Casual
РЦБ.RU

Будущее российского авторитейла

Март 2008

    Интервью с финансовым директором ГК "Автомир" Василием Пташинским

    Стабильный уровень доходов потребителей, расширение представительств автопроизводителей в регионах, увеличение местного производства автомобилей иностранных марок в России и растущие возможности, связанные с потребительским кредитованием, обеспечили в 2007 г. рост продаж легковых автомобилей на 35%. Самый актуальный вопрос, волнующий участников рынка: насколько рынок близок к насыщению и стабилизации продаж?

    К-Э Василий Витальевич, каковы основные итоги 2007 г. на рынке автомобильного ритейла?

    В. П. Автомобильный ритейл в течение последних 5 лет продолжает развиваться высокими темпами. В 2007 г. прирост составил около 35% (рис. 1 и 2), объем рынка, по оценкам PricewaterhouseCoopers, — 47 млрд долл. При этом большая часть роста пришлась на сегмент легковых иномарок — 61% (рис. 3 и 4). Повышение продаж, как и прежде, связано со стабильным уровнем доходов потребителей, а также с расширением представительств автопроизводителей в регионах. Увеличение местного производства автомобилей иностранных марок в России (в пятерке самых популярных моделей среди иностранных марок 3 — местного производства) и растущие возможности, связанные с потребительским кредитованием, тоже являются важными факторами, обеспечивающими рост продаж иностранных марок.
    На сегодняшний день Россия входит в число самых высококонкурентных автомобильных рынков в мире. Поэтому теоретически можно ожидать и смены лидеров: авторитейлеры, которые допустят ошибки в планировании или реализации своей стратегии, могут быстро скатиться вниз по рейтинговой лестнице.

    К-Э Как, на Ваш взгляд, будет развиваться автомобильный рынок в ближайшей перспективе?

    В. П. О потенциале роста автомобильного рынка в России говорит тот факт, что в настоящее время в нашей стране на 1000 человек приходится всего 200 автомобилей, в то время как в Германии и Италии, например, около 600. Кроме того, динамика роста рынка авторитейла позволяет нам делать выводы о его дальнейшем развитии. В ближайшей перспективе произойдет выход на проектные мощности сборочных предприятий зарубежных производителей, и это будет способствовать увеличению доли продаваемых иномарок, но теперь не за счет импорта, а за счет собственных мощностей. Увеличение средней цены новой иномарки замедлится в основном благодаря сокращению издержек местных производств, на этом фоне единственным средством для спасения отечественного автопрома станет улучшение качества продукции и внедрение новейших технологий (в том числе и в формате СП с зарубежными партнерами).
    Сильное влияние на структуру автомобильного рынка окажет развитие сегмента продаж подержанных автомобилей. Этот рынок готов к цивилизованному развитию, и изменения в налоговом законодательстве РФ должны скорейшим образом повлиять на его бурный рост.
    Также следует отметить стремительное развитие продаж автомобилей китайского производства. Доступная широким слоям населения цена позволила китайским производителям значительно увеличить свое присутствие в сегменте "народных автомобилей".

    К-Э Охарактеризуйте инвестиционную привлекательность российских компаний розничной торговли в условиях текущего кризиса на финансовом рынке.

    В. П. В условиях кризиса активность инвесторов снижается по отношению к компаниям всех отраслей. Однако мы считаем, что сектор авторитейла обладает рядом характеристик, которые сохраняют его привлекательность для инвестиционного сообщества даже в условиях кризиса:

  • высокие темпы роста данной отрасли в последние годы и стабильные прогнозы на ближайшую перспективу;
  • низкая концентрация рынка авторитейла и наличие большого количества мелких игроков, что позволяет крупным компаниям, обладающим доступом к финансовым ресурсам, расширяться высокими темпами;
  • высокая устойчивость бизнеса, обусловленная регулируемой производителями конкуренцией. Производители автомобилей осуществляют зонирование рынка на основе проведения тендеров на получение официального дилерства. Таким образом, они гарантируют автодилерам объем продаж и устанавливают рекомендуемую цену на розничные продажи, что исключает возможность ценовой конкуренции между дилерами.
        Подтверждением интереса инвесторов к компаниям из сектора авторитейла являются сделки по вхождению инвесторов в капитал автодилеров, проходящие даже в условиях кризиса (например, последние сделки по покупке компании Musa Motors компанией Inchcape PLC1 и покупка Russian Retail Growth Fund (RRGF) блокирующего пакета "Атлант-М").

