Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Мещеряков Илья, Генеральный директор ООО "Альянс инвестиционного развития территорий"

  • Все статьи автора

Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2004-2008 гг.

Май 2008


    Складывающаяся конъюнктура рынка делает более актуальным привлечение заимствований региональными и местными органами власти в форме кредитов. Мы продолжаем отслеживать развитие рынка банковского кредитования региональных и местных органов власти, в том числе инвестиционного кредитования. Данная статья является продолжением мониторинга рынка муниципального и регионального кредитования, начатого в 2004 г.1

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

    Для того чтобы оценить развитие рынка кредитования региональных и местных органов власти и составить представление об основных его участниках, был проведен анализ оборотных ведомостей банков по счетам бухгалтерского учета (форма № 101).
    В соответствии с указанием Банка России от 27 марта 1998 г. №192-У "О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков" банки обязаны раскрывать информацию в форме оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации с указанием счетов 2-го порядка. Данная информация может быть либо опубликована централизованно на сайте Центрального банка, либо предоставлена по отдельным запросам заинтересованным лицам. Практически все крупные и средние банки раскрывают данную информацию через сайт ЦБ РФ.
    В декабре 2006 г. Центральный банк выпустил Письмо "О раскрытии информации кредитными организациями", в котором напомнил банкам о существовании Указания № 192-У. Вследствие этого круг организаций, давших согласие на раскрытие информации по форме № 101, в течение 2007 г. существенно расширился.
    Рынок муниципального кредитования оценивался на основании анализа динамики входящих остатков на счетах 44201, 44202, 44203, 44204, 44205, 44206, 44207, 44208, 44209, 44210 с января 2004 по март 2008 г.
    Для того чтобы сравнить рынок муниципального кредитования с рынком кредитования негосударственных коммерческих организаций, была проанализирована динамика входящих остатков на счетах 45201, 45203, 45204, 45205, 45206, 45207, 45208, 45209 за тот же период.

ДИНАМИКА РЫНКА

    На рис. 1 представлена сравнительная динамика двух рассматриваемых рынков в относительном выражении и текущих ценах.
    С 2004 по 2008 г. рынок коммерческого кредитования рос экспоненциально - с 1,8 трлн руб. в начале 2004 г. до 8,3 трлн руб. в марте 2008 г. - на 40-50% в год. С марта 2007 г. по март 2008 г. темп прироста рынка составил 55%.
    Объем рынка кредитования региональных и местных органов власти характеризуется сезонными колебаниями. В начале 2004 г. объем рынка составил 47,9 млрд руб. С марта 2007 г. по март 2008 г. рынок вырос с 88,4 млрд до 114,6 млрд руб., т. е. на 26,1 млрд руб. При этом прирост объема кредитов, предоставленных ВТБ, составил 29,4 млрд руб.

УЧАСТНИКИ РЫНКА И ПОВЕДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ

    На рис. 2 показана структура наиболее значимых участников рынка коммерческого кредитования. Доли банков рассчитывались на основе среднего значения по счетам 442 и 452 за 2004-2007 гг.
    Наибольшая доля на рынке коммерческого кредитования приходится на Сбербанк (32,2%). ВТБ занимает второе место и только 5,87% рынка. Доля остальных участников равняется от 5% до нескольких сотых процента.
    Обращает на себя внимание постепенное сокращение доли первой пятерки банков.
    Как складывается ситуация на рынке регионального и муниципального кредитования, показано на рис. 3-6. Кредиты регионам и муниципалитетам предоставляет меньшее количество банков.
    За последнее время концентрация рынка существенно увеличилась в пользу ВТБ. По данным на март 2007 г., ВТБ принадлежало 30% рынка, сейчас этот показатель увеличился до 46%. Роль ВТБ на этом рынке постепенно становится идентичной роли Сбербанка на рынке коммерческого кредитования.
    Доля ВТБ24, составлявшая в 2006 г. около 10% рынка, в 2007 г. уменьшилась до уровня 2004 г.
    Одновременно с ростом объемов кредитования ВТБ на рынке появились новые игроки: Райффайзенбанк, общий объем предоставленных кредитов (на март 2008 г.) - 3 млрд руб., МИНБ - 2,3 млрд руб., Транскредитбанк - 2 млрд руб., Оргрэсбанк - 1,3 млрд руб. Перечисленные банки имеют хороший доступ к долгосрочному фондированию (например, Райффайзенбанк или Оргрэсбанк) и разветвленную сеть офисов. Повышение активности Райффайзенбанка обусловлена переходом в компаниию профильной команды из ВТБ.
    Если говорить о банках, не входящих в первую десятку, то сложившуюся картину определяют отношения банков с 1-3 клиентами - органами власти.
    Как мы видим, обратить на себя внимание сегодня способны совершенно незначительные, по сравнению с необходимыми средствами инвестирования общественной инфраструктуры, объемы кредитования.
    Цель изучения рынка муниципального и регионального кредитования - оценить ситуацию с привлечением администрациями среднесрочных и долгосрочных кредитов на развитие общественной инфраструктуры. Банковский кредит - наиболее простой способ привлечения средств.
    На рис. 7 показана динамика объема предоставления кредитов региональным и муниципальным органам власти на срок от 1 до 3 лет. Отдельно выделено 5 банков - Внешторгбанк, РОСБАНК, ВТБ-24, Банк Москвы, МИНБ - наиболее крупных игроков на рынке 2 года назад.
    Сегодня ситуация изменилась. На рис. 8 представлены крупнейшие банки на рынке среднесрочного муниципального и регионального кредитования (от 1 до 3 лет) на март 2008 г. Обращает на себя внимание доля ВТБ.
    С декабря 2007 по март 2008 г. объем кредитов, выданных ВТБ на срок от 0,5 до 1 года, сократился на 11,6 млрд руб., а объем кредитов, выданных на срок от 1 до 3 лет, возрос на 21,5 млрд руб. Ключевую роль в этом сыграло рефинансирование кредитов, выданных ВТБ Московской области, а также привлечение областью у ВТБ новых кредитов. Указанная доля ВТБ - следствие кредитной политики одного региона.
    Всего Московская область намеревается привлечь в 2008 г. кредитов на сумму 36,8 млрд руб. и погасить на 34,1 млрд руб. Общий объем планируемых областью кредитов составит 71,1 млрд руб., или 43,5% от объема долга.
    Если говорить об остальных кредитах, предоставленных городам и регионам России банками, за исключением ВТБ, на срок от 1 до 3 лет, то их объем насчитывает 7,9 млрд руб. На эти средства можно построить, например, около 100 км автомагистрали. В масштабах России таких объемов кредитования явно недостаточно.
    Отметим, что в данной статье не рассматриваются кредиты, предоставленные городам и регионам международными финансовыми организациями, прежде всего МБРР и ЕБРР.
    Объем заемных средств, выделенных на срок свыше 3 лет, за год сократился на 10% и составил всего 573 млн руб. Кредиты, выданные региональным и местным органам власти на срок свыше 3 лет, вошли в структуру портфеля всего 13 банков, том числе татарского "АК БАРСа" - 263,7 млн руб. и ВТБ - 100 млн руб.

