Casual
РЦБ.RU

Российский ритейл глазами инвестора

Март 2008

    Интервью с исполнительным вице-президентом Газпромбанка Акакием Беручашвили

    Последние несколько лет экономика нашей страны динамично развивалась, росли доходы населения и, соответственно, его покупательная способность. Уровень цен в крупных городах вполне сопоставим, а зачастую превосходит среднеевропейский уровень. Нередко москвичи оставляют в магазинах значительные суммы денег, а такой рынок, как, например, автомобильный, аналитики вообще считают самым перспективным в Европе. На этом фоне совершенно обоснованным выглядит стабильный рост, который демонстрируют российские компании потребительского сектора. Одной из наиболее серьезных проблем для российских участников сегодня является усиливающаяся конкуренция со стороны западных компаний, которые помимо отточенных маркетинговых стратегий обладают практически неограниченным доступом к финансовым ресурсам. О текущем состоянии отрасли, насущных вопросах привлечения капитала и перспективах розничной торговли в России мы беседовали с исполнительным вице-президентом Газпромбанка Акакием Беручашвили.

    К-Э Акакий Шалвович, насколько, на Ваш взгляд, привлекательны компании розничной торговли для инвестиционного капитала?

    А. Б. Компании-ритейлеры интересны прежде всего с точки зрения долгосрочных инвестиций, для спекулятивных вложений они не подходят. В среднем за последние 5 лет рост капитализации наиболее активных сетей составил 120%. Можно сказать, что отрасль развивалась весьма динамично. Сначала розничные сети росли просто потому, что этот сегмент рынка практически отсутствовал, затем начался процесс более глубокого проникновения, и рост продолжился за счет расширения территории покрытия. Сложно сказать, насколько стабильным будет это развитие — поддерживать высокие темпы непросто, однако мы надеемся, что устойчивый рост продолжится.
    Сегодня уровень проникновения розничных сетей современного формата составляет всего 15%, что, конечно, очень мало, и этот фактор также повышает инвестиционную привлекательность отрасли — у компаний есть пути развития, и прибыль можно увеличивать за счет открытия новых магазинов.
    Другой очень важный момент: отрасль достаточно сегментирована, и в каждом сегменте наблюдается большое количество игроков. Не вызывает сомнения, что в скором времени в отрасли будут происходить консолидационные процессы. Да они уже и начались — лидеры потихоньку покупают небольших сетевых ритейлеров. Этот процесс достаточно долгий. В Западной Европе в каждой стране, к примеру, есть по 2—3 крупных игрока, бизнес которых по-настоящему охватывает территорию всей страны. В России ситуация пока складывается иначе, но рано или поздно мы придем к европейской модели. Я думаю, что через несколько лет более или менее станет понятен лидер рынка. Однако по-прежнему немаловажен вопрос проникновения — наша страна обладает громадной территорией, которая простирается на 10 часовых поясов, поэтому важно понять, какую модель роста предложит отрасль. При этом наблюдается постоянное увеличение доли торговли в экономике. Не следует забывать и о том, что инвестиции в розничную торговлю являются долгосрочными, и рассчитывать на отдачу можно не раньше чем через 5 лет.

    К-Э Насколько, на Ваш взгляд, сильна конкуренция со стороны зарубежных игроков на рынке?

    А. Б. Это зависит от того, какой сегмент мы рассматриваем. Российские игроки должны быть сильными, чтобы можно было начать внешнюю экспансию после того, как они завоюют внутренний рынок. Такие процессы происходят в отдельных отраслях российской экономики, где уже завершилась внутренняя консолидация и началась активная экспансия на внешние рынки. Речь идет о нефтегазовой промышленности, металлургии, горнодобывающей промышленности. В этих отраслях сложилась следующая ситуация: на рынке присутствуют 2—3 лидера, союз между которыми, как представляется, наименее вероятен, поэтому поиски возможностей для роста идут за пределами страны. Подобная схема является естественным результатом укрупнения бизнеса.
    Что касается ритейла, то конкуренция со стороны западных игроков очень сильна, и она будет расти, и прогнозировать, кто из российских участников останется, а кто уйдет, на мой взгляд, неблагодарное дело. Все российские игроки прикладывают достаточно усилий для того, чтобы победить в этой конкуренции. Однако у западных участников есть одно несомненное преимущество перед отечественными сетями: доступ к финансовым ресурсам. Такие крупные сети, как, например, Wal-Mart, имеют практически неограниченный доступ, чего нельзя сказать о российских компаниях.
    Некоторые сегменты рынка целиком заняты западными фирмами — это, например, гипермаркеты "Ашан", "Метро", "ОБИ" и т. д.
    Компания Wal-Mart недавно вышла на российский рынок, и следует ожидать ее серьезной экспансии. Она может происходить как в форме освоения доли рынка путем приобретения уже существующих игроков, так и органически, путем постройки новых магазинов и развития дистрибуции. Вообще, для России дистрибуция — важный фактор. Вопрос обеспечения магазинов с учетом громадной территории и текущим уровнем развития транспортной инфраструктуры — задача сложная, которую нужно решать каждый день.
    Естественно, российские компании, имеющие амбиции роста, такие как "Пятерочка", "М. Видео" и др., четко осознают это. Подтверждением тому служат IPO этих компаний, целью проведения которых было не привлечение финансов для акционеров компании, а поиск источников финансирования для своей экспансии.

    К-Э Какие характерные особенности IPO компаний-ритейлеров Вы могли бы отметить?

    А. Б. В 2007 г. было осуществлено 3 IPO: "М. Видео", "Росинтер" и "Дикси". В общей сложности компании привлекли около 900 млн долл. Инвесторы с энтузиазмом восприняли проведение этих размещений. В прошлом году рынок был достаточно насыщенным, и в целом размещения прошли очень удачно. Потребительский сектор привлекателен еще и тем, что он меньше подвержен финансовым потрясениям. Так, если с начала года индекс РТС снизился на 12%, то индекс потребительских компаний — лишь на 9%. Инвесторы видят в ритейловых компаниях хорошее средство, которое позволяет диверсифицировать риски, уйти от нефти, газа, энергетики. Наряду с этим растет экономика, а вместе с ней растет и покупательная способность населения. В такой ситуации последними выгодоприобретателями являются компании-ритейлеры.

    К-Э Какие средства привлечения финансирования, на Ваш взгляд, наиболее эффективны для компаний розничной торговли?

    А. Б. Самый распространенный способ — товарное кредитование. На втором месте стоит долговой рынок. Общий объем долговых обязательств, выпущенных компаниями розницы, составляет примерно 100 млрд руб, средняя дюрация — примерно 1 год, т. е. это "короткие" деньги. Средний объем выпуска составляет 2 млрд руб., средняя доходность — 13% годовых.
    Компании, которые хотят занимать на долгосрочной основе, вынуждены идти на европейские рынки. Однако в этом случае появляются дополнительные риски курсовой разницы (так как выручка исчисляется в рублях), влияющие на стоимость привлечения ресурсов.
    Конечно, остается еще прямое банковское финансирование. Это достаточно узкий сегмент рынка, хотя для России он все еще остается традиционным. Что касается рынков капитала, то компания, стремящаяся развиваться, должна работать во всех сегментах финансового рынка.

    К-Э Насколько высок интерес иностранных инвесторов к российским ритейлерам?

    А. Б. Специфика российского фондового рынка заключается в том, что рынок в основном двигается западными инвесторами, которые традиционно являются наиболее крупными игроками. Одним из факторов, повлиявших на такой расклад сил, стало несовершенное законодательство. Насколько мне известно, сегодня идет работа над тем, чтобы позволить крупному российскому капиталу более эффективно работать на нашем фондовом рынке. Если это произойдет, то ситуация может кардинально измениться и тон будут задавать российские инвесторы, а не иностранцы.
    На долговом рынке ситуация иная, особенно в секторе рублевых облигаций. Традиционно это была вотчина российских инвесторов. Но в последние годы рубль укреплялся, и этот сегмент финансового рынка, учитывая его высокую доходность, становится интересным и заграничным инвесторам.
    Компания, которая соответствует определенным стандартам прозрачности и имеет высокие стандарты корпоративного управления, легко может получить доступ к этим финансовым ресурсам.
    Отдельно хочется сказать об особенностях сектора розничной торговли — он характеризуется достаточно низкой прозрачностью, и это отражается на стоимости финансирования. Средняя ставка в 13% — не что иное, как плата инвестору за дополнительные риски.

    К-Э Будет ли, на Ваш взгляд, российский ритейл развиваться по западному сценарию?

    А. Б. Конечно, а зачем же изобретать колесо? Россия полностью интегрирована в глобальную экономику, и, по-моему, примеров особого пути в экономике не существует. Абсолютно стандартное развитие. И что радует, темпы роста очень высокие.

    К-Э Спасибо!

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
РЦБ-Casual-2: приключения продолжаются. Сказ о том, как "Рынок ценных бумаг" китайский Новый год у Деда Мороза отмечал
Российский ритейл: взгляд со стороны
Обзор ритейла 2007 г.: итоги и перспективы
Российский ритейл глазами инвестора
Перспективы рынка бытовой техники и электроники
Будущее российского авторитейла
Технический дефолт по корпоративным облигациям: защита интересов инвесторов
Российский рынок еврооблигаций в 2007 г. итоги и перспективы
Контроль соблюдения стандартов корпоративного управления
Раскрытие информации: соблюдение требований российских и западных инвесторов
IR-стратегия компании в условиях отмены IPO
Этический кодекс IR-специалистов: анализ международной практики
Как компании становятся публичными в хорошие и плохие времена
IPO Банка "Cанкт-Петербург": начало пути
Доверительное управление в России
Весенние тенденции
Обзор российского рынка акций второго эшелона за февраль 2008 г.
Перспективы запуска рынка мощности
Будущие права требования: сущность и проблемы хозяйственного оборота
Крупнейшие страховые компании России в 2007 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100