Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Смахтина Диана, Директор по корпоративному управлению компании SIGMABLEYZER

  • Все статьи автора

Закон Украины "Об акционерных обществах"

Май 2008

    Быть или не быть? В очередной раз бизнес Украины ждет ответа на этот вопрос. На протяжении нескольких лет делались попытки подготовить проект закона об акционерных обществах в Украине и довести его до рассмотрения парламентом. Пару раз это удавалось, в других случаях проект даже не доходил до пленарных заседаний. Тому были причины, по большей части субъективные.

    Объективные причины определялись тем опытом корпоративного управления, который к тому времени был накоплен в Украине. Этот опыт в конце 1990 - начале 2000 гг. не давал однозначного ответа на вопрос, какой закон нужен Украине. Плавание в бурном море приватизации выявило такие острые коллизии, такие разнонаправленные интересы новых собственников акций, что найти "общий знаменатель" в парламенте было невозможно.
    Ситуацию, сложившуюся к настоящему моменту, можно назвать критической. Принятый в 1991 г. Закон Украины "О хозяйственных обществах" с 26 статьями, описывающими особенности акционерных обществ, сейчас, по сути, стал тормозом в развитии бизнеса, построенного на корпоративных отношениях. Данный Закон создавался в период массовой приватизации, и поэтому нормы деятельности акционерных обществ были подчинены решению проблем АО в условиях приватизации.
    15 мая 2007 г. Верховная Рада приняла в первом чтении Закон Украины "Об акционерных обществах". Этому предшествовала большая подготовительная работа. Фондовый рынок Украины, специалисты в области корпоративного управления увидели "свет в конце туннеля" и активно включились в разработку Закона. Это был очень важный факт в жизни фондового рынка Украины и акционерных обществ.
    Государственная Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины через свой Консультативно-экспертный совет организовала рабочую группу для работы над проектом закона, подготовки замечаний и предложений, формулировки мнения рынка о том, каким быть этому закону. К работе над законом были привлечены специалисты, эксперты, имеющие непосредственное отношение к решению проблем корпоративной практики в Украине. В состав рабочей группы вошли юристы, отлично знакомые с деятельностью АО и мировым опытом в сфере акционерной формы собственности. В группу вошли также представители бизнеса, в первую очередь инвестиционного, хорошо понимающие проблемы формирования инвестиционного климата в Украине и то негативное влияние, которое оказывает на него отсутствие нормальной законодательной базы. Были задействованы и практики в области корпоративного управления, которые могли проиллюстрировать недостатки действующего закона и оценить предлагаемый механизм реализации тех или иных проектируемых статей нового закона.
    На что же стоит обратить внимание в предлагаемых рабочей группой дополнениях и изменениях при подготовке проекта закона ко второму чтению в парламенте?
    Сначала о том положительном, что может сделать новый закон шагом вперед. Достоинство проекта в том, что он методологически выдержан, достаточно адаптирован к законодательству Европейского союза. Сравнивать его с действующим Законом Украины "О хозяйственных обществах" не следует вообще - это принципиально разные документы.
    В законопроект заложены нормы цивилизованных мер защиты инвесторов. Это одно из главных преимуществ по сравнению с той правовой вакханалией по отношению к инвесторам, которая узаконена действующими нормами. Четкая структура органов управления, распределение их полномочий, гибкость в построении этой структуры в зависимости от складывающегося уровня корпоративных взаимоотношений существенно отличаются от норм действующего закона. Достаточно полно прописаны формы контроля акционеров, подотчетность менеджмента, в том числе и такая новация, как создание комитетов при наблюдательном совете. Введены кумулятивное голосование, обязательный выкуп акций как гарантия защиты прав акционеров в случае изменения собственника контрольного пакета. Повышены возможности контроля акционеров над движением активов. Проектом закона установлены нормы, регулирующие порядок заключения значительных сделок по отчуждению активов, а также сделок с заинтересованностью должностных лиц.
    Особо следует отметить такую новацию проекта закона, как установление процедур преобразования общества. Процессы слияния, присоединения, выделения, разделения общества не просто снижают риск рейдерских актов. В отличие от действующего закона (где эти процессы вообще не прописывались), закрыты те юридические пробелы, которые приводили к безграмотным операциям преобразования обществ и нередко к потере акционерами их собственности. В проекте заложены нормы, регулирующие проблемы корпоративного управления, которые на практике требовали законодательного закрепления процедур: особенности функционирования АО с одним акционером, вопросы деятельности корпоративного секретаря, возможность проведения собрания акционеров методом опросов.
