Casual
РЦБ.RU

IPO в России: ликвидность на финансовых рынках останаливает рост (январь-декабрь 2007 г.)

Февраль 2008


    Аналитической группой ReDeal (AG ReDeal)1 в рамках информационно-аналитического проекта Offerings.ru проведено исследование первичных публичных размещений акций (Initial Public Offering/IPO). Источниками информации послужили данные, полученные от непосредственных участников размещения - эмитентов, консультантов, а также периодические экономические печатные и электронные издания.

    На основе исследования, проведенного AG ReDeal, был составлен рейтинг IPO, учитывающий информацию по всем публичным размещениям, проводимым российскими компаниями с 1 января по 31 декабря 2007 г., и подготовлены рейтинги/рэнкинги по следующим группам:
    1. Рэнкинг эмитентов IPO.
    2. Рейтинг "Организатор IPO".
    3. Рейтинг "Андеррайтер IPO".
    По данным Offerings.ru, обобщенные данные российского рынка за 2007 г. выглядят следующим образом:

  • 25 - количественный объем рынка IPO (IPORX_Deals);
  • 23 637 млн долл. - стоимостный объем рынка IPO (IPORX_Value);
  • 945,5 млн долл. - средний объем размещения (IPORX_ADV);
        540,3 млн долл. - без учета IPO ВТБ и Сбербанка;
  • 5,6% - средневзвешенный рост цен в первый день торгов (IPORX_Day);
  • 18,5% - средневзвешенная доля размещения (IPORX_Share);
        19,6% - без учета IPO ВТБ и Сбербанка;
  • 44% стоимостного объема рынка размещено на российских торговых площадках - ММВБ, РТС, МФБ;
  • 47% стоимостного объема рынка приходится на размещения ВТБ и Сбербанка;
  • Лидеры Рейтинга консультантов IPO:

  • Андеррайтер IPO
    - Ренессанс Капитал - 1-е место,
    - Deutsche Bank - 2-е место,
    - Morgan Stanley - 3-е место;

  • Организатор IPO
    - Deutsche Bank - 1-е место,
    - Ренессанс Капитал - 2-е место,
    - Morgan Stanley - 3-е место.>

  •     Исследование процессов IPO осуществлялось по таким направлениям, как эмитент, объем размещения, биржевая площадка, доля размещаемых акций, статус и функции привлекаемых консультантов. Наряду с рэнкингом консультантов IPO по объему и количеству проведенных размещений, подготовлены рейтинги на основе нормирования и взвешивания объемов и количества проведенных IPO.

    ВВЕДЕНИЕ

        Исследование охватывает процессы первого публичного размещения обыкновенных/голосующих акций компаний (основной бизнес которых осуществляется на территории России) среди широкого круга инвесторов с прохождением листинга на бирже за период январь-декабрь 2007 г. Год 2007-й характеризуется небольшим приростом количественного объема российского рынка IPO - 25 размещений (в 2006 г. - 23). В первом полугодии 2007 г. было отмечено 14 размещений (в первом полугодии 2006 г.- 10). При этом стоимостной объем рынка вырос на 33% - с 17,7 млрд долл. в 2006 г. до 23,6 млрд долл. в 2007 г.
        Ориентируясь на планы компаний и собственные оценки, мы прогнозировали около 30 размещений общим объемом 25 млрд долл. В первую очередь мы ожидали активности ряда компаний средней капитализации, но ближе к концу года такие компании, как "Теорема", Russian Timber Group, "Высочайший", "Лента", перенесли свои размещения на более поздний срок, и характерная для 2006 г. большая активность второго полугодия (как по стоимости, так и по количеству) не была реализована в 2007 г. Возможно, перенос сроков был связан как с внутренними проблемами, так и с финансовыми катаклизмами на Западе.
        48% стоимостного объема приходится на два банковских размещения - ВТБ (34%) и Сбербанк (14%). Напомним, что в 2006 г. 59% приходилось на размещение НК "Роснефть".
        С точки зрения отраслевой специфики выделим финансовую сферу и строительство/ девелопмент, которые в совокупности занимают 67% стоимостного объема рынка (15,7 млрд долл.).
        В 2007 г. выросла доля российских биржевых площадок - до 44% стоимостного объема против 36% в 2006 г. На Лондонскую фондовую биржу (LSE) пришлись 56%. В первую очередь это связано с размещением в России всех акций Сбербанка и 35% акций ВТБ.
        С нашей точки зрения, в текущем году мы впервые с 2004 г. будем наблюдать стабилизацию как количественного, так и стоимостного объемов рынка. Финансовая нестабильность в мире может привести к тому, что итоги 2008 г. окажутся скромнее показателей 2007 г. Более значительные объемы возможны, но при условии размещения таких компания, как "Русский алюминий", "Газметалл", и активизации энергокомпаний, образующихся в ходе реформы РАО "ЕЭС России".
        Отдельно стоит обратить внимание на 3 размещения:
        1. Сбербанк

