Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Рейнгольд Елена, Директор департамента комплексного консалтинга ЗАО "КГ "РОЭЛ Консалтинг", канд. экон. наук

  • Все статьи автора
  • Соловьева Виктория, Ведущий консультант ЗАО "КГ "РОЭЛ Консалтинг", канд. техн. наук

  • Все статьи автора

Деньги на игру (инвестиционные стратегии в индустрии развлечений и досуга)

Май 2008


    "Хлеба и зрелищ!" Со времен римской империи эти слова сатирика Ювенала воспринимаются как символическое выражение интересов народных масс. Согласно антропологической теории социальные условия не оказывают существенного влияния на природу человека. И потребности людей во вкусной пище и нескучном проведении свободного времени актуальны всегда. Россияне - люди увлекающиеся и с ростом благосостояния готовы тратить все больше денег на свои увлечения. Развлечения - первоочередной объект вложения свободных средств, и когда потребности в различных товарах и продуктах удовлетворены, то интерес потребителей смещается в сторону развлекательного сектора.

ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ДИНАМИКЕ

    Индустрия досуга - это парки развлечений; развлекательные зоны в торговых центрах (кинотеатр, детский городок, боулинг, бильярд, аттракционы, дискотека, фуд-корт, фитнес-клуб и пр.); специализированные развлекательные центры (кино, дискотека, боулинг, бильярд, игровой центр, каток, роллердром, керлинг, спортивный бар и т. д.).
    Размещение досуговой инфраструктуры в торговых комплексах закономерно, так как напрямую связано с ростом торгово-развлекательных центров (ТРЦ). Усиление конкуренции на рынке торговой недвижимости вызывает активный поиск девелоперами разнообразных способов привлечения посетителей в торговые центры. Как правило, это концептуальные решения по развитию развлекательной зоны, обеспечивающей дополнительный приток посетителей.
    Предпринимательские идеи, нацеленные на привлечение потока желающих отдохнуть и развлечься, реализуются путем как создания комплексной сбалансированной зоны развлечений (парки развлечений), так и продвижения важнейших объектов интереса/"якорей" (кино, боулинг и др.), дополненных реализацией других игровых и развлекательных услуг (аттракционы, игровые автоматы, питание, бар и др.), что позволяет генерировать дополнительные денежные потоки.
    Индустрия развлечений и досуга - динамично растущий сегмент бизнеса и в мире, и в России. По оценкам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, сектор индустрии развлечений и медиа (Entertainment & Media) весьма динамичен - по прогнозу темпы роста до 2011 г. составят не менее 5-6% ежегодно (табл. 1, 2). Тенденциями глобальных рынков парков развлечений и отдыха, игорного бизнеса являются: рост доли концептуальных комплексов, объединение торговых и развлекательных направлений в единую развлекательную инфраструктуру.
    В настоящее время в России индустрия развлечений и досуга переживает бум, резкая динамика роста этого рынка обычна для развивающихся стран. Основными факторами роста рынка являются повышение благосостояния населения, интерес к здоровому образу жизни, распространение гедонистических ценностей в обществе, бурное развитие крупных торговых центров.
    При оценке рынка необходимо учитывать, что емкость российского рынка развлечений нельзя оценивать по западным стандартам вследствие сохраняющейся разницы в структуре расходов семейного бюджета: россияне тратят на продукты около 1/3 доходов, в то время как европейцы - лишь 12-15% от своего бюджета.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК РАЗВЛЕЧЕНИЙ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

