Casual
РЦБ.RU

Новая модель рынка

Февраль 2008


    Полтора года назад, 1 сентября 2006 г., вступили в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" и № 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики". Так в короткой, но насыщенной истории российского рынка электроэнергетики начался новый, очень важный этап: был сделан решающий шаг к полной либерализации рынка.
    Несмотря на то, что до 1 января 2011 г. определенные Постановлением Правительства от 7 апреля 2007 г. № 205 объемы электроэнергии будут продаваться и покупаться по регулируемым государством тарифам и ценам в рамках регулируемых договоров, созданная в 2006 г. система рынков предполагает безболезненный переход к либерализованному рынку путем постепенного уменьшения объемов этих договоров.

СТАРАЯ МОДЕЛЬ ОПТОВОГО РЫНКА

    До 1 сентября 2006 г. в силу особенностей функционирования старой модели рынка свободные цены складывались на уровне тарифа на покупку электроэнергии (с учетом мощности), установленного ФСТ России. Каковы были тому причины? Во-первых, в формировании нерегулируемых цен участвовали ценовые заявки лишь на незначительные объемы поставки/покупки электроэнергии в секторе свободной торговли (ССТ) на оптовом рынке электроэнергии (мощности), а основные объемы электроэнергии торговались в регулируемом секторе (РС) оптового рынка по тарифам, установленным ФСТ России. Во-вторых, покупатель, не купивший электроэнергию в ССТ, всегда мог "вернуться" в РС и приобрести необходимые ему объемы электроэнергии по тарифу ФСТ России.
    На новом оптовом рынке электроэнергии (мощности) не существует РС, и свободные цены на сутки вперед устанавливаются в результате конкурентного отбора НП "АТС" ценовых заявок поставщиков (покупателей) на полные объемы поставки (покупки) электроэнергии с учетом заключенных свободных договоров (что соответствует целевому видению модели оптового рынка). Хотя значительные объемы поставки электроэнергии и 100% поставки мощности пока по-прежнему реализуются по регулируемым тарифам (ценам) в рамках регулируемых договоров, динамика нерегулируемой цены электроэнергии, складывающейся на рынке, достаточно точно отражает динамику спроса и предложения, благодаря чему формируются реальные условия конкуренции и возрастает эффективность загрузки генерирующих мощностей.
    Поскольку основной целью реформирования электроэнергетики является привлечение инвестиций в отрасль, функционирование свободного рынка чрезвычайно важно для достижения этой цели, ведь именно адекватные рыночные ценовые "сигналы" показывают, в каких регионах необходимо строительство и модернизация электростанций и сетевых объектов.
    Динамика либерализации в процентах от объемов электроэнергии, включенной в сводный прогнозный баланс электроэнергии (мощности) на 2007 г., утвержденный ФСТ России, представлена на рис. 1. Необходимо отметить, что даже в 2011 г. объемы электроэнергии, поставляемой населению и приравненным к нему группам потребителей, будут реализовываться по регулируемым тарифам.
    В то же время для того, чтобы по-настоящему перейти к целевой модели оптового рынка электрической энергии (мощности), недостаточно постепенной либерализации торговли только электроэнергией. Необходимо также ввести в действие рынки мощности и системных услуг, систему добровольного ограничения нагрузки крупными потребителями.
    Однако уже сейчас введены обязательные требования к производителям электрической энергии и к их генерирующему оборудованию, необходимые для поддержания заданных параметров функционирования энергосистемы, требуемых для надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Выполнение производителями этих требований влияет на стоимость продаваемой ими мощности.
    Кроме того, подписанное В. Зубковым 29 декабря 2007 г. Постановление Правительства № 951 определило особенности функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)

    Рассмотрим, какие цены складывались на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в 2007 г. и как они отражали изменения в структуре спроса и предложения, а также сетевые ограничения.
    Средневзвешенная цена на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в 2007 г. составила 523,9 руб./МВт.ч., что на 56,4% выше, чем средний тариф на покупку электроэнергии, установленный ФСТ России на 2007 г. (335 руб./МВт.ч). При этом в первой ценовой зоне (Европа и Урал) средневзвешенная цена составила 579,4 руб./МВт.ч, что на 66,1% выше среднего тарифа (348,8 руб./МВт.ч); во второй ценовой зоне (Сибирь, которая характеризуется большой долей гидрогенерации) - 295,8 руб./МВт.ч, что на 16,3% выше, чем тариф (254,4 руб./МВт.ч).
    Изменение цен на электрическую энергию в течение года отражает динамику спроса и предложения на рынке. Так, первое в 2007 г. значительное повышение цены в первой ценовой зоне в феврале было связано со снижением температуры, приведшим к увеличению потребления электрической энергии (в данном случае подействовал фактор изменения спроса). По всей видимости, тот же фактор способствовал увеличению цен в первой ценовой зоне в ноябре-декабре 2007 г.
    В то же время повышение цен на электрическую энергию в первой ценовой зоне в апреле, августе-сентябре, а также во второй ценовой зоне во втором полугодии было обусловлено факторами предложения. В апреле в первой ценовой зоне повышение цен было связано с плановым снижением поставок лимитного газа во II кв. 2007 г., в августе-сентябре - с плановыми ремонтными кампаниями, в результате которых снизился объем дешевого предложения ГЭС и АЭС и возникла необходимость выработки дополнительной электроэнергии не выведенных в ремонт ГРЭС на сверхлимитном газе и мазуте.
    Во второй ценовой зоне во втором полугодии снизился объем дешевого предложения электроэнергии гидрогенерацией (в связи со снижением водности), в результате чего цены в Сибири определялись станциями, работающими на угле.
    Динамика цен рынка на сутки вперед в течение суток (рис. 3, 4) тоже является одним из важных показателей эффективной работы рынка.
    Существующая на рынке ярко выраженная региональная дифференциация цен показывает, что существенную роль в формировании стоимости электроэнергии играет пропускная способность сетей: высокие региональные цены относительно среднерегиональных цен означают наличие "узких" мест в сетях и невозможность передачи в требуемом количестве электроэнергии от более дешевых поставщиков из соседних регионов. Это верно и для регионов с относительно низкими ценами. В частности, на рынке наблюдается значительное превышение уровня цен, сложившихся на территории республик Северного Кавказа, над средним уровнем цен по первой ценовой зоне (20,5% за 2007 г.). Указанное превышение обусловлено наличием сетевых ограничений, отделяющих данные республики от остальных регионов объединенной энергосистемы Северного Кавказа, в основном в I кв. и в сентябре-декабре 2007 г. Другой пример - низкие цены в Мурманской области (на 23,9% ниже средневзвешенных цен по первой ценовой зоне в 2007 г.), формируемые предложением гидроэлектростанций и Кольской АЭС в условиях наличия сетевых ограничений, сдерживающих объем передачи электроэнергии указанных поставщиков в соседние регионы.
    Таким образом, функционирование новой модели рынка позволяет сформировать сигналы для выявления "узких" мест в сетевой инфраструктуре, а также для стоимостной оценки существующих ограничений, и, следовательно, оценки эффективности реализации инвестиционных решений в магистральных сетях.

