Casual
РЦБ.RU

Актуальные вопросы налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок

Апрель 2008

    Российский срочный рынок является достаточно молодым по сравнению с мировыми конкурентами. Нормативная база его эффективного функционирования еще только формируется, что оказывает сдерживающее воздействие на развитие срочного рынка в России.
    Законодательство не поспевает за быстро меняющейся ситуацией на рынке финансовых инструментов срочных сделок (далее - ФИСС). Появляется множество новых типов инструментов, прямо не предусмотренных в законодательстве. Необходимо отметить, что в налоговом законодательстве не закреплен порядок налогообложения таких производных финансовых инструментов, как сделки своп, "встроенные срочные сделки", т. е. сделки, в которых, помимо основной сделки, присутствует элемент срочной сделки.
    Действующий порядок налогообложения инструментов срочного рынка для юридических лиц закреплен в ст. 301-305, а также в ст. 326 НК РФ. И хотя многие статьи НК РФ претерпели значительные изменения с 2002 г., тем не менее такие нововведения практически не затронули налогообложения ФИСС.
    Налоговое регулирование сделок с ФИСС не покрывает все возможные вопросы, связанные с налогообложением операций на срочном рынке, а также не всегда отражает адекватный порядок налогообложения тех или иных видов операций. Остается лишь надеяться, что в скором времени необходимые поправки в НК РФ будут внесены, что будет способствовать более быстрому развитию срочного рынка в России.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИСС

    В гл. 25 НК РФ под ФИСС понимаются соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки1.
    Исполнение ФИСС может быть осуществлено следующим образом:

  • путем поставки базисного актива;
  • путем произведения окончательного взаиморасчета по финансовому инструменту срочных сделок;
  • путем совершения участником срочной сделки операции, противоположной ранее совершенной операции с ФИСС.
        В отношении сделок, предполагающих реальную поставку базисного актива, НК РФ предусматривает право налогоплательщика самостоятельно определять, как он будет признавать для целей налогообложения срочные сделки: как сделки с ФИСС либо как операции с базисным активом с отсрочкой исполнения. Налогоплательщик должен обязательно закрепить критерии разграничения указанных сделок в учетной политике. При этом закон не дает нам примеров подобных критериев, что затрудняет порядок их закрепления для целей налогообложения.
        Сделки, предусматривающие отсрочку исполнения и которые налогоплательщик признает как сделки с базисным активом с отсрочкой исполнения, подлежат налогообложению по правилам для сделок с базисным активом. На практике существуют операции, которые на момент заключения сделки квалифицируются как сделки с отсрочкой исполнения, так как предусматривают возможность поставки базисного актива, и реально исполняются путем денежных расчетов без поставки базисного актива. Завершение сделки денежным расчетом не означает автоматической переквалификации сделки в беспоставочный ФИСС, что подтверждается некоторыми документами Минфина РФ.

    ОСОБЕННОСТИ ВЫЧЕТА УБЫТКОВ ПО ФИСС

        Налоговый учет сделок с ФИСС ведется раздельно в отношении ФИСС, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке. Это связано с тем, что для целей налога на прибыль организаций налоговая база, сформированная по операциям с ФИСС, обращающимся на организованном рынке, учитывается вместе с основной базой налогоплательщика, тогда как налоговая база по операциям с ФИСС, не обращающимся на организованном рынке, учитывается отдельно.
        Убытки по ФИСС, не обращающимся на организованном рынке, подлежат вычету только из прибылей по таким же ФИСС, а неиспользованный вычет - переносу на будущее в течение 10 лет (вычет тоже ограничен суммой прибыли по необращающимся ФИСС) (рис. 1). Данное ограничение неоправданно для профессиональных участников рынка, имеющих соответствующие лицензии. Представляется целесообразным изменить законодательство аналогично норме, позволяющей дилерам вычитать убытки по необращающимся ценным бумагам из основной налоговой базы по налогу на прибыль.
        Следует отметить, что большинство операций с такими ФИСС проводятся на внебиржевом рынке. Банкам разрешено вычитать убытки по ФИСС, предусматривающим поставку иностранной валюты, из основной налоговой базы.