    Индустрию развлечений можно отнести к "раздробленным отраслям". Она состоит из множества мелких и средних предприятий, ни одно из которых не играет решающей роли в общем объеме продаж отрасли.
    Как и в других отраслях, по мере накопления капитала и усиления конкуренции задача максимизации прибыли за счет получения экономии от масштаба обусловливает концентрацию капитала следующими способами:
    1) путем централизации и укрупнения: горизонтальная интеграция - создание корпоративных, ассоциативных и франчайзинговых сетей;
    2) путем проникновения в другие отрасли: вертикальная интеграция и диверсификация - межотраслевая (торговля + питание + развлечения) и внутриотраслевая (торговля + упаковка + кулинария), а также иные форматы в рамках одной компании.
    Рынок развлечений в настоящее время четко сегментирован: есть компании, занимающие существенные доли в своих сегментах (большинство не занимает свыше 5% сегмента рынка), при этом отсутствуют игроки, которые занимали бы больше 1% рынка в целом. Самым крупным игроком в сегменте кинопоказа является компания "Каро-фильм", на долю которой приходится около 10% рынка по количеству кинозалов и до 20% в денежном выражении.
    По итогам 2006 г. рынок развлечений был насыщен менее чем на 25%. В 2007-2008 гг. он вошел в интенсивную фазу развития и начал быстро консолидироваться. Ведущую роль в его концентрации играют сетевые компании. Пока на рынке есть место для новых независимых игроков, но через 2-3 года конкуренция за потребителя ослабнет. Рынок приблизится к насыщению, и начнется его концентрация путем слияний и поглощений.
    Оптимальным вариантом выхода на рынок через 3-4 года будет только франчайзинг. Для сетевых игроков франчайзинг является наиболее подходящей формой тиражирования брэнда. Быстрый рост сетей потребует больших инвестиций и организационных затрат, особенно для удаленных регионов.
    Рынки регионов, в особенности города с численностью до 500 тыс. человек, имеют большой потенциал для строительства ТРЦ и прихода операторов развлечений, что вызвано дефицитом культурно-досуговой инфраструктуры и повышением уровня доходов населения.
    По мнению экспертов, наиболее перспективен формат мультифункционального развлекательного центра с качественным набором развлекательных услуг и высоким уровнем сервиса, что обеспечивает наибольший охват целевой аудитории и рост доходов оператора.
    Основные игроки по сегментам рынка развлечений и досуга с оценкой перспектив каждого рынка представлены в табл. 3.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА

    Основные тенденции в сфере развлекательных услуг на ближайшие 2-3 года будут следующие:

  • предпочтительное размещение на арендованных площадях в ТРЦ в качестве "якорного" арендатора;
  • активное развитие сетей в регионах, близость к насыщению рынка в столицах и городах-миллионниках;
  • образование и расширение сетевых структур; рост сетей за счет открытия новых объектов, а не покупки действующих региональных игроков;
  • создание альянсов операторами разных развлекательных услуг и девелоперами, активный приток в отрасль новых игроков из смежных сегментов (девелопмент, общепит);
  • организация девелоперами собственных операторов развлекательной зоны из-за недостатка качественных предложений профильных операторов развлечений;
  • постепенное вытеснение несетевых игроков, которые практически не могут получить для своих объектов площади и выгодные арендные ставки в ТРЦ;
  • активный запуск комплексных зон развлечений в составе ТРЦ с постепенным закрытием клубов, сфокусированных на одном виде развлечений;
  • предоставление комплекса развлекательных услуг одним оператором;
  • создание очерченных форматов и концепции для развлекательных комплексов;
  • закрытие неудачных объектов из-за низкой рентабельности и проблем с посещаемостью;
  • разработка и продвижение новых идей в области развлечений, стимулирование спроса на нестандартные развлекательные услуги;
  • стандартизация и автоматизация управления процессами;
  • повышение сроков окупаемости и снижение рентабельности проектов;
  • устранение дефицита квалифицированного персонала;
  • сокращение предложений премиум-сегмента и активное развитие среднего сегмента, обеспечение основного прироста рынка за счет увеличивающегося среднего класса - активных и успешных молодых людей до 35 лет;
  • смещение развлекательных центров из центра города в спальные районы и на периферию с большой проходимостью (сначала в крупных городах, а потом и средних);
  • расширение ассортимента, повышение качества услуг и комфорта для клиентов;
  • создание холдингов в определенном сегменте (общепит, фитнес) с несколькими форматами и сетевыми концепциями, ориентированными на разные ниши.
        Бизнес по предоставлению развлекательных услуг организуется в следующих основных форматах:
  • отдельные развлекательные клубы, фокусирующиеся на одном сегменте развлечений или предоставляющие комплексные развлечения;
  • сетевые операторы отдельного сегмента развлечений (детские игровые сети - Star Galaxy, Crazy Park, боулинг-клубы "Сити боулинг", "Космик", киносети "Каро-фильм", "Формула кино");
  • управляющая компания сети комплекса развлечений, охватывающего все сегменты развлечений (УК "Планета развлечений" - боулинг, фуд-корт, детская зона, кинотеатр; УК "Инвесткинопроект" - боулинг-центр, фуд-корт, многозальный кинотеатр + детская зона - сетевой оператор Game Zona);
  • единая управляющая компания в альянсе с партнерами (УК "Планета развлечений" и Dvi Group в области кинопоказа);
  • управляющая компания девелопера для всей развлекательной зоны в ТРЦ (УК "Русский кинопрокат" в сети развлекательных комплексов "Кино&Domino").

