слабо налажено взаимодействие. Начиная с информационного обмена между Банком России и ФАС и заканчивая различным видением будущего финансового сектора ФСФР и Банка России, проблем взаимодействия достаточно много. Очевидно, что необходимо наладить между регуляторами тесную координацию. Наши ближайшие соседи по СНГ оказались на голову впереди России. В частности, в прошлом году Правительство Казахстана совместно с Национальным банком и Агентством по регулированию и надзору заключили Меморандум по вопросам финансовой стабильности. Меморандум определил принципы взаимодействия, задачи каждой стороны по обеспечению стабильности, процедуры взаимодействия и координации, политику минимизации отрицательных последствий возможных кризисов.
        Ничего подобного, к сожалению, у нас нет. Представляется целесообразным создать координационный механизм по регулированию финансового сектора и обеспечению финансовой стабильности. В его состав могут войти руководители Банка России, ФСФР, Минфина, ФАС, Администрации Президента РФ. Таким образом, произойдет институционализация взаимодействия и координации регуляторов. Координационный орган позволит заложить основы мегарегулятора, который может быть создан в отдаленном будущем, когда финансовый сектор будет к этому готов. Пока же координационный орган позволяет в гибкой форме произвести интеграцию финансового регулирования.
        Становление финансового центра не может быть результатом краткосрочной политической кампании. Это длительный общественно-политический процесс. Главенствующую роль в нем играют даже не городские, а национальные власти. Как показывает исторический опыт, развитие международных финансовых центров невозможно без целенаправленной поддержки правительства13. Большинство проблем, связанных со становлением финансового центра в Москве, носит системный характер и не может быть решено только на уровне города без участия федеральных властей и участников рынка.
        За рубежом к продвижению финансовых центров и поддержке их конкурентоспособности относятся весьма серьезно. Городские и национальные власти обращаются к известным компаниям (например, Нью-Йорк - к McKinsey, а Лондон - к Z/Yen Group) или создают специальные подразделения, отвечающие за развитие и оценку работы финансового центра. В Швейцарии им является Swiss Financial Center Watch, который образован совместно Швейцарским банковским институтом, Центром экономических исследований, Швейцарским федеральным институтом технологий и Университетом Цюриха. В них ведется целенаправленная работа по оценке привлекательности финансового центра (как правило, путем опросов), определению приоритетов развития, распределению ответственности и мониторингу результатов. В России необходима аналогичная система поддержки и развития финансового центра. Она должна не ограничиваться декларативной стратегией, а основываться на конкретной программе действий с распределением обязанностей между Правительством Москвы, государственными ведомствами и объединениями участников рынка. Пока Россия размышляет, 5 финансовыми центрами, которые вырвутся в ближайшее время в число лидеров, будут Дубай, Шанхай, Сингапур, Мальта и Пекин.

        E-mail автора: SMoiseev@mfpa.ru





  • Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    II ежегодная конференция "Компания-эмитент"
    Финансовый олимп
    Ставка на новые услуги
    Повышение эффективности и модернизация инфраструктуры - основные приоритеты
    Рынок акций телекоммуникационного сектора в 2008 г.
    Прекрасное далеко
    Динамика стоимости акций телекоммуникационных компаний с 2007 г.
    Системный подход АФК "Система"
    ЮТК: упор на перспективные услуги связи
    Северо-Западный Телеком: стабильный рост на конкурентном рынке
    Идем в ногу с рынком
    Создание МФЦ - взгляд НАУФОР
    Что нам стоит финансовый центр построить?
    Особенности размещения акций в ходе завершающего этапа реорганизации РАО "ЕЭС России"
    Оценка Сбербанка - DIY (Do It Yourself)
    IR для компаний малой и средней капитализации
    Корпоративное управление - залог успешного выхода на биржу
    Некоторые проблемы восстановления прав на акции
    Банковская гарантия - фикция или реальный способ обеспечения обязательств?
    Перспективы финансового рынка Приволжского Федерального округа

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100