Casual
РЦБ.RU

Перспективы рынка бытовой техники и электроники

Март 2008

    Интервью с руководителем Финансового управления Группы Domo, директором ООО "ДОМО-финанс", SPV-компании Группы Domo Дмитрием Городецким.

    Темпы роста рынка бытовой техники и электроники в России замедляются. Вместе с тем в среднесрочной перспективе прогнозируется ежегодный прирост емкости рынка на 12%. О дальнейших перспективах отрасли, инвестиционной привлекательности компаний и возможностях финансирования на публичном рынке капитала компаний потребительского рынка бытовой техники и электроники рассказал Дмитрий Городецкий.

    К-Э Дмитрий Александрович, как Вы охарактеризуете текущее состояние розничного бизнеса бытовой техники? Какие тенденции преобладают в отрасли?

    Д. Г. Российский рынок бытовой техники — растущий, и это определяет сценарий его развития на несколько лет вперед. По нашим оценкам, емкость этого рынка к 2012 г. достигнет 40 млрд долл.
    Таким образом, достаточный потенциал для роста сетевой торговли в этом сегменте рынка еще есть. На сегодняшний день сетевым компаниям принадлежит примерно 40% рынка, но структуризация рынка продолжается, и в ближайшие 2—3 года доля крупных ритейлеров, по нашим оценкам, достигнет 60%. Развитие крупных форматов торговли, широкий ассортимент, сервисные программы и программы лояльности, большой потенциал для рекламы и проведения совместных с вендорами акций — лишь часть факторов, которые позволяют сетевым ритейлерам поступательно отвоевывать рынок у локальных региональных игроков.
    Нельзя не сказать еще об одном интересном моменте, который тоже оказывает влияние на состояние потребительского рынка: Россия перестала быть бедной страной. С ростом доходов потребительские предпочтения смещаются в сторону более дорогих, функциональных и брэндовых товаров. Покупатель становится требовательнее к качеству как товара, так и сервиса, стимулируя развитие данного сегмента.

    К-Э Расскажите о деятельности вашей компании. Какое место на рынке занимает Группа Domo? В каких регионах сегодня Вы представлены?

    Д. Г. Для компании DOMO 2007 г. ознаменовался целым рядом позитивных моментов. Главный из них — Группа DOMO1 вышла на 4-е место среди крупнейших российских игроков рынка бытовой техники и электроники. По итогам 2007 г. совокупный товарооборот Группы достиг 940 млн долл. В сравнении с прошлым годом выручка Группы выросла почти в 3,5 раза.
    В результате активной региональной экспансии путем органического развития сети, благодаря заключенным сделкам M&A Группа DOMO увеличилась до 260 магазинов, представленных от Северного Кавказа до Сибири.
    В течение последних 1,5 лет компания заключила 8 сделок M&A, благодаря которым вышла на новые региональные рынки. Помимо торговых площадок, DOMO получила лояльную покупательскую аудиторию, поскольку приобретенные сети были региональными лидерами.
    Так, в конце марта 2007 г. были заключены 3 сделки M&A: состоялась покупка сети "БигМаг" (6 магазинов в Тюмени и Тюменской области) и сети "ТелеВид" (5 магазинов на Северном Кавказе), а в июле — сети "КомИнКом" (8 магазинов в Оренбурге и Оренбургской области). Сейчас процесс интеграции названных выше сетей завершается, и уже можно сказать, что он прошел практически безболезненно для обеих сторон.
    Кроме того, в прошлом году акционерами Группы были совершены еще 2 крупные сделки M&A по приобретению региональных лидеров рынка, подробная информация о которых будет раскрыта в ближайшее время.
    Среди совершенных Группой сделок M&A особо хотелось отметить покупку в июле 2007 г. старейшей российской сети компьютерной техники и потребительской электроники "Белый ветер—Цифровой". Акционерами Группы принято стратегическое решение о том, что эта сеть продолжит развиваться под своим брэндом. Мы считаем, что параллельное развитие двух форматов — DOMO и "Белый ветер" — обеспечит дополнительный синергетический эффект от более полного охвата потенциальных потребителей за счет дифференцированного предложения и, соответственно, завоевание большей доли рынка.
    Надо отметить, что компания DOMO в прошлом году продолжила и активное органическое развитие своей сети — гипермаркеты DOMO были открыты в Уфе, Казани, Краснодаре, Саранске, Нижнем Новгороде, Бийске, Набережных Челнах, Сургуте. Всего в 2007 г. было открыто 26 новых магазинов сети.
    Еще одним важным проектом прошедшего года стало завершение работ по реструктуризации Группы DOMO, направленных на повышение ее инвестиционной привлекательности и прозрачности для инвесторов и акционеров, а также увеличение уставного капитала ее головного акционерного общества, ОАО "ДОМО", до 4 млрд руб.
    Весь прошедший год в компании велась активная работа по доработке нового формата сети магазинов DOMO c участием западных партнеров — компаний Retailbranding AG (Австрия) и UMDASCH shop-concept (Германия), а также переформатирование магазинов сети в рамках программы рестайлинга, начатой еще в конце 2006 г.
    Все новшества в формате обусловлены тем, что сеть магазинов DOMO сегодня ориентируется на наиболее активную группу потребителей — российский средний класс, и направлена на наиболее полное удовлетворение потребностей этой целевой аудитории в качественном обслуживании и сервисе.
    Первые результаты реформатирования сети внушают оптимизм: выручка реформатированных магазинов выше на 30—40% по сравнению с предыдущими показателями.

    К-Э Каковы планы развития сети магазинов бытовой электроники DOMO на ближайшую перспективу?

