Casual
РЦБ.RU

Новое в законодательстве об электроэнергетике

Февраль 2008

    4 ноября 2007 г. был подписан Федеральный закон № 250 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России". Поправки, вносимые в целый пакет законодательных актов, приурочены к завершению реформы и значительно трансформируют существующие правила игры.

    Совет для рынка
    Поправками установлена дата окончания переходного периода в электроэнергетике - момент завершения реорганизации РАО "ЕЭС России", 1 июля 2008 г. Отдельно оговорен переходный период на рынках электроэнергии. До 2011 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 205 от 7 апреля 2007 г., будет проводиться либерализация рынков вплоть до полной ликвидации регулируемых двусторонних договоров при сохранении регулирования тарифов на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей.
    В числе важнейших изменений, внесенных законом № 250, следует отметить изменение структуры управления оптовым рынком электроэнергии (мощности).
    В соответствии с поправками в закон "Об электроэнергетике" предусматривается создание саморегулируемой организации - Совета рынка. В сферу ответственности Совета рынка войдут организация нормативного регулирования на оптовом рынке электроэнергии (мощности), контроль над исполнением правил его работы и разрешение споров между участниками рынка.
    Совету рынка будет подчинен коммерческий оператор - организация, ответственная за функционирование торговой площадки оптового рынка электроэнергии. Коммерческий оператор возьмет на себя большую часть функций, исполняемых сегодня НП "АТС".
    Совет рынка будет управляться наблюдательным советом, в состав которого войдут представители Федерального Собрания, правительства, поставщиков и покупателей электрической энергии и мощности на оптовом рынке, организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка. При этом, хотя государство не будет иметь большинства в наблюдательном совете, ему предоставляется право вето на решения Совета.

    Инвестиции под контроль
    Большое внимание поправки уделяют регулированию инвестиционной деятельности в электроэнергетике. Закон описывает процедуру формирования генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, в соответствии с которой осуществляется согласование интересов потребителей и поставщиков электроэнергии при планировании вводов новых мощностей. Правительство или уполномоченный им орган осуществляет долгосрочное прогнозирование развития инфраструктуры рынка и объектов электроэнергетики, формируя генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, с учетом планов развития промышленности и жилищного строительства.
    Отбор мощностей, включаемых в генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, проводится системным оператором - организацией, осуществляющей диспетчеризацию в единой энергосистеме страны, исходя из требований обеспечения в энергосистеме достаточного количества генерирующих мощностей. На системного оператора возлагаются функции контроля над реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, при невыполнении которых генерирующие компании будут платить за непредоставление мощности.
    Инвестиционные программы субъектов естественных монополий в электроэнергетике, а также субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует Российская Федерация, утверждаются федеральным органом исполнительной власти и/или региональными органами исполнительной власти.
    Более четко определены функции Федеральной сетевой компании по управлению развитием передающих сетей. Закон предусматривает согласование уполномоченным федеральным органом схем и программ развития, планов капитальных вложений в магистральные сети и контроль над их реализацией.

    Отрегулировали тарифное регулирование
    Поправки более четко прописывают тарифное регулирование в электроэнергетике, в том числе в той его части, которая сохранится по завершении либерализации рынков электроэнергии в 2011 г. В частности, будет сохранено регулирование тарифов естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике, прежде всего сетей и системного оператора.
    Государственное регулирование тарифов в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее 5 лет (на 3 года, если тариф устанавливается впервые) в порядке, определяемом Правительством РФ.
    К долгосрочным параметрам регулирования относятся: уровень надежности и качества указанных товаров и услуг, соответствующий долгосрочным инвестиционным программам регулируемых организаций; динамика изменения расходов, связанных с поставкой соответствующих товаров и услуг; размер инвестированного капитала и некоторые другие параметры.
    В целях стимулирования инвестиций в объекты электроэнергетики вводится норма, в соответствии с которой субъект Российской Федерации вправе принять решение о превышении установленных предельных уровней тарифов, если это необходимо для осуществления утвержденных инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
    В отношении платы за технологическое присоединение, введение которой вызвало бурные споры, законодатель принял компромиссное решение: инвестиционная компонента в плате за технологическое присоединение будет сохранена на ближайшие 3 года, с 2011 г. включение в состав платы за присоединение инвестиционной составляющей не допускается. Размеры и порядок установления платы за присоединения будут регулироваться Правительством РФ и органами региональной власти.
    К полномочиям Правительства РФ отнесено утверждение порядка технологического присоединения: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает порядок определения платы за присоединение и установление размера платы за присоединение к единой национальной электрической сети и/или тарифные ставки за присоединение. Набор таких ставок устанавливается Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяется уполномоченным федеральным органом в области регулирования тарифов. При этом закон устанавливает, что размер платы за технологическое присоединение и/или размер тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, включая строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
    Правительство России определяет также порядок урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение. Поправки относят договор о технологическом присоединении к публичным.
    Органы исполнительной власти субъектов федерации устанавливают размер платы за присоединение для территориальных сетевых организаций или стандартизованные тарифные ставки, определяющие величину платы, осуществляют контроль за применением этой платы, урегулируют споры, возникающие в связи с ее установлением на региональном уровне.
    Закон также регламентирует порядок определения сроков и технических условий, необходимых для осуществления технологического подключения. Устанавливается право лиц, осуществляющих строительство линий электропередачи, на технологическое присоединение построенных линий к существующим сетям.

