Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Проклов Александр, Группа международных государственных финансов Moody's Investors Service

  • Все статьи автора
  • Висконти Массимо, Группа международных государственных финансов Moody's Investors Service

  • Все статьи автора

Регионы России в 2007 г.: рейтинги соответствуют результатам

Май 2008


    В 2007 г. ситуация с российскими субфедеральными финансами была позитивной, несмотря на кризисные явления на мировых финансовых рынках, проявившиеся осенью-зимой прошлого года. Основными положительными тенденциями, отмеченными агентством Moody's, стали продолжение роста текущих доходов региональных бюджетов, расширение капитальных расходов и стабильность показателей текущего бюджетного баланса, а также низкая долговая нагрузка большинства бюджетов. Существенный рост текущих затрат (в связи с повышением зарплат в бюджетной сфере) пока не оказал заметного влияния на расходы бюджета в целом. Однако позитивные изменения бюджетных показателей по-прежнему нейтрализуются достаточно низким уровнем ВРП на душу населения, а также значительной концентрацией налоговых доходов на экспортно-ориентированных предприятиях, работающих на чрезвычайно изменчивых сырьевых рынках. По мнению Moody's, прогноз для рейтингов субъектов РФ в целом стабильный. Однако дальнейшее улучшение бюджетных показателей в сочетании с умеренной долговой нагрузкой и экономической ситуацией на региональном уровне способны повысить рейтинги некоторых субъектов РФ. В статье рассматриваются только данные по 18 субъектам РФ, рейтингуемым агентством, без учета информации по муниципальным образованиям и эмитентам, связанным с правительством.

ПОКАЗАТЕЛИ ТЕКУЩЕГО БАЛАНСА БЮДЖЕТА

    Данные показатели имеют важное значение при анализе кредитных рисков, поскольку позволяют оценить "запас прочности" бюджетов - способность покрыть текущие расходы, не прибегая к заимствованиям1. Отношение валового текущего баланса к текущим доходам бюджета составило в 2007 г. 16,3% по сравнению с 17,4% в 2006 г., в то время как отношение баланса до обслуживания долга к текущим доходам составило 16,9% в минувшем году к 18,1% в 2006 г. соответственно (рис. 1).
    Основной причиной, обусловившей сохранение текущего баланса почти на прежнем уровне, стал продолжившийся в 2007 г. рост налоговых доходов всех субъектов РФ, имеющих рейтинг Moody's. Хотя разброс этих показателей находится в диапазоне от 7,2% (Республика Коми) до 63,1% (Москва), в целом по 18 субъектам РФ рост налоговых доходов составил 29,5%, что намного превышает показатель инфляции, зафиксированный в прошлом году на уровне 11,9%. Однако необходимо отметить, что в налоговых доходах за 2007 г. учтены платежи в бюджет Москвы по задолженности по налогу на прибыль компании "ЮКОС", которые затем были переданы в федеральный бюджет. Без учета этих показателей рост налоговых доходов бюджета Москвы и в целом анализируемых нами региональных бюджетов составил около 27%, а наибольшими темпами росли показатели Московской области - на 41,7%.
    Moody's отмечает, что в 2006 г. рост налоговых доходов был выше - 33,5%; однако он отчасти отражал перераспределение налоговых доходов между муниципальными и региональными бюджетами в пользу последних в соответствии с муниципальной реформой. Поскольку в 2007 г. большая часть субъектов РФ уже осуществила указанное перераспределение, то на темпы роста налоговых доходов влияли лишь экономически обусловленные факторы: улучшение финансового положения предприятий и опережающий по сравнению с инфляцией рост доходов населения.
    Показатели текущего баланса бюджета были высокими не у всех субъектов РФ, рейтингуемых агентством. В частности, наименьшие данные текущего баланса бюджета продемонстрировали Московская (1,4%), Омская (4,4%), Вологодская области (4,9%) и некоторые другие регионы. Такие низкие показатели частично обусловлены значительной долей капитальных трансфертов муниципалитетам, которые в связи с особенностями российской бюджетной отчетности отражаются в текущих расходах, тем самым увеличивая их. Однако это не единственный фактор, и показатели текущего баланса упомянутых субъектов Федерации остаются низкими уже не первый год. К обстоятельствам, оказывающим существенное влияние на операционные расходы регионов, относится в первую очередь быстрый рост заработных плат, выплат по социальным пособиям (существенная часть которых представляет собой федеральные целевые средства), а также других видов текущих расходов. При этом необходимо отметить, что, хотя явные расходы на заработную плату и социальные выплаты населению выросли в 2007 г. не столь заметно (до 32,9% от текущих расходов региональных бюджетов по сравнению с 27,6% в 2006 г.), на данные цели также направляется значительная часть трансфертов муниципалитетам. Таким образом, реальная доля этих расходов заметно выше, но, к сожалению, точно оценить ее не представляется возможным.
    Следует отметить, что заработные платы, социальные пособия и трансферты муниципалитетам - это виды расходов, которые подлежат сокращению в последнюю очередь и являются негибкими с точки зрения обслуживания долга. Кроме того, темпы увеличения зарплаты в бюджетном секторе определяются решениями не только правительств субъектов Федерации, но и федерального центра, что снижает прогнозируемость данных расходов, особенно в условиях высокой инфляции. В связи с этим Moody's полагает, что необходимость индексации заработных плат и социальных пособий в сочетании с замедлением роста налоговых доходов способна оказать ощутимое влияние на текущий баланс бюджета.