СТРУКТУРА КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ

    Рассмотрим структуру кредитного портфеля, представленную на рис. 9. Очевидно, что региональным и местным органам власти банки склонны предоставлять более короткие кредиты, чем негосударственным коммерческим организациям. При этом доля кредитов на срок от 0,5 до 1 года, предоставленных органам власти, увеличивается при одновременном уменьшении более коротких кредитов.
    С некоторой долей условности можно предположить, что кредиты сроком не более 1 года выдаются на покрытие кассовых разрывов, а на срок более 1 года - с целью вложения в основные средства.
    Сумма заимствований, выданных банками негосударственным коммерческим организациям на срок от 1 до 3 лет, за прошедший год увеличилась на 51% - до 2,2 трлн руб.
    Объем аналогичных кредитов городам и регионам возрос на 89% - с 19,7 млрд до 37 млрд руб., преимущественно за счет заимствований Московской области.
    Объем кредитов, выданных коммерческим организациям на срок свыше 3 лет, с марта 2007 по март 2008 г. увеличился в 2 раза - с 1 трлн до 2,2 трлн руб.
    В то же время объем денежных средств, предоставленных городам и регионам на срок свыше 3 лет, с января 2004 по март 2007 г. уменьшился со 2,8 до 0,6 млрд руб.
    Еще 2 года назад объем кредитов на срок свыше 3 лет, полученных региональными и местными органами власти, был в 400 раз меньше объема кредитов, предоставленных на тот же срок негосударственным коммерческим организациям. Год назад этот разрыв увеличился до 1600 раз, сегодня этот показатель составляет 3500 (!).
    Становится все более очевидным, что отсутствие долгосрочных пассивов не является главной причиной отсутствия рынка долгосрочного кредитования городов и регионов (рис. 9).

ВЫВОДЫ

    Не только международные финансовые институты, но и российские банки могут выдавать городам и регионам кредиты на длительный срок. Такие кредиты нужны в первую очередь для модернизации и развития общественной инфраструктуры.
    Тем не менее, несмотря на то, что многие проекты строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства коммерчески привлекательны, рынок среднесрочного и долгосрочного кредитования для российских банков отсутствует. И эта ситуация усугубляется.
    Причины тому те же, что были год или два года назад: недостаточное количество и качество проектных предложений со стороны предприятий коммунального хозяйства, региональных и местных администраций, значительные риски, связанные с такими проектами и неумение их снижать. Сегодня государство пытается стимулировать подготовку проектных предложений муниципалитетами и предприятиями городского и коммунального хозяйства. Например, в соответствии с Законом РФ № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" коммунальные предприятия должны разрабатывать инвестиционные программы, а муниципальные образования - программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

    E-mail автора: info@budgetinvest.ru


Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Один день с ОАО "Специализированный депозитарий "ИНФИНИТУМ""
Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования
Инфраструктура рынка ценных бумаг. Мнение регистратора
Качество российской инфраструктуры рынка ценных бумаг недооценено
Прививка от вируса
Стратегические карты открывают новые возможности
Фондовый рынок Украины в начале XXI в.: состояние и тенденции развития
Закон Украины "Об акционерных обществах"
Аналитический обзор рынка совместного инвестирования Украины в 2007 г.
Частный взгляд на доклад ФСФР "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008- 2012 гг. и на долгосрочную перспективу"
Деньги на игру (инвестиционные стратегии в индустрии развлечений и досуга)
Развитие в противостояние кризису
Глобальный взгляд на российский рынок субфедеральных займов
Биржевое и внебиржевое обращение субфедеральных и муниципальных облигаций: итоги 2007 г. и I кв. 2008 г.
Регионы России в 2007 г.: рейтинги соответствуют результатам
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2004-2008 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100