Casual
РЦБ.RU

От рубля - к мегаватту

Февраль 2008

    В 2006 г. была запущена масштабная 5-летная инвестиционная программа холдинга РАО "ЕЭС России". В связи со значимостью отрасли, по праву считающейся становым хребтом российской экономики, эта тема приковывает к себе внимание всего бизнес-сообщества.

    Уже сейчас можно подвести первые итоги. Инвестиционная программа, буквально сразу же метко названная журналистами и аналитиками планом "ГОЭЛРО-2", представляет собой перечень проектов по строительству новых или модернизации существующих энергоблоков. Всего таких позиций более 160, а в итоге энергосистема страны должна прирасти почти 30 тыс. МВт новых мощностей. Как показано на рис. 1, в 2006 г. было введено около 1200 МВт, а уже в 2010 г. предстоит ввести 15900 МВт. Рост - более чем в 10 раз. Не менее масштабно поставлена задача и в сетевом комплексе. Всего за период 2006-2010 гг. будет построено и введено в эксплуатацию около 70 тыс. км линий электропередачи.
    За этими цифрами не всегда виден масштаб того, что будет сделано. А если сравнить с тем, что было в прошлом? К примеру, за предыдущие 5 лет из-за нехватки инвестиций в стране было построено около 7 тыс. МВт новой генерации. Таким образом, в эти 5 лет энергетики должны ввести в действие почти в 4,5 раза больше мощностей.
    Более того, эта, казалось бы, нереальная задача решается за счет частных инвесторов. В полной мере процесс привлечения финансовых средств в развитие энергетики развернулся в 2007 г. За счет размещения дополнительных акций генерирующих компаний и продажи акций ОГК и ТГК, принадлежащих РАО "ЕЭС России" и приходящихся на долю государства, уже сейчас, на середину февраля 2008 г., привлечено свыше 611 млрд руб. И это несмотря на ухудшающуюся конъюнктуру мировых финансовых рынков. По расчетам экспертов, в 2008 г. РАО "ЕЭС России" может привлечь еще свыше 350 млрд руб. частных инвестиций.
    Перечень инвестиционных источников не исчерпывается только одним инструментом (рис. 2). Из собственных средств энергокомпаний РАО "ЕЭС России" на строительство новых энергообъектов будет направлено более 800 млрд руб. Почти 540 млрд руб. планируется привлечь за счет кредитных и заемных средств. 171 млрд руб. будет выделено из государственного бюджета. А общий объем 5-летней инвестиционной программы оценивается в гигантскую сумму - более 3,3 трлн руб. Эта цифра, ни много ни мало, сравнима с размером всего Стабилизационного фонда страны. Привлечь такой колоссальный финансовый поток для модернизации электроэнергетики позволила ее реформа. Председатель Правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс подчеркивает, что без нее "было бы два варианта решения. Номер 1: отнять весь Стабилизационный фонд, отдать его в энергетику. Что означало бы это для макроэкономики? Дефолт? Или есть второе решение - утроить все тарифы".
    Более половины генерирующих компаний энергохолдинга уже успешно разместили дополнительные акции, а РАО "ЕЭС России" реализовало "государственные" доли. Объем привлеченных средств разнится от компании к компании. Обусловлен он в первую очередь размером инвестиционных потребностей.
    Основная доля инвестиционных ресурсов в этой пятилетке направляется на развитие тепловой генерации. Сюда поступит около 43% финансирования. Еще примерно 10% от общего объема инвестпрограммы будет направлено на строительство гидроэлектростанций, 46% инвестиций будет направлено на развитие магистральных сетей и распредсетевого комплекса.
    Некоторые эксперты высказывали опасения, что финансовые ресурсы, предназначенные для строительства и модернизации электростанций, могут быть направлены и на другие цели. Отдельные скептики полагали, что новые собственники ОГК и ТГК и вовсе откажутся от выполнения инвестпрограмм в своих компаниях.
    В ответ на это менеджмент РАО ЕЭС разработал целую систему защитных мер, исключающих нецелевое или неэффективное использование инвестиционных ресурсов. Более того, созданная юридическая база гарантирует реализацию инвестиционных программ компаний холдинга РАО "ЕЭС России" в заданные сроки. Система договоров включает в себя:

  • договор предоставления новой мощности на оптовый рынок, заключаемый генерирующими компаниями НП "АТС" и ЗАО "ЦФР";
  • договор на присоединение новых генерирующих объектов к сетям, т. е. создание схем выдачи мощности;
  • долгосрочный (на 5 лет) договор на поставку газа между генерирующими компаниями и ООО "Межрегионгаз" по принципу take or pay, включающий в себя финансовую ответственность за непоставку топлива;
  • EPCM-контракты на строительство объектов "под ключ", подразумевающие финансовую ответственность за несвоевременный ввод энергоблоков в эксплуатацию.
        Одним из основных элементов системы успешной реализации инвестпрограммы является Договор о предоставлении мощности на оптовый рынок. Согласно этому документу, компания должна в определенные сроки предоставить оговоренный в тексте договора объем мощности, который соответствует ее инвестиционной программе. При этом четко закрепляются точки строительства новых объектов генерации, их мощность и наиболее важные технические характеристики, а также сроки ввода.
        В случае неисполнения условий договора штрафные санкции могут достигать 25% от общего размера капитальных вложений. Так, в случаях несвоевременного ввода мощности генерирующей компанией ЗАО "ЦФР" приобретет недостающую мощность у других производителей, а генерирующая компания возместит эти расходы из своего бюджета. Учитывая особую важность такого документа, не имеющего аналогов в российской юридической практике, к его разработке были привлечены ведущие специалисты страны как из РАО "ЕЭС России", так и из органов государственной власти.
        Еще одним элементом системы стал Договор на присоединение новых генерирующих объектов к сетям, закрепляющий создание схем выдачи мощности. Он не просто описывает схему, а юридически обязывает сетевиков обеспечить строительство или модернизацию подстанций и линий электропередачи. При этом условия договора подразумевают финансовую ответственность за неисполнение его условий. А. Чубайс отметил, что "это создаст мощнейшую юридическую и финансовую базу для того, чтобы каждый мегаватт новой мощности мог быть свободно выдан в Единую энергосистему страны".
        Сам процесс строительства большинства новых энергообъектов будет осуществляться EPC/EPCМ-подрядчиком на базе контракта, предусматривающего фиксированные сроки и стоимость строительства. При этом контрактор принимает на себя финансовую ответственность за несвоевременный ввод генерирующих мощностей.
        Кроме того, отдельные договоры обеспечат поставки топлива на электростанции.
        Таким образом в электроэнергетике не только разработана одна из крупнейших инвестиционных программ в стране, но и создана новая мощная юридическая и финансовая база ее реализации, обеспечивающая, по меткому выражению А. Чубайса, "железобетонный перевод рубля в мегаватт".

    КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
        Сергей Сизев
        заместитель генерального директора ОГК-6 по реализации инвестиций

        НАШ ПРИОРИТЕТ - УГОЛЬНАЯ ГЕНЕРАЦИЯ
        Инвестиционная программа ОАО "ОГК-6" 2007-2011 гг. с общим объемом инвестиций 57,2 млрд руб. ориентирована на ввод новых генерирующих мощностей с применением современных высокоэффективных технологий. Например, на Новочеркасской ГРЭС будет построен первый в России угольный энергоблок с котлом ЦКС (технология сжигания угля в циркулирующем кипящем слое, обеспечивающая высокие ТЭП и экологические характеристики). За счет реализации крупных инвестиционных проектов установленная мощность ОГК-6 к 2011 г. будет увеличена на 1 270 МВт и составит 10 322 МВт.
        Программа главным образом направлена на повышение конкурентоспособности компании, обеспечение бесперебойного энергоснабжения клиентов с учетом возрастающих потребностей в электроэнергии и мощности, повышение надежности, увеличение операционной эффективности и рентабельности, а также на улучшение технико-экономических показателей (в том числе - снижение удельных показателей потребления топлива).
        В настоящее время ОАО "ОГК-6" осуществляет реализацию 4 крупных инвестиционных проектов, утвержденных советом директоров Общества:
  • Модернизация конденсационной части Киришской ГРЭС на базе парогазовой технологии (прирост мощности - 500 МВт, ввод в 2010 г., стоимость проекта - 17,9 млрд руб.);
  • Модернизация ГРЭС-24 путем надстройки блока 310 МВт газовой турбиной (прирост мощности - 110 МВт, ввод в 2009 г., стоимость проекта - 3,7 млрд руб.);
  • Строительство блока № 9 на Новочеркасской ГРЭС на основе технологии ЦКС (циркулирующего кипящего слоя) (прирост мощности - 330 МВт, ввод в 2011 г., стоимость проекта - 16,2 млрд руб.);
  • Строительство 1-го пускового комплекса Череповецкой ГРЭС (угольный энергоблок № 4) в составе второй очереди
        (3 x 330 МВт) (прирост мощности - 330 МВт, ввод в 2011 г., стоимость проекта - 19,4 млрд руб.).
        С целью финансирования инвестиционной программы в конце 2007 г. ОАО "ОГК-6" провела выпуск эмиссии дополнительных акций на сумму 21 млрд руб.
        По прогнозам экспертов в 2008-2011 гг. темп роста цен на газ в России будет опережать темп роста цен на уголь. В Стратегии развития и в инвестиционной программе ОГК-6 приоритет отдан угольной генерации. Помимо указанных выше проектов, до 2015 г. компания рассматривает возможность реализации еще 2 инвестпроектов: строительство еще 2 угольных энергоблоков - на Череповецкой ГРЭС и на Новочеркасской ГРЭС - мощностью по 330 МВт каждый.
        Уже сегодня 5042 МВт (или 55,7%) из установленной ОГК-6 мощности в 9052 МВт может быть выработано за счет использования угля. Доля угля в топливном балансе компании ежегодно увеличивается. В 2005 и 2006 гг. она составляла соответственно 39,26 и 43,95%. В прошлом году 44,04% используемого ОГК-6 топлива уголь. По нашим расчетам, к 2013-2015 гг. его доля в топливном балансе компании может составить 54-58%.


