Casual
РЦБ.RU

Новые возможности развития бизнеса для специализированных депозитариев и регистраторов

Март 2008


    В ноябре 2007 г. был одобрен Госдумой, принят Советом Федерации и 6 декабря 2007 г. подписан Президентом РФ Закон № 334-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 334-ФЗ). Часть изменений вступает в силу сразу после опубликования документа, часть - через 3 мес., остальные - по истечении года.

    Смысл нововведений заключается в следующем: с одной стороны, усиливается контроль над всеми основными участниками рынка коллективных инвестиций, подпадающими под регулирование закона - управляющими компаниями, негосударственными пенсионными фондами, специализированными депозитариями, специализированными регистраторами и агентами, а другой стороны, открываются новые возможности развития бизнеса для всех участников рынка коллективных инвестиций.

ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ, ИЛИ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ОБНОВЛЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    В соответствии со вступившими в силу изменениями Закона № 334-ФЗ Федеральная служба по финансовым рынкам теперь сможет не только приостанавливать операции и действие лицензий, но и отзывать лицензии УК, НПФов и спецдепозитариев. Ранее регулятор мог лишать лицензий только по решению суда. Также усиливается контроль за владельцами УК и спецдепозитариев: в ФСФР будет предоставляться информация о владельцах более 5% акций, при этом данные лица "обязаны обладать надлежащей деловой репутацией", а также "финансовым положением" (соответствующие критерии должны быть установлены нормативными актами ФСФР).
    Новая редакция ст. 38 и 44 Закона № 334-ФЗ вводит требования к управляющей компании и специализированному депозитарию, аналогичные требованиям к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, с целью организации внутреннего контроля. УК и СД обязаны назначить контролера, разработать и зарегистрировать в ФСФР Правила внутреннего контроля, обеспечить осуществление внутреннего контроля и предоставление отчетности в соответствии с законодательством.
    Введение положений закона влечет за собой, кроме организационных изменений, технологические. На основании изменений в Порядок формирования ПИФа и Порядок включения имущества в состав ПИФа после его формирования в технологический процесс учета и контроля вводятся транзитные банковские счета и транзитные счета (и субсчета) депо. Очевидна цель нововведения - обеспечить неприкосновенность средств и имущества инвесторов до окончания формирования фонда, индивидуальный учет в целях обеспечения возможности возврата в случае, если ПИФ не сформировался в установленные законодательством сроки. Однако обратная сторона медали этого - увеличение более чем в 2 раза количества операций в системе учета. Например, при формировании фонда имуществом (ценными бумагами) необходимо произвести 4 операции вместо 1: дополнительно открыть для каждого инвестора субсчет на транзитном счете депо, провести блокирование операций по счету, в день формирования провести разблокирование и перевод на счет депо УК ДУ ПИФов. Обеспечение прав по ценным бумагам в период формирования не управляющей компанией, а инвесторами также потребует внесения изменений в депозитарные технологии (раскрытие информации номинальными держателями).
    Законом предусмотрено также изменение сроков проведения операций в реестре владельцев инвестиционных паев, например срок исполнения операции по выдаче инвестиционных паев сокращается до 1 рабочего дня с даты поступления имущества в фонд, срок проведения операции обмена - также до 1 рабочего дня.
    Несомненно, новые требования, примеры которых приведены в статье, направлены на повышение защищенности коллективных инвесторов, число которых хоть и замедленными темпами, но неуклонно увеличивается.
    Вместе с тем после внесения соответствующих изменений в технологию трудозатраты на проведение операций систем учета бэк-офиса, бухгалтерии, депозитария, спецрегистратора увеличатся, повышая, соответственно, себестоимость обслуживания деятельности ПИФов. Предусмотренные законом нормативные акты ФСФР пока отсутствуют, и трудно сказать, насколько увеличатся затраты, однако из приведенных примеров следует, что они будут значительными. Увеличение расходов из имущества ПИФов снизит уровень доходности владельцев инвестиционных паев, что на общем уровне снижения доходностей на мировых и российском финансовых рынках будет еще более заметным.