    СТОИМОСТЬ "ВХОДА" В БИЗНЕС И РИСКИ

        Сдерживающим фактором для появления новых игроков является высокий порог участия для серьезных проектов, т. е. необходимость значительных капитальных затрат. Однако низкие эксплуатационные издержки, особенно нового оборудования, и быстрая окупаемость при грамотном управлении развлекательным центром делают эту инвестиционно привлекательной.
        Стоимость вхождения в индустрию досуга и развлечений может составить и 3-5 тыс. долл. (одиночные несложные аттракционы), и 2-3 млн долл. (боулинг-клуб) и десятки миллионов (крупные парки с зоной аттракционов, искусственными водоемами, лесопарками и проч.) (табл. 4).
        Быстро окупаемые развлечения (до 12 мес.) - это, как правило, аттракционы/группы аттракционов со стартовыми вложениями до 20 тыс. долл. (табл. 5).
        Однако стоимость входа в бизнес - не единственный фактор для принятия решений. Помимо размера инвестиций и срока окупаемости, имеют значение факторы риска. В сегменте развлечений значимы риски: падение спроса, сезонность.
        Риск снижения спроса в сфере индустрии развлечений определяется предпочтениями потребителей. Мерами компенсации рисков является ориентация на диверсифицированный и обновляемый по мере необходимости продуктовый ряд. Нивелирование риска сезонности также производится диверсификацией. Например, для парков развлечений это сочетание открытой и закрытой частей парка, т. е. организация прогулочной зоны (аттракционы) и крытого комплекса (боулинг, картинг, мини-кинотеатр, кафе, игровые автоматы и др.).

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОВАРНЫХ ГРУПП

        Окупаемость бизнеса напрямую связана и со стоимостью оборудования, и с эффективностью товарных групп. При изучении альтернатив вложений средств надо принимать во внимание стоимость и характеристики оборудования, сопоставлять выручку и стоимость владения оборудованием (расходы на содержание техники, удобство или сложность в эксплуатации и проч.) т. е. все то, что влияет на отдачу и окупаемость.
        При строительстве одним оператором комплексной концепции общий срок окупаемости проекта увеличивается до 5 лет за счет большого срока для детского центра (4-6 лет) и кино (до 10 лет). На сокращение сроков окупаемости может повлиять прибыль от высокодоходных услуг (ресторанов, кафе), а также экономия на аренде, которая с учетом занимаемой арендатором большой площади может быть очень значительной.
        При рассмотрении возможности расширения ассортимента следует учитывать, что быстрее всего (как самостоятельный одиночный бизнес) окупаются прежде всего рестораны (1-2 года), боулинг (2-4 года), игровая зона (4-6 лет); самые "длинные" деньги - это инвестиции в кинотеатры (до 10 лет).
        Для оценки эффективности товарных групп может быть применен подход сопоставления инвестиций и маржинальной прибыли в разрезе продуктового ряда (маржинальная прибыль по продуктовым группам рассчитывается как выручка минус переменныe и прямыe расходы). В табл. 6 приведена сравнительная оценка на примере развлекательного комплекса площадью 1,5-2 тыс. кв. м.

    СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

        Для реализации бизнес-проектов важна четкая стратегия, учитывающая тенденции рынка:

  • направления развития;
  • стратегические альянсы;
  • взаимоотношения с конкурентами/партнерами;
  • взаимоотношения с девелоперами;
  • географию вхождения в регионы (для сетевых структур);
  • географию размещения в городе;
  • направления развития брэнда;
  • ассортиментно-ценовую политику.
        Составной частью общей стратегии является стратегия инвестирования, правильный выбор и реализация которой во многом определяют перспективы бизнеса. Существенными моментами стратегии инвестирования являются: источники инвестирования, их стоимость, доступность, реализуемость (срок), наличие существенных условий. В соответствии с этими критериями и следует сравнивать источники инвестирования (табл. 7).

        ПРИМЕРЫ ПЛАВНО РАЗВИТИЯ СЕТЕЙ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ В СЕГМЕНТЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ1

        При выборе способа финансирования необходимо учитывать текущую ситуацию на финансовом рынке. Из-за мирового финансового кризиса стоимость развития в связи с ростом арендных ставок, инфляцией зарплат, увеличением стоимости рекламы и ростом конкуренции существенно изменилась в большую сторону. Решением проблемы привлечения инвестиций может стать банковское кредитование (как правило, краткосрочное) или листинг на биржах, ведущий к привлечению значительных средств на развитие.

        Собственные средства
        В планах сети "Космик" - к 2010 г. увеличить количество своих центров до 43. Для реализации этих планов требуется 100 млн долл., частично это собственные деньги, а частично - сторонних инвесторов. Отмечается, что "диверсифицикация источников финансирования придаст компании финансовую устойчивость и позволит за относительно короткий срок аккумулировать значительную сумму денег".

        Частные инвесторы
        Владелец сети "Л'Этуаль" Максим Климов приобрел блокпакет сети центров отдыха "Созвездие развлечений". Сделка была закрыта 26 октября 2007 г. Некоторые участники рынка оценивают "Созвездие развлечений" более чем в 100 млн долл. "Созвездие развлечений" получает средства на развитие в совокупности с опытом успешного ритейлера. Преимущество привлечения непрофильного инвестора для "Созвездия развлечений" в том, что последний не будет вмешиваться в оперативное управление компанией. Инвестору же наличие блокпакета позволит отслеживать и контролировать основные направления развития бизнеса.