        К-Э Каковы, на Ваш взгляд, перспективы консолидации отрасли?

        В. П. Авторитейл в России обладает большим потенциалом для консолидации, чем в Америке или Европе. Так, доля 5 наиболее крупных автодилеров на российском рынке составляет всего 12,6%.
        Это дает основания считать, что в ближайшие годы будет происходить консолидация отрасли вокруг крупнейших игроков. Она возможна двумя способами:

  • путем покупки мелких игроков крупными;
  • путем покупки российских автодилеров иностранными.

        К-Э Расскажите подробнее о перспективах выхода иностранных сетей на российский рынок.

        В. П. По итогам 2007 г. Россия стала третьим рынком в Европе по объему продаж после Германии и Великобритании, что говорит о высоком потенциале российского авторитейла. Таким образом, привлекательность российского рынка для иностранных сетей растет. В качестве примера можно привести покупку компанией Inchcape PLC различных российских автодилеров, а также планы компании ААА Auto Group2 по поставкам на российский рынок подержанных автомобилей.

        К-Э Охарактеризуйте конкурентоспособность российских автодилеров в условиях экспансии иностранных игроков.

        В. П. Как российские, так и иностранные автодилеры имеют ряд конкурентных преимуществ, умелое использование которых позволяет тем или иным компаниям выходить в лидеры. Ни для кого не секрет, что иностранные сети имеют доступ к более дешевым финансовым ресурсам и благодаря этому могут быстро развиваться путем покупки уже готовых торговых сетей. Однако эти вложения происходят с существенной премией. Главные преимущества российских автодилеров — опыт и умение вести бизнес в российских условиях, что позволяет самостоятельно организовывать торгово-сервисные комплексы "с нуля", осуществляя при этом более доходные проекты.

        К-Э Какие дополнительные услуги (в связи с ростом конкуренции в отрасли) должны предоставлять клиентам современные авторитейлеры? Что предлагает сейчас и планирует предложить своим клиентам ваша компания?

        В. П. Конечно, уже сейчас можно говорить об усилении конкуренции в отрасли авторитейла. В этих условиях наиболее привлекательным с точки зрения клиента выглядит автодилер, предоставляющий максимально комфортные и экономически привлекательные условия приобретения автомобиля и его дальнейшей эксплуатации.
        Сейчас трудно представить себе конкурентоспособного дилера, который не оказывал бы услуги trade-in — обмен старого автомобиля клиента на новый. В ГК "Автомир" многие годы поддерживают и развивают этот бизнес, сопутствующий продаже новых автомобилей.
        Современный дилерский центр — это концентрация в одном месте точки продаж автомобилей и сервисной зоны, отвечающих стандартам производителей и самым высоким требованиям клиентов к удобству выбора и обслуживания автомобиля. Потенциальный покупатель должен иметь возможность спокойно выбрать и внимательно осмотреть понравившийся автомобиль, опробовать его в движении, в комфортной обстановке обсудить способы оплаты и принять решение о покупке. В процессе эксплуатации клиент в любое время может обратиться в дилерский центр по вопросам технического обслуживания или ремонта своей машины, в том числе кузовного, а на время ремонта получить подменный автомобиль или автомобиль на прокат.
        Поэтому в планах ГК "Автомир" — дальнейшее развитие своих торгово-сервисных комплексов в современном формате, в том числе в регионах, а также создание автомобильных "деревень" — обособленно расположенных комплексов, продающих и обслуживающих автомобили различных брэндов и географически сконцентрированных в одном месте.
        Современный авторитейлер должен предоставлять максимально полный спектр услуг, связанных с продажей, оформлением, обслуживанием автомобиля. На стадии его продажи важно, чтобы клиенту были доступны услуги страхования, кредитования, постановки на учет в ГИБДД.
        Говоря о построении долгосрочных отношений с клиентами, в первую очередь хочется отметить рост роли сервисного направления. Именно от качества сервисного обслуживания зависит лояльность клиента в долгосрочной перспективе, поэтому в настоящее время наши усилия направлены на улучшение качества обслуживания. Помимо качества предоставляемых сервисных услуг, огромную роль играет полнота их ассортимента: бесплатный эвакуатор, подменный автомобиль, мобильная сервисная бригада, дисконтная программа.

