Casual
РЦБ.RU

Институт маркетмейкеров как механизм формирования и стимулирования ликвидности

Апрель 2008

    Маркетмейкинг - один из наиболее существенных механизмов, позволяющих стимулировать ликвидность биржевого рынка производных финансовых инструментов, - широко применяется зарубежными биржами для формирования первоначальной ликвидности и ее поддержания по низколиквидным или новым (вводимым в обращение) инструментам.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ МАРКЕТМЕЙКИНГА

    Институт маркетмейкеров (market makers), или, иначе, участников торгов, стимулирующих ликвидность (англ. liquidity providers, фр. apporteurs de liquidity), является одним из ключевых элементов системы управления ликвидностью, позволяющим создавать начальную ликвидность биржевого рынка производных финансовых инструментов (далее - ПФИ) и отдельных его инструментов, а также поддерживать и развивать ее. Программы маркетмейкинга, как правило, вводятся зарубежными биржами по новым и низколиквидным инструментам.
    Существуют многочисленные примеры внедрения программ маркетмейкинга ведущими биржами, на которых торгуются производные финансовые инструменты (СМЕ, СВОТ, EUREX, Euronext.LIFFE, NYBOT и т. д.). Приведем следующие примеры:

  • назначение маркетмейкеров на CBOT по фьючерсам на 5- и 10-летние ноты государственных агентств Fannie Mae и Freddie Mac (февраль 2003 г.) и по фьючерсам на другие ценные бумаги (март 2006 г.);
  • назначение маркетмейкеров на CBOT по опционам на фьючерсы на 2-летние ноты правительства США (январь 2004 г.);
  • назначение маркетмейкеров на CBOT по фьючерсам на индекс цен 10-летних муниципальных нот (январь 2005 г.);
  • введение маркетмейкеров на СМЕ по фьючерсам на 2-, 5- и 10-летние процентные свопы (начало 2002 г.);
  • введение маркетмейкеров на СМЕ по опционам на 3-месячные евродолларовые депозиты (2004 г.);
  • программа маркетмейкеров на Euronext.LIFFE по опционам на акции;
  • введение в подразделении NYFE биржи NYBOT новой маркетмейкерской программы (май 2003 г.) по обращающимся индексным фьючерсам и опционам (NYSE Composite IndexR и Russell 1000R Index);
  • введение на NYBOT маркетмейкерской программы по новым индексным фьючерсам и опционам (на индексы Russell 2000R и Russell 3000R) с первого дня торговли ими (сентябрь 2003 г.);
  • привлечение маркетмейкера на KCBT (май 2005 г.) к торговле фьючерсом на индекс Value LineR, обращающимся с 1983 г.;
  • привлечение маркетмейкеров на CBOT (февраль, июль 2002 г.; июль 2006 г.) к торговле фьючерсами на 5- и 10-летние свопы, обращающиеся с 2001 г.
        В ряде случаев в зарубежной практике маркетмейкеры являются центральным звеном, и все сделки заключаются через них и в ответ на их котировки, хотя подобная практика характерна преимущественно для внебиржевых торговых систем, а на биржах используется, скорее, для организации обращения опционов.
        Маркетмейкером является член срочной биржи, принявший на себя обязательства по выполнению специальных (повышенных) требований по участию в торгах с целью увеличения ликвидности биржевого рынка ПФИ. Базовые условия маркетмейкинга, как правило, включены в нормативные документы срочных бирж, а детальные условия оговариваются в соглашениях об осуществлении маркетмейкинга, заключаемых биржами в развитие положений нормативных документов. Данные соглашения рассчитаны на определенный контрольный срок - обычно от 1 до 3 лет, по истечении которого они могут быть прекращены или пролонгированы в зависимости от результата деятельности маркетмейкеров. В случае существенных отклонений результатов маркетмейкинга от оговоренных в документе условий, соглашения могут быть досрочно расторгнуты.
        Исходя из потенциально большого количества и объема сделок, заключаемых маркетмейкерами, и возможности влияния их на рыночные цены, срочные биржи могут ограничить совершаемые маркетмейкерами сделки с ПФИ, в отношении которых были заключены соглашения об осуществлении маркетмейкинга, либо, что реже, со всеми ПФИ только сделками за собственный счет. То есть с целью исключения конфликтов интересов на некоторых зарубежных площадках в отношении производных инструментов, по которым выполняются функции маркетмейкера, используется практика ограничения полномочий этой категории участников торгов правом совершения сделок только по собственному счету с запретом осуществления брокерских функций.
        Срочные биржи также могут ограничивать число маркетмейкеров по каждому конкретному рынку (инструменту)1.

    ВИДЫ МАРКЕТМЕЙКИНГА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА МАРКЕТМЕЙКЕРОВ

        В зарубежной практике можно выделить два основных вида маркетмейкеров: выставляющие регулярные котировки (регулярные маркетмейкеры - РММ) и выставляющие котировки в ответ на запрос (дополнительные маркетмейкеры - ДММ).
        Основными обязанностями РММ являются:

  • объявление на регулярной основе (каждый рабочий день в течение определенного периода торговой сессии) двусторонних котировок путем введения в торговую систему заявок по определенным сериям ПФИ (маркетмейкер обычно имеет право завершить выставление котировок в последние несколько дней перед исполнением ПФИ);
  • соблюдение минимально допустимого объема заявок на уровне не ниже установленного в соглашении об осуществлении маркетмейкинга;
  • соблюдение установленного максимально допустимого спрэда между котировками покупки-продажи;
  • восстановление котировок в течение определенного периода времени после их удовлетворения в торговой системе в пределах согласованного с биржей лимита обязательств маркетмейкера.
        Соглашением об осуществлении маркетмейкинга могут быть предусмотрены расширенные показатели спрэда котировок покупки-продажи для периодов повышенной волатильности, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.
        ДММ имеют аналогичные обязанности, кроме первого пункта:
  • введение в торговую систему заявок не меньше установленного объема в течение определенного периода времени после получения запроса на котировку и поддержание их в течение согласованного с биржей периода времени после введения.
        Преобладающей формой маркетмейкинга является выставление регулярных котировок. Тем не менее некоторые срочные биржи используют форму маркетмейкига с выставлением котировок в ответ на запрос (например, Eurex) или сочетают обе формы. В частности, на рынке ПФИ Итальянской биржи существует две категории маркетмейкеров: первичные маркетмейкеры (Primary Market Makers), на продолжительной основе поддерживающие ликвидность ПФИ в течение торговой сессии, и маркетмейкеры, предоставляющие дополнительную ликвидность рынку ПФИ путем выставления заявок в ответ на специальные запросы, поступающие от других участников торгов2.

    ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И ПРИВИЛЕГИИ МАРКЕТМЕЙКЕРОВ

        За выполнение функций маркетмейкеров срочные биржи предоставляют своим членам установленное вознаграждение или скидки от уровня обязательных сборов и платежей. При этом вознаграждение, выплачиваемое маркетмейкерам, как правило, представляет собой:

  • плату за выполнение функций маркетмейкера - фиксированную сумму, выплачиваемую маркетмейкеру в зависимости от параметров соглашения о маркетмейкинге (размер минимально допустимого объема заявок, размер максимально допустимого спрэда, т. д.) и степени их выполнения;
  • плату за развитие рынка по итогам деятельности за определенный период времени в зависимости от объема сделок, заключенных с конечными участниками торгов, не являющимися членами срочной биржи, т. е. с клиентами, в случае превышения данного объема сделок, установленного в соглашении о маркетмейкинге необходимого минимума.
        Кроме финансового стимулирования, маркетмейкерам могут быть предоставлены иные льготы и преимущественные права. В частности, они наделяются правом временного превышения лимита открытых позиций в связи с выполнением ими своих функций. Тем не менее, как правило, к концу текущей торговой сессии открытые позиции маркетмейкеров должны быть приведены в соответствие с указанным лимитом3.
        В целях обеспечения возможности закрытия избыточных позиций в кратчайшие сроки маркетмейкеры наделяются преимущественным правом (priority right) при заключении сделок в торговой системе. В соответствии с этим правом они имеют приоритет перед другими участниками торгов при сведении (мэтчинге) заявок в торговой системе вне зависимости от времени (очередности) подачи заявок4. При этом в нормативных документах срочных бирж установлена предельная доля объема заявок, в отношении которой заявки маркетмейкеров имеют приоритет в удовлетворении. Остальная часть заявок удовлетворяется в общем порядке.
        Важно отметить, что зарубежные срочные биржи и клиринговые палаты не предоставляют маркетмейкерам привилегии и льготы в области системы управления рисками, которые могут нарушить ее целостность и привести к ослаблению системы финансовых гарантий.

    ПРОГРАММА СПЕЦИАЛИСТОВ (SPECIALIST MARKET MAKER (SMM) PROGRAM) ПО НИЗКОЛИКВИДНЫМ ПФИ НА НЬЮ-ЙОРКСКОЙ ТОВАРНОЙ БИРЖЕ (NYMEX)5

        Целью программы специалистов является достижение ликвидности по новым и низколиквидным ПФИ. При достижении установленного общего объема торгов данными ПФИ программа специалистов завершается. Программа ориентирована на голосовую систему торгов NYMEX и учитывает ее специфику.

        Критерии для выполнения функций специалистов
        В качестве специалиста могут выступать только члены биржи. Биржа создает специальный комитет по надзору за специалистами - Specialist Review Committee (SRC), который оценивает финансовое состояние специалистов, их операционные возможности, торговый опыт, историю взаимоотношений с регулирующим органом, а также возможность и готовность развивать рынки биржи и подавать соответствующую отчетность. Претендент должен сформировать необходимый штат квалифицированного персонала, способного выполнять соответствующие функции, а также продемонстрировать наличие и поддержание оборотного капитала в размере не менее 500 тыс. долл.
        Только один член биржи может быть уполномочен в качестве специалиста по каждому инструменту в рамках программы специалистов. Тем не менее биржа может назначить одного члена в качестве специалиста по более чем одному инструменту.

        Обязанности специалистов
        Права и обязанности специалистов устанавливаются в соглашении между специалистом и биржей. Согласно условиям программы специалист должен непрерывно присутствовать в торгах в течение торговой сессии с целью поддержания рынка определенных ПФИ, в отношении которых он уполномочен выполнять соответствующие функции. В течение работы торгов специалист на продолжительной основе должен выставлять и поддерживать двусторонние котировки по указанным ПФИ. При этом специалист обязан обеспечить:

  • объем собственных заявок по данным котировкам не менее установленного минимума;
  • спрэд между котировками покупки-продажи по прямым сделкам не более установленного максимального значения;
  • ценовые дифференциалы по спрэдовым операциям с данными ПФИ с определенными месяцами исполнения не более установленного максимального значения.
        Специалист обязан удовлетворить все заявки на покупку и продажу ПФИ по выставленным им котировкам по единой цене в объеме, не превышающем определенного в соглашении максимального объема ПФИ по одной сделке.
        Соглашение специалиста с биржей может предусматривать расширенные показатели спрэдов и дифференциалов для периодов повышенной волатильности, а также в условиях чрезвычайных ситуаций, определенных в соглашении.
        В число обязанностей специалистов входит ведение журнала заявок (order book).

        Права специалистов
        В соответствии с условиями программы специалистов им предоставляется приоритетное право на удовлетворение их собственных заявок при заключении сделок. Специалист имеет приоритетное право перед другими участниками торгов на заключение сделок за свой собственный счет:

  • в отношении 10% объема любой сделки, совершаемой участниками торгов против журнала заявок, т. е. любой новой заявки участников торгов, внесение которой в журнал заявок приводит к исполнению одной или нескольких содержащихся в нем лимитных заявок;
  • в отношении 40% объема любой сделки, совершаемой в торговом зале внутри спрэда покупки-продажи, поддерживаемого специалистом;
  • в отношении 40% объема любой лимитной заявки, содержащейся в журнале заявок, при условии соблюдения процедуры кросс-сделок.

        Вознаграждение за исполнение функций специалиста
        В соответствии с условиями программы специалистов и соглашением с биржей специалисту за выполнение его функций предоставляется "вознаграждение за развитие рынка" (contract development fee), размер которого устанавливается в зависимости от объема сделок c ПФИ, в отношении которых специалистом выполняются соответствующие функции, заключенных участниками торгов, не являющимися членами биржи, в течение определенного периода.
        В соответствии с Правилами NYMEX специалистам может также быть предоставлено "вознаграждение за заключение сделок" (contract execution fee), определяемое в зависимости от объема всех совершенных специалистом сделок (возможно предоставление в виде скидок от биржевого и клирингового сбора).

    ПРОГРАММЫ ВЕДУЩИХ МАРКЕТМЕЙКЕРОВ (LEAD MARKET MAKER (LMM) PROGRAM) ПО НИЗКОЛИКВИДНЫМ ПФИ, ОБРАЩАЮЩИМСЯ НА ЧИКАГСКОЙ ТОВАРНОЙ БИРЖЕ (CME) И НЬЮ-ЙОРКСКОЙ ТОВАРНОЙ БИРЖЕ (NYMEX) В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ GLOBEX6

        Цель программ ведущих маркетмейкеров - достижение ликвидности по низколиквидным ПФИ, обращающимся на биржах CME и NYMEX. При достижении установленного общего объема торгов данными ПФИ программы ведущих маркетмейкеров завершаются. Такие программы ориентированы на электронную систему торгов и учитывают ее специфику.

        Критерии выполнения функций ведущих маркетмейкеров
        Критерии и соответствие им организаций определяет специальный регулирующий комитет (Steering Committee). Ведущим маркетмейкером может быть только член биржи. Претендент должен продемонстрировать наличие соответствующих операционных возможностей, квалифицированного персонала и оборотного капитала не менее установленного размера.
        Выполнять функции маркетмейкинга по каждому инструменту в рамках отдельной программы ведущих маркетмейкеров могут несколько членов соответствующих бирж.

        Обязанности ведущих маркетмейкеров
        Права и обязанности ведущих маркетмейкеров устанавливаются соглашением между ними и биржей. В соответствии с условиями программ ведущие маркетмейкеры обязаны участвовать в торговых операциях с определенными ПФИ в оговоренный период торговой сессии с целью поддержания ликвидности рынка.
        В течение указанного периода торговой сессии ведущие маркетмейкеры на продолжительной основе должны выставлять и поддерживать двусторонние котировки по ПФИ, соблюдая согласованные с биржей минимальный объем собственных заявок и спрэд между данными котировками.
        В соответствии с условиями программ ведущие маркетмейкеры могут совершать торговые операции только за свой собственный счет.

        Приоритетные права ведущих маркетмейкеров - механизм распределения заявок
        Главные приоритетные критерии для заключения сделок в системе GLOBEX - цена и время подачи заявки. В случае выполнения членом биржи функций ведущего маркетмейкера критерий времени для его заявок не применяется.
        Для заявок маркетмейкеров с данной ценой действует механизм распределения, в соответствии с которым они удовлетворяются в приоритетном порядке в пределах устанавливаемой биржами доли от встречных заявок с данной ценой, выставленных другими участниками торгов. Так, согласно условиям программы ведущих маркетмейкеров CME в случае выполнения функций маркетмейкинга одним членом биржи указанная доля (коэффициент распределения) составляет 40%, в случае двух маркетмейкеров - 20%, трех - 15%. Кроме того, размер коэффициента распределения зависит от общего объема встречных заявок с данной ценой (в частности, на NYMEX), понижаясь согласно установленной биржей шкале по мере роста общего объема заявок. После удовлетворения спроса (в соответствии с механизмом распределения) оставшаяся часть встречных заявок удовлетворяется соответственно общим приоритетам сведения заявок.

        Вознаграждение за исполнение функций ведущих маркетмейкеров
        По условиям программ ведущим маркетмейкерам предоставляется вознаграждение в виде скидок от биржевого и клирингового сбора по каждой заключаемой ими сделке.

    ПРОГРАММА МАРКЕТМЕЙКИНГА НА СРОЧНОМ РЫНКЕ ГРУППЫ ММВБ

        Введение института маркетмейкеров
        22 мая 2007 г. вступили в силу первые договоры о выполнении функций маркетмейкера, подписанные с членами Секции срочного рынка (стандартные контракты) ММВБ. В настоящее время данные функции на рынке процентных фьючерсов ЗАО ММВБ выполняют 6 организаций - по 3 маркетмейкера на каждый инструмент. Также институт маркетмейкеров был введен на срочном рынке Фондовой биржи ММВБ по фьючерсу на Индекс ММВБ - с момента начала торгов данным инструментом.
        Введение пилотной программы маркетмейкинга по процентным фьючерсам на ставки MosIBOR и MosPrime Rate направлено на формирование и поддержание начальной ликвидности рынка процентных деривативов на регулярной основе, что облегчит вход на рынок и выход с него для участников торгов. Институт маркетмейкеров предполагает принятие участником рынка следующих обязательств по одновременному выставлению заявок на покупку и продажу с определенным спрэдом:

  • двусторонние котировки объявляются на регулярной основе путем выставления в торговой системе заявок по определенным сериям фьючерса;
  • котировки поддерживаются каждый рабочий день:
  • котировки поддерживаются в течение определенного периода торговой сессии;
  • котировки могут не выставляться в течение нескольких дней в отчетном месяце (в настоящее время - 3 дней);
  • минимальный объем заявок маркетмейкера соблюдается на уровне не ниже установленного;
  • соблюдается установленный максимальный спрэд между ценами котировок покупки-продажи:
  • спрэд устанавливается в зависимости от уровня базового индикатора или его волатильности;
  • возможно расширение спрэда котировок покупки-продажи для периодов повышенной волатильности базового индикатора.
        Аналогичные обязательства принимаются маркетмейкерами на рынке фондовых деривативов Группы ММВБ. Детальные показатели обязательств, которые устанавливаются Правлением ЗАО ММВБ или Дирекцией ЗАО "ФБ ММВБ" (в зависимости от сегмента рынка), представлены в таблице.
        Для внедрения программы маркетмейкинга в 2007 г. во внутренние документы срочного рынка Группы ММВБ были внесены изменения и дополнения, определяющие общие положения в отношении статуса и порядка выполнения функций маркетмейкера, а также выплаты их вознаграждения, в результате чего механизм функционирования данного института на срочном рынке Группы ММВБ является абсолютно прозрачным для участников рынка.

    ИТОГИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ МАРКЕТМЕЙКИНГА НА РЫНКЕ ПРОЦЕНТНЫХ ФЬЮЧЕРСОВ ГРУППЫ ММВБ

        По итогам 2007 г. были заключены фьючерсные сделки на накопленную однодневную процентную ставку MosIBOR и на 3-месячную процентную ставку MosPrime Rate на сумму 29,4 млрд руб., или более 1,15 млрд долл., что в 8,1 раза превысило оборот за предшествующий год в 3,6 млрд руб. (рис. 1). Среднедневной оборот за год составил около 119 млн руб., увеличившись в 5,5 раз по сравнению с показателем 2006 г. (21,5 млн руб.). С середины 2007 г. наблюдался непрерывный рост открытых позиций, и на конец декабря их количество составило 351 контракт на сумму 3,5 млрд руб. (рис. 1), т. е. в 6 раз больше, чем в конце 2006 г., а 13 декабря 2007 г. достигло рекордного уровня в 424 контракта (4 206,9 млн руб.). Введение института маркетмейкеров на рынке процентных фьючерсов Группы ММВБ способствовало сужению спрэдов купли-продажи и увеличению времени поддержания спрэда (рис. 2-5). В связи с этим большая часть годового объема торгов по процентным фьючерсам пришлась на вторую половину года.

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ МАРКЕТМЕЙКИНГА

        С учетом зарубежного опыта оптимальным вариантом представляется сочетание нескольких уровней маркетмейкинга:

  • регулярных маркетмейкеров, регулярно выставляющих и поддерживающих двусторонние заявки по котируемым ПФИ (категория внедрена на срочном рынке Группы ММВБ);
  • дополнительных маркетмейкеров, выставляющих и поддерживающих двусторонние заявки в ответ на запросы о котировке ПФИ.     В соответствии с принятой правлением ЗАО ММВБ в декабре 2006 г. концепцией маркетмейкинга на срочном рынке ММВБ обязательства дополнительных маркетмейкеров включают:
  • введение в торговую систему двусторонних заявок в ответ на запрос на котировку по определенным сериям фьючерса:
  • ввод двусторонних заявок в ответ на запросы на котировку не менее определенного количества рабочих дней;
  • удовлетворению подлежат не менее определенной доли числа запросов на котировку, получаемых в течение торгового дня;
  • ввод двусторонних заявок в торговую систему в течение установленного в соглашении об осуществлении маркетмейкинга периода времени после получения запроса на котировку;
  • поддержание двусторонних заявок в течение согласованного с биржей периода времени после их введения;
  • выставление двусторонних котировок по ближайшей серии фьючерса может быть прекращено за определенное количество дней до исполнения соответствующей серии данного фьючерса;
  • соблюдение минимального объема заявок на уровне не ниже установленного в соглашении об осуществлении маркетмейкинга;
  • соблюдение установленного максимального спрэда между ценами котировок покупки-продажи:
  • устанавливается в соответствующем соглашении в зависимости от уровня базового индикатора;
  • возможно расширение спрэда котировок покупки-продажи для периодов повышенной волатильности.
        В отношении подаваемых маркетмейкерами заявок учитываются требования п. 6.2.3 Положения "О порядке оказания услуг, способствующих заключению срочных договоров (контрактов), а также особенностях осуществления клиринга срочных договоров (контрактов)", утвержденного Приказом ФСФР от 24 августа 2006 г. № 06-95/пз-н: "Маркетмейкер при исполнении своих обязательств может подавать только безадресные заявки. Поданная заявка должна содержать указание о том, что она подана при исполнении обязательств маркетмейкера без раскрытия соответствующей информации остальным участникам торгов".

    ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ МАРКЕТМЕЙКЕРОВ

        Биржа не может стимулировать создание видимости рынка, экономически необоснованную торговую активность, поскольку это не является целью программ маркетмейкинга. Поэтому вознаграждение маркетмейкеров основывается на степени выполнения ими условий указанных программ (точнее, их конкретных параметров, установленных в соглашениях об осуществлении маркетмейкинга), а также на количестве и объеме сделок, совершенных с конечными участниками торгов.
        Существуют следующие составляющие вознаграждения маркетмейкеров:

  • вознаграждение за выполнение функций маркетмейкеров представляет собой фиксированную сумму, выплачиваемую маркетмейкеру в зависимости от выполнения параметров соглашения о маркет-мейкинге без какой-либо зависимости от объема заключенных сделок;
  • вознаграждение за совершение сделок предоставляется совокупно по итогам отчетного периода в виде скидки с комиссионного сбора, уплачиваемого маркетмейкером бирже; замещает собой фиксированную сумму вознаграждения за выполнение их функций при превышении ее размера;
  • вознаграждение за развитие рынка выплачивается маркетмейкеру совокупно по итогам отчетного периода в зависимости от достигнутого объема сделок, заключенных им с участниками торгов, не являющимися членами биржи, т. е. с клиентами членов биржи, в процентах от суммы биржевого сбора по таким сделкам;
  • вознаграждение за ответы на запросы на котировку (в перспективе).
        Размер вознаграждения зависит от степени исполнения обязательств.
        В зарубежной практике статус маркетмейкера является не только дополнительным источником дохода, выступая отдельным направлением бизнеса брокерских домов и инвестиционных банков, но и определенным фактором престижа, поскольку, как правило, данный статус первоначально предоставляется на основе открытого предложения/конкурса/тендера с последующим естественным отбором по результатам выполнения обязательств маркетмейкерами.



    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Особенности налогообложения срочных сделок
    Практические моменты в налогообложении операций своп
    Рамочные договоры о срочных сделках (деривативах)
    Проблемы развития рынка производных финансовых инструментов в России
    Срочный рынок. Каким его видят участники?
    Срочный рынок: по пути усложнения
    Институт маркетмейкеров как механизм формирования и стимулирования ликвидности
    Срочный рынок глазами участника
    Возможности рынка структурных продуктов
    Валютные деривативы биржевого рынка: стратегии использования, преимущества и пути развития
    Перспективы развития рынка процентных деривативов в России
    Инструменты срочного рынка для УК. Торговые идеи для институциональных инвесторов на рынке фьючерсов и опционов
    Практика использования опционов в управлении инвестиционными фондами
    Фьючерс на индекс ММВБ - оптимальный инструмент хеджирования рыночного риска на фондовом рынке
    Практическое применение структурных продуктов на основе биржевых опционов FORTS
    Деривативы на экономические данные
    "Погодные" фьючерсы
    Теоретические основы информационного анализа
    Календарь семинаров и обучающих программ и мероприятий, посвященных различным аспектам работы срочных рынков

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100