Casual
РЦБ.RU

Частный взгляд на доклад ФСФР "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008- 2012 гг. и на долгосрочную перспективу"

Май 2008

    С интересом ознакомившись с вышеназванным документом на официальном сайте ФСФР, автор не мог отделаться от ощущения отсутствия системы координат в данном документе.

    Вроде бы все правильно изложено, однако хотелось еще раз понять, каковы изначальные функции ФСФР как государственного органа. Просмотрев еще раз Закон "О рынке ценных бумаг", служащий базовым документом для понимания этого, и вспомнив публично-правовую природу данных правоотношений, приходишь к очевидному выводу, что основная и единственная функция ФСФР - защита прав инвесторов при обороте такого специфического объекта гражданских прав, как эмиссионная ценная бумага. В ГК РФ понятие "эмиссионные ценные бумаги" отсутствует, потому что эмиссионные ценные бумаги - это в первую очередь понятие экономическое (объекты массовых инвестиций), а потом уже правовое. В ст. 16 Закона "О рынке ценных бумаг", в частности, определено: "Любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в ст. 2 настоящего Федерального закона". То есть эмиссионная ценная бумага - это:
    1) эмиссионная ценная бумага, прямо определенная законом;
    2) не эмиссионная ценная бумага, которая становится таковой, если условия ее возникновения и обращения соответствуют совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в ст. 2 настоящего Федерального закона;
    3) имущественные и неимущественные права (неценные бумаги), если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в ст. 2 настоящего Федерального закона.
    Исторически основная функция ФСФР - анализ всех финансовых инструментов на предмет особой опасности для массового инвестора и классификация их по мере необходимости как эмиссионных ценных бумаг, так как только этот режим позволяет осуществлять требуемые мероприятия по защите инвесторов. К таким мероприятиям относятся регистрация проспекта ценных бумаг, последующее раскрытие информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщение существенных фактов. Например, если векселя осуществляются выпусками, то они являются эмиссионными ценными бумагами (со всеми вытекающими последствиями). Постановление ФКЦБ (предшественницы ФСФР) "О порядке квалификации ценных бумаг" вызывает только недоумение. ФСФР и ее региональные отделения должны постоянно мониторить появление новых финансовых инструментов, рискованных для инвесторов. Святая обязанность ФСФР - пресечение деятельности финансовых "пирамид", как бы они не назывались и вне зависимости от того, есть ли у них лицензия или нет. Именно продолжающие существовать финансовые "пирамиды" наносят значительный вред развитию финансовых рынков.
    Хочется сказать несколько слов об административных барьерах и упрощении процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг. В ГК РФ не говорится о государственной регистрации акций. Какова вообще цель государственной регистрации непубличных выпусков? Если ФСФР отказывает в регистрации акций при создании акционерного общества, то возникает парадоксальная ситуация: общество есть, акции тоже есть, но все инвесторы ограничены в правах, и оборот таких акций запрещен. В чьих интересах действует ФСФР в такой ситуации, если есть только частный интерес и отсутствует публичный? Строго говоря, акции не должны регистрироваться, а в установленных случаях следует регистрировать только их проспект. Остальное - забота учетной системы на рынке ценных бумаг. Одним из принципов создания такой учетной системы, безусловно, является публичный интерес, и ФСФР должна его реализовывать. В частности, эффективным представляется введение обязательной страховой гражданской ответственности регистраторов. Однако проблема деятельности бирж, по сути являющихся саморегулируемыми организациями, и расчетных депозитариев - это вопрос, касающийся в первую очередь частного интереса: например, биржа может самостоятельно определять режим работы. Подобные отношения регулируются точечно, в том числе и инфраструктурные вопросы. Нормативные документы только закрепляют сложившуюся практику (если это вообще требуется). Опыт попыток создания центрального депозитария посредством постановлений правительства свидетельствует именно об этом.
    Вопрос об оптимизации налогообложения операций с ценными бумагами, конечно, актуален, но, видимо, по этому вопросу необходимо иметь согласованную с Минфином РФ позицию.