ФАКТИЧЕСКИЕ ОБЪЕМЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

    Еще одним положительным рыночным эффектом, который наблюдался в работе нового рынка в течение всего 2007 г., является наличие торговли поставщиками между собой их обязательствами поставки электроэнергии покупателям по регулируемым договорам (так называемая "переторговка"). Станции, работающие на дорогом топливе, предпочитают не производить электроэнергию для выполнения своих обязательств перед покупателями по регулируемым договорам, а приобретать ее по свободной цене у станций, работающих на более дешевом топливе. Естественно, что чем больше объемы регулируемых договоров, тем выше доля "переторговки", и с 1 июля 2007 г., когда снизился объем покупки-продажи электроэнергии по регулируемым тарифам (ценам), соответственно снизились и объемы "переторговки".
    Несмотря на то, что в 2007 г. доля либерализации оптового рынка электроэнергии в соответствии с Постановлением Правительства РФ составляла всего лишь 5% от объемов электроэнергии в сводном прогнозном балансе на 2007 г. в первом полугодии и 10% во втором, доля фактической либерализации оптового рынка весь год была больше 10%. Дело в том, что фактический объем либерализации складывается из объемов "переторговки" (которые во второй ценовой зоне превышали 10% от поставки электроэнергии на РСВ) и объемов покупки потребления сверх регулируемых договоров (за счет плановой либерализации оптового рынка и неточностей планирования и превышения темпами роста фактического потребления электроэнергии темпов роста потребления, заложенных в сводный баланс ФСТ России).
    Необходимо различать фактическую долю либерализации оптового рынка и долю либерализации розничных рынков, зависящую не от "переторговки", а лишь от покупки по свободным ценам объемов потребления сверх заложенных в регулируемые договоры, с учетом либерализации.
    Объемы "переторговки" за каждый час по первой ценовой зоне в среднем за январь-июнь 2007 г. составили 7,2% от объемов запланированной на сутки вперед поставки генерации, а во втором полугодии после увеличения доли либерализации они несколько снизились - до 5,7%. Но наиболее заметным снижение оказалось во второй ценовой зоне: с 15,4% в январе-июне до 10,7% в июле-декабре. (Большие по сравнению с первой ценовой зоной объемы торгов по свободным ценам в ценовой зоне Сибири были связаны с возможностью большего производства электроэнергии на гидростанциях, у которых цена значительно ниже, чем у тепловых станций.)
    Следует также отметить, что фактическая либерализация не составит 100% до 2011 г., поскольку, как мы видим, объемы покупки электроэнергии сверх объемов либерализованных регулируемых договоров не всегда достигают значения плановой доли либерализации, а объемы "переторговки" между дешевыми и дорогими генераторами, по всей видимости, в дальнейшем возрастать не будут.

РОЗНИЧНЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

    Правила функционирования розничных рынков электроэнергии (РРЭ), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530, призваны структурировать отношения между сбытовыми компаниями, потребителями и производителями, работающими на РРЭ.
    На розничных рынках с 1 сентября 2007 г. возник новый институт - институт гарантирующих поставщиков, особых сбытовых компаний, обязанных заключать договор энергоснабжения на стандартных условиях с любым обратившимся потребителем на своей территории. Наличие таких поставщиков служит гарантией права каждого потребителя нашей страны на надежное и бесперебойное снабжение электроэнергией.
    Кроме того, на розничных рынках действует важный принцип продажи того объема электроэнергии, который сбытовая компания купила на оптовом рынке по нерегулируемой цене, и на розничном рынке также по нерегулируемой цене (всем потребителям, исключая население). Указанный принцип позволяет донести ценовые сигналы оптового рынка до конечных потребителей и подготовить их к новым условиям функционирования. Для населения в переходный период гарантируется поставка электроэнергии по регулируемым ценам.
    Для того чтобы сформировать полностью нормативную базу розничных рынков, необходимо принять Правила проведения конкурсов на право деятельности в качестве гарантирующего поставщика и Правила коммерческого учета электрической энергии. В 2007 г. уже были утверждены ФСТ России согласованные участниками рынка Правила определения стоимости поставки электрической энергии на розничном рынке по регулируемым ценам.



  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Новые назначения в ФК "УРАЛСИБ"
Реформа электроэнергетики: финиш
Новое в законодательстве об электроэнергетике
Будущее российской электроэнергетики
Реорганизация РАО ЕЭС: ретроспектива и взгляд в будущее
Модель торговли электроэнергией и мощностью: движение от переходного периода к целевой структуре
Новая модель рынка
От рубля - к мегаватту
Реформа электроэнергетики - позитив для рынка акций энергокомпаний
SPO в тепловой генерации: перспективы
Бенчмарк-анализ компаний российской электроэнергетики
Гарантирующие поставщики электроэнергии: нормативные проблемы в функционировании и перспективы развития
Магистральная реформа
Формирование МРСК: стратегия привлечения инвестиций в сектор распределительных сетей
ГидроОГК: консолидация акций и дальнейшие перспективы
Стратегия ОАО "Газпром" в электроэнергетике
Рынок IPO: ориетация на внутренний спрос
IPO в России: ликвидность на финансовых рынках останаливает рост (январь-декабрь 2007 г.)
Движение вперед
Правовое обеспечение сделок IPO
Рынок ПИФов прирос агрессивными новичками

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100