Casual
РЦБ.RU

Как компании становятся публичными в хорошие и плохие времена

Март 2008

    2007 г. стал для российских эмитентов рекордным по привлечению инвестиций путем размещения первичных и дополнительных выпусков акций. Суммарный объем IPO/SPO составил около 900 млрд руб. при 32 размещениях.

    Если судить по объему привлеченных компаниями средств, то все, кто размещался по классической схеме, достигли хороших результатов, исключение составляет отложенное размещение ОАО "Теорема". Эта компания выбрала не совсем удобное время для IPO — середина декабря характеризуется слабой активностью инвесторов, и, скорее всего, основной причиной отмены уже открытой книги заявок стал низкий интерес со стороны инвесторов как в количественном выражении, так и в предложенных ценах.
    ОАО "Уралкалий" также перенесло размещение из-за неадекватной, по мнению эмитента, оценки компании (диапазон составлял 2,05—2,45 долл./акцию за 20,84% акций компании). Несмотря на многие трудности (в том числе затопление калийной шахты), Уралкалий разместился в октябре 2007 г. по верхней границе 3,5 долл. за 12,75% акций с 23-кратной переподпиской книги заявок. ВТБ и Сбербанк в ходе размещения своих акций привлекли существенные не только для российского фондового рынка, но и для международных размещений средства на сумму более 16,8 млрд долл.
    Говоря об отраслевой структуре рынка IPO, следует отметить, что наряду с финансовыми, электроэнергетическими и девелоперскими компаниями, доминировавшими на рынке IPO в предыдущие годы (рис. 3), в 2007 г. активно заявили о себе компании потребительского сектора (рис. 1 и 2). "М.Видео" и "Синергия" стали первыми публичными компаниями в своих сегментах — нонфуд-ритейл и производство алкоголя.
    Если бы гипотетический инвестор пропорционально участвовал в 26 размещениях, проходивших на российских биржах с начала 2007 г., то доходность его портфеля составила бы 4,9%, в то время как индекс РТС с 1 февраля 2007 г. по 1 февраля 2008 г. вырос всего на 3,9%.
    Котировки акций 12 из 26 рассмотренных нами компаний росли с момента размещения в 2007 г. до 1 февраля 2008 г., из них наибольший рост отмечается у ОАО "Уралкалий" (98,57%), наименьший — у компании "Дикси" (0,69%). Котировки 14 компаний "ушли в минус"; наибольший спад был у ОАО "Ситроникс" (47,5%), наименьший — у ЗПИФ "Финам ИТ" — 0,53% (рис. 4). Это было первое размещение в секторе инновационных и растущих компаний (ИРК) на ММВБ.
    Котировки 16 компаний увеличились в первый же день по отношению к цене размещения (лидерами роста в первый день размещения стали Уралкалий — 24,29%, НМТП — 13,28%, РТМ "Девелопмент" — 13,04%, "Фармстандарт" — 11,68%, "Росинтер" — 10,63%). Котировки 7 компаний уменьшились (аутсайдерами первого дня стали ОГК-2 —10%, ПИК —7,2%, "Ситроникс" — 6,25%), котировки акций 3 эмитентов остались без изменений (рис. 5).
    В зависимости от динамики котировок и объема торгов обращающихся акций все компании, разместившиеся в 2007 г., можно разделить на 4 группы (см. таблицу). В первую группу вошли компании, котировки и объем торгов которых выросли после IPO/SPO. Размещения компаний этой группы можно охарактеризовать как наиболее успешные и грамотно проведенные, увеличившие ликвидность акций и реализовавшие потенциал роста, анонсированный при IPO/SPO.
    Вторая группа — компании, котировки акций которых выросли, но обороты упали. В этой группе все довольно неоднозначно. Например, Уралкалий разместился с огромной переподпиской, выставив при этом всего 12,75% акций. Для компании капитализацией свыше 15 млрд долл. это очень маленький объем, чтобы говорить о ликвидном рынке ее акций, поскольку они, осев в портфелях двух десятков институциональных инвесторов, попросту отсутствуют на рынке. При дополнительном размещении более значительного пакета Уралкалий имеет все возможности стать новой "голубой фишкой".
    В третью группу попали компании, котировки акций которых снизились, а обороты, напротив, выросли.
    Успешность размещения этой группы компаний также довольно неоднозначна. Например, Группа ЛСР разместила акции среди портфельных инвесторов и проигнорировала частных инвесторов.
    Ликвидность акций после роста оборотов на 60% составила всего 0,0057% от капитализации в месяц, т. е. ликвидность акций, по сути, осталась на нулевом уровне, когда у компании "ПИК" за месяц оборачивается на бирже порядка 0,035% от стоимости компании. ВТБ обогнал по уровню ликвидности другие "голубые фишки" — с 9 января по 9 февраля 2008 г. оборот относительно капитализации составил 6,6%.
    Последняя выделяемая нами группа — это компании, котировки и объемы торгов которых снизились. В качестве основных причин такого явления следует выделить неисполнение намеченных планов (завышенные прогнозы на IPO) и малый круг инвесторов, приобретавших акции (отсутствие ликвидности).
    На рис. 6—8 представлена группа компаний, разместившихся в 2007 г., в зависимости от ликвидности этих компаний.

    АЛЬТЕРНАТИВЫ IPO

    Альтернативные IPO источники финансирования в основном хорошо известны: это банковские кредиты, векселя, облигационные займы. Для реализации крупных проектов характерно использование облигационных займов и размещений акций, так как эти инструменты финансирования помогают привлечь средства на длительный срок: облигации — на 2—7 лет, а размещение акций — на весь срок существования компании. Банковские кредиты и векселя часто используются для операционной деятельности на срок от 1 до 12 мес. Операции с ними предусматривают относительно узкий круг кредиторов/инвесторов, при этом не требуют больших сроков подготовки и отличаются менее строгими требованиями к публичному раскрытию информации. Облигационный заем и размещение акций имеют много общего — это значительные объемы привлекаемых средств (для крупного проекта около 1 млрд руб.), сроки подготовки, общие рынки и инвесторы.
    Но есть и различия, которые в определенных ситуациях являются как плюсами, так и минусами: облигации размещаются среди институциональных инвесторов (однако в периоды кризиса на долговых рынках привлечение средств от крупных фондов и банков может быть проблематичным и слишком дорогим), а размещение акций требует от компании определенной подготовки: инвесторы хотят понимать, как ведется бизнес, видеть, как формируются денежные потоки и идут финансовый и операционный циклы, знать четкую стратегию развития, как среднесрочную — на 3—5 лет, так и долгосрочную — на 15—20 лет. Им также важно объяснить, на что будут потрачены привлекаемые средства, например, в виде подробного бизнес-плана крупных проектов.
    Эффективны все инструменты, предприятию нужны лишь грамотный финансовый план и хорошая стратегия развития, тогда и при неблагоприятной конъюнктуре на мировых рынках капитала компании гарантировано привлечение средств под крупные проекты. А с точки зрения инвестора, даже при дефиците средств на облигации всегда можно найти деньги, чтобы купить часть активов (а не долгов) перспективной компании при размещении акций.
    В реализации крупных проектов частных компаний заинтересованы все уровни власти, начиная от муниципальных и заканчивая правительством, поэтому дополнительным инструментом может выступить государственно-частное партнерство: государство реализует инфраструктурные проекты, то есть помогает со строительством коммуникаций, выделением квот на газ, электроэнергию, дороги и т. д. за счет бюджета на развитие региона и привлечения инвестиций (государственных и муниципальных облигаций), а частные компании реализуют крупномасштабные проекты по развитию региона.
    Основной недостаток таких инструментов — отсутствие проработанных стратегий развития регионов. Власти должны учитывать все факторы и четко представлять, что будет происходить с секторами экономики региона при изменении в одном из них. Но МЭРТ использует пока модели коэффициентов прямых затрат (модель "затраты—выпуск") только для подведения статистических итогов, а не прогнозирования. Отсюда провалы многочисленных федеральных целевых программ, например при строительстве крупных промышленных объектов, и сложности в их административном оформлении.

    Альтернативные публичные размещения
    Препятствий для размещения успешных компаний нет, все зависит от подготовки к этому процессу: выбора консультантов, расстановки приоритетов относительно тех или иных групп инвесторов и других условий и параметров размещения.
    На растущем по всем направлениям рынке трудно выявить действительно эффективные альтернативы lPO, но на слабом рынке в периоды общих спадов или кризисов в отдельных секторах можно выделить 2 способа стать публичной компанией:
    1) обратное поглощение (Reverse Merger);
    2) прямая продажа акций (Direct Public Offering).

    Reverse Merger (RM)
    Частная компания становится публичной путем слияния или приобретения публичной компании, так называемой оболочки (shell). При этом после окончания слияния акции на рынке будут торговаться под именем компании, которая ранее была частной, и, возможно, в новом секторе или сегменте бизнеса. Причины, по которым компании идут на RM, различны, но основная обычно в том, что компании не удалось найти общего языка с андеррайтерами (например, из-за малого количества потенциальных инвесторов, размера компании, бизнес-стратегии или других причин).
    На российском рынке такие сделки мало реализуемы, так как еще не существует достаточно большого уровня публичных компаний средней и малой капитализации, которые могут выступить в роли легко покупаемой "оболочки".
    Компания, ставшая публичной путем RM, может воспользоваться всеми преимуществами, которые получают компании при IPO, включая возможность оплачивать поглощения акциями с рыночными котировками, а также, если приобретаемая публичная компания имела значительный круг инвесторов, дальнейшее движение акции компании в котировальном списке будет проще, чем при классическом IPO. Основной недостаток RM в том, что компания не получает напрямую новый приток капитала от процесса выхода на биржу. Поэтому, как правило, параллельно с RM проходят Private investment in public equity (PIPE) — частные инвестиции в публичные компании. Они интересуют фонды прямых инвестиций и хедж-фонды, которые получают возможность купить акции с дисконтом к реальной стоимости.
    Для улучшения ликвидности акций, взаимоотношений с инвесторами и дальнейшего притока инвестиций возможно привлечение финансового консультанта и маркетмейкера.
    При RM компании нет необходимости привлекать андеррайтеров, раскрывать информацию о планах компании, сделку анонсируют уже после факта слияния.

    Direct Public Offering (DPO)
    Многие компании потребительского сектора и высокотехнологичные компании предоставляют товары и услуги миллионам людей и могут разместить часть акций напрямую без участия андеррайтеров, воспользовавшись только услугами биржевого агента (брокера). Например, сбор заявок и информирование инвесторов могут идти через интернет. Медиа- и IT-компании имеют большой опыт продвижения и рекламы сервисов среди широкого круга лиц с использованием баннеров, e-mail и других каналов распространения информации, причем пользователи таких компаний — в основном экономически активные люди, имеющие значительные средства для инвестиций. При таком размещении компания может построить целую историю по привлечению средств, сделать брэндирование своих акций и наделить их частью брэнда самой компании. Процесс брэндирования акций может затрагивать не только рекламу, но и способы оценки компании и сам процесс продажи акций инвесторам. Подготовка документации и регистрация подобных размещений не вызывают особых сложностей, основная проблема — в правильном позиционировании и доведении информации до потенциальных инвесторов. Также стоит выделить риски правильной оценки и установления цены в ходе размещения, но если эти параметры будут подготовлены профессионально, то после размещения акций компании на бирже будут чувствовать себя более комфортно, чем в при классическом IPO, так как получат значительный уровень ликвидности и отсутствие резких спекулятивных колебаний курса из-за реализации андеррайтерами или фондами прямых инвестиций своих пакетов на рынке.
    Продвижение размещения, как части брэнда компании, может значительно усилить позиции на рынке. Не стоит забывать и о том, что будут снижены затраты на проведение размещения: вместо 4—7% затраты снизятся до 1—3% от объема привлеченных средств, основу этих затрат составит оценка компании и продажа акций инвесторам.

    Перспективы IPO в 2008 г.
    На наш взгляд, кризис ликвидности не стоит рассматривать как реальный фактор, влияющий на решение успешных компании по выходу на IPO. Большое влияние оказывает ситуация в отрасли самой компании и ее возможные перспективы. Кризис снизил спекулятивные покупки, когда акции некоторых компаний покупались по любой цене только потому, что они идут на IPO, причем инвесторы ожидали от них роста в первый день торгов в размере 20—30% к цене размещения.
    В ближайшие 2—3 года из-за кризиса на долговых рынках будет сложно привлечь значительные средства за счет облигационных займов от 1 млрд руб., но путем размещения акций это вполне реально. Частно–государственное партнерство при хорошей взаимосвязи с администрациями регионов и крупных городов сможет дать сильный импульс к развитию регионов через инфраструктурные проекты, рассчитанные на 20—30 лет.
    Интерес к фондовому рынку как инструменту накопления, а не спекуляций будет расти и дальше, активное развитие паевых фондов и фондов прямых инвестиций будет позитивно влиять на развитие рынка и способствовать выходу на биржу все большего числа компаний. На отечественных биржах все еще отсутствуют компании из ключевых секторов экономики, поэтому сохранится высокий уровень достаточно крупных размещений. Размещения компаний малой и средней капитализации будут проходить в основном на зарубежных площадках.
    По нашим оценкам, технически к проведению IPO/SPO в 2008 г. готовы более 85 компаний, объем привлеченных средств может составить 1,5 трлн руб., из них до 500 млрд руб. способны инвестировать российские инвесторы. Но успешно провести размещения смогут только компании с четкими планами развития, а таких не более 60%, т. е. фактический объем размещений не превысит 900 млрд руб. Более 30 компании перенесут размещения на 2009—2010 гг.
    На рис. 9 отражена возможная отраслевая структура российского рынка IPO/SPO в 2008 г.

  • Рейтинг
  • 3
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
РЦБ-Casual-2: приключения продолжаются. Сказ о том, как "Рынок ценных бумаг" китайский Новый год у Деда Мороза отмечал
Российский ритейл: взгляд со стороны
Обзор ритейла 2007 г.: итоги и перспективы
Российский ритейл глазами инвестора
Перспективы рынка бытовой техники и электроники
Будущее российского авторитейла
Технический дефолт по корпоративным облигациям: защита интересов инвесторов
Российский рынок еврооблигаций в 2007 г. итоги и перспективы
Контроль соблюдения стандартов корпоративного управления
Раскрытие информации: соблюдение требований российских и западных инвесторов
IR-стратегия компании в условиях отмены IPO
Этический кодекс IR-специалистов: анализ международной практики
Как компании становятся публичными в хорошие и плохие времена
IPO Банка "Cанкт-Петербург": начало пути
Доверительное управление в России
Весенние тенденции
Обзор российского рынка акций второго эшелона за февраль 2008 г.
Перспективы запуска рынка мощности
Будущие права требования: сущность и проблемы хозяйственного оборота
Крупнейшие страховые компании России в 2007 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100