    Что касается корпоративного управления, то, на наш взгляд, это вопрос более глубокого содержания. Во-первых, у законодательства об эмиссионных ценных бумагах и акционерного законодательства должна быть общая юридическая доктринальная основа. Организационно все изменения в акционерное законодательство на уровне Правительства РФ должна вносить только ФСФР. В концепции акционерного законодательства существует ряд теоретических вопросов. Например, еще в конце XIX в. И. Тарасов утверждал, что недопустимо формирование акционерных обществ без публичной подписки на акции в момент их создания (что действующее законодательство прямо запрещает). То есть открытое акционерное общество - это общество, акции которого можно достаточно свободно купить и продать. Закрытый тип акционерных обществ представляет собой сомнительную ценность и, по-видимому, должен исчезнуть из нашего законодательства. Только в таких условиях возможно построение эффективной системы раскрытия информации, в которой заинтересованы участники рынка. В противном случае складывается ситуация, когда формально раскрываемое большое количество информации о ценных бумагах, которые нельзя купить и, чаще всего, продать, представляется в ФСФР и ее региональные отделения (которые с большими трудозатратами ее учитывают, но не анализируют). Такая информация никому не нужна, за исключением рейдеров.
    Второй концептуальный вопрос акционерного законодательства - наличие номинальной стоимости акций. Бессмысленность ориентации на уставный капитал настолько очевидна самой ФСФР, что для расчета финансовой устойчивости профессиональных участников ФСФР используют расчет собственных средств, а не величину уставного капитала (как, например, это делается в страховом надзоре). Для нас очевидно, что на долгосрочную перспективу понятие "уставный капитал" и "номинальная стоимость акции" надо исключать из российского корпоративного законодательства. Соответственно, эмиссию акций при конвертации в меньшую (большую) номинальную стоимость надо не упрощать, а исключать, как и возможность признания выпусков недействительными (несостоявшимися) при конвертации и создании обществ, поскольку это правовой и экономический нонсенс.
    Кстати, о недействительных (несостоявшихся) выпусках. В случае нарушения законодательства при эмиссии ФСФР использует исключительно "оружие массового поражения". Нередко без решения суда (при признании выпуска несостоявшимся) акции (собственность) отбирают (аннулируют) без разбора - и у правых, и у виновных. Основанием тому могут служить нарушения, не связанные с недействительностью решения о выпуске или о размещении акций. В ГК РФ существует ст. 835, из которой следует, что при признании выпуска незаконным ценные бумаги не аннулируются, а у их владельцев возникает право требовать возвращения фактически затраченных средств, уплаты на эту сумму процентов, а также возмещения убытков. Однако реализация этой нормы не прописана в нормативных актах ФСФР, что делает признание выпуска незаконным скорее оружием в корпоративных разборках, чем в эффективным средством защиты прав и законных интересов инвесторов.
    Что касается рейдерства, то ему можно результативно противостоять, только исключив из акционерного законодательства норму о том, что общее собрание акционеров является высшим органом управления. Общее собрание - это не орган управления, а способ контроля инвесторами своих инвестиций и доходов. Примерно это и содержится сегодня в полномочиях общего собрания (попутно решая теоретическую проблему наличия у эмиссионных ценных бумаг не имущественных прав, что не соответствует нормам ГК РФ). Высшим органом управления в обществе должен быть совет директоров. Последовательно реализуя эту концепцию, рейдерство как явление можно "сдвинуть" в сторону классического корпоративного шантажа (действий, не связанных с захватом органов управления), который не так социально опасен, а в некоторых случаях даже полезен. Кстати, возможно, это необходимое базовое условие увеличения free-float российских акций - абсолютно правильной задачи, обозначенной ФСФР России.
    Единственно действенный метод борьбы с манипулированием рынком и использованием инсайдерской информации - установление уголовной ответственности по формальным признакам и наделение ФСФР правом возбуждать уголовные дела по соответствующим составам. Как вариант решения этой проблемы - выделение специальных подразделений в правоохранительных органах.
    Автор данных размышлений не ставил своей целью продвижение каких-то конкретных идей. Также в статье принципиально не доказываются те или иные концептуальные выкладки. Приоритетным было показать возможность иного структурирования проблем, стоящих перед органом, осуществляющим контроль и надзор на финансовом рынке. Представляется важным при подготовке мер по развитию рынка ценных бумаг четко разделять публичный интерес и частный и соответственно меры публично-правового и частноправового регулирования. Не определив базовые принципы регулирования столь сложных отношений, мы не сможем продвинуться в решении частных вопросов.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