    Существует аспект проекта, который можно рассматривать и как положительный, и как отрицательный, - его компромиссность. Исторически в Украине сложилось так, что около 80% созданных в процессе приватизации обществ действуют сейчас как закрытые АО. Кстати, это одна из причин такого трудного прохождения закона - ЗАО очень болезненно относятся к перспективе своего преобразования, а их лобби в Верховной Раде достаточно сильно и сейчас.
    Главным новшеством законопроекта является отказ от деления вновь создаваемых обществ на открытые и закрытые. Создаются просто акционерные общества. Если АО осуществляют публичное размещение акций в соответствии с требованиями фондовой биржи и их акции будут обращаться только на биржах, то они становятся публичными акционерными обществами. Для мягкого, бесконфликтного перехода действующих АО к нормам нового закона в переходных положениях проекта заложен следующий компромисс. Действующие открытые АО в течение 5 лет со дня ввода в действие закона должны привести свои уставные документы в соответствие новым требованиям. Закрытые акционерные общества действуют по старому законодательству до момента принятия решения общим собранием акционеров об увеличении уставного капитала или эмиссии ценных бумаг. Когда предусматривался такой компромисс, разработчики исходили из основы корпоративных отношений - обеспечения прав акционеров. Принудительный порядок преобразования ЗАО привел бы к нарушению прав акционеров этих обществ. Конечно, это затормозит переход к прозрачности корпоративных отношений, но в данном случае разработчики решили: лучше "мягкая посадка", чем "крутое пике".
    Идеальных законов не бывает, ни один закон не решает всех проблем. От этой банальной истины следует перейти к проблемным вопросам проекта Закона Украины "Об акционерных обществах". Некоторые из них не могут быть решены в рамках одного этого Закона.
    Так, ст. 7 проекта, принятого в первом чтении, вызвала много споров относительно рыночной оценки стоимости ценных бумаг. Что касается ценных бумаг, обращающихся на рынке, то здесь при подготовке экспертами предложений было найдено приемлемое решение - соответствие биржевому курсу. Для определения рыночной стоимости ценных бумаг, не обращающихся на рынке, в первоначальном варианте было заложено требование привлечения профессионального оценщика. В дискуссиях высказывались мнения, что такая норма нарушает принципы либеризации рынка, создает искусственную задержку в совершении сделки, способствует проявлению коррупционных интересов. В результате появилась формулировка "в соответствии с законодательством". Однако пресловутое законодательство, включающее в себя принятый в 1999 г. (со всеми поправками вплоть до 2006 г.) 19-й стандарт бухгалтерского учета и утвержденное Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку в 1998 г. (с дальнейшими поправками) "Положение о порядке регистрации выпуска акций в период реорганизации общества", требует дальнейшего совершенствования, так как нормы его достаточно противоречивы.
    Необходим более тщательный подход к определению списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. В первоначальном варианте ст. 33 была сделана отсылка на порядок, установленный законодательством о депозитарной системе Украины. Эта система создавалась тогда, когда движение на фондовом рынке было минимальным, поэтому практически действует норма "на момент проведения собрания". Эксперты предложили депозитарию определять право акционеров на участие в собрании по состоянию на 18 часов за 3 рабочих дня до даты учета (ст. 32). К сожалению, проблемы Украины с депозитарной системой общеизвестны. Именно пробелы в ее законодательно четком оформлении в соответствии с динамичным рынком, проблемы с построением ее структуры, дискуссии и "бои" вокруг создания Центрального депозитария делают уязвимым право акционера на участие в собрании.
    Обсуждение того, каким быть закону об акционерных обществах, было, есть и будет бесконечным процессом. Но, с точки зрения экспертов, сейчас проект закона находится в таком виде, что может быть предложен на рассмотрение народным депутатам.


Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Один день с ОАО "Специализированный депозитарий "ИНФИНИТУМ""
Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования
Инфраструктура рынка ценных бумаг. Мнение регистратора
Качество российской инфраструктуры рынка ценных бумаг недооценено
Прививка от вируса
Стратегические карты открывают новые возможности
Фондовый рынок Украины в начале XXI в.: состояние и тенденции развития
Закон Украины "Об акционерных обществах"
Аналитический обзор рынка совместного инвестирования Украины в 2007 г.
Частный взгляд на доклад ФСФР "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008- 2012 гг. и на долгосрочную перспективу"
Деньги на игру (инвестиционные стратегии в индустрии развлечений и досуга)
Развитие в противостояние кризису
Глобальный взгляд на российский рынок субфедеральных займов
Биржевое и внебиржевое обращение субфедеральных и муниципальных облигаций: итоги 2007 г. и I кв. 2008 г.
Регионы России в 2007 г.: рейтинги соответствуют результатам
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: результаты 2004-2008 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100