    Д. Г. В 2008 г. мы планируем сделать ставку на органическое развитие сети DOMO за счет открытия новых гипермаркетов бытовой техники и электроники форматом 2 тыс. кв. м и 3,5 тыс. кв. м торговой площади. Предполагается, что в течение текущего года совокупная торговая площадь сети увеличится более чем на 60 тыс. кв. м.
    На тех региональных рынках, где компания уже давно работает, мы будем наращивать свою долю за счет повышения эффективности работы магазинов. На новых рынках, куда компания вышла в прошлом году, мы будет активно расширяться. На 2008 г. запланирован выход сети в новые регионы, в том числе Ростовскую, Пермскую, Свердловскую, Челябинскую, Иркутскую области. В компании также рассматривается возможность выхода на рынок Санкт-Петербурга.
    Основная стратегическая задача сети DOMO на 2008 г. — увеличить долю компании на потребительском рынке бытовой электроники России (с учетом ПК и сотовых телефонов) до 5,5—6%.

    К-Э Насколько российские компании розничной торговли привлекательны инвесторам в условиях текущего кризиса на фондовых рынках?

    Д. Г. Российский потребительский рынок входит в десятку крупнейших рынков мира, и потому привлекательность российских ритейлеров не вызывает ни у кого сомнений даже в условиях текущего кризиса ликвидности. Безусловно, инвесторы становятся более осторожными и избирательными в отношении своих инвестиционных вложений. Предпочтение будет отдаваться перспективным, прозрачным компаниям, которые имеют свою историю поступательного развития и эффективную рыночную стратегию.

    К-Э Расскажите о своей работе на рынках капитала. Какие способы финансирования вы используете?

    Д. Г. Компания DOMO первой из региональных ритейлеров, специализирующихся на продаже бытовой техники и электроники, и второй среди федеральных вышла на российский фондовый рынок, успешно разместив в феврале 2006 г. свой дебютный облигационный заем объемом 1 млрд руб. Все привлеченные за счет этого средства были направлены на дальнейшее активное развитие розничной сети компании, в том числе на сделки по слияниям/поглощениям. В феврале текущего года срок обращения этого займа истек, и он был полностью погашен.
    Если говорить о возможных способах привлечения капитала для торговых организаций, то для относительно небольших объемов и сроков привлечений, на мой взгляд, становятся удобными собственные вексельные программы. Сегодня их популярность и, соответственно, объемы обращения на фондовом рынке растут.
    Текущая ситуация на фондовом рынке России привела, на наш взгляд, к восстановлению "рыночной справедливости": стоимость и возможности привлечения для многих компаний на фондовом рынке стали заметно дороже и сложнее по сравнению с кредитованием. Сейчас наиболее дешевые средства для компаний — кредитные, хотя в течение последнего полугодия отмечалась корректировка их стоимости на 2—3% по сравнению с летом прошлого года.

    К-Э Охарактеризуйте текущее финансовое состояние вашей компании.

    Д. Г. Финансовое состояние Группы DOMO после приобретения компании "Белый ветер" и ряда других сделок M&A улучшилось, несмотря на то, что все средства на эти сделки были заемными.
    Во-первых, нам удалось закрыть сделки по выгодной для нас стоимости. Во-вторых, объединение приобретенных сетей в Группу дало первые положительные результаты с точки зрения эффективности их работы, например, в ходе переговоров с основными поставщиками товара.
    И, конечно, немалую роль в улучшении финансового состоянии Группы оказало проведенное акционерами компании увеличение в конце 2007 г. уставного капитала ее головной компании — ОАО "ДОМО" — до 4 млрд руб.

    К-Э Каковы планы работы компании на финансовых рынках на ближайшую и среднесрочную перспективу?

    Д. Г. В конце 2007 г. в ФСФР были зарегистрированы 2-й и 3-й облигационные займы компании на 3 и 4 млрд руб. со сроками обращения 3 и 5 лет соответственно. Размещение 2-го облигационного займа компании объемом 3 млрд руб. мы планируем провести в первом полугодии текущего года.
    Для нас по-прежнему остается интересной возможность финансирования компании с использование инструментов CLN. Сейчас идет активное обсуждение возможности работы в этом направлении с нашими финансовыми консультантами. Параллельно с этим, с учетом сложившейся неопределенности на финансовых рынках, менеджмент ведет работу с рядом московских и зарубежных банков и инвестиционных компаний по привлечению в Группу DOMO портфельного инвестора.

  • Рейтинг
  • -1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
РЦБ-Casual-2: приключения продолжаются. Сказ о том, как "Рынок ценных бумаг" китайский Новый год у Деда Мороза отмечал
Российский ритейл: взгляд со стороны
Обзор ритейла 2007 г.: итоги и перспективы
Российский ритейл глазами инвестора
Перспективы рынка бытовой техники и электроники
Будущее российского авторитейла
Технический дефолт по корпоративным облигациям: защита интересов инвесторов
Российский рынок еврооблигаций в 2007 г. итоги и перспективы
Контроль соблюдения стандартов корпоративного управления
Раскрытие информации: соблюдение требований российских и западных инвесторов
IR-стратегия компании в условиях отмены IPO
Этический кодекс IR-специалистов: анализ международной практики
Как компании становятся публичными в хорошие и плохие времена
IPO Банка "Cанкт-Петербург": начало пути
Доверительное управление в России
Весенние тенденции
Обзор российского рынка акций второго эшелона за февраль 2008 г.
Перспективы запуска рынка мощности
Будущие права требования: сущность и проблемы хозяйственного оборота
Крупнейшие страховые компании России в 2007 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100