  • данное размещение фигурирует в ряде обзоров как вторичное. С нашей точки зрения, речь идет о первом публичном размещении акций данной кредитной организации среди широкого круга инвесторов;
  • общий объем привлеченных средств в рамках размещения дополнительной эмиссии акций банка составил 8,85 млрд долл. Но большая часть размещения была выкуплена текущими акционерами по преимущественному праву. Поэтому нами в обзор была включена сумма, относящаяся к размещению по открытой подписке - 3,2 млрд долл.
        2. Аптечная сеть 36,6
        В 2007 г. проведено размещение акций компании, которое мы считаем первым публичным. Размещение 2003 г., с нашей точки зрения, относится к частным (private placement).
        3. Банк "Возрождение"
        В 2007 г. проведено размещение акций компании, которое мы считаем первым публичным. Размещение 2006 г., с нашей точки зрения, относится к частным (private placement).

    РЭНКИНГ ЭМИТЕНТОВ IPO

        За рассмотренный период выявлено 25 первичных публичных размещений акций общим объемом 23,6 млрд долл. (табл. 1). Средний объем IPO составил 942,9 млн долл. в основном за счет крупнейших за данный период размещений (ВТБ и Сбербанк - 8% количественного и 48% стоимостного объема рынка).
        Отраслевая сегментация и тенденции рынка
        В рамках отраслевой специфики рынка IPO необходимо отметить сферу финансов и строительство/девелопмент, которые в сумме занимают 66,8% рынка (см. рисунок).
        Отметим постепенный рост доли российских фондовых бирж на рынке IPO: в 2007 г. 43% стоимостного объема приходится на них (против 36% в 2006 г.). На Лондонской фондовой бирже (LSE) было размещено 57% объема.
        Напомним, что Лондонская фондовая биржа ранее являлась основной площадкой российских IPO. В 2005 г. на ее долю приходилось 94% стоимостного объема, в 2006 г. доля биржи снизилась до 61%.

    РЕЙТИНГ "АНДЕРРАЙТЕР IPO"

        Данные табл. 3 представляют собой оценку консультантов IPO в рамках выполняемых ими функций андеррайтеров размещения - выставление заявок, выкуп акций, размещение акций от лица эмитента/собственного имени и т. д.

    РЕЙТИНГ "ОРГАНИЗАТОР IPO"

        В табл. 4 дана информация, которая представляет собой оценку консультантов IPO в рамках выполняемых ими функций организаторов размещения - оценка бизнеса, параметры размещения, инвестиционный меморандум, общение с госорганами и т. д.

    МЕТОДОЛОГИЯ

        1. Учитываются завершенные первые публичные размещения обыкновенных/голосующих акций компании среди широкого круга инвесторов с прохождением листинга на бирже (далее IPO).
        2. Учитываются IPO, в которых размещаются акции компании, основной бизнес которой осуществляется на территории Российской Федерации. IPO, в котором размещались акции компании, созданной для осуществления бизнеса на территории РФ, но на момент размещения не осуществляющей свой основной бизнес в РФ, не учитывались.
        3. При составлении рейтинга/рэнкинга андеррайтеров учитываются 2 фактора: доля в размещенном объеме IPO и количество IPO, в которых участник имел соответствующий статус.
        4. При составлении рейтинга/рэнкинга организаторов учитываются 2 фактора: доля в организации размещенного объема IPO и количество организованных IPO данного организатора.
        5. При равенстве показателей по одному из факторов ранжирование осуществляется на основе значений другого фактора. При равенстве значений двух факторов участники разделяют ранг между собой.
        6. Доля в размещенном объеме и в организации размещенного объема IPO определяется на основе информации, предоставленной эмитентом, андеррайтерами и организаторами данного IPO.