    Поправили рынок
    В числе других важнейших изменений следует отметить определение понятия мощности как особого товара, который обращается отдельно от электроэнергии, и определение рамочных правил торговли мощностью. На рынке мощности потребители приобретают обязательства поставщиков поддерживать в постоянной готовности генерирующие мощности в необходимом объеме. Мощность будет обращаться только на оптовом рынке электроэнергии, розничный рынок торговля мощностью не затрагивает.
    В части, касающейся розничных рынков, главным образом уточнены положения, касающиеся полномочий и обязанностей гарантирующего поставщика и сетевых организаций в целях обеспечения интересов потребителей электроэнергии. Так, гарантирующий поставщик не вправе отказать в заключении договора купли-продажи потребителю, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне действия данного гарантирующего поставщика. При этом сетевая организация не вправе отказать потребителю в оказании услуг по передаче электроэнергии от поставщика.
    Однако гарантирующий поставщик имеет право отказа от исполнения договора с энергосбытовой организацией при неисполнении ею своих обязательств.

    Против монополии
    Большое внимание поправки уделяют антимонопольному регулированию в отрасли. Прежде всего, более жестким стал подход к определению монопольного положения. Введено понятие зоны свободного перетока - территории, где поставляемые одним из поставщиков электроэнергия и мощность могут быть замещены электроэнергией и мощностью другого поставщика. Границы зон свободного перетока определяются системным оператором. Именно к зонам свободного перетока привязывается определение монополии. В старой редакции закона антимонопольное регулирование привязывалось к ценовым зонам, которых на территории России всего две - Европа плюс Урал и Сибирь. При этом если в старой редакции монопольным считалось владение 35% установленной мощности в ценовой зоне, то теперь - 20% от доли рынка в зоне свободного перетока.
    Расширены полномочия государства по осуществлению антимонопольных мероприятий.
    Утверждение правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля отнесено к полномочиям Правительства РФ. На оптовом и розничных рынках вводится система регулярного контроля с целью предупреждения, выявления, ограничения и пресечения действий или бездействий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии. К возможным видам таких действий и объектов антимонопольного регулирования закон относит, в частности, цены, уровень экономической концентрации на оптовом рынке, согласованные действия субъектов рынка. Устанавливаются признаки доминирующего и исключительного положений на оптовом рынке, а также меры, применяемые для предотвращения или устранения злоупотреблений таким положением, в том числе регулирование или ограничение цен, в случае необходимости - принудительное разделение субъектов рынка электроэнергии.

    Что поменяли
  • Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
  • Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"";
  • Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Новые назначения в ФК "УРАЛСИБ"
    Реформа электроэнергетики: финиш
    Новое в законодательстве об электроэнергетике
    Будущее российской электроэнергетики
    Реорганизация РАО ЕЭС: ретроспектива и взгляд в будущее
    Модель торговли электроэнергией и мощностью: движение от переходного периода к целевой структуре
    Новая модель рынка
    От рубля - к мегаватту
    Реформа электроэнергетики - позитив для рынка акций энергокомпаний
    SPO в тепловой генерации: перспективы
    Бенчмарк-анализ компаний российской электроэнергетики
    Гарантирующие поставщики электроэнергии: нормативные проблемы в функционировании и перспективы развития
    Магистральная реформа
    Формирование МРСК: стратегия привлечения инвестиций в сектор распределительных сетей
    ГидроОГК: консолидация акций и дальнейшие перспективы
    Стратегия ОАО "Газпром" в электроэнергетике
    Рынок IPO: ориетация на внутренний спрос
    IPO в России: ликвидность на финансовых рынках останаливает рост (январь-декабрь 2007 г.)
    Движение вперед
    Правовое обеспечение сделок IPO
    Рынок ПИФов прирос агрессивными новичками

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100