        Финансовые инвесторы, инвестиционные фонды, специализирующиеся на сегменте ритейла и развлечений
        В 2005 г. в апреле фонд Delta Private Equity Partners купил около 45% сети кафе "Прайм", а скандинавский инвестфонд Trigon Direct Investments - 85% петербургской сети кофеен "Идеальная чашка".
        В 2007 г. Renaissance Pre-IPO Fund за 7 млн долл. приобретает 25% акций компании "Плэжа Машин", развивающей сеть развлекательных центров Game Zona.
        В конце 2006 г. стало известно, что в развитие сети детских развлекательных центров Crazy Park не менее 15 млн долл. вложат фонд Russia New Growth, созданный на деньги "Тройки Диалог", ЕБРР и сингапурской Temasek. На декабрь 2006 г. было открыто 11 центров, а до конца 2007 г. их число планировалось увеличить до 30. Инвестиции составят 50 млн долл. В дальнейшем Russia New Growth планирует проводить в год по пять сделок по вхождению в капитал аналогичных компаний, пока не будут израсходованы все средства. Размер каждой сделки будет составлять 15-30 млн долл. Около 30% всего капитала фонд инвестирует в розничную торговлю, еще 30% - в финансовый сектор, 20% - в потребительские услуги и 20% - в производство потребительских товаров и логистику.
        Фонд Alfa Capital Partners приобрел 90% сетей трактиров "Елки-палки" и ресторанов "Маленькая Япония" у ресторатора Аркадия Новикова и его партнеров по бизнесу. По данным "Коммерсанта", ACP стала владельцем 90% ЗАО "Ланч", управляющего обеими сетями. "Ланч" был оценен примерно в годовую выручку, которая в 2007 г. составит около 70 млн долл. Почти одновременно господин Новиков продал сеть "Суши весла" вице-президенту ЛУКОЙЛа Сергею Кукуре примерно за 7,5 млн долл. Сейчас "Елки-палки" и "Маленькая Япония" включают 47 заведений в Москве и в регионах.

        Проектное финансирование - инвестиционный банковский кредит
        Объем инвестиций в первый проект ТРЦ сети "Кино&Domino" под управлением "Русского кинопроката" в Челябинске составил 14,5 млн долл. (планировалось 12,3 млн долл., площадь 14 тыс. кв. м), в Пензе (7 тыс. кв. м) инвестор вложит 8,7 млн долл., а в Оренбурге (10 тыс. кв. м) - чуть больше 10 млн долл. Для открытия развлекательных центров "Русский кинопрокат" использует только заемные средства. В частности, первый проект профинансировал Альфа-банк, предоставивший компании кредит на стандартных условиях. Под каждый конкретный проект "Русский кинопрокат" создает стопроцентную "дочку", а затем доли в ней передаются стратегическим инвесторам - пропорционально вложениям. Наблюдатели считают эту схему оптимальной, поскольку она позволяет сохранить максимальный контроль над всей сетью.
        Компания "МИР", получив 56 гектаров под Геленджиком для строительства парка развлечений "Адмирал Врунгель", взяла кредит на запуск проекта вложила в него 12 млн долл. под залог будущих заказов. Общий объем инвестиций в развитие должен был составить свыше 50 млн долл. Однако проект оказался не таким успешным, каким его видели инвесторы. Проходимость парка сейчас едва достигает 150-200 тыс. человек, что далеко от прогнозного плана. Ошибка вышла и с выбором места (к примеру, вписанный в природный ландшафт парк притягивал бы посетителей на уик-энд - программы с ночевкой), и с размером первоначальных инвестиций, и с объемами транспортной и гостиничной инфраструктуры.

        Вексельный займ
        Вексельную программу для развития бизнеса использовала Группа компаний "Игротека" (сеть залов азартных игровых автоматов в Московской области, в 2005 г. компания управляла 24 игровыми клубами на 842 игровых места, выручка за 2005 г. около 340 млн руб.). Компания осуществила в 2005 г. два выпуска векселей на общую сумму 80 млн руб. на срок 3-9 месяцев.

        Облигационный займ
        К облигационным займам активно прибегают сетевые компании развлекательного сегмента и общепита - Ritzio, "Росинтер Ресторанс", концерн "Каро-фильм" (табл. 8).