        Валерий Ермаков
        заместитель генерального директора ОАО "ТГК-2" по развитию и корпоративному управлению
        ТГК-2: ИНВЕСТПРОГРАММА ЗА 200 ДНЕЙ

        Территориальная генерирующая компания № 2, объединяющая электростанции Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей, приступает к активной реализации своих Стратегии развития и масштабной инвестиционной программы. Главные для компании документы были разработаны за беспрецедентно короткий срок - всего 7 мес.
        Первый этап инвестиционной программы ТГК-2, объем вложений в ходе которого оценивается более чем в 38,9 млрд руб., рассчитан на 4 года. За это время компания намерена ввести 1145 МВт новых мощностей. Часть средств на финансирование инвестпроектов будет привлечена уже в марте этого года за счет дополнительной эмиссии акций и продажи "государственного" пакета акций.
        В чем же особенности Стратегии развития и инвестиционной программы ТГК-2?
        Во-первых, ТГК-2 стремится максимально эффективно использовать имеющееся оборудование и площадки существующих станций, что существенно удешевляет новое строительство. Так, компанией в ближайшие годы будут реализованы 4 типовых проекта, предусматривающих расширение Костромской ТЭЦ-2, Новгородской ТЭЦ, Тверской ТЭЦ-3 и Ярославской ТЭЦ-2 газотурбинными установками мощностью по 160 МВт. КПД использования топлива на этих установках достигает 60% против 36% на существующих энергоблоках.
        Второе направление развития компании заключается в серьезном изменении структуры топливного баланса. Для компании более привлекательным становится другой вид топлива - уголь. Уравняв его по степени использования с газом, ТГК-2 значительно снизит риски, связанные с возможными резкими изменениями цен на топливо. Так, на Архангельской ТЭЦ уже к концу 2008 г. один из котлов будет переведен с дорогого мазута на альтернативное топливо.
        Реализуя Стратегию развития, ТГК-2 выходит на прямые расчеты с конечными потребителями тепла в регионах, минуя перепродавцов. Расширение тепловых рынков и дозагрузка электрических мощностей через увеличение комбинированной выработки энергии, а также готовность мощностей к несению нагрузки повысят конкурентоспособность станций на ОРЭМ. ТГК-2 рассматривает в ближайшей перспективе выход на тепловые рынки 21 города, как в регионах присутствия компании, так и в соседних с ними регионах - Псковской области и Ненецком автономном округе.
        Для каждого из 6 регионов присутствия ТГК-2 разработан план ввода нового и реконструкции существующего оборудования, модернизации тепловых сетей. При этом Стратегия компании вписывается в региональные программы развития областей. Одним из наиболее интересных проектов является строительство в Великом Новгороде тепломагистрали длиной 8,1 км в левобережную часть города. Завершение ее строительства намечено уже на осень текущего года. Это кардинально поменяет систему теплоснабжения областного центра, где тепло стоит достаточно дорого, вырабатывается многочисленными и зачастую нерентабельными муниципальными и ведомственными котельными.
        Перечисленные мероприятия направлены как на расширение доли ТГК-2 на местных тепловых рынках, так и на удовлетворение растущих потребностей в тепло- и электроэнергии регионов. Компания намерена использовать и удобное географическое положение своих предприятий, что позволит ей участвовать в решении проблемы энергодефицита в Московской и Ленинградской энергосистемах.