ДИНАМИКА КАПИТАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

    Еще одной важной тенденцией 2007 г. стал существенный рост капитальных расходов - 29,8% по отношению к 2006 г. Хотя наиболее масштабное увеличение в абсолютном выражении пришлось на Москву и Санкт-Петербург, в относительном выражении самые высокие показатели продемонстрировали такие регионы, как Нижегородская область (практически в 3 раза), Челябинская область (в 2,4 раза), а также Удмуртская Республика и Красноярский край (примерно на 90%). Такой значительный рост отражает необходимость финансирования назревших инфраструктурных расходов на строительство дорог, жилья, объектов социальной сферы, а также в ряде регионов на строительство газопроводных и водопроводных сетей. При этом источниками, за счет которых финансируются новые капитальные расходы, выступают как рост налоговых доходов, так и расширение заимствований.
    Фактором, влияющим на повышение капитальных расходов региональных бюджетов, становится рост целевых капитальных субсидий, предоставляемых регионам федеральным правительством. Часть таких субсидий направляется на финансирование инфраструктурных проектов в рамках федеральных адресных инвестиционных программ; другая часть средств (и достаточно существенная) предоставляется конкретным регионам под индивидуальные проекты. Из 4 вышеперечисленных регионов значительные целевые капитальные трансферты получили Красноярский край (в рамках программы объединения с округами) и Удмуртская Республика (на подготовку юбилея вхождения в состав России). С учетом амбициозных планов Правительства России по развитию сети автомобильных дорог и строительству доступного жилья можно предположить, что объем целевых субсидий региональным бюджетам по этим направлениям в ближайшие годы увеличится.
    В то же время сдерживающее влияние на капитальные расходы в среднесрочной перспективе может оказать сочетание повышения текущих расходов, неизбежного в условиях высокой инфляции, и сокращения темпов роста налоговых доходов, возможного после смены цикла на мировых сырьевых рынках. Падение мировых цен на нефть, газ, сталь и цветные металлы, добыча или производство которых играют очень важную роль в экономиках ряда регионов России, рейтингуемых Moody's, способно негативно отразиться на их бюджетах. Кроме того, падение мировых цен на сырье и металлы может повлечь общее замедление экономического роста в стране и привести к снижению темпов роста бюджетов регионов с диверсифицированной и ориентированной на внутренний рынок экономикой. Конечно, в этих условиях необходимо, чтобы правительства субъектов РФ продолжали проводить сдержанную и последовательную бюджетную политику, особенно в отношении текущих расходов.