    Игорь Лысихин
    генеральный директор СЮФ "Фондовый рынок и корпоративное право"

    Ознакомившись с "частным взглядом" г-на Жукова, хотел бы не согласиться с некоторыми его суждениями, например о роли Федеральной комиссии по фондовому рынку, о ликвидации собраний акционеров как органов акционерных обществ и превращении их в "способ контроля инвесторами над своими инвестициями и доходами" и т. д. Это все второстепенные разногласия брокеров и юристов. Главное, в чем я солидарен с автором, что доклад "О мерах по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг на 2008-2012 гг. и на долгосрочную перспективу" - документ, с одной стороны, довольно "интересный", а с другой - совершенно бессодержательный. Речь идет не только о том, что в нем отсутствует содержание, но и о том, что из этого содержания невозможно понять, как оно будет осуществляться.
    В докладе перечислено множество пожеланий по улучшению правового регулирования рынка ценных бумаг, но за перечнем задач не видно системы, не обозначено главное и второстепенное. Одни задачи - только благие пожелания, другие - неконкретные, третьи и не задачи вовсе, а рассуждения о хорошем. Создается впечатление, что "меры по совершенствованию" направлены сразу на все, а значит, ни на что конкретно. От этого возникает ощущение, что это не доклад государственного органа, ставящего конкретные задачи, а лишь "голубая мечта".
    Я не разделил бы задачи на "двенадцать приоритетных", а сгруппировал бы их по реальности выполнения: первая группа - реально осуществимые задачи в ближайшие годы, вторая группа - задачи, которые можно решать только в рамках всей финансовой системы, третья группа -концептуальные задачи.
    К реальным следует отнести задачи корпоративного управления. Действительно, в этой области сделано уже очень многое. Подробнее стала регламентация деятельности акционерных обществ, закон "Об акционерных общества" становится все "толще и толще". А сколько положений разрабатывают публичные компании о советах директоров, комитетах и прочих - для конкретной компании это составляет целый том объемом в несколько сот страниц. Сделано очень много, но для дальнейшего развития нужен, как правильно пишет А. Жуков, важный шаг - четко разделить компании на публичные и непубличные. Надо "закрыть" все закрытые акционерные общества, что, во-первых, разгрузит Федеральную службу от надзора за маленькими непубличными компаниям, а во-вторых, избавит компании от ненужной отчетности. Почему этот вопрос до сих пор не решается, хотя об этом неоднократно говорили, в том числе и такой авторитет, как председатель Комитета Государственной думы по собственности В. Плескачевский? Возможно, дело в том, что в закрытом обществе акция позволяет лучше защищать права акционера, чем доля в обществе с ограниченной ответственностью? Изменение в регулировании обществ с ограниченной ответственностью должно стать следствием "закрытия" закрытых обществ, а не тормозом в этом процесс. Кроме того, еще существует много закрытых обществ, в которых не 50, а 1000 акционеров и более. Понятно, что это наследство приватизации, с которым пора разобраться.
    Однако вернемся к нашей классификации задач. Вторая группа задач - это проблемы, которые можно решать только в рамках всей финансовой системы, и в первую очередь вопросы налогообложения. Как верно написано в докладе, необходимо отрегулировать налогообложение инструментов фондового рынка, страховых и гарантийных фондов, изменить налогообложение иностранных инвесторов и т. п. Все хорошо, просто елей, но при этом часто встречаются слова: "надо уточнить". Сразу хочется сказать: так в чем дело? Уточняйте! Ясно, что Федеральная служба не может что-то уточнять сама у себя. Уточнять придется с Министерством финансов, поскольку налоги - это его компетенция. Так что, господа, выясните между собой, а потом скажите нам результат. На мой взгляд, кардинальные вопросы подобным образом не должны ставиться в докладе, ибо это не задачи, а славословие.
    Третья группа еще интереснее - это концептуальные задачи. В п. 2.1 Доклада написано: "_необходимо определиться с концептуальными подходами в подготовке наиболее важных федеральных законов, регулирующих основы организации и функционирования_ " и т. д. Если перевести с бюрократического языка на русский, это означает: с задачами второй группы мы ничего не можем сделать, но, по крайней мере, знаем, что хотим сделать; в отношении последней группы задач мы даже не знаем, чего хотим, - концепции нет!
    Итак, можно сделать следующий вывод: меры по совершенствованию рынка ценных бумаг хороши только на бумаге, написаны сугубо бюрократически, и участникам рынка остается надеяться только на "невидимую руку" рынка.


Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Один день с ОАО "Специализированный депозитарий "ИНФИНИТУМ""
Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования
Инфраструктура рынка ценных бумаг. Мнение регистратора
Качество российской инфраструктуры рынка ценных бумаг недооценено
Прививка от вируса
Стратегические карты открывают новые возможности
Фондовый рынок Украины в начале XXI в.: состояние и тенденции развития
Закон Украины "Об акционерных обществах"
Аналитический обзор рынка совместного инвестирования Украины в 2007 г.
Частный взгляд на доклад ФСФР "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008- 2012 гг. и на долгосрочную перспективу"
Деньги на игру (инвестиционные стратегии в индустрии развлечений и досуга)
Развитие в противостояние кризису
Глобальный взгляд на российский рынок субфедеральных займов
Биржевое и внебиржевое обращение субфедеральных и муниципальных облигаций: итоги 2007 г. и I кв. 2008 г.
Регионы России в 2007 г.: рейтинги соответствуют результатам
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2004-2008 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100