  • При различии оценок указанных долей мнения эмитента и организатора/ов являются определяющими.
  • При наличии противоречивых оценок эмитента и организатора/ов принимается оценка, поддерживаемая остальными консультантами данного IPO. При отсутствии таковых (существуют только оценки эмитента и организатора) мнение эмитента является определяющим.
  • В противном случае происходит пропорциональное распределение долей.
        8. При составлении рейтинга проводится нормирование (приведение к одной размерности) и взвешивание показателей (объем и количеств IPO) каждого участника рейтинга. На основе полученных взвешенных нормированных показателей для каждого участника происходит их ранжирование. Весовые коэффициенты определяются составителем рейтинга (AG ReDeal) на основе мнения экспертов. В настоящий момент они принимаются равными 0,5 и 0,5.
        9. Рэнкинг компаний - ранжирование компаний в порядке убывания (или возрастания) исходных данных без применения процедуры их оценки.
        10. Рейтинг компаний - ранжирование компаний на основе набранных баллов, рассчитываемых по используемым в методике расчета рейтинга показателям.
        E-mail автора: ignatishin@redeal.ru.

    КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА


        Дмитрий Сусанов
        управляющий активами инвестиционной группы AG Capital, канд. экон. наук

        IPO является для банков и компаний одним из многих способов привлечения финансирования (наряду с кредитованием, вексельными и облигационными займами, венчурным капиталом и др.). Как и иные формы финансирования, проведение IPO имеет свои особенности, плюсы и минусы.
        К преимуществам IPO можно отнести получение доступа к относительно дешевым "длинным" денежным средствам, повышение уровня публичности компаний, получение рыночной оценки бизнеса. IPO способствует росту кредитного рейтинга компании и снижению стоимости заимствований в будущем. IPO в той или иной степени решает ряд других задач: обеспечивает рост капитализации, ликвидность для акционеров, защиту от поглощения и др. Кроме того, отдельно следует отметить "народные" IPO, которые способствуют, с одной стороны, привлечению на фондовый рынок части сбережений населения, а с другой - расширению числа частных инвесторов.
        Вместе с тем проведение IPO требует консолидации бизнеса, информационной открытости компании, значительных временных и материальных издержек (от 3-4 мес. и 100 тыс. долл. при размещении в России до 24 мес. и свыше 2 млн долл. при проведении IPO на западных биржах), предъявляет достаточно жесткие условия эмитенту (особенно IPO на западных биржах). Отказ многих компаний от более распространенных и менее затратных (с точки зрения организации самого процесса) форм финансирования, в частности банковского кредитования, облигационных займов, в пользу проведения IPO (и особенно на зарубежных биржах), объясняется целым рядом факторов: стремлением получить максимальную оценку бизнеса, привлечь "длинные" деньги и стратегических акционеров, избежать в будущем больших расходов на обслуживание долга, готовностью акционеров расстаться с частью акций в условиях снижения темпов роста компаний или желанием собственников вывести деньги из данного бизнеса и т. д.
        О росте популярности такой формы привлечения капитала в России свидетельствует динамика IPO российских компаний:
  • 2002-2003 г. - 3 компании, общий объем IPO составил менее 30 млн долл.;
  • 2004 г. - 5 компаний, около 640 млн долл.;
  • 2005 г. - 13 компаний, около 4,5 млрд долл.;
  • 2006 г. - 23 компании, 17,7 млрд долл. (в том числе IPO Роснефти - 10,4 млрд долл.);
  • 2007 г. - 23 компании, 23,3 млрд долл. (из них в первом полугодии 2007 г. - 14 компаний, 18,8 млрд долл., в том числе квази-IPO Сбербанка - 9,5 млрд долл. и ВТБ - 8,2 млрд долл.).
        Разразившийся летом мировой кредитный кризис и последовавшие за ним падение фондовых индексов, усиление склонности инвесторов к уходу от рисков и снижение активности инвесторов (в том числе на Лондонской фондовой бирже (LSE)) - все это вынудило ряд российских компаний отказаться или перенести запланированные на вторую половину 2007 г. IPO на более поздний период. Многие инвестбанки, по данным СМИ, уговорили своих клиентов перенести запланированные на конец прошлого года IPO на 2008 г. В итоге, по некоторым оценкам, в текущем году может состояться от 30 до 40 IPO общим объемом около 30-50 млрд долл., а потенциально на IPO могут выйти около 200 компаний, капитализация которых превышает 500 млн долл.
        Справедливости ради следует отметить, что на 2008 г. был перенесен и целый ряд планировавшихся облигационных займов. Текущая ситуация на мировых рынках капитала привела к тому, что компании, привлекая финансирование в данный момент, рискуют оказаться недооцененными, не разместиться в полном объеме, столкнуться с повышенной стоимостью заемных денег. Кроме того, предстоящие России в марте этого года президентские выборы являются (как для компании, проводящей IPO, так и для инвестора, особенно иностранного) источником дополнительной неопределенности и волатильности. В связи с этим повышения активности в секторе IPO следует ожидать, вероятно, не ранее II кв. 2008 г.
        Необходимо отметить две складывающиеся в последние годы тенденции: постепенно возрастает роль российских бирж в проведении IPO и доля средств от IPO, попадающих непосредственно в компании, а не текущим акционерам (случаи, когда для IPO используются частично или полностью пакеты акций акционеров). Вместе с тем крупные российские компании смогут получить необходимый уровень ликвидности и наиболее справедливую оценку бизнеса, по-прежнему проводя IPO с участием западных бирж (что не исключает участия и российских биржевых площадок). Представляется, что такие компании, особенно характеризующиеся высоким уровнем корпоративного управления, прозрачности и открытости не будут испытывать значительных проблем с IPO в условиях "бегства от рисков" со стороны глобальных инвесторов. Скорее всего, в 2008 г. не возникнет трудностей с IPO и у компаний, представляющих сектора экономики с высокой долей стратегических инвесторов, например у компаний электроэнергетического сектора. Меньше перспектив (при условии сохранения текущей ситуации на мировых рынках) на проведение успешного IPO, особенно на западных биржах, у мелких (объем IPO, как правило, не превышает 100 млн долл.) и средних компаний (объем IPO от 100 до 500 млн долл.), у которых гораздо больше вероятности столкнуться с перечисленными выше негативными моментами. Однако следует отметить, что ситуация с ликвидностью в банковской системе РФ (во многом благодаря действиям ЦБ РФ и институтам развития) достаточно спокойная и стабильная. На этом фоне даже небольшие, стабильно растущие российские компании с высоким уровнем рентабельности бизнеса, грамотной и эффективной структурой управления и прозрачности, планирующие IPO на российских биржах, имеют шансы на успех.
        Во многом результативность проведения IPO будет зависеть и от цен, по которым акции будут предлагаться инвесторам. Готовность компаний предоставить некоторый дисконт, оставляющий возможность для роста цены после IPO, существенно повышает шансы на успех. В итоге успешность IPO можно в определенной степени охарактеризовать, с одной стороны, объемом запланированного и состоявшегося размещения, а с другой - динамикой цены акции в ближайший после IPO временной период (обычно в течение 30 дней). Для "народных" IPO дополнительными критериями являются количество частных инвесторов и привлеченная от них сумма денег. С этих позиций, например, все "народные" IPO можно считать успешными (здесь лидер, безусловно, ВТБ). Однако мнение большинства индивидуальных инвесторов, принявших в них участие, вероятно, будет иным. Следовательно, необходимо проведение информационных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности частных инвесторов, их ответственности и разъясняющих риски фондового рынка.


    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Новые назначения в ФК "УРАЛСИБ"
    Реформа электроэнергетики: финиш
    Новое в законодательстве об электроэнергетике
    Будущее российской электроэнергетики
    Реорганизация РАО ЕЭС: ретроспектива и взгляд в будущее
    Модель торговли электроэнергией и мощностью: движение от переходного периода к целевой структуре
    Новая модель рынка
    От рубля - к мегаватту
    Реформа электроэнергетики - позитив для рынка акций энергокомпаний
    SPO в тепловой генерации: перспективы
    Бенчмарк-анализ компаний российской электроэнергетики
    Гарантирующие поставщики электроэнергии: нормативные проблемы в функционировании и перспективы развития
    Магистральная реформа
    Формирование МРСК: стратегия привлечения инвестиций в сектор распределительных сетей
    ГидроОГК: консолидация акций и дальнейшие перспективы
    Стратегия ОАО "Газпром" в электроэнергетике
    Рынок IPO: ориетация на внутренний спрос
    IPO в России: ликвидность на финансовых рынках останаливает рост (январь-декабрь 2007 г.)
    Движение вперед
    Правовое обеспечение сделок IPO
    Рынок ПИФов прирос агрессивными новичками

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100