    ОПЕРАЦИИ ХЕДЖИРОВАНИЯ

        Согласно НК РФ под операциями хеджирования понимаются операции с ФИСС, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, которые могут возникнуть в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования. К объектам хеджирования относятся активы и (или) обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми сделками.
        Зачастую именно для хеджирования рисков компании заключают ФИСС. Российское налоговое законодательство предусматривает специальный порядок учета сделок хеджирования. Если налогоплательщик обоснованно относит ФИСС к операциям хеджирования, то доходы по таким операциям должны увеличивать, а расходы уменьшать налоговую базу по другим операциям с объектом хеджирования.
        Для признания сделки в качестве операции хеджирования необходимо, чтобы налогоплательщик подготовил расчет, подтверждающий, что совершение данной операции приводит к снижению размера возможных убытков (недополучения прибыли) по операциям с объектом хеджирования. В данном расчете налогоплательщик обязан указать все необходимые данные в отношении хеджируемой сделки с ФИСС. Так, расчет составляется налогоплательщиком по каждой операции хеджирования отдельно и должен содержать следующие данные:

  • описание операции хеджирования, включающее наименование объекта хеджирования, типы страхуемых рисков (ценовой, валютный, кредитный, процентный и тому подобные риски), планируемые действия относительно объекта хеджирования (покупка, продажа, иные действия), финансовые инструменты срочных сделок, которые планируется использовать, условия исполнения сделки;
  • дату начала и окончания операции хеджирования, ее продолжительность, промежуточные условия расчета;
  • объем, дату и цену сделки (сделок) с объектом хеджирования;
  • объем, дату и цену сделки (сделок) с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • информацию о расходах по осуществлению данной операции2.
        Между тем предоставление такого расчета может быть непростой задачей, особенно при существенном количестве операций хеджирования. Так, действующий порядок предусматривает обязанность налогоплательщика проводить расчет в отношении каждой операции хеджирования в отдельности. Из-за отсутствия детальных рекомендаций относительно необходимых элементов расчета и примерного расчета, закрепленного в нормативных актах по налогам и сборам, существует риск того, что налоговые органы могут не согласиться с представленными расчетами и, следовательно, попытаться квалифицировать сделку не как сделку хеджирования, а как простую сделку с ФИСС.

    ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

        Одним из наиболее спорных вопросов, касающихся налогообложения сделок с ФИСС, является определение рыночной цены инструмента. Так, в отношении ФИСС, обращающихся на организованном рынке, фактическая цена сделки считается рыночной, если она находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделки, зафиксированными на дату совершения операции.
        Однако на бирже сделки с ФИСС могут проводиться не каждый день, поэтому при отсутствии у организатора торговли информации об интервале цен в дату заключения соответствующей сделки для указанных целей налогоплательщики используют сведения организатора торговли об интервале цен ближайших торгов, состоявшихся до дня заключения соответствующей сделки. Необходимо отметить, что положениями ст. 305 НК РФ не предусмотрено ограничения периода, в котором можно искать цену сделки. При этом, безусловно, встает вопрос о "реальности" той цены, которую можно найти на дату, существенно удаленную по времени от даты заключения сделки.
        Еще сложнее дело обстоит в отношении ФИСС, не обращающихся на организованном рынке. Законом предусмотрено, что рыночной признается фактическая цена, если она находится либо в интервале между минимальной и максимальной ценой аналогичного (однородного) инструмента на рынке, либо в пределах 20%-ного отклонения от средневзвешенной цены подобного инструмента. Если аналог найти не удается, то согласно НК РФ предлагается определить расчетную цену, в пределах 20%-ного отклонения от которой фактическая цена сделки будет считаться рыночной. Эти 3 варианта можно представить в виде схемы, показанной на рис. 2.
        Однако в НК РФ не дано определения аналогичного или однородного финансового инструмента, что затрудняет применение данной нормы на практике.
        Также законодательно не закреплено, как именно следует определять расчетную цену для необращающихся ФИСС. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно разрабатывает расчет, но это не исключает того, что налоговые органы его не оспорят.

