Casual
РЦБ.RU

Гарантирующие поставщики электроэнергии: нормативные проблемы в функционировании и перспективы развития

Февраль 2008


    Начало 2008 г. было ознаменовано выходом Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2007 г. № 996, внесшего некоторые изменения в особенности функционирования гарантирующих поставщиков на розничных рынках электроэнергии. Что изменилось и каковы перспективы развития энергосбытовых компаний - гарантирующих поставщиков?

    Прежде всего уточним, что такое статус "гарантирующего поставщика" и чем он интересен энергосбытовым компаниям и их действующим и потенциальным стратегическим инвесторам.
    Понятие "гарантирующий поставщик электроэнергии" (ГП) возникло после выхода Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (далее - Закон № 35-ФЗ). Окончательно оно было закреплено 1 сентября 2006 г. Правилами функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530.
    Сначала в соответствии с Законом № 35-ФЗ законодатели вкладывали в это понятие немного иной смысл. Планировалось, что это будет социальный элемент, обслуживающий "неопределившихся" потребителей, не сумевших или не успевших договориться с другими энергосбытовыми компаниями.
    В действительности ситуация складывалась следующим образом: конкуренция на розничных рынках электроэнергии, которая выставлялась краеугольным камнем реформы, начала обретать черты соперничества в основном за статус ГП.
    Итогом этого стали происшедшие в августе 2007 г. события, когда борьба за статус ГП в Нижегородской и Ленинградской областях долгое время держала в напряжении и потребителей регионов, и сами сбытовые компании, и РАО "ЕЭС России", и федеральные органы (ФСТ, ФАС, Минпромэнерго), и НП "АТС". Ситуация разрешилась постановлениями судов в пользу действующих ГП.
    События августа 2007 г. дали, в том числе и РАО "ЕЭС России", понимание истинной картины: сегодняшний розничный рынок электроэнергии - это рынок компаний, имеющих статус ГП. Тот, у кого есть статус, будет править рынком, не имеющий статуса неизбежно "потонет", (или же будет принудительно "потоплен"). Уроки, извлеченные из этой ситуации, нашли отражение в Постановлении № 996.
    Чем же интересен статус ГП? Ведь он дается только на 3 года. В идеальной модели рынка по истечении этого срока лидером может стать новая компания. Для бизнеса 3 года - это не срок. Кроме того, статус не гарантирует прибыльности в долгосрочном плане.
    Прежде всего статус ГП дает некоторые преимущества работы на оптовом рынке: льготное приведение систем коммерческого учета к требованиям оптового рынка; возможность объединить в одну группу все точки поставки, что позволит немало выгадать на отклонениях; право выхода на оптовый рынок без учета количественных требований к участникам оптового рынка. Перечисленное дает ГП (при условии квалифицированной работы на оптовом рынке) сравнительное преимущество перед обычной сбытовой компанией, которое выражается в меньшей стоимости покупки электроэнергии на оптовом рынке. Можно говорить о том, что средневзвешенная нерегулируемая стоимость электроэнергии ГП ниже, чем стоимость электроэнергии сбытовых компаний или квалифицированных потребителей, работающих самостоятельно на оптовом рынке. А если еще учесть и комплектование пакетов регулируемых договоров (РД) на оптовом рынке прежде всего под нужды региональных ГП (которым обеспечивать население регионов), вследствие чего вся дешевая генерация оказывается в пакетах РД у ГП, а не у энергосбытовых компаний, то можно говорить о том, что средневзвешенная стоимость электроэнергии ГП, покупаемой на оптовом рынке (с учетом как регулируемой, так и нерегулируемых долей), заметно ниже, чем у энергосбытовых компаний.
    В какой-то мере мы можем это отнести к проблемам оптового рынка. Однако большую роль здесь играет то, что в настоящее время продолжается переходный период реформирования электроэнергетики. Вряд ли стоило надеяться на появление всех возможностей для полноценной конкуренции в переходный период , поэтому не следует удивляться неким преимуществам ГП.
    На розничном рынке у ГП меньше преимуществ, но существуют многие нюансы, не видные на первый взгляд, которые вполне можно назвать преференциями.
    Во-первых, выход крупных потребителей на оптовый рынок должен согласовываться с ГП региона. Конечно, ГП не может не согласовать, но способен надолго затянуть эту процедуру. В итоге сроки, в которые возможен выход на оптовый рынок, могут пройти, и потребитель останется "на рознице" минимум на год.
    Во-вторых, если энергосбытовые компании не работают на оптовом рынке (а таких еще очень много), они вынуждены покупать электроэнергию для обеспечения своих потребителей у того ГП, который покупает электроэнергию на оптовом рынке, что автоматически означает "двойную надбавку", т. е. более высокую цену. В такой ситуации у ГП появляется реальная возможность "перетянуть" потребителей себе, оперируя более низкой ценой.
    В-третьих, будучи клиентом ГП, потребителю достаточно сложно уйти от него. Согласно Правилам, уход от ГП к энергосбытовой компании в середине года влечет за собой компенсацию "выпадающих" доходов. Платить дважды за одно и то же потребитель вряд ли захочет, значит, целесообразно уходить только по истечении года. Вернуться обратно можно в любое время.
    Конечно, у ГП есть и некоторые проблемы, прежде всего тарифно-балансовые. Однако риск обанкротиться, как у энергосбытовых компаний, отсутствует. Наиболее ценное в обладании статусом ГП - это клиентская база. То, о чем ведутся постоянные споры, является ли это активом сбыта или нет, на деле все же ценится весьма дорого. Цены на продаваемые РАО "ЕЭС России" сбытовые компании подтверждают это. Современные ГП владеют полной клиентской базой по региону (осталась еще со времен АО-энерго).
    Потерять статус ГП сегодня означает риск лишиться в одночасье почти всего бизнеса. Это очевидно хотя бы потому, что стоимость продаваемой электроэнергии для потерявшей статус компании может увеличиться из-за потери статуса участника оптового рынка в случае ухода потребителей к новому ГП (в этом случае сбыт может перестать удовлетворять количественным требованиям, которые не распространяются на ГП).
    Таким образом, нынешняя конкуренция на розничных рынках электроэнергии сводится в основном к борьбе энергосбытовых компаний за статус ГП, и только приобретя его - за клиентскую базу, используя имеющиеся у статуса преимущества.
    Что же изменилось с выходом Постановления № 996?
    Во-первых, сегодняшние ГП могут не волноваться за судьбу своего статуса до 2010 г. - до этого срока не будут проводиться очередные конкурсы. Хотя возможны внеочередные конкурсы, но решения по ним будет приниматься с согласования ФСТ России.
    Во-вторых, ГП, не работающим на оптовом рынке, продлили срок до 1 января 2010 г., по истечении которого они должны на него выйти. В данном случае пересеклись интересы нескольких противоборствующих сил: с одной стороны, государство заинтересовано в сохранении и расширении конкуренции, что окажется проблематичным, если в регионе будет только один ГП; с другой - небольшие ГП, как правило, принадлежат муниципальным и региональным властям, в то время как ГП - бывшие АО-энерго РАО "ЕЭС России" имеют иных собственников и другие стратегические направления. Если перед муниципальными органами стоят прежде всего задачи социального характера (обеспечение населения бесперебойным энергоснабжением), то новые собственники ГП - бывших АО-энерго заинтересованы в расширении и укреплении бизнеса, для чего выгодно поглотить "маленькие" ГП. В этом случае удалось бы решить сразу несколько важных задач: расширение клиентской базы, решение вопроса с основными неплательщиками, которыми, как правило, являются ГП 2-го уровня, а также возможность самостоятельно решать проблему неплатежей потребителей (на данный момент ГП 1-го уровня не может влиять на неплательщиков, являющихся потребителями ГП 2-го уровня). Конечно, понимание того, что придется взвалить на себя все социальные функции, есть.
    Согласно прежней редакции Правил розничных рынков ГП 2-го уровня обязаны были выйти на оптовый рынок до 1 января 2008 г., в противном случае они лишились бы статуса, а зона их деятельности должна быть включена в зону функционирования ГП - бывших АО-энерго (т. е. переход почти в полном объеме всей клиентской базы и всех договоров). Формально Правительство РФ опоздало с выходом Постановления № 996 (оно было напечатано в "Российской газете" только 16 января 2008 г.). Следовательно, можно привлечь к ответственности за бездействие все региональные службы по тарифам (РСТ) по всей стране, ведь уже 1 января 2008 г., согласно действующему на тот момент законодательству, они должны были лишить небольшие ГП статуса и зон деятельности. Предъявят ли ГП - бывшие АО-энерго судебные иски с обвинением РСТ в бездействии, а также какими сложатся судебные решения, неизвестно, учитывая, что на стороне "маленьких" ГП муниципальные и региональные органы власти. Судьба тех ГП, которые не вышли на оптовый рынок до 1 января 2008 г., еще не решена, так как многое будет зависеть от сложившейся судебной практики (несмотря на то, что в России и нет прецедентного права, как, скажем, в Англии).
    Кстати, это не первый случай, когда государство подставляет под удар региональные службы по тарифам, вынуждая их действиями или бездействием нарушать действующее законодательство. Подобная ситуация имела место и в июне 2007 г., когда РСТ, с одной стороны, должны были до 15 июня объявить очередные конкурсы на право осуществления деятельности в качестве ГП, с другой - не могли их провести из-за отсутствия утвержденных Минпромэнерго правил их проведения. В итоге большинство РСТ решили все же нарушить законодательство и не объявлять конкурсы. Конкурсы были объявлены только в 14 субъектах Федерации, а после выхода Постановления Правительства РФ от 17 июля 2007 г. № 450 в 11 из них они были отменены. Несмотря на отсутствие правил и откровенное противодействие Минпромэнерго, ФАС и ФСТ, в 3 субъектах Федерации РСТ провели конкурсы, а позднее получили судебные иски в свой адрес с обвинением в нелегитимности их проведения.
    Впрочем, нужно ли небольшим ГП выходить на оптовый рынок? Это большой вопрос! С момента выхода Правил розничных рынков прошло 15 мес., и большинство ГП так этого и не сделали. Сделают ли они это в течение 24 мес. до 1 января 2010 г.? Менеджмент ГП понимает, что работа на оптовом рынке потребует квалифицированных кадров, наличия должной системы коммерческого учета (которая отсутствует и стоит очень дорого). Эффективная работа на энергобирже, как и на валютной или товарной бирже, во многом зависит от имеющегося опыта работы на ней и сложившихся навыков и умений. ГП не располагают подобным, вследствие чего их первоначальный опыт работы на оптовом рынке окажется отрицательным. Стоит ли овчинка выделки? Откровенно говоря, нет, так как они получат только низкие тарифы для своих потребителей (за счет исключения из тарифа сбытовой надбавки ГП - бывшего АО-энерго). Это не будет способствовать ни улучшению финансового состояния, ни расширению или формированию клиентской базы, ни стабилизации бизнеса. В этом случае необходимо признать, что Постановление № 996 лишь отсрочило решение этой проблемы.
    Каким видится будущее гарантирующих поставщиков? Прежде всего отделим те ГП, которые уже трудятся на оптовом рынке. Перспективы ГП, еще не вышедших на него, выглядят туманными. Необходимо отметить, что нынешнее законодательство предоставляет функционирующим на рынке ГП возможность не обанкротиться. В крайнем случае энергосбытовые компании не будут ликвидированы. Но смогут ли ГП развиться и превратить свою деятельность в настоящий прибыльный бизнес? Конечно, наличие социальной составляющей всегда оказывает влияние на этот процесс, но это относится скорее к вопросу о разделении "социального" и "бизнеса" ГП (определить, кто должен привлечь неопределившихся потребителей), а в нынешней модели розничного рынка это не предусмотрено. Кроме того, остается вопрос менеджмента данных компаний и его понимания необходимости диверсификации и инноваций в сегодняшнем мире. Пример Мосэнергосбыта и Белгородской сбытовой компании свидетельствует о том, что это понимание у сбытов есть, переход от чисто ценовой стратегии компаний к неценовой очевиден.
    Вызывают сомнения перспективы развития ГП не из числа бывших АО-энерго. В данном бизнесе эффект масштаба имеет большое значение, вследствие чего возможно поглощение этих компаний "большими" ГП, а значит, имеется тенденция к повышению концентрации в отрасли. Пойдет ли это сбытовому бизнесу на пользу? С одной стороны, конкуренция снижается, с другой стороны, как говорил известный экономист Йозеф Шумпетер, "если мы начнем искать, в чем же истоки повышения инновационности и технологичности в отраслях, то эти поиски приведут нас не к компаниям, существующим в условиях жесткой конкуренции, а точно к дверям мощных и влиятельных концернов, которые имеют возможность спокойно и не торопясь, вкладывая большие средства, заботиться о своем будущем развитии, а заодно и о развитии отрасли". Таким образом, наращивание концентрации в сбытовом секторе может стать залогом динамического развития, что пойдет на пользу потребителям.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

    Владимир Кимерин
    генеральный директор ОАО "Мосэнергосбыт"

    Принятие поправок в законы, регулирующие деятельность энергетической отрасли, прежде всего внесло ясность в перспективы развития энергосбытового сектора. Перенос сроков проведения конкурсов на статус гарантирующего поставщика на 2010 г. позволит энергосбытовым компаниям, выделившимся из АО-энерго, выправить экономику и финансы и привести их в соответствие с требованиями, предъявляемыми к гарантирующим поставщикам. Не секрет, что после реформирования и особенностей тарифного регулирования многие из энергосбытовых компаний оказались не в лучшем положении и не были готовы к участию в конкурсах. Теперь мы получили своеобразную "отсрочку", позволяющую накопить конкурентные преимущества. Главное - использовать это время с максимальной эффективностью. Необходимо не только выправлять экономику, но и развивать технологии и сервисы, предоставляемые клиентам.
    Поправки, касающиеся статуса гарантирующего поставщика, сыграли стабилизирующую роль на розничном рынке. Полгода назад глобальные перемены на нем могли стать серьезной причиной для дестабилизации оптового рынка, который сегодня стал более прогнозируемым.
    И, конечно, эти поправки очень важны для тех компаний, чьи пакеты акций выставляются на продажу. Теперь у инвесторов есть понимание ближайшей перспективы бизнеса, в который они вкладывают деньги. Это помогло расширить круг потенциальных покупателей и повысить привлекательность продаваемых сбытов.
    Станислав Ананьев
    генеральный директор ООО "Транснефтьсервис С"

    Либерализация рынка электроэнергии и изменение принципов ценообразования, на наш взгляд, в ближайшее время позволят потребителям на деле оценить удобство и экономическую целесообразность работы именно с гарантирующими поставщиками.
    Тенденция изменения цен на электрическую энергию на свободном рынке превышает все ожидания и будет иметь серьезные последствия для макроэкономических параметров развития страны. Фактор превышения рыночных цен над регулируемыми должен серьезно повлиять на экономическую эффективность действующих и вновь строящихся производственных объектов. На региональном уровне царит полная информационная непросвещенность или нежелание принять происходящие в электроэнергетике процессы как бизнес-элитой, так и исполнительной властью. Все перспективные планы развития не предусматривают окупаемость инвестиций по созданию необходимой энергетической инфраструктуры, а также либерализацию рынка.
    Сохраняющиеся проблемы перекрестного субсидирования вкупе с либерализацией при неурегулированной законодательной и нормативной базах значительно усложняют работу сбытовых компаний как с бюджетными, так и с бытовыми потребителями, существенно увеличивая риски неплатежей и банкротств.
    Повышение финансовой зависимости рынка от сбалансированности работы сбытовых компаний должно повлечь за собой соответствующее отношение к сбытовому бизнесу. Во-первых, должен начаться процесс приобретений или слияний генерирующих активов со сбытовыми компаниями. Во-вторых, требуется нормативно закрепленное увеличение сбытовой надбавки пропорционально изменению конечных цен, учитывающей страхование финансовых и прочих рисков работы с потребителями, включая обслуживание кредитов и собственных инвестиционных программ, связанных с повышением качества предоставления услуг.
    Наша компания будет продолжать наращивать свое присутствие в регионах через приобретение сбытовых компаний, а также рассматривает варианты долевого приобретения или слияния с генерирующими мощностями в целях хеджирования ценовых рисков и повышения мобильности работы с клиентами.

  • Рейтинг
  • -1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Новые назначения в ФК "УРАЛСИБ"
Реформа электроэнергетики: финиш
Новое в законодательстве об электроэнергетике
Будущее российской электроэнергетики
Реорганизация РАО ЕЭС: ретроспектива и взгляд в будущее
Модель торговли электроэнергией и мощностью: движение от переходного периода к целевой структуре
Новая модель рынка
От рубля - к мегаватту
Реформа электроэнергетики - позитив для рынка акций энергокомпаний
SPO в тепловой генерации: перспективы
Бенчмарк-анализ компаний российской электроэнергетики
Гарантирующие поставщики электроэнергии: нормативные проблемы в функционировании и перспективы развития
Магистральная реформа
Формирование МРСК: стратегия привлечения инвестиций в сектор распределительных сетей
ГидроОГК: консолидация акций и дальнейшие перспективы
Стратегия ОАО "Газпром" в электроэнергетике
Рынок IPO: ориетация на внутренний спрос
IPO в России: ликвидность на финансовых рынках останаливает рост (январь-декабрь 2007 г.)
Движение вперед
Правовое обеспечение сделок IPO
Рынок ПИФов прирос агрессивными новичками

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100