Casual
РЦБ.RU

Долговая политика Москвы в 2008 г.

Февраль 2008


    Интервью с председателем Комитета государственных заимствований города Москвы Сергеем Пахомовым

    РЦБ: Сергей Борисович, каковы планы Москомзайма в 2008 г. по привлечению средств и управлению долгом, можно ли говорить о новой долговой стратегии Москвы?

    С. П. Долговая стратегия остается прежней: разумный консерватизм и соблюдение золотого принципа "долг идет на инвестиции". Планы Москомзайма будут связаны с реализацией программы заимствований, предусмотренной бюджетом на 2008 г. в сумме 122 млрд руб. Реальный объем программы заимствований, вероятно, будет уточняться в соответствии с размером переходящего остатка средств бюджета и в ходе реального исполнения бюджета в течение года.
    Мы готовимся к большому объему деятельности. Новым в нашей работе будет проведение операций обратного РЕПО на Московской межбанковской валютной бирже. Мы планируем в течение 2008 г. заключать сделки обратного РЕПО, кредитуя банки под залог наших собственных ценных бумаг. Средств для этого в московском бюджете в настоящий момент достаточно.

    РЦБ: Может ли это составить серьезную альтернативу регулярному размещению свободных денег московского бюджета на депозитах в банках?

    С. П. Я думаю, что нет, потому что операции РЕПО носят револьверный характер: оборот по сделкам РЕПО может быть очень большой, но сумма, которая в каждый конкретный момент находится в сделках РЕПО, для Москвы будет незначительной. Реальный рынок в лучшем случае по объему сделок РЕПО с нашими облигациями достигает 10-15 млрд руб. в неделю. Но не факт, что мы займем весь этот рынок.

    РЦБ: Это потребность московского бюджета или требования финансового рынка?

    С. П. Здесь заложены два встречных процесса. С одной стороны, существует спрос финансового рынка на эти сделки, потому что банкам постоянно необходимо управлять своей ликвидностью. В какие-то моменты ликвидности им не хватает, поэтому они активно и постоянно кредитуются на межбанковском рынке, у Центрального банка России под залог ценных бумаг. Московские облигации, входящие в ломбардный список Центрального банка, являются очень удобным инструментом для проведения таких сделок.
    С другой стороны, одновременно имеется потребность Москвы размещать свободные средства бюджета с прибылью для себя и с минимальным риском. Сделки РЕПО в этом случае дают, на наш взгляд, очень хорошее сочетание. Риск для нас нулевой, потому что, если контрагент не может выполнить сделку РЕПО до конца, у нас остаются наши ценные бумаги, которые могут быть реализованы на вторичном рынке и опять введены в рыночный оборот или просто оставлены до погашения.

    РЦБ: Так Москва откликнулась на августовский кризис ликвидности, который поразил банковскую систему?

    С. П. Это является откликом на ту ситуацию, которая существует именно на нашем рынке, межбанковском рынке РЕПО и РЕПО Центрального банка, где участвуют московские облигации. Мы не можем решить всех проблем с ликвидностью российской банковской системы, даже если будем заключать сделки РЕПО на весь объем нашего рынка облигаций, что нереально. Мне кажется, что особо острых проблем у нас возникать не должно. Какие-то напряженные моменты с ликвидностью в следующем году в банковской системе, очевидно, будут, но никакого банковского кризиса я не жду.

    РЦБ: Какие еще операции по управлению долгом Москвы, помимо операций РЕПО, планирует Москомзайм в 2008 г.?

    С. П. Мы также думаем о проведении операций хеджирования. Одним из основных наших достижений 2007 г. было принятие 14 ноября 2007 г. новой, уже третьей версии Закона города Москвы "О государственном долге города Москвы". В этом законе в статье "Управление государственным долгом" мы предусмотрели возможность проведения операций по развитию рынка ценных бумаг Москвы и использованию финансовых инструментов, применяемых для управления финансовыми рисками - прежде всего это операции с производными финансовыми инструментами, которые направлены на хеджирование валютного риска. Ничто не препятствует этому и в российском законодательстве, в том числе Бюджетном кодексе РФ. Речь идет о проведении операций валютного свопа: с помощью сделок своп будем обменивать наши еврозаймы в рублевые займы.
    Очевидно, самым легким будет хеджирование купонных платежей. Но мы думаем и над тем, чтобы захеджировать основную сумму внешнего долга. Все зависит от стоимости такого хеджирования. Если оно будет экономически целесообразным для города, тогда мы будем проводить такие операции.

    РЦБ: Каким образом будет осуществляться поиск контрагентов Москомзайма и кто может стать таким контрагентом?

    С. П. Сделки будут носить внебиржевой двусторонний характер. Претендентами на звание и место партнера Москвы, конечно же, должны быть первоклассные банки, обладающие большим опытом и возможностями именно на этом рынке. Для валютного свопа нужен мощный банк с очень хорошими рыночными позициями, высоким рейтингом, потому что для нас очень важен риск партнера. Крайне нежелательно, если партнер по каким-то обстоятельствам окажется неспособным довести сделку до конца и эта сделка растянется на несколько лет. Будем проводить конкурсный отбор.

    РЦБ: В отборе будут участвовать только западные банки?

    С. П. Нет, не только западные, но и российские банки, надо смотреть на реальные возможности. Конечно, это должны быть банки, которые занимают очень прочные позиции на международном рынке свопов. Как правило, это крупнейшие западные инвестиционные банки, которые являются крупными дилерами на рынке свопов.

    РЦБ: Каким образом на содержании соглашения своп отразится структура московских внешних облигаций, которые представляют собой структурированные продукты? Москомзайм будет выступать как получатель кредита или как эмитент облигаций?

    С. П. С точки зрения российского законодательства мы - получатели кредита в валюте и не являемся эмитентом еврооблигