Casual
РЦБ.RU
  • Авторы
  • Петров Александр, Начальник Управления развития рынка газа ООО "Межрегионгаз"

  • Все статьи автора
  • Поршаков Андрей, Начальник отдела программ развития регулируемого сектора рынка газа Управления развития рынка газа ООО "Межрегионгаз"

  • Все статьи автора

Рынок газа России: ход реформ

Апрель 2008


    В 2006-2007 гг. вышло значительное число нормативных актов, предопределивших будущее направление развития рынка газа России, и произошли следующие события:

  • создание электронной торговой площадки (ЭТП) ООО "Межрегионгаз" (Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2006 г. № 534 );
  • принятие Программы внедрения долгосрочных договоров (Протокол заседания Правительства РФ от 30 ноября 2006 г. № 42);
  • введение режима поставок газа ОАО "Газпром" по предельным ценам (Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 333);
  • введение индикации равновыгодной цены на газ для внутреннего и внешнего рынков (Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 333);
  • установление пошлин на продукцию опосредованных экспортеров газа (Постановление Правительства РФ от 11 марта 2008 г. № 159).
        Несмотря на то что не все требования Постановления Правительства РФ № 534 были выполнены, эксперимент по развитию электронной торговли получил положительную оценку участников рынка.
        Основные итоги работы ЭТП ООО "Межрегионгаз" с декабря 2006 г. по декабрь 2007 г. можно охарактеризовать следующим образом: общий объем продаж газа составил 7,16 млрд куб. м, из них доля ОАО "Газпром" - 4,35 млрд куб. м. (61%), независимые производители реализовали 2,81 млрд куб. м (39%). На ЭТП работало 12 продавцов. Наиболее крупные независимые продавцы - ОАО "НК Роснефть" (1,01 млрд куб. м), ОАО "ЛУКОЙЛ" (0,70 млрд куб. м), ОАО "НОВАТЭК" (0,67 млрд куб. м).
        Количество покупателей - 54, причем на долю крупных потребителей пришлось 60% общего объема продаж, региональные газовые компании (РГК) приобрели 23%, трейдеры - 17%. Показатели средневзвешенных цен на газ на ГРС (газораспределительных станциях) представлены в табл. 1.
        Совокупный объем проданного на ЭТП газа по состоянию на 1 апреля 2008 г. составил 2711,5 млн куб. м. Независимые производители реализовали 1039,2 млн, Газпром - 1672,3 млн куб. м.
        Напряженная работа двух корпораций - ОАО "Газпром" и ОАО "РАО "ЕЭС России"" - позволила внедрить в практику очень сложную программу долгосрочных договоров поставки газа для предприятий электроэнергетики. В ней определены объемы поставок, в том числе по регулируемым ценам (табл. 2). Поставщиками по долгосрочным договорам являются региональные компании по реализации газа и независимые производители, а покупателями - ОГК и ТГК.
        В новой системе договоров коренным образом изменились отношения "поставщик-покупатель" в пользу покупателей. Произошла разбивка годовых объемов по месяцам по желанию покупателя, также ему теперь предоставляется право отбора газа без штрафных санкций в течение суток месяца в диапазоне 80-110% от среднесуточной нормы месяца. Предусмотрены возможности использования покупателем невыбранных ресурсов газа: путем перераспределения между своими электростанциями, хранения в ПХГ или перепродажи при сохранении принадлежности ресурсов к исходному ценовому сегменту. Введены право получения потребителем компенсации от поставщика газа за его недопоставку в течение месяца (штрафной коэффициент зимой - 3,0; летом -1,5) и ответственность покупателя за перебор газа сверх договорных объемов по месяцу (с тем же штрафным коэффициентом). Наконец, появилась мера воздействия на покупателя за невыборку газа меньше 95% месячных договорных объемов ("бери или плати") - штраф в размере стоимости этого газа.
        Устойчивая работа ЭТП при умеренном росте цен в 2007 г. позволила Правительству РФ предоставить Газпрому право продажи сверхдоговорных объемов по предельным ценам, сориентированным на цены ЭТП. Формально понятие "предельные цены" появилось в Постановлении Правительства РФ № 1021 в декабре 2000 г., и потребовалось 7 лет, чтобы они стали реальностью.
        Условия поставки газа по предельным ценам:
  • поставка происходит сверх договорных объемов 2007 г.;
  • источники - резервы ОАО "Газпром", дополнительные объемы добычи;
  • потребители - промышленные предприятия, заявляющие дополнительные объемы, новые предприятия и регионы;
  • объемы - ориентировочно 12 млрд куб. м газа в год.
        Установленные предельные и регулируемые цены представлены в табл. 3.
        Уже в начале 2008 г. Правительство РФ приняло справедливое и важное решение о введении таможенной экспортной пошлины для опосредованных экспортеров дешевого российского газа. В частности, введена экспортная пошлина на минеральные удобрения, поскольку в себестоимости аммиака при плановой экономике стоимость газа составляла 60%, а в настоящее время аммиак, карбамид, азотная селитра продаются на рынках ЕЭС по ценам, ориентируемым на оптовые цены газа (300 долл. за 1000 куб. м.). К тому же значительная часть экономии затрат производителей минеральных удобрений уходит инфраструктурным предприятиям, посредникам, таможенным органам стран-импортеров. Размер экспортной таможенной пошлины в 2008 г. для экспортеров азотных удобрений установлен на уровне 8,5%.
        Безусловно, скоординировать все указанные нововведения и программы в столь короткие сроки - сложная задача. Совокупность принятых решений оказала противоречивое влияние на характер работы российского рынка газа в I кв. 2008 г. (рис. 1).
        Ресурсы, предназначенные для спотовых поставок, по требованию потребителей были введены в программу долгосрочных и годовых договоров. Сумма объемов по указанным договорам на текущий год значительно превосходит потребление газа в 2007 г. Для удовлетворения требований потребителей ОАО "Газпром" выполнил поставку всех ресурсов газа, реализуемых не только по регулируемым, но и предельным ценам. Но и этого объема не хватило. Дополнительно для удовлетворения запросов по годовым и долгосрочным договорам пришлось скупить все резервы у ОАО "СИБУР Холдинг" и других независимых производителей. Сформировалась достаточно строгая конструкция рынка, относительную гибкость которой должна была обеспечить ЭТП за счет выделенных 7,5 млрд куб. м газа. Но в результате несанкционированного отбора потребителями (включая население) 2 млрд куб. м газа, принадлежащего ОАО "Газпром", в январе 2008 г. ЭТП лишилась квартальных плановых объемов. Во избежание разгрузки транспортной системы ЭТП по требованию ЦПДД (Центрального производственно-диспетчерского департамента ОАО "Газпром") остановила торговлю газом на декадных сессиях февраля и марта. В этот же период ОАО "НОВАТЭК" не выполнило свои обязательства по продаже газа на ЭТП. Причина - желание закрепить позиции компании по прямым договорам с ведущими потребителями газа. Для укрепления своей монопольной позиции на рынке Свердловской области ООО "НГК "ИТЕРА"" трансформировалось из продавца в покупателя (парадокс: наиболее совершенный рыночный инструмент - ЭТП - использовался для утверждения своего статуса регионального монополиста). В итоге возникший дефицит газа на торгах ЭТП привел в феврале и марте к скачкообразному росту цен и отпугнул от торговой площадки тех дисциплинированных потребителей, которые традиционно дозакупали его на ЭТП. Они пошли на несанкционированный отбор газа.
        Таким образом, в I кв. 2008 г. вместо желаемых 3,3 млрд куб. м ЭТП реализовала лишь 2,4 млрд куб. м (табл. 4). Это в 1,4 раза больше уровня I кв. прошлого года, но результат все равно неудовлетворительный. В феврале-марте площадка не выполнила функции оперативного обеспечения газом и индикации рыночной цены. Она сыграла необычную для себя роль - установила диагноз "гриппозного" состояния рынка.
        Внедрение столь крупномасштабных преобразований в важнейшем секторе топливного рынка страны должно было сопровождаться принятием дополнительных нормативных актов. На это ясно указывал и п. 2 Протокола № 42 заседания Правительства РФ от 30 ноября 2006 г. 1 Однако данное поручение не было выполнено ни к 15 февраля 2007 г., ни по сей день. Долгосрочные договоры заключены на новых условиях, но Правила поставки газа остались в прежней редакции. В результате каждая сторона взаимодействия "поставщик-покупатель" выбирает из 2 документов (договор и Правила) наиболее выгодные для себя параметры. К примеру, штрафные санкции за перебор газа в долгосрочных договорах установлены в размере 3,0, в Правилах - 1,5. По этому поводу идет дискуссия, в процессе которой значительная часть потребителей вообще их не оплачивает.
        Уровень управляемости системы газоснабжения в I кв. 2008 г. существенно снизился. От критических ситуаций нас защитили умеренные погодные условия. До 6-8% объемов планового баланса газа ежемесячно распределялись с нарушением договоров (табл. 5).
        Избыточность ресурсов, предоставленных в целом рынку по долгосрочным и годовым договорам в ущерб формированию оптимального по размерам спотового рынка, начала подтверждаться в феврале-марте текущего года. За 2 указанных месяца невыборка промышленными предприятиями составила 2,2 млрд куб. м, а в сочетании с объемами, не проданными на ЭТП, эта цифра достигает 3,1 млрд куб. м.
        Выявив "болезнь" рынка, площадка сама получила "обширную пневмонию". Произошло это в преддверии запуска новой формы торгов - с поставкой на следующие сутки. Модернизированная техническая система ЭТП для нее готова. Нет необходимости объяснять значимость синхронизации рынков газа и электроэнергии России, долг всех заинтересованных организаций - стабилизировать работу ЭТП.
        Что для этого нужно? В первую очередь восстановить дисциплину газопотребления. Завершить работу по согласованию Постановления Правительства РФ по долгосрочным договорам. Существует ряд проблем, требующих скорейшего решения. В частности, МЭРТ под влиянием аппарата ОАО "РАО "ЕЭС России"" не принимает повышающие коэффициенты, уже согласованные потребителями. По этим же коэффициентам несет ответственность и поставщик за недопоставку газа. Аппарат ОАО "РАО "ЕЭС России"" настаивает на возможности продажи газа, приобретенного по цене 70 долл./ 1000 куб. м на регулируемом рынке. По его мнению, эти ресурсы должны получить доступ на свободный рынок, где цена равна 120 долл./1000 куб. м. По данному вопросу наша позиция такова: мы не хотим, чтобы две отрасли возвращались к теневому бизнесу, доминировавшему в период зачетов 1997-1998 гг.
        ОАО "Газпром" восстановил декадные торги и плановые объемы для ЭТП - 7,5 млрд куб. м. Необходимо призвать к выполнению принятых обязательств ООО "НГК "ИТЕРА"" и ОАО "НОВАТЭК", создать условия для возвращения на ЭТП газа ОАО "СИБУР Холдинг".
        Решение этих вопросов будет означать появление адекватного спроса у потребителей. При разумной ценовой политике задачи, поставленные перед ЭТП на 2008 г., могут быть выполнены, что позволит успешно внедрить торги с поставкой на следующие сутки и перейти от эксперимента к постоянной работе ЭТП.
        Что касается дальнейшей работы - необходимо осознать роль спотового рынка, т. е. рынка с поставкой газа на сутки, неделю, декаду, месяц. Согласно нашим оценкам, оптимальной следует считать структуру поставок по варианту А, изображенному на рис. 2. При этом спотовый рынок - это не только Электронная торговая площадка. Пришло время модернизировать его для прямых связей "независимый производитель - потребитель", "ОАО "Газпром" - потребитель" и осуществлять их, используя электронную почту и автоматизированный учет поставки ресурсов.
        Желание отдельной группы потребителей иметь структуру поставок по варианту B дезорганизовывает рынок. Это предложение основывается не только на предрасположенности их аппарата к спекулятивным операциям, но и, что очень важно, на отсутствии в системе газоснабжения платы за заявленную мощность по транспортировке газа. Ее нет в составе регулируемой цены, но фактически она отсутствует и для газа, реализуемого на свободном секторе рынка.
        Несмотря на все временные трудности, необходимо констатировать главное: характер рынка газа в Российской Федерации в 2008 г. существенно изменился.
        Итоги работы в 2007 г. и договорной компании текущего года - это получение каждым потребителем четкого представления об объемах поставок газа по регулируемым ценам, размерах регулируемых и предельных цен до 2010 г. Подписав долгосрочные договоры, потребитель получил основные данные, необходимые для разработки и реализации своих инвестиционных программ.
        ОАО "Газпром" надеется, что, модернизируя и наращивая свое производство, наши партнеры во главу угла поставят вопросы газо- и энергосбережения.
        2-секторный рынок (регулируемый и свободный) с участием Газпрома стал реальностью, масштабы свободного сектора возросли до 122 млрд куб. м при наличии доли компании в 16,4%. Интересны и другие параметры. Цены в свободном секторе все более отрываются от цен сектора регулируемого. Так, при росте регулируемых цен на 25% средние цены рынка в I кв. 2008 г. выросли по сравнению с I кв. прошлого года на 32,4%, в пиковые периоды они превышали регулируемые в 2,2 раза. Произошло это во многом в связи с тем, что прогноз госорганов по размеру равновыгодных (для внешнего и внутреннего рынков) цен, составленный в 2007 г., оказался заниженным. К 2011 г. по первоначальному прогнозу они должны были достигнуть 120 долл./1000 куб. м, однако фактически уже на II кв. 2008 г. ФСТ России скорректировала их величину до 164 долл./1000 куб. м. Все это указывает на то, что свободному сектору, наряду с индикацией спотовых продаж, проводимых ЭТП, нужны своя система определения перспективных цен и система хеджирования (страхования от ценовых рисков). Говоря на языке специалистов, в России назрела необходимость создания биржи по торговле товарными фьючерсами на газ.
        Решения Правительства РФ дают достаточно ясную картину на период до 2010 г., но для инвестиционного процесса требуется более широкая перспектива. Возможности директивного установления оптимальных перспективных цен на газ отсутствуют. Многое будет зависеть от темпов развития мировой экономики и, соответственно, цен на нефть.
        Опыт работы ЭТП ООО "Межрегионгаз" дает основание полагать, что участники российского рынка газа, наряду с созданием инструментов оперативной индикации цены, могут воспроизвести в России действующие в ведущих странах рыночной экономики системы индикации цен на длительный период (в 36-72 мес.), т. е. освоить биржевую торговлю товарными фьючерсами на газ. После решения этой задачи участники рынка сами смогут обеспечить достаточно квалифицированный прогноз цен.
        Технология торгов ЭТП ООО "Межрегионгаз" изначально формировалась для ее последующего применения на Бирже газа. Эта преемственность была достаточно четко зафиксирована в приказе Правления ОАО "Газпром" от 27 июня 2005 г. № 103 "О формировании рабочей группы по разработке рыночных механизмов торговли газом". Существовало несколько упрощенное представление о том, что с пуском Биржи газа отпадет целесообразность сохранения и развития ЭТП. По нашему мнению, у обеих структур при наличии общих функций и параметров есть существенные отличия (табл. 6). ЭТП специализируется на физических поставках газа в пределах ближайшего месяца и индикации цен на краткосрочный период. Биржа дает цену поставочных сделок на ближайший месяц и занимается фьючерсными контрактами на последующие 72 мес.
        Современные рынки газа через биржи обеспечивают очень тесную связь сегмента поставок по долгосрочным договорам и сегмента спотовых поставок. В долгосрочных договорах нового поколения вместо формулы цены, связанной с ценой нефти, вводится положение о том, что цена в отчетном месяце определяется по ценам торгов на бирже с поставкой газа на данный месяц.
        Это означает, что система долгосрочных договоров по продаже газа по свободным ценам может эффективно функционировать только при достаточно масштабном, хорошо работающем спотовом рынке и объективной регистрации спотовой цены. Итоги работы ЭТП в I кв. 2008 г. показали актуальность этой задачи для рынка газа России.