        Первичное публичное размещение акций (IPO)
        Единственная публичная ресторанная компания "Росинтер" в декабре 2007 г. стоит на бирже 2,6 выручки плюс долг, прогноз на 2008 г. - 1,8 выручки (оценка и прогноз компании "Ренессанс капитал" - Газета "Коммерсантъ", № 236 (3812) от 21.12.2007). За полгода со дня выхода "Росинтер" на биржу (31 мая 2007 г. на РТС размещено 25,98% уставного капитала на 100 млн долл. по цене 32 долл./акцию, выручка по итогам 2006 г. - 218,6 млн долл.) акции компании подорожали на 82,5% - до 58,5 долл./ шт., капитализация компании увеличилась с 350 до 697,7 млн долл.
        Для российских компаний процесс размещения акций пока остается самым сложным по сравнению с другими способами привлечения инвестиций, в сегменте индустрии развлечений этот опыт только начинает формироваться.
        Зарубежные компании отрасли Leisure&Rec/Games активно присутствуют на биржах (табл. 9).

    СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО БИЗНЕСА

        При разработке масштабного развлекательного проекта, носящего сетевой характер, стратегию инвестирования целесообразно выстраивать с привлечением различных источников, комбинировать их в зависимости от стадии развития.
        Начало развития - это, безусловно, наличие собственных средств, при этом для хорошо проработанного проекта реальным является привлечение проектного финансирования с последующим выкупом долей за счет доходов от текущей деятельности, генерируемых растущим бизнесом. Заемные средства на стартовом этапе возможны, если присутствует четкая стратегия развития (цели, потенциал их достижения, выделенные приоритеты развития).
        Вариант с проектным финансированием возможен как на начальном этапе развития, так и на этапе стабильного функционирования. Для банка-инвестора критерием для принятия решения является достаточность собственного капитала (использование в проекте собственных средств и/или других инвесторов кроме банка) и доходов, генерируемых объектом, для финансирования не менее 30% от стоимости проекта. Также необходима опытная команда менеджеров проекта. При условии устойчивого финансового состояния, достигаемого после 3-4 лет жизни сети, и при наличии обеспечения процентная ставка снижается. Проектное финансирование является, по сути, долгосрочным банковским кредитом на срок более 4-5 лет. По мере выхода объектов на устойчивый финансовый поток доли выкупаются из залога у банка (возвращается кредит, проценты и инвестиционный доход банка).
        Банковские кредиты могут привлекаться на среднесрочный период в небольших объемах для удовлетворения оперативных потребностей в пополнении оборотных средств с учетом достаточно жестких условий по залоговой базе.
        Вексельные и облигационные программы могут использоваться после 3-4 лет развития, если компания уже имеет опыт реализации достаточно долгосрочных (более 1 года) средних и крупных проектов - освоение и расширение новых каналов продаж, товарных групп, новых технологий, если освоены эффективные системы корпоративного управления.
        Акционерный капитал - размещение акций среди частных инвесторов или первичное публичное размещение (IPO) целесообразно проводить не ранее чем через 5 лет. Реализация проекта IPO предполагает способность вопрощения масштабных стратегически важных долгосрочных проектов (построение крупной сети, достижение значимой доли на рынке, создание известного брэнда и эффективное управление им, создание корпоративной системы управления, освоение инструментов слияний и поглощений и др.).


  • Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Один день с ОАО "Специализированный депозитарий "ИНФИНИТУМ""
    Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования
    Инфраструктура рынка ценных бумаг. Мнение регистратора
    Качество российской инфраструктуры рынка ценных бумаг недооценено
    Прививка от вируса
    Стратегические карты открывают новые возможности
    Фондовый рынок Украины в начале XXI в.: состояние и тенденции развития
    Закон Украины "Об акционерных обществах"
    Аналитический обзор рынка совместного инвестирования Украины в 2007 г.
    Частный взгляд на доклад ФСФР "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008- 2012 гг. и на долгосрочную перспективу"
    Деньги на игру (инвестиционные стратегии в индустрии развлечений и досуга)
    Развитие в противостояние кризису
    Глобальный взгляд на российский рынок субфедеральных займов
    Биржевое и внебиржевое обращение субфедеральных и муниципальных облигаций: итоги 2007 г. и I кв. 2008 г.
    Регионы России в 2007 г.: рейтинги соответствуют результатам
    Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2004-2008 гг.

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100