ПОКАЗАТЕЛИ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ

    Свидетельством того, что текущие инфраструктурные потребности в 2007 г. были покрыты за счет собственных источников и федеральных программ, стала стабильно низкая долговая нагрузка: если в 2006 г. отношение общего долга к совокупным доходам бюджетов рейтингуемых регионов составляло 12,6%, то в прошлом году этот показатель уменьшился до 11,5%. Отношение прямого долга к текущим доходам было еще ниже - 9,9% в 2007 г. по сравнению с 10,9% в 2006 г. (рис. 2).
    Вместе с тем объем заимствований несколько вырос: если суммарный прямой долг по 18 субъектам РФ по итогам 2006 г. составлял 185,4 млрд руб., то на конец минувшего года - уже 216,9 млрд руб. Значительная часть увеличения долга пришлась на несколько субъектов РФ, являющихся крупными эмитентами рублевых облигаций, в частности на Московскую и в меньшей степени на Самарскую области. Предполагается, что Московская область, реализующая амбициозные инфраструктурные проекты, станет по итогам 2008 г. крупнейшим эмитентом в России, опередив по объему долга Москву. При этом несколько субъектов РФ, напротив, существенно сократили свой прямой долг, в частности продолжили погашение своих облигаций Санкт-Петербург и Красноярский край.
    Одной из причин низких объемов заимствований во второй половине 2007 г. стал кризис ликвидности на мировых финансовых рынках, совпавший с ростом инфляции и выразившийся в повышении ставок на внутреннем рынке уже осенью прошлого года. В этих условиях несколько субъектов РФ предпочли воздержаться от размещения облигаций и отложить эмиссии до улучшения условий заимствований. Однако возможно, что нынешнее увеличение ставок по региональным облигациям следует рассматривать как долгосрочный процесс - кризис ликвидности вряд ли скоро закончится, а в этих условиях конкуренция за внутренние ресурсы на российском финансовом рынке будет расти. Хотя региональные облигации рассматриваются российскими банками как надежный актив, расширение их предложения в 2009-2010 гг. способно вызвать ухудшение условий заимствования, ведь в тот же период стоит ожидать и увеличения предложения облигаций и со стороны эмитентов корпоративного и банковского секторов.

СИТУАЦИЯ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ

    После периода неустойчивости, вызванной реализацией налоговой и муниципальной реформы в 2000-2006 гг., институциональная среда на субфедеральном уровне стабилизировалась. Распределение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, законченное в 2005 г., сделало межбюджетные отношения более предсказуемыми для региональных администраций, особенно в сфере так называемых нефинансируемых социальных пособий и выплат, предусматривавшихся ранее федеральным законодательством. Практически завершенное распределение полномочий между субъектами РФ и муниципалитетами, проходившее в различных регионах разными темпами, также повысило прогнозируемость системы межбюджетных отношений. Кроме того, согласно Бюджетному кодексу РФ передаваемые на другой уровень бюджета обязательства должны сопровождаться адекватным финансированием.
    Распределение налоговых доходов, играющих существенную роль в доходах бюджетов субъектов РФ, закреплено на долгосрочной основе в Бюджетном и Налоговом кодексах, изменения в которых могут быть осуществлены только Госдумой РФ. Это ограничивает для федеральных властей возможности вносить изменения в распределение налогов между уровнями бюджетов. Важной новацией 2007 г. стало принятие 3-летнего федерального бюджета, в котором прописаны объемы федеральных дотаций на бюджетное выравнивание и некоторых других видов трансфертов на 3 года вперед, что повышает прогнозируемость межбюджетных доходов региональных бюджетов. Кроме того, более понятными становятся объемы тех нераспределенных трансфертов, которые центральное правительство предполагает направлять субъектам РФ в среднесрочной перспективе. Следуя федеральной бюджетной политике, значительная часть рейтингуемых агентством субъектов РФ также перешла на 3-летние бюджеты, что повышает предсказуемость текущих расходов бюджета и позволяет более точно оценить предельную долговую нагрузку, которую готовы принять на себя субъекты РФ в среднесрочной перспективе.
    Moody's отмечает также, что гибкость доходов субъектов РФ по-прежнему ограничена, поскольку региональные налоговые доходы (налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на игорный бизнес) составляют лишь малую часть их доходов и ограничены национальным законодательством. Как правило, ставки региональных налогов находятся на максимальном уровне, причем доля этих налогов в общем составе налоговых доходов региональных бюджетов остается стабильно низкой.
    Необходимо обратить внимание также на некоторые дополнительные риски, которые пока не очевидны, но способны проявиться в среднесрочной перспективе. В частности, последние перемены в руководстве страны и возможные перестановки в правительстве могут обусловить изменение подходов к предоставлению регионам федеральных трансфертов, особенно на инфраструктурные нужды. Кроме того, не исключена смена руководства некоторых субъектов РФ, что может сказаться на проводимой ими бюджетной и долговой политике.

КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ ОБЪЕДИНЕННЫХ СУБЪЕКТОВ РФ

    Важными событиями последних лет, фактически завершившимися в 2007 г., стали объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, а также Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского АО. Moody's отмечает, что в переходный период существовали некоторые риски, связанные с возможностью увеличения расходов бюджетов вновь образованных субъектов, а также с возможностью возникновения дополнительной долговой нагрузки. Однако указанные риски не реализовались, в том числе благодаря сохранению федеральных дотаций на бюджетное выравнивание и предоставлению дополнительных федеральных средств на инфраструктурные проекты во вновь образованных субъектах РФ. В дальнейшем объемы федеральной финансовой помощи, так или иначе связанной с программами по объединению субъектов РФ, будут сокращаться. Но, по мнению Moody's, это вряд ли приведет к существенному ухудшению основных бюджетных показателей Пермского и Красноярского краев, поскольку оба региона проводят достаточно сдержанную бюджетную политику в сфере текущих расходов и имеют на конец 2007 г. значительную накопленную ликвидность. Тем не менее в будущем агентство планирует по-прежнему обращать особое внимание на перспективы объединения регионов России и на то, какие отдаленные последствия может иметь это процесс.

ПРОГНОЗ РЕЙТИНГОВ ДЛЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ И МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

    По оценке Moody's, рейтинговый прогноз для субъектов РФ остается стабильным. Финансовая ситуация в целом находится под контролем, что подтверждается сравнительно низкими потребностями в рефинансировании, адекватными остатками на счетах, а также низким или умеренным уровнем долга. Хотелось бы отметить, что стабилизация межбюджетных отношений также должна сказаться на повышении предсказуемости доходов субъектов Федерации. Отмеченные позитивные результаты не означают, что в России невозможны отдельные случаи дефолтов; напротив, учитывая значительное число рейтингов, по-прежнему находящихся в спекулятивной части шкалы (см. таблицу), такие случаи возможны. В то же время позитивные решения относительно позиций отдельных регионов также возможны, что будет в основном определяться индивидуальными показателями развития этих субъектов РФ.
    В связи с этим агентство намерено уделять особое внимание мониторингу потребностей регионов в рефинансировании своего долга в 2008-2009 гг., а также объемам ликвидности, имеющимся в распоряжении региональных правительств. Операционная среда, в которой находятся субъекты РФ, также продолжит играть важную роль в процессе оценки. При этом улучшение макроэкономических и институциональных показателей на уровне страны само по себе вряд ли способно обусловить изменение рейтингового прогноза для регионов и муниципалитетов. Необходимо, чтобы соответствующие улучшения имели место и на региональном уровне.




Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Один день с ОАО "Специализированный депозитарий "ИНФИНИТУМ""
Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования
Инфраструктура рынка ценных бумаг. Мнение регистратора
Качество российской инфраструктуры рынка ценных бумаг недооценено
Прививка от вируса
Стратегические карты открывают новые возможности
Фондовый рынок Украины в начале XXI в.: состояние и тенденции развития
Закон Украины "Об акционерных обществах"
Аналитический обзор рынка совместного инвестирования Украины в 2007 г.
Частный взгляд на доклад ФСФР "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008- 2012 гг. и на долгосрочную перспективу"
Деньги на игру (инвестиционные стратегии в индустрии развлечений и досуга)
Развитие в противостояние кризису
Глобальный взгляд на российский рынок субфедеральных займов
Биржевое и внебиржевое обращение субфедеральных и муниципальных облигаций: итоги 2007 г. и I кв. 2008 г.
Регионы России в 2007 г.: рейтинги соответствуют результатам
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2004-2008 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100