ЭДО ЗА ГОД, ИЛИ ЕСЛИ СИЛЬНО ТОРОПИТЬСЯ, ПОПАДЕШЬ НЕ ВОВРЕМЯ И НЕ ТУДА (ИЗ АФОРИЗМОВ НА ТЕМУ "ЦЕЛЬ")

    В соответствии с новой редакцией ст. 39 закона "Об инвестиционных фондах" управляющая компания обязана использовать документы в электронно-цифровой форме с электронно-цифровой подписью при взаимодействии со специализированным регистратором, специализированным депозитарием и агентом. Встречные требования предусмотрены для спецдепозитариев и спецрегистраторов. Согласно норме закона спецрегистраторы обязаны использовать документы в электронно-цифровой форме с ЭЦП при взаимодействии с номинальными держателями инвестиционных паев.
    Организовать обмен документами с использованием ЭДО с несколькими десятками управляющих компаний по сотням фондов и с несколькими десятками номинальных держателей в течение 1 года - это очень короткий срок для крупных спецдепозитариев и спецрегистраторов. В отсутствие на рынке признанных единых форматов электронных документов и при многообразии форм отчетности, участвующей в документообороте при функционировании ПИФа, масштабное введение ЭДО не позволит одновременно ввести так называемую сквозную (полностью автоматизированную) обработку документов. Полное или частичное отсутствие обмена форматированными документами в первое время повлечет за собой увеличение как финансовых, так и временных затрат на внедрение ЭДО и обработку электронных документов. Несомненно, будущее - за электронным документооборотом. Но из-за отсутствия единых форматов и общих справочников на рынке коллективных инвестиций требования и меры, предусмотренные законом, на наш взгляд, или несколько преждевременны, или чрезмерно жесткие.
    Например, при сбоях в системах ЭДО будет ли рассматриваться как нарушение закона предоставление оригиналов документов (или надлежащим образом заверенных копий) в бумажной форме? Ввиду отсутствия оговорок о возможности обмена бумажными документами это будет являться нарушением, хотя бесперебойное функционирование ЭДО в зависимости от технической и технологической реализации не всегда зависит от участников документооборота (наиболее удачный пример - использование в передаче электронных документов сетей общего пользования).
    Также из текста закона непонятно, как специализированный регистратор должен работать с анкетами и заявками пайщиков. Без ЭЦП пайщика (только с ЭЦП агента и ЭЦП управляющей компании, как того требует закон) указанные документы должны также передаваться и в бумажном виде, однако закон этого не предусматривает. Кроме того, явным упущением является отсутствие возможности передачи анкеты владельца инвестиционных паев или заявления на изменение анкетных данных специализированному регистратору через УК или агентов. Несомненно, это требует уточнения нормативных актов ФСФР.

ИНТЕРНЕТ-ПИФИНГ, ИЛИ МОГУТ ЛИ ВИРТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА ПОМОЧЬ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ РЕАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ?

    После внесения изменений в закон появляется больше возможностей и основания для так называемого интернет-ПИФинга.
    Интернет-ПИФинг - сервис для удаленного доступа через Интернет к услугам управляющих компаний. Сервис позволяет осуществлять в дистанционном режиме покупку, обмен, погашение паев ПИФов и предназначен для физических и юридических лиц, осуществляющих операции с паями от собственного имени. Для этого они должны получить сертификат средств электронной цифровой подписи. Организатором интернет-магазина инвестиционных паев может выступить не только управляющая компания, но и инфраструктурные организации - специализированный депозитарий и специализированный регистратор. В соответствии со ст. 44 Закона "Об инвестиционных фондах" спецдепозитарий является оператором информационной системы, используемой лицами, по договору с которыми осуществляется деятельность специализированного депозитария. На основании Законов № 334-ФЗ и "Об электронной цифровой подписи" созданы базовые законодательные возможности для развития интернет-ПИФинга.

СПЕЦДЕПОЗИТАРИИ И СПЕЦРЕГИСТРАТОРЫ - АГЕНТЫ, ИЛИ НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

    Дополнительным направлением развития рынка коллективных инвестиций станет возможность для регистратора заключать с агентами соглашения по выдаче, погашению или обмену инвестиционных паев, аналогичного трансфер-агентскому договору при организации инфраструктуры ведения реестров акционерных обществ. В соответствии со п. 6 ст. 47 на основании договора поручения или агентского договора со специализированным регистратором агенты вправе осуществлять сбор документов, необходимых для совершения операций, связанных с переходом права собственности на инвестиционные паи, а также заверять и передавать выписки и информацию из реестра владельцев инвестиционных паев. Пайщики, соответственно, получают возможность проведения операций на вторичном рынке без посещения офиса специализированного регистратора. Особенно актуально такое нововведение будет для участников рынка удаленных регионов России.
    Но еще более важным является введение отмененной ранее возможности для специализированных депозитариев и специализированных регистраторов по договору с управляющей компанией выступать в качестве агентов по выдаче, погашению или обмену инвестиционных паев. Это позволит УК расширить свои агентские сети, а потенциальным инвесторам - получить высококвалифицированный сервис.
    В 2007 г. ЗАО "Иркол" разработало и внедрило информационную систему "Агентская сеть", предназначенную для автоматизации:

  • оформления заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев фондов в пунктах приема заявок (ППЗ) агентов управляющих компаний ПИФов;
  • оформления анкет зарегистрированных лиц, заявлений на изменение анкетных данных в ППЗ агентов управляющих компаний ПИФов;
  • выдачи владельцам инвестиционных паев уведомлений о проведении операции;
  • информационного обслуживания владельцев инвестиционных паев в пунктах приема заявок (ППЗ) путем предоставления данных о текущем состоянии заявок;
  • передачи данных о принятых заявках в электронном виде в Центр обработки данных с использованием сертифицированных средств криптографической защиты и электронно-цифровой подписи;
  • обработки заявок в Центре обработки данных;
  • подготовки информации для on-line доступа и/или отправки в специализированный регистратор и специализированный депозитарий, а также в управляющие компании ПИФов;
  • информационного обслуживания ППЗ агентов и управляющих компаний ПИФов путем выдачи отчетов о работе ППЗ за конкретный день или период, а также других видов отчетности.
        Использование системы возможно как клиентами специализированного регистратора, так и сторонними УК. Создание системы "Агентская сеть" было направлено на повышение конкурентоспособности ЗАО "Иркол" и его клиентов - УК на рынке коллективных инвестиций. Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих основных задач:
  • оптимизация взаимодействия и документооборота инфраструктурных организаций (специализированного депозитария, специализированного регистратора), управляющей компании ПИФ, ППЗ агентов, в том числе унификация и стандартизация информационных протоколов обмена;
  • повышение удобства и простоты развертывания и сопровождения сети ППЗ агентов управляющих компаний ПИФ (принципы plug and play и "одного окна");
  • повышение удобства, легкости освоения и использования (usability), рабочего места оператора ППЗ агента;
  • снижение технической сложности рабочих мест ППЗ агентов;
  • снижение количества операционных ошибок, допускаемых операторами ППЗ при вводе информации;
  • увеличение скорости обработки заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев фондов, анкет зарегистрированных лиц и заявлений на изменение анкетных данных в ППЗ агентов управляющих компаний ПИФ;
  • обеспечение возможности хранения и обработки больших объемов информации;
  • увеличение возможностей предоставления дополнительных информационных сервисов для УК ПИФ на технологической базе системы.
        В качестве базиса для построения архитектурных решений были выбраны следующие основные принципы:
  • централизованная схема построения;
  • использование преимущественно готовых решений;
  • минимизация состава программного обеспечения, устанавливаемого на агентских пунктах приема заявок;
  • унификация используемых и разрабатываемых решений;
  • минимизация состава вендоров, предоставляющих готовые решения.
        В связи с изменениями в Законе об инвестиционных фондах перспективами развития системы будет являться реализация функциональных возможностей для обслуживания вторичного рынка инвестиционных паев ПИФов через ППЗ агентов.
        Подводя итог, можно подчеркнуть следующее. Для предупреждения возникновения технологических проблем и оптимизации взаимодействия инфраструктуры коллективных инвестиций необходимо активное участие в разработке законодательной, нормативно-правовой и технологической базы, касающейся этой отрасли, всех заинтересованных сторон - федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, саморегулируемых организаций и непосредственно профессиональных участников рынка ценных бумаг.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Регулирование рынка коллективных инвестиций: новый вектор развития
    Извлечения из директивы 2003/71/ЕС европейского парламента и европейского совета от 4 ноября 2003 г. "О публикации проспекта при размещении ценных бумаг среди публичных инвесторов или при допуске ценных бумаг к торгам"
    Квалифицированный инвестор в Евросоюзе, США и РФ: правовые модели
    Квалифицированные инвесторы: кто они?
    Законодательные инновации - новые возможности ПИФов
    Плюсы и минусы законодательной новеллы
    Налогообложение инвестиционных фондов: изменения в законодательстве и нерешенные проблемы в этой области
    НДС: уравнение для фонда с двумя неизвестными
    Целевой капитал в России обретает форму
    ПИФы для НПФов
    Перспективы развития индустрии коллективных инвестиций
    Рынок коллективных инвестиций - 2007. По дороге разочарований
    Новые аспекты деятельности специализированных депозитариев в связи с введением в законодательство института квалифицированного инвестора
    Новые возможности развития бизнеса для специализированных депозитариев и регистраторов
    Функции депозитария при обслуживании операций институциональных инвесторов с иностранными финансовыми инструментами
    "Покупайте землю - ее больше не производят"
    ЗПИФы - инструмент развития бизнеса
    В поисках новых инвестиционных идей
    Между Сциллой и Харибдой (Стратегия и положение НПФ на финансовом рынке)
    О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100