        Исходя из того, что 2 структуры (ЭТП и биржа) более полно, комплексно удовлетворяют потребности газового рынка, Газпром принял концепцию параллельного развития обоих направлений. При этом ОАО "Газпром" планирует использовать как опыт работы ЭТП, так и результаты деятельности дочерних структур при работе на рынке ЕС.
        Основные данные по программе "Биржа газа":
        1. Организаторы:
  • ОАО "Газпром",
  • АБ "Газпромбанк" (ЗАО),
  • НП "МБНК".
        2. Основной принцип: формирование торговой системы на действующих в России торговых платформах, создание технологий клиринга и систем организации транспортировки газа.
        3. Сфера действия: внутренний рынок газа (в среднесрочной перспективе).
        4. Географическое расположение (с учетом ввода газовых объектов северо-запада России): Санкт-Петербург.
        5. Сроки начала торговли товарными фьючерсами по газу: I кв. 2009 г.
        Сроки запуска торговли фьючерсами достаточно сжатые, но разработчики программы осознают, что для придания биржевым торгам ликвидности (т. е. создания ситуации, когда их результатам будут верить участники рынка) потребуется определенное время, в течение которого необходимо будет реформировать рынок. Биржа, как и ЭТП, будет играть одну из ведущих ролей в постановке и реализации задач по совершенствованию рынка газа для целей ликвидности биржевой торговли и выполнять следующие задачи:
  • оптимизация размера штрафных коэффициентов;
  • создание системы двухставочных тарифов по транспортировке газа с обязательной платой за заявляемую мощность;
  • ликвидация практики хранения газа независимых производителей в "трубе";
  • создание системы балансировки объемов газа в ГТС;
  • снижение уровня региональной монополизации поставок газа на свободном секторе;
  • создание комплексной системы индикации цен, включая сегмент прямых договоров свободного сектора;
  • оптимизация соотношений объемов газа для спотовых поставок, годовых, долгосрочных договоров;
  • оптимизация объемов поставки газа населению;
  • принятие на правительственном уровне графика расширения свободного сектора рынка газа.
        От работы Биржи газа ожидают следующих результатов:
  • рыночный прогноз цен на газ свободного сектора на 72 мес. вперед;
  • переход от монополярной ориентации стоимости акций ОАО "Газпром" (с установкой на конъюнктуру мирового фондового рынка) к биполярной, учитывающей рост цен на газ на внутреннем рынке;
  • положительное влияние на капитализацию Газпрома;
  • повышение стимулов к экономии газа и энергоресурсов у российских потребителей.


  • Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Лидеры рынка коллективных инвестиций
    Начало большого пути
    Рынок газа России: ход реформ
    Биржевой товарный рынок минерального сырья и продукции химической промышленности на МФБ: вчера, сегодня, завтра
    Без государственного участия не обойтись
    Актуальные вопросы налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
    Товарному рынку нужна поставочная инфраструктура
    Проблема справедливого ценообразования на российских товарных биржах
    Не все то золото, что блестит. Почему фьючерсные и опционные контракты на FORTS - лучший способ вложения денег в драгоценные металлы, в частности в золото
    Инвестиции в золото как альтернатива покупки ценных бумаг
    Фьючерсы на сталь: станет ли сталь биржевым товаром?
    Московская фондовая биржа: первые итоги биржевых торгов черными металлами в России
    Газовый рынок в России: не все так плохо, как может показаться!
    Развитие рынка фьючерсных контрактов на нефть сорта Urals
    Хеджирование для предприятий АПК
    Фьючерсный контракт на сахарный песок: 6 месяцев позади, что дальше?
    Сахарная индустрия России
    Оценка ликвидности ценных бумаг по результатам биржевых торгов
    Информационный анализ фондовых активов как метод повышения достоверности инвестиционных исследований
    Статистика организованного товарного рынка в России
    Календарь семинаров и обучающих программ, посвященных различным аспектам работы организованных товарных рынков

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100