Casual
РЦБ.RU
  • Автор
  • Кириллов Игорь, Старший специалист департамента по работе на рынках капитала ОАО "Россельхозбанк"

  • Все статьи автора

Хеджирование для предприятий АПК

Апрель 2008


    В настоящее время особое место в номенклатуре инструментов биржевой торговли занимает сельскохозяйственная продукция. Объектами биржевой торговли являются зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, рожь, овес), масло, семена и продукты их переработки (шроты и масла), продукция животноводства (живой скот и мясные продукты), текстильное сырье (хлопок, шелк, шерсть, пряжа), пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы), пиломатериалы, натуральный каучук, картофель, замороженный концентрат апельсинового сока и другие сельхозпродукты. Однако биржевой срочный сельскохозяйственный рынок России еще мал - по существу это лишь фьючерсный контракт на сахарный песок, обращающийся на FORTS, и готовящийся к запуску контракт на пшеницу на НТБ. Успешное развитие института хеджирования в России немыслимо без развития срочного рынка сельскохозяйственной направленности.

ВВЕДЕНИЕ

    Сегодня, как известно, в условиях экономического кризиса интерес к сельскому хозяйству значительно усилился. Следует отметить, что предприятия агропромышленного комплекса (АПК) не являются исключительно производящими, они также и активные покупатели, например дизельного топлива, электроэнергии, удобрений, сельскохозяйственной техники и т. д. Но увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства сопровождается ростом розничных цен на продукты питания.
    Одновременно с ростом цен возросла и волатильность, о чем свидетельствует индекс волатильности VIX, рассчитываемый Чикагской товарной биржей (CBOT) - за последние 2 года он прибавил 140% (рис. 1). Индекс волатильности, рассчитываемый Россельхозбанком на основе цен на основные сельскохозяйственные товары, также вырос за 2 года на 78% (рис. 2).
    Физический смысл волатильности заключается в определении скорости случайного процесса. В прикладном финансовом значении это означает величину, на которую изменится цена актива за единицу времени. Под активом понимаются как традиционные товары (кукуруза, пшеница, золото, нефть), так и финансовые, например курсы валют и процентные ставки.
    Из вышесказанного следует: за последние 2 года риски производителей, в частности, занятых в сельскохозяйственном секторе, значительно возросли, становится актуальным вопрос об управлении этими рисками. Поэтому наиболее перспективным инструментом становится хеджирование (от англ. hedge - ограждать, страховать) - сокращение риска возможных потерь. Более узкое определение хеджирования - использование инструментов срочного рынка (фьючерсов, опционов, свопов) для снижения рисков.
    В официальном докладе 1993 г. (A Survey of Commodity Risk Management Instruments. Report by the UNCTAD secretariat. UNCTAD. 15 March 1993. Р. 6) эксперты UNCTAD сформулировали определение следующим образом: "современная товарная биржа - это финансовый рынок, на котором различные группы его участников (хеджеры и спекулянты) торгуют контрактами, привязанными к ценам на сырье или на так называемые "нетоварные ценности", с целью снятия с себя ценового риска и передачи его другим участникам рынка или же, наоборот, с целью принятия этого риска на себя в расчете получить прибыль".

ХЕДЖИРОВАНИЕ

    Рассмотрим мировой институт хеджирования. Он основан на инфраструктуре срочного рынка, которая представляет собой совокупность биржевых площадок. Срочный рынок стал полноценной частью мировой финансовой системы, что означает его сближение и тесное взаимодействие с другими частями системы. На срочной бирже обращаются производные, т. е. за основу фьючерсного контракта берется некий реальный актив.
    Основная проблема заключается в неправильном понимании сути хеджирования. Хеджирование не ставит перед собой задачу получения дополнительной прибыли, наоборот, за эту операцию предприятию предстоит заплатить.
    Хеджирование как процесс можно представить состоящим из 2 частей: подготовительной и активной (рис. 3).
    Подготовительная часть представлена тремя последовательными этапами, и без тщательной проработки предыдущего этапа не имеет никакого смысла переходить к следующему.
    На первом этапе проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью выявления основных рисков. Эти риски анализируются и принимается решение о том, какие именно станут объектом хеджирования. Следует понимать, что далеко не все риски можно захеджировать, например политические и системные никак нельзя снизить в контексте данной работы.
    На втором этапе разрабатывается стратегия хеджирования - совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для управления рисками. В силу сложности ведения бизнеса практически всегда невозможно найти биржевой инструмент, точно соответствующий тому или иному риску (приходится искать комбинации). Поэтому построение стратегии требует высокой квалификации, точного понимая финансовых процессов предприятия и определенной доли творчества, чтобы найти такое сочетание производных, которое в приемлемой степени отвечало бы существующим рискам.
    Ошибочно полагать, что эффективная стратегия хеджирования полностью устраняет риск. Она разрабатывается с целью трансформации риска из неприемлемой формы в приемлемую. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т. е. соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.
    Третий этап заключается в подготовке к активным действиям. Необходимо:

  • выбрать торговую площадку и торгуемые на ней срочные инструменты;
  • выбрать клиринговую компанию и биржевого брокера;
  • заполнить стандартные формы и подписать договоры на обслуживание;
  • открыть счет в клиринговой компании и перечислить на него денежные ресурсы, используемые в качестве обеспечения выполнения обязательств по открытым позициям.
        На третьем этапе также проводится анализ экономической эффективности, т. е. расчет всех сопряженных с этой операцией затрат, которые сопоставляются с возможным убытком в случае отказа от хеджирования. Важно объективно оценить их величину: если потенциальные убытки несущественны, то экономический смысл от операции хеджирования окажется меньше, чем затраты на ее осуществление, в таком случае в этой операции нет смысла.
        Активная часть хеджирования состоит из открытия позиции на срочном рынке, контроля и принятия корректирующих решений в случае неблагоприятного непредвиденного стечения обстоятельств.
        Какую пользу приносит предприятию хеджирование? Хорошо построенная хеджирующая стратегия минимизирует как риск, так и затраты. Менеджмент может сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых предприятие имеет конкурентные преимущества. Хеджирование позволяет обеспечить постоянную защиту от рыночного риска без необходимости менять политику запасов.
        Вопрос оценки эффективности хеджирования непрост. Ошибочно полагать, что хеджирование может быть выгодным, так как эффективность и выгодность - разные понятия. Подмена понятий происходит из-за недостаточного понимания сути процесса, это выражается в желании получить прибыль посредством хеджирования, что в принципе неверно, поскольку подпадает под определение спекулятивных операций.
        Одной из типичных целей в операциях хеджирования является стабилизация финансового потока (результата). В таких случаях эффективность вычисляется как отношение планируемого результата к полученному. Описанный подход носит общий характер, но понятно, что проводить эти операции должны квалифицированные специалисты, иначе операционные риски примут катастрофические масштабы. Осознание этого факта привело к созданию института консультантов по хеджированию.

    ИНСТИТУТ КОНСУЛЬТАНТОВ

        Предположим, определенное предприятие решило стать участником срочного рынка. К кому обратиться? Как организовать техническое сопровождение трейдинга? А как вообще устроены биржа и рынок? Зачем нам это? Это только малая часть вопросов, которые менеджмент адресует брокеру.
        Все эти вопросы можно разделить на две группы: теоретические и практические. Как правило, брокер ответит на теоретические вопросы - это связано и с необходимой лояльностью к клиенту, и с тем, что такие вопросы достаточно просты. Ситуация осложняется, когда предприятие начинает задавать практические вопросы: например, как построить стратегию, удовлетворяющую конкретным требованиям. Здесь дать правильный ответ сложно, поскольку требуется детальная проработка вопроса. Более того, ответ будет проверен на реальных деньгах. Ответственность разделила брокеров на два лагеря: первый сразу отказался проводить консультации, второй решил развивать это направление бизнеса (западное законодательство требует от второй категории наличие лицензии финансового консультанта).
        Основной проблемой клиентов стало то, что брокеры второго типа повысили комиссионные. Это повышение действовало и тогда, когда клиент не использовал хеджирование (нетрудно догадаться, что предлагаемые стратегии характеризовались большим количеством трейдов). К тому же консультационные услуги брокеров носили стандартизованный характер, т. е. они не особо утруждали себя изучением задачи клиента, а применяли обыкновенные шаблоны, например делали стрэдл на корзину опционных контрактов.
        Это привело к формированию института консультантов по хеджированию. Клиент пользуется услугами консультанта, когда это необходимо, причем не оплачивая их постоянно. Благодаря тому, что для консультанта это основной вид деятельности, он может сосредоточиться на решении конкретных задач каждого клиента. Консультант получает фиксированную плату независимо от количества сделок клиента. Клиент имеет возможность в любой момент сменить брокера, не опасаясь, что у последнего останутся сделанные им наработки.

    АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ХЕДЖИРУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ

        Рассмотрим несколько аспектов построения хеджирующих стратегий. Для этого используется номенклатура срочного рынка, который бывает биржевым и внебиржевым. Из-за угрозы риска контрагента хеджеры стараются использовать преимущественно биржевые инструменты. К сожалению, не всегда удается обойтись только ими ввиду сложности рисков, обусловленных структурой финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
        Другой аспект - это стоимость реализации стратегии. Очень важна ликвидность рынка, так как высокие спрэды между котировками на покупку и продажу в совокупности с большими комиссионными могут свести на нет экономический смысл этих операций.
        И, наконец, номенклатура инструментов. В условиях неразвитого срочного биржевого сельскохозяйственного рынка в России приходится использовать зарубежные рынки, которые накладывают серьезные ограничения на осуществление поставок реального товара (проблемы расстояния и сортности).



  • Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Лидеры рынка коллективных инвестиций
    Начало большого пути
    Рынок газа России: ход реформ
    Биржевой товарный рынок минерального сырья и продукции химической промышленности на МФБ: вчера, сегодня, завтра
    Без государственного участия не обойтись
    Актуальные вопросы налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
    Товарному рынку нужна поставочная инфраструктура
    Проблема справедливого ценообразования на российских товарных биржах
    Не все то золото, что блестит. Почему фьючерсные и опционные контракты на FORTS - лучший способ вложения денег в драгоценные металлы, в частности в золото
    Инвестиции в золото как альтернатива покупки ценных бумаг
    Фьючерсы на сталь: станет ли сталь биржевым товаром?
    Московская фондовая биржа: первые итоги биржевых торгов черными металлами в России
    Газовый рынок в России: не все так плохо, как может показаться!
    Развитие рынка фьючерсных контрактов на нефть сорта Urals
    Хеджирование для предприятий АПК
    Фьючерсный контракт на сахарный песок: 6 месяцев позади, что дальше?
    Сахарная индустрия России
    Оценка ликвидности ценных бумаг по результатам биржевых торгов
    Информационный анализ фондовых активов как метод повышения достоверности инвестиционных исследований
    Статистика организованного товарного рынка в России
    Календарь семинаров и обучающих программ, посвященных различным аспектам работы организованных товарных рынков

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100