Casual
РЦБ.RU

Формирование МРСК: стратегия привлечения инвестиций в сектор распределительных сетей

Февраль 2008

    Распределительные сети - наиболее привлекательный сектор энергетической отрасли, который сегодня находится на заключительной стадии реформирования: региональные сетевые компании (РСК) присоединяются к межрегиональным (МРСК). Результатом этой работы станет формирование на территории России 11 операционных распредсетевых компаний с сопоставимой стоимостью активов.

    В 2006 г. экспертами Федеральной сетевой компании (осуществляет стратегическое управления распредсетями) была разработана Стратегия развития распределительного сетевого комплекса России до 2015 г., в соответствии с которой количество МРСК будет увеличено с 4 существовавших ранее до 11.
    Новая конфигурация, состоящая из 11 МРСК, предполагает формирование компаний с сопоставимой стоимостью активов - 25-30 млрд руб. По мнению экспертов, стоимость активов МРСК соответствует ожиданиям инвесторов. Также в новой конфигурации было сведено к минимуму пересечение МРСК с территориями ТГК, чтобы исключить возможные попытки объединения предприятий этих видов деятельности и обеспечивается недискриминационный доступ к сетям. Регионы, требующие особого внимания, были выделены в отдельные МРСК: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Тюменская область, Северный Кавказ. Такая компоновка была поддержана миноритарными акционерами региональных сетевых компаний, а также одобрена Межведомственной комиссией по реформированию электроэнергетики под председательством министра промышленности и энергетики Виктора Христенко и советом директоров РАО "ЕЭС России".

НА ПУТИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ

    Процесс присоединения РСК к МРСК предполагал реализацию ряда корпоративных и юридических процедур. Большинство процессов в регионах уже завершены. В 2007 г. были зарегистрированы новые МРСК: МРСК Центра и Приволжья, МРСК Волги и МРСК Юга. Существовавшие МРСК были переименованы в связи с уменьшением количества РСК, входящих в их состав. Распредсетевыми компаниями были переданы функции единоличного исполнительного органа в новые МРСК.
    В октябре-ноябре 2007 г. советом директоров РАО "ЕЭС России" были одобрены параметры присоединения РСК к МРСК: коэффициенты конвертации и объемы дополнительных эмиссий акций МРСК, на которые будут обмениваться акции РСК. После этого в распредсетевых компаниях состоялись заседания советов директоров, а в декабре 2007 г. и январе 2008 г. - внеочередные общие собрания акционеров, на которых рассматривались вопросы о присоединении РСК к МРСК. В настоящее время во всех РСК, кроме Курганэнерго, акционерами путем заочного голосования приняты решения о присоединении к МРСК. Теперь распредсети проходят процедуру предъявления акций к выкупу.
    Первой этот процесс завершила МРСК Центра и Приволжья, чей результат превысил все ожидания экспертов: количество предъявленных к выкупу акций минимально. Сумма выкупа по всем РСК, присоединяющимся к компании, составила чуть больше 5 тыс руб. (для сравнения: активы МРСК Центра и Приволжья оцениваются более чем в 47 млрд руб.).
    7 и 8 февраля отчеты об итогах предъявления акционерами требований о выкупе акций утвердили советы директоров РСК, вошедших в ОАО "МРСК Сибири". Подлежащие удовлетворению требования о выкупе акций были предъявлены в 6 обществах: ОАО "Алтайэнерго", ОАО "Красноярскэнерго", ОАО "Кузбассэнерго-РСК", ОАО АК "Омскэнерго", ОАО "ТРК" и ОАО "Читаэнерго" на общую сумму 2 263 639, 07 руб., что составляет менее 1% от стоимости активов МРСК Сибири после объединения. В РСК, входящих в МРСК Северо-Запада, советы директоров утвердили отчеты 5 и 7 февраля. В марте отчеты об итогах предъявления акционерами требований о выкупе акций рассмотрят советы директоров РСК, входящих в состав остальных 5 МРСК. В марте-апреле 2008 г. в Единый государственный реестр юридических лиц будут внесены записи о прекращении деятельности РСК в результате присоединения к МРСК.
    Что даст акционерам объединение компаний? Консолидация МРСК - это новые возможности для роста стоимости бизнеса. Объединение РСК привлекает внимание большого числа инвесторов, которые до этого не рассматривали возможность инвестирования в бумаги отдельных компаний по причине их относительно небольшого размера. Вследствие повышенного внимания инвесторов акционеры могут рассчитывать как минимум на повышение ликвидности акций.
    Кроме того, объединение активов нескольких компаний позволит увеличить кредитную емкость бизнеса, т. е. возможность привлекать дополнительные финансовые ресурсы по более низкой стоимости для финансирования программ расширения и технической модернизации. В свою очередь это будет способствовать повышению эффективности и прибыльности бизнеса, сделает его еще более привлекательным для инвесторов. Рост инвестиционной привлекательности стимулирует спрос и, как следствие, рост стоимости акций.
    После завершения реорганизации РАО "ЕЭС России" принадлежащие сегодня энергохолдингу акции МРСК будут переданы на баланс ОАО "Холдинг МРСК", которое будет выделено из РАО ЕЭС на заключительном этапе.