        Павел Михеев
        первый заместитель генерального директора ОАО "МРСК Урала"
        Развитие электросетевого комплекса - одно из ключевых условий экономического роста Урала

        До 2010 г. инвестиции в развитие "Свердловэнерго", "Пермэнерго", "Челябэнерго" и "Курганэнерго" составят около 25 млрд руб. За этот период "МРСК Урала" планирует ввести в эксплуатацию более 4 тыс. МВА и около 3 тыс. км линий электропередачи. Строительство новых энергообъектов позволит предприятиям "МРСК Урала" обеспечить надежную и бесперебойную подачу электроэнергии потребителям, удовлетворить возрастающий спрос на нее не только со стороны промышленных предприятий, но и со стороны социально значимых организаций.
        С точки зрения инвестиционного развития 2007 г. для "МРСК Урала" был исключительно удачным. В соответствии с долгосрочной инвестпрограммой в прошлом году было введено 1255 МВА трансформаторной мощности и 838 км линий электропередачи. В электросетевой комплекс Большого Урала было инвестировано 8 млрд руб., из которых более 4 млрд руб. было направлено на реализацию оглашений между РАО "ЕЭС России" и администрациями регионов присутствия компании.
        Ставка в работе была сделана на тесное взаимодействие с региональной властью. Сегодня "МРСК Урала" - единственная МРСК, во всех регионах присутствия которой действуют соглашения с губернаторами и главами крупнейших городов о совместном развитии энергокомплексов. Энергетика в каком-то смысле является ведомой отраслью. Она должна ориентироваться на запросы экономики конкретного региона. Только в этом случае инвестиционные вложения окажутся эффективными. При составлении программ развития сетевой инфраструктуры компания учитывает районы роста и снижения нагрузки, сводит баланс перспективной мощности по всем центрам питания, рассчитывает возможные режимы работы электросети, совместно с властями и крупными потребителями электроэнергии уточняет прогнозы роста электрических нагрузок на перспективу. И затем с учетом всех этих факторов, по специальной методике, разработанной специалистами компании, "МРСК Урала" формирует программы развития электросетевого комплекса регионов. Такой подход позволяет уже на этапе проектирования быть уверенными, что подстанция быстро наберет нагрузку, т. е. окупится и начнет приносить прибыль.
        Уральский регион - непростой регион. Здесь 3 центра роста потребления: Пермь, Челябинск и Екатеринбург. В своем экономическом развитии эти мегаполисы идут практически "ноздря в ноздрю". Еще 2-3,5 года назад во всех этих городах существовали серьезные проблемы: дефицит мощностей и высокий износ электросетевого оборудования, который сказывался на качестве электроснабжения потребителей.
        В 2006-2007 гг. компания подписала Соглашения о сотрудничестве до 2011 г. с Игорем Шубиным, главой Перми, Аркадием Чернецким, главой Екатеринбурга, Михаилом Юревичем, главой Челябинска. Те задачи, которые "МРСК Урала" ставила 2-2,5 года назад, решены полностью: за счет введения платы за присоединение найдены необходимые средства, обеспечена нужная энергоемкость и ликвидированы очереди на подключение. Общая программа действий, координация усилий власти и энергетиков дает реальную возможность системно и методично развивать электросетевую инфраструктуру этих территорий. Теперь отлаженные взаимосвязи с властями дают результаты.
        Компания признательна главам администраций Екатеринбурга, Перми и Челябинска за то, что они приняли решения о введении платы за техприсоединение. Эти решения оказались оправданными не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе. Если бы их не было, то до сих пор существовали бы неподключенные дома и остро стояли бы вопросы о наступающих морозах и перебоях в энергоснабжении. Сегодня, к счастью, этого нет и можно смело смотреть в будущее, реализуя совместные планы.
        В 2008 г. компания планирует увеличить объем инвестиций в распределительные сети Уральского региона. На развитие энергетического комплекса Урала будет направлено около 9,43 млрд руб., на реализацию соглашений - более 6 млрд руб. "МРСК Урала" гарантирует, что скоординированное развитие городов и энергетического комплекса Урала будет развиваться успешно.


    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Новые назначения в ФК "УРАЛСИБ"
    Реформа электроэнергетики: финиш
    Новое в законодательстве об электроэнергетике
    Будущее российской электроэнергетики
    Реорганизация РАО ЕЭС: ретроспектива и взгляд в будущее
    Модель торговли электроэнергией и мощностью: движение от переходного периода к целевой структуре
    Новая модель рынка
    От рубля - к мегаватту
    Реформа электроэнергетики - позитив для рынка акций энергокомпаний
    SPO в тепловой генерации: перспективы
    Бенчмарк-анализ компаний российской электроэнергетики
    Гарантирующие поставщики электроэнергии: нормативные проблемы в функционировании и перспективы развития
    Магистральная реформа
    Формирование МРСК: стратегия привлечения инвестиций в сектор распределительных сетей
    ГидроОГК: консолидация акций и дальнейшие перспективы
    Стратегия ОАО "Газпром" в электроэнергетике
    Рынок IPO: ориетация на внутренний спрос
    IPO в России: ликвидность на финансовых рынках останаливает рост (январь-декабрь 2007 г.)
    Движение вперед
    Правовое обеспечение сделок IPO
    Рынок ПИФов прирос агрессивными новичками

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100