    ПЕРЕОЦЕНКА ТРЕБОВАНИЙ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ФИСС

        Законодатель предусмотрел обязанность налогоплательщиков переоценивать требования и обязательства, вытекающие из ФИСС, в связи с изменением цены или иного количественного показателя базисного актива. Такая обязанность предполагает, что в отношении еще не исполненных сделок организации должны производить переоценку на конец отчетного (налогового) периода.
        Требования (обязательства) по ФИСС, выраженным в иностранной валюте, подлежат переоценке в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю. Требования (обязательства) по срочным сделкам, предусматривающим куплю-продажу базисного актива, подлежат переоценке в связи с изменением рыночной цены базисного актива за исключением поставочных форвардных сделок (кроме валютных ценностей).
        Также не разрешена проблема переоценки такого производного финансового инструмента, как опцион. Все упирается в то, что на момент исполнения сделки покупателю невыгодно использовать право по опциону. В связи с этим возникает вопрос об экономической обоснованности расходов по переоценки требований и обязательств по опциону, учтенных ранее, если опцион при таких условиях исполнен не будет. Министерство финансов РФ четкой позиции по данному вопросу не высказывало. В своих Письмах оно лишь указывает на общую обязанность налогоплательщика переоценивать ФИСС.

    ВСТРОЕННЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

        В мировой практике есть понятие встроенного производного инструмента, т. е. срочной сделки, которая интегрирована в основную сделку. Примером тому могут служить кредиты, проценты по которым привязаны к определенному показателю, например к цене на нефть, фондовому индексу и т. п. Российское налоговое законодательство не содержит норм, прямо позволяющих признавать такой сложный инструмент, состоящий из кредита и ФИСС. По этой причине обычно подобные сделки не рассматриваются в качестве ФИСС. При этом вычет финансового результата по этим сделкам может быть затруднен, так как уплачиваемый процент по кредиту, ставка по которому коррелируется с таким показателем, как цена на нефть, фондовый индекс и т. п., может превышать величину ставки, предусмотренную для процентов в ст. 269 НК РФ, а именно:

  • 110% ставки рефинансирования по рублевым заимствованиям;
  • 15% по валютным долговым обязательствам3.

    ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗЫ ПО НДС

        В ст. 149 НК РФ закреплено освобождение операций с инструментами срочных сделок от налогообложения НДС. Однако при применении указанного освобождения необходимо учитывать, что в случае осуществления реальной поставки базисного актива в рамках срочных сделок НДС применяется в порядке, предусмотренном для налогообложения реализации данного вида базисного актива.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗЫ ПО ФИСС ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

        Налоговое законодательство определяет порядок налогообложения для физических лиц только в отношении биржевых ФИСС, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организатором торговли (фьючерсы и опционы). Доход (убыток) по операциям с таким ФИСС (за исключением операций хеджирования) определяется как сумма доходов, полученных по совокупности этих операций с финансовыми инструментами срочных сделок, совершенных в течение налогового периода, с учетом вычета суммы убытков по таким операциям и расходов, непосредственно связанных с операциями. По операциям с биржевым ФИСС, заключенным с целью снижения рисков изменения цены ценной бумаги, доходы увеличивают, а расходы уменьшают налоговую базу по операциям с базисным активом.
        Законодателем не были предусмотрены специальные правила налогообложения по иным инструментам срочного рынка, что не способствует вовлечению физических лиц в данные операции.




  • Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Лидеры рынка коллективных инвестиций
    Начало большого пути
    Рынок газа России: ход реформ
    Биржевой товарный рынок минерального сырья и продукции химической промышленности на МФБ: вчера, сегодня, завтра
    Без государственного участия не обойтись
    Актуальные вопросы налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
    Товарному рынку нужна поставочная инфраструктура
    Проблема справедливого ценообразования на российских товарных биржах
    Не все то золото, что блестит. Почему фьючерсные и опционные контракты на FORTS - лучший способ вложения денег в драгоценные металлы, в частности в золото
    Инвестиции в золото как альтернатива покупки ценных бумаг
    Фьючерсы на сталь: станет ли сталь биржевым товаром?
    Московская фондовая биржа: первые итоги биржевых торгов черными металлами в России
    Газовый рынок в России: не все так плохо, как может показаться!
    Развитие рынка фьючерсных контрактов на нефть сорта Urals
    Хеджирование для предприятий АПК
    Фьючерсный контракт на сахарный песок: 6 месяцев позади, что дальше?
    Сахарная индустрия России
    Оценка ликвидности ценных бумаг по результатам биржевых торгов
    Информационный анализ фондовых активов как метод повышения достоверности инвестиционных исследований
    Статистика организованного товарного рынка в России
    Календарь семинаров и обучающих программ, посвященных различным аспектам работы организованных товарных рынков

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100