НОВЫМ КОМПАНИЯМ - НОВЫЕ ТАРИФЫ

    Дополнительными факторами роста стоимости распредсетевых компаний в будущем, по мнению отраслевых экспертов и аналитиков, станут введение новых правил регулирования тарифов распределительных сетевых компаний (RAB-регулирование), а также связанное с этим повышение инвестиционной привлекательности распредсетевого комплекса, его финансовой устойчивости и технологической надежности.
    Инвестиционные потребности электросетевых компаний настолько велики, что удовлетворить их за счет государственных вложений нереально. Наиболее эффективным решением проблемы будет привлечение частных инвесторов, а они приходят только в отрасли с понятными и предсказуемыми рисками. Распределительные сети, к сожалению, пока к ним не относятся. Основные проблемы кроются в существующей системе тарифообразования, при которой тарифы устанавливаются сроком на 1 год по принципу "затраты плюс". Эта система "наказывает" компании за повышение эффективности работы и снижение издержек, изымая сэкономленные средства из тарифа в следующем периоде регулирования. Однако уже в 2008 г. регуляторная среда электросетевого бизнеса претерпит существенные изменения.
    По поручению Президента и Правительства РФ на заседании Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики под председательством министра промышленности и энергетики В. Христенко было принято решение о внесении изменений в действующее законодательство с целью внедрения новой системы тарифного регулирования, основанной на принципах справедливой рыночной доходности задействованного капитала (RAB).
    RAB-регулирование - система тарифообразования, при которой тарифы устанавливаются на срок 3-5 лет, а процесс регулирования предусматривает возможность привлечения компаниями заемного капитала с фондовых бирж и постепенного возврата этих средств инвесторам. Для реализации региональных инвестиционных программ сетевые компании будут привлекать средства как собственные, так и инвесторов. В свою очередь регулятор будет формировать тариф компаний таким образом, чтобы последние имели возможность постепенно возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал. При этом заемные средства можно будет вернуть с помощью тарифов не в течение 1 года (как сегодня), а постепенно в течение 20 лет и более. Предложенный механизм аналогичен ипотечному кредитованию. Тарифы устанавливаются на 3-5 лет, что обеспечивает стабильность и предсказуемость "правил игры" для инвесторов, снижает их риски, а значит, и стоимость капитала для распределительных сетевых компаний. Также тарифы ежегодно корректируются с учетом макроэкономических факторов, например инфляции, если ее показатели превысили прогнозируемые.
    После внедрения системы RAB государство будут по-прежнему контролировать тарифы, однако правила их установления станут более жесткими, что, с одной стороны, не позволит бесконтрольно увеличивать тарифы, а с другой - создаст условия для долгосрочных инвестиций. Вместе с новой системой регулирования разработаны переходные положения, минимизирующие негативные эффекты от изменения системы регулирования. В частности, если существует экономически обоснованная необходимость в повышении тарифа, его рост будет сдерживаться на длительном промежутке времени. Разработчики новой системы рассчитывают, что начиная со второго этапа регулирования за счет снижения издержек и притока инвестиций расходы компаний будут сокращаться каждый год на несколько процентов в сопоставимых ценах.
     Экспертами Федеральной сетевой компании и заинтересованных министерств и ведомств была проделана огромная работа по разработке системы регулирования, отвечающей лучшим мировым стандартам в области регулирования естественных монополий, и подготовке к переходу на RAB пилотных распредсетевых компаний. Подготовлены проекты изменений в нормативные документы, разработаны необходимые методики, проведены расчеты тарифных последствий внедрения данной системы. На совещании у руководителя ФСТ России, прошедшем 15 ноября, были зафиксированы сроки по утверждению нормативных документов, которые позволяют уже с 1 июня 2008 г. в пилотных РСК (в числе которых могут оказаться до 10 компаний) запустить расчет тарифов на основе метода RAB. Общение энергетиков с федеральными органами власти и регулирующими органами по вопросу внедрения RAB было переведено в формат еженедельных встреч.

  • Рейтинг
  • 0
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Новые назначения в ФК "УРАЛСИБ"
Реформа электроэнергетики: финиш
Новое в законодательстве об электроэнергетике
Будущее российской электроэнергетики
Реорганизация РАО ЕЭС: ретроспектива и взгляд в будущее
Модель торговли электроэнергией и мощностью: движение от переходного периода к целевой структуре
Новая модель рынка
От рубля - к мегаватту
Реформа электроэнергетики - позитив для рынка акций энергокомпаний
SPO в тепловой генерации: перспективы
Бенчмарк-анализ компаний российской электроэнергетики
Гарантирующие поставщики электроэнергии: нормативные проблемы в функционировании и перспективы развития
Магистральная реформа
Формирование МРСК: стратегия привлечения инвестиций в сектор распределительных сетей
ГидроОГК: консолидация акций и дальнейшие перспективы
Стратегия ОАО "Газпром" в электроэнергетике
Рынок IPO: ориетация на внутренний спрос
IPO в России: ликвидность на финансовых рынках останаливает рост (январь-декабрь 2007 г.)
Движение вперед
Правовое обеспечение сделок IPO
Рынок ПИФов прирос агрессивными новичками

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Тимур Нигматуллин
Чего ожидать от российской экономики и финансового рынка в 2017 году?
После трех кризисных лет — 2014 и 2016 гг. — в текущем году наконец-то начнется долгожданный восстановительный рост основных макроэкономических индикаторов.
Сергей Хестанов
Фактор Китая
Экономика России сильно зависит от цен на сырье, и прежде всего на нефть. Одним из важнейших факторов стратегического роста нефтяных цен в 1999—2014 гг. был возросший объем потребления ресурсов экономикой Китая.
Елизавета Белугина
2017 год: новые вызовы для финансовых рынков
Год 2016-й стал периодом сильнейших политических шоков.
Павел Ким
IR в России: высокая самооценка, но низкая репутация
Осенью 2016 г. было проведено исследование, посвященное анализу самооценки IR-подразделений российских публичных компаний, определению их текущей роли и значимости и ближайших перспектив развития. Результаты представлены в данной статье.
Все публикации →
  • Rambler's Top100