Casual
РЦБ.RU

Особенности налогообложения срочных сделок

Апрель 2008

    Трудность в определении порядка налогообложения дохода от срочных сделок состоит в том, что в настоящее время на рынке ценных бумаг существует большое разнообразие срочных контрактов и из-за активного развития данного направления появляются новые инструменты. Помимо привычно распространенных контрактов на акции, индексы, валюту, добавились такие инструменты, как контракты на золото, нефть, CDF-контракты. Предполагается, что скоро стартуют достаточно специфические контракты, учитывающие температурные изменения окружающей среды, так называемые погодные фьючерсы.
    При попытке правильно определить финансовые результаты в целях налогообложения нередко мы сталкиваемся с рядом проблем. Налоговый Кодекс РФ содержит определение некоторых видов финансовых инструментов срочных сделок (далее - ФИСС), в отношении которых установлен порядок налогообложения. Однако перечень ФИСС для юридических лиц (ст. 301 НК РФ) по сравнению с таковым для физических лиц шире и далеко не исчерпывающий в силу указанного разнообразия инструментов срочного рынка.
    Хотелось бы отметить, что в настоящее время порядок налогообложения срочных сделок, совершаемых физическими лицами (ст. 214.1 НК РФ), имеет ряд ограничений, в отличие от норм, установленных для юридических лиц (ст. 301-305 НК РФ). Среди имеющихся проблем можно выделить 2 основные:
    1. До недавнего времени Кодексом для физических лиц был установлен порядок налогообложения только в отношении срочные контрактов, в основе которых лежали ценные бумаги. Недавно Федеральным законом № 216-ФЗ в ст. 214.1 были добавлены фондовые индексы. Тем не менее гл. 23 НК РФ не предусматривает порядок налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок, если в качестве базового актива выступают не ценные бумаги и индексы, а другие объекты - иностранная валюта, процентные ставки и т. д.
    На практике физические лица готовы работать со многими инструментами срочных сделок: на фондовом рынке - с акциями и индексами, на денежном рынке - с кредитными ставками и иностранной валютой, на товарном рынке - с контрактами на нефть (UR-7.06) и золото (GOLD 7,06). Уже около года юридические лица заключают фьючерсные контракты на золото. Для физических лиц проведение операций с подобными инструментами практически невозможно из-за неясности порядка их налогообложения.
    Таким образом, перечень ФИСС, указанный в ст. 214.1 НК РФ, по-прежнему требует расширения базового актива финансовых инструментов срочных сделок.
    2. Согласно НК РФ по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключаемых физическими лицами в целях хеджирования (страхования рисков изменения цены базового актива), доходы, полученные от них, увеличивают, а убытки уменьшают налоговую базу по операциям с базисным активом. Таким образом, налоговая база по сделкам хеджирования определяется путем сальдирования (сложения) дохода (убытка) в целях определения налоговой базы по двум сделкам:

  • с ценными бумагами;
  • с производными инструментами.
        Препятствием для применения данной нормы является то, что НК РФ не содержит четкого понятия операций хеджирования при совершении физическими лицами операций с финансовыми инструментами срочных сделок.
        Если для юридических лиц порядок отнесения сделок к операциям хеджирования определен в п. 5 ст. 301 НК РФ1, то для физических лиц в ст. 214.1 НК РФ какие-либо критерии отнесения к операциям хеджирования отсутствуют. Такие критерии применительно к физическим лицам вообще отсутствуют в законодательстве. Это приводит к тому, что в настоящее время физические лица те или иные операции с финансовыми инструментами срочных сделок не могут рассматривать как операции хеджирования. При отсутствии в законодательстве такого порядка применительно к указанной категории лиц доказывать налоговым органам, что данные операции осуществлены в целях хеджирования, сложно.
        Допустим, некий налогоплательщик cогласно порядку, установленному для юридических лиц, производит экономический расчет, подтверждающий, что совершение данных операций ведет к снижению размера возможных убытков (недополучению прибыли) по сделкам с объектом хеджирования, и предоставляет такой расчет. Даже в случае судебного разбирательства физическому лицу будет сложно подтвердить, что сделки относятся именно к операциям хеджирования.
        Представляется, что необходимо определить в НК РФ порядок отнесения сделок с финансовыми инструментами срочных сделок, заключаемых физическими лицами, к операциям хеджирования.
        Анализируя и сравнивая положения по определению налоговой базы при совершении операций с ФИСС для физических и юридических лиц, содержащиеся в ст. 214.1 и 304 НК РФ, важно отметить некоторые аспекты.
        Для юридических лиц положительными моментами, закрепленными в законодательстве, являются следующие:
        1) налоговая база для данной категории налогоплательщиков считается по "котловому" методу, т. е. доходы и расходы по разным операциям суммируются с учетом особенностей для профессионального и непрофессионального участника рынка ценных бумаг. У физических лиц налоговые базы по операциям с ценными бумагами считаются раздельно согласно п.1 ст. 214.1 НК РФ;
        2) норма, изложенная в предыдущем пункте, приводит к тому, что для юридических лиц убыток по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, уменьшает налоговую базу, определяемую в соответствии со ст. 274 НК РФ, т. е. общую базу налогоплательщика. Для физических лиц такая возможность не допускается;
        3) для юридических лиц положениями ст. 304 НК РФ предусмотрено перенесение убытков по необращающимся финансовым инструментам срочных сделок в последующие налоговые периоды (на уменьшение налоговой базы, образующейся по той же категории, кроме операций хеджирования).
        Для физических лиц возможность переноса убытков на будущие периоды не учтена не только в отношении операций по срочным сделкам, но и по сделкам купли-продажи ценных бумаг.
        В настоящее время порядок налогообложения финансовых инструментов срочных сделок для физических лиц имеет недостатки по сравнению с нормами, предусмотренными для юридических лиц. Статья 214.1 НК РФ содержит неоднозначность в определении операций хеджирования. Возможно, это позволяет налоговым органам при проверке устанавливать по данным операциям требования, трактуемые не в пользу налогоплательщика.
        Таким образом, еще большую проблему могут вызывать нераспространенные и специфические инструменты срочных сделок, например CFD-контракты, которые представляют собой соглашения, заключенные на разницу между ценой открытия и ценой закрытия позиции по контракту на различные финансовые инструменты. При работе с ними в части налогообложения могут возникнуть вопросы: подпадают ли данные сделки под понятие "срочные сделки"; как следует отражать данные сделки в бухгалтерском и налоговом учете?
        Вопросы относительно рассматриваемого инструмента возникают закономерно, так как контракт на разницу (CDF) является расчетным на основании базового актива и беспоставочным. Это роднит его с фьючерсами и опционами при отражении в бухгалтерском учете, когда основные проводки совершаются по счету расчетов при отражении отрицательной и положительной вариационной маржи (помимо проводок при отражении отчислений в страховой фонд и расходов). Вместе с тем данный инструмент является маржинальным, и его следует связывать с понятием и отражением маржинальных сделок.
        С учетом сказанного можно сделать следующий вывод: порядок налогообложения доходов по сделкам с финансовыми инструментами срочных сделок можно изменить путем внесения поправок в НК РФ, которые будут способствовать установлению необходимого механизма налогообложения, а также путем получения официальной позиции соответствующего регулирующего органа.

        В докладе ФСФР России "О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 гг. и на долгосрочную перспективу" (далее - Доклад) предусмотрены расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка в указанный период. Поскольку важнейшим недостатком действующей системы регулирования производных финансовых инструментов и срочного рынка остается несовершенство налогового законодательства, в Докладе даны конкретные рекомендации по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка в части налогообложения производных финансовых инструментов:
        "Следует определить порядок налогообложения НДС при поставке базового актива в рамках срочной сделки, хеджевых сделок и производных инструментов, не предусмотренных в действующей редакции Налогового кодекса. В части налога на доходы физических лиц при операциях с производными инструментами целесообразно:
        унифицировать порядок формирования налоговой базы для биржевых и внебиржевых производных инструментов с любыми базовыми активами, взяв за основу действующий порядок налогообложения для производных инструментов, базисным активом которых являются ценные бумаги; предусмотреть возможность уменьшения доходов по операциям с ценными бумагами на размер убытков, полученных по производным инструментам с соответствующими базовыми активами.
        В части налога на прибыль предлагается предусмотреть особенности формирования налоговой базы по сделкам с производными инструментами по аналогии с порядком, действующим для профессиональных участников рынка ценных бумаг по операциям с ценными бумагами. Кроме того, потребуется доработка положений гл. 25 Налогового кодекса в части формирования налоговой базы при приобретении базисного актива путем поставки по поставочному производному инструменту, а также при переоценке позиций по производным инструментам, не обращающимся на организованном рынке. Необходимо уточнение требований к сделкам хеджирования для страхования рисков одновременно по нескольким базовым активам, а также использование пула сделок с производными для страхования рисков по одному базовому активу".
        Другим фактором, сдерживающим развитие рынка производных финансовых инструментов, является отсутствие правовой определенности в отношении порядка исполнения обязательств по срочным сделкам. В качестве примера такой ситуации в Докладе приведена ситуация "неплатежеспособности одного из участников сделки, когда надлежащее исполнение срочных сделок оказывается невозможным. В результате инструменты, призванные страховать риски на финансовом рынке, становятся источниками повышенного риска, что в еще большей степени увеличивает рискованность операций на российском финансовом рынке и снижает его конкурентоспособность".
        В Докладе определены следующие приоритетные задачи по развитию срочного рынка с 2008 по 2012 г.:
        "В 2008 г. необходимо законодательно определить возможность заключения участниками срочного рынка соглашений о неттинге. В настоящее время ФСФР России подготовлены концепция и проект соответствующего законодательного акта.
        Ряд проблем российского срочного рынка связан с сегментацией его регулирования по базовому активу и отсутствием единого государственного органа, к компетенции которого относятся регулирование, контроль и надзор. В результате отсутствует целостная система мониторинга на соответствующих рынках. Представляется необходимым закрепить за федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков регулирование, контроль и надзор на рынке производных финансовых инструментов независимо от того, какие базовые активы являются их основой.
        В 2008-2009 гг. необходимо завершить формирование условий рыночного ценообразования на важнейшие для российской экономики товары (например, энергоносители, зерно, металлы, строительные материалы). Для того чтобы товаропроизводители и потребители таких товаров шире использовали механизмы срочного рынка, необходимо установить, что цены биржевых срочных контрактов на поставку того или иного товара являются рыночными, в том числе для целей расчета налогов. Кроме того, необходимо создать регулирование биржевых складов и стимулировать их быстрое создание".

    • Рейтинг
    • 4
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Особенности налогообложения срочных сделок
    Практические моменты в налогообложении операций своп
    Рамочные договоры о срочных сделках (деривативах)
    Проблемы развития рынка производных финансовых инструментов в России
    Срочный рынок. Каким его видят участники?
    Срочный рынок: по пути усложнения
    Институт маркетмейкеров как механизм формирования и стимулирования ликвидности
    Срочный рынок глазами участника
    Возможности рынка структурных продуктов
    Валютные деривативы биржевого рынка: стратегии использования, преимущества и пути развития
    Перспективы развития рынка процентных деривативов в России
    Инструменты срочного рынка для УК. Торговые идеи для институциональных инвесторов на рынке фьючерсов и опционов
    Практика использования опционов в управлении инвестиционными фондами
    Фьючерс на индекс ММВБ - оптимальный инструмент хеджирования рыночного риска на фондовом рынке
    Практическое применение структурных продуктов на основе биржевых опционов FORTS
    Деривативы на экономические данные
    "Погодные" фьючерсы
    Теоретические основы информационного анализа
    Календарь семинаров и обучающих программ и мероприятий, посвященных различным аспектам работы срочных рынков

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100