        К-Э Для сохранения конкурентных преимуществ немаловажную роль играют схемы расчетов, предоставляемые покупателям. Какие схемы при продаже автомобилей частным и корпоративным клиентам использует ГК "Автомир" (кредит, лизинг и т. д.)?

        В. П. Неотъемлемой частью покупки автомобилей в настоящее время является кредит: более 1/4 машин в настоящее время реализуют по кредитным схемам. Группа компаний "Автомир" одной из первых вышла на рынок автокредитования и сейчас занимает лидирующую позицию по количеству предлагаемых кредитных программ и качеству услуг.
        В автосалонах Группы компаний покупатели имеют возможность оформить кредиты на покупку нового или подержанного автомобиля и на дополнительное оборудование. В настоящее время "Автомир" совместно с ведущими банками (29 кредитных организаций) реализует более 40 программ по продаже автомобилей в кредит, включая беспроцентный кредит, кредит без первого взноса, кредит без обязательной страховки, кредит без справки о доходах, экспресс-кредит и другие схемы.
        Корпоративные клиенты ГК "Автомир", как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, обратившись в один из автосалонов Группы компаний, могут также приобрести любой представленный в данном автосалоне автомобиль с использованием программы лизинга, наиболее соответствующей их индивидуальным потребностям. Активное развитие продаж через лизинговые компании в ГК "Автомир" началось с 2001 г., а в 2007 г. каждый 6-й автомобиль был продан корпоративным клиентам с использованием лизинга.

        К-Э Расскажите о своей работе на рынках капитала. Какие способы финансирования использует ГК "Автомир"? Какие пути привлечения капитала торговыми сетями наиболее эффективны?

        В. П. Эффективным способом финансирования с точки зрения его стоимости является банковское кредитование. Однако этот путь имеет существенное ограничение, так как требует наличия приемлемого для банков залогового обеспечения, поэтому авторитейлеры, как и другие торговые сети, особенно при высоких темпах развития и осуществлении крупномасштабных инвестиций, вынуждены прибегать к поиску беззалоговых источников финансирования, например к выпуску облигаций и другим публичным инструментам.
        Так, ГК "Автомир" в качестве основных источников финансирования использует банковское кредитование и облигационные займы. Группа компаний имеет диверсифицированный кредитный портфель, что позволяет ей не зависеть от конкретного банка в период сложной ситуации с ликвидностью и сохранять стоимость кредитного портфеля на приемлемом уровне. ГК "Автомир" поддерживает долгосрочные партнерские отношения с МДМ-Банком, ММБ, Альфа-Банком, РОСБАНКом, Банком ЗЕНИТом, а в прошлом году начала сотрудничество со Сбербанком и с крупным иностранным банком — "БНП Париба".
        Кроме того, в качестве дополнительных источников финансирования Группа компаний использует документарные инструменты и отсрочки платежа поставщикам.

        К-Э Охарактеризуйте текущее финансовое состояние ГК "Автомир".

        В. П. ГК "Автомир" ставит перед собой следующие цели: создать лидирующую сеть федерального уровня, сохранить финансовую устойчивость и повысить инвестиционную привлекательность. Поэтому, несмотря на значительное расширение деятельности в 2007 г. (доход по итогам года составил 1,8 млрд долл., рост выручки — 68% к уровню 2006 г.), финансовая нагрузка ГК "Автомир" практически не изменилась (соотношение "долг/EBITDA" по итогам прошлого года остается на уровне около 3).
        Учитывая положительные прогнозы относительно роста рынка в ближайшие годы и высокие показатели деятельности 2007 г., ГК "Автомир" планирует в 1,5 раза увеличить свою инвестиционную программу.

