Casual
РЦБ.RU

Проблемы развития рынка производных финансовых инструментов в России

Апрель 2008


    В последние годы российский рынок производных финансовых инструментов бурно развивается. В августе этого года объем срочных контрактов на индекс РТС превысил объем сделок с любой другой бумагой на рынке деривативов. Но современный отечественный срочный рынок далек от совершенства, и его стремительный рост повлек за собой возникновение острых проблем, волнующих инвесторов. Среди основных можно выделить правовой аспект, характеризующийся несовершенством законодательства в данной области, и неразвитость инструментария и инфраструктуры этого рынка.
    Несмотря на активные шаги, предпринимаемые правительством в последние годы, правовое регулирование обозначенного сегмента фондового рынка остается на довольно низком уровне. История срочного рынка в РФ насчитывает почти 15 лет, а первым организатором торговли на нем стала Российская товарно-сырьевая биржа, которая в октябре 1993 г. открыла торговлю расчетным фьючерсом на доллар США. Конечно, с тех пор законодательная база существенно изменилась в сторону ее расширения и диверсификации по видам срочных сделок.
    В большой мере данному обстоятельству способствовал кризис 1998 г., когда повышение рискованности форвардных операций вызвало бурный рост количества фьючерсных сделок на ММВБ. В результате суммарная открытая позиция по контракту на доллар США составила около 1 млрд долл., а нагрузка на биржевую площадку превысила допустимые пределы. В этих условиях решение об увеличении депозитарной маржи по фьючерсным контрактам в 4 раза не привело к выходу из кризисной ситуации, поскольку часто основная доля гарантийного обеспечения на бирже вносилась в форме государственных краткосрочных обязательств, а объявление дефолта по ним привело к невозможности дальнейшего функционирования биржи в части торговли фьючерсными контрактами и, как следствие, к приостановке расчетов с участниками.
    В результате кризиса 1998 г. в последующие 3 года среди участников российского срочного рынка преобладали мелкие и средние финансовые институты. Кредитные организации, понесшие катастрофические потери по операциям с иностранной валютой, утратили доверие к этому сегменту рынка, которое стало частично восстанавливаться лишь спустя 5 лет. На текущий момент основными нормативными актами, регулирующими деятельность рынка деривативов России, являются:
    1) Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1) от 30 ноября 1994 г. в редакции от 23 декабря 2003 г.;
    2) Налоговый кодекс Российской Федерации (в части регулирования финансовых инструментов срочных сделок);
    3) Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. в редакции от 28 июля 2004 г.;
    4) Федеральный закон "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 г. в редакции от 29 июня 2004 г.;
    5) Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" от 29 ноября 2001 г. в редакции от 29 июня 2004 г.;
    6) Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле" от 9 октября 1995 г. в редакции от 3 октября 2002 г.
    Среди основных шагов, предпринятых властями в последнее время, следует особо отметить принятие Федерального закона от 26 января 2007 г. № 5-ФЗ "О внесении изменений в ст. 1062 Ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации". Именно эта статья в ее предыдущей редакции, предусматривающей невозможность совершения срочных сделок в судебном порядке, обусловила массовое неисполнение обязательств по фьючерсным контрактам в 1998 г. Новая редакция исключает такую возможность. Однако вышеупомянутый закон не определяет конкретных инструментов срочного рынка, к которым применим данный акт, что характерно для нашего законодательства, в котором понятия опциона и фьючерса отсутствуют как таковые. Этот закон имеет много общего с Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. № 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"". Также согласно внесенным поправкам судебная защита распространяется лишь на те сделки, в которых участвуют лицензированные банки и брокеры.
    Несмотря на то что внесенные поправки не решили всех законодательных проблем, они существенно повысили легитимность российского срочного рынка, что, по словам председателя правления фондовой биржи РТС Романа Горюнова, "создало у людей ощущение защищенности рынка", а также способствовало тому, "что целый ряд глобальных банков начал после этого торговать на срочном рынке"1.
    В то же время остается множество проблем, лежащих в области законодательного обеспечения и не имеющих решения на сегодняшний день. Одной из таких проблем, препятствующих дальнейшему развитию срочного рынка в России, является ограничение на участие в торгах на срочном рынке различных категорий инвесторов. В первую очередь речь идет об институциональных инвесторах и установлении максимальной доли от совокупного объема вложений в ценные бумаги, которые они могут инвестировать в производные финансовые инструменты.
    Помимо того что существующие законодательные рамки снижают возможности по извлечению прибыли, они не учитывают возможности операций хеджирования. Вопрос по проведению хеджирования, связанный с налаживанием системы измерения рисков, также остается совершенно не проработанным в российском законодательстве. Отсутствуют и нормы налогообложения таких операций на срочном рынке. Этот вид сделок не упоминается в Налоговом кодексе РФ, что влечет неопределенность по измерению налоговой базы, ставки и способу взимания налогов на данный вид операций с ценными бумагами. Такое положение дел препятствует развитию срочного рынка, поскольку "без понимания того, как платить налоги, в нашей стране сейчас уже мало кто будет совершать операции"2.
    Кроме проблем законотворческого характера, существует и проблема отсутствия единого государственного органа, отвечающего за регулирование срочного рынка. На текущий момент достаточно большой объем полномочий передан на откуп биржам, в то время как для полноценной деятельности и соблюдения интересов всех участников рынка необходимо государственное вмешательство. В настоящее время регулированием рынка ценных бумаг в целом и срочного рынка в частности занимаются 3 организации:

  • Комиссия по товарным биржам при Министерстве по антимонопольной политике РФ (КТБ при МАП РФ) лицензирует биржевую и брокерскую деятельность на рынке стандартных контрактов, в том числе производных на товарные активы;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР) осуществляет регулирование профессиональной деятельности и инфраструктуры рынка производных финансовых инструментов на ценные бумаги и фондовые индексы;
  • Центральный банк РФ отвечает за решение вопросов, связанных с расчетами на организованном рынке, с обращением срочных контрактов на иностранную валюту, регулированием банковской деятельности на срочном рынке.
        Однако, принимая во внимание постоянно растущие объемы торгов на срочном рынке, очевидной становится потребность в создании новой структуры - независимого регулятора срочного рынка РФ.
        Учитывая широкий спектр обозначенных проблем, необходимо отметить, что в ближайшее время планируется предпринять множество шагов, направленных на совершенствование законодательства в данной области. В первую очередь это касается налогового законодательства. На текущий момент готовятся несколько законопроектов, которые, как планируется, определят основы налогообложения сделок с использованием производных финансовых инструментов. Помимо этого Министерство финансов и ФСФР планируют внести поправки в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", чтобы обеспечить применимость взаимозачета при неисполнении сделки, а также ряд поправок в законодательство о залоге, чтобы позволить залогодержателю, являющемуся стороной сделки с деривативами, реализовывать заложенные обеспечительные активы посредством внесудебного исполнительного производства без предварительного согласия залогодателя.
        Принятие данных поправок, по мнению международной юридической фирмы Salans, а также создание единого органа государственного контроля позволят сделать существенный шаг вперед в процессе внедрения стандартов Международной ассоциации свопов и производных финансовых инструментов (International Swaps and Derivatives Association, ISDA) на российском рынке. В настоящее время Национальной ассоциацией участников фондового рынка и Российской торговой системой (РТС) разрабатывается новый вариант Генерального договора с ISDA, отвечающий требованиям российского законодательства. Однако для использования данного договора на практике необходимы дальнейшие изменения и дополнения в российское законодательство.
        В заключение хотелось бы отметить, что при внесении разнообразных изменений в законодательство, в том числе касающихся рынка деривативов, без комплексного подхода и принятия среднесрочной программы развития рынка не обойтись. В настоящее время на основе утвержденной Правительством РФ "Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 гг." при участии ФСФР обсуждаются меры по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 гг. и на долгосрочную перспективу. Надеемся, что вопросы регулирования рынка производных инструментов будут при этом учтены.

    • Рейтинг
    • 5
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Особенности налогообложения срочных сделок
    Практические моменты в налогообложении операций своп
    Рамочные договоры о срочных сделках (деривативах)
    Проблемы развития рынка производных финансовых инструментов в России
    Срочный рынок. Каким его видят участники?
    Срочный рынок: по пути усложнения
    Институт маркетмейкеров как механизм формирования и стимулирования ликвидности
    Срочный рынок глазами участника
    Возможности рынка структурных продуктов
    Валютные деривативы биржевого рынка: стратегии использования, преимущества и пути развития
    Перспективы развития рынка процентных деривативов в России
    Инструменты срочного рынка для УК. Торговые идеи для институциональных инвесторов на рынке фьючерсов и опционов
    Практика использования опционов в управлении инвестиционными фондами
    Фьючерс на индекс ММВБ - оптимальный инструмент хеджирования рыночного риска на фондовом рынке
    Практическое применение структурных продуктов на основе биржевых опционов FORTS
    Деривативы на экономические данные
    "Погодные" фьючерсы
    Теоретические основы информационного анализа
    Календарь семинаров и обучающих программ и мероприятий, посвященных различным аспектам работы срочных рынков

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100