        К-Э Каковы планы работы ГК "Автомир" на финансовых рынках в ближайшей и среднесрочной перспективах в соответствии с инвестиционной программой?

        В. П. Серьезные инвестиционные планы Группы компаний требуют привлечения финансирования для их реализации. Поэтому ГК "Автомир" постоянно работает над расширением и оптимизацией своих источников финансирования.
        В настоящее время Группе компаний наиболее интересны инструменты, позволяющие привлечь значительные объемы беззалогового финансирования. Из публичных инструментов рассматривается возможность размещения CLN, но планы по этому инструменту будут зависеть от рыночной конъюнктуры.
        Кроме того, ГК "Автомир" постоянно следит за появлением новых инструментов на рынке и анализирует различные способы привлечения финансирования: синдицированные кредиты, фонды недвижимости и девелоперов, а также ведет работу, направленную на расширение бланкового кредитования и привлечение проектного финансирования.
        В будущем Группа компаний планирует провести IPO. В контексте этой задачи ведутся работы, направленные на реструктуризацию юридической структуры ГК "Автомир" и подготовку отчетности по МСФО.

    СПРАВКА О КОМПАНИИ

        Группа компаний "Автомир" — крупнейший в России автомобильный дилер, представляющий 24 ведущих автомобильных брэнда — Nissan, Ford, Mitsubishi, Mazda, Opel, Chevrolet, Cadillac, Hammer, Saab, Hyundai, Suzuki, Volkswagen, Renault, Peugeot, FIAT, Skoda, Citroen, Kia, Daewoo, SsangYong, Lada, ГАЗ, Chery, Lifan. Объем продаж в 2007 г. составил 81,2 тыс. автомобилей. ГК "Автомир" насчитывает 27 объектов: 17 из них находятся в Москве (15 мультибрэндовых и монодилерских торгово-сервисных комплексов, автосалон и сервисный центр) и 10 дилерских центров — в регионах (в Брянске, Воронеже, Самаре, Ярославле, Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, Архангельске и 2 в Санкт-Петербурге).
        В портфеле предложений ГК "Автомир" — 9 из 10 наиболее популярных на российском рынке автомобильных марок.
        Совокупный оборот всех дилерских предприятий Группы компаний "Автомир" в прошлом году составил 1,8 млрд долл., прирост оборота за год — 68%.
        ГК "Автомир" — один из крупнейших авторитейлеров на российском рынке. По оценкам Группы компаний, ее доля на федеральном рынке в сегменте новых автомобилей составила по итогам года 3,1%, на московском рынке — 8,7%.


    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    РЦБ-Casual-2: приключения продолжаются. Сказ о том, как "Рынок ценных бумаг" китайский Новый год у Деда Мороза отмечал
    Российский ритейл: взгляд со стороны
    Обзор ритейла 2007 г.: итоги и перспективы
    Российский ритейл глазами инвестора
    Перспективы рынка бытовой техники и электроники
    Будущее российского авторитейла
    Технический дефолт по корпоративным облигациям: защита интересов инвесторов
    Российский рынок еврооблигаций в 2007 г. итоги и перспективы
    Контроль соблюдения стандартов корпоративного управления
    Раскрытие информации: соблюдение требований российских и западных инвесторов
    IR-стратегия компании в условиях отмены IPO
    Этический кодекс IR-специалистов: анализ международной практики
    Как компании становятся публичными в хорошие и плохие времена
    IPO Банка "Cанкт-Петербург": начало пути
    Доверительное управление в России
    Весенние тенденции
    Обзор российского рынка акций второго эшелона за февраль 2008 г.
    Перспективы запуска рынка мощности
    Будущие права требования: сущность и проблемы хозяйственного оборота
    Крупнейшие страховые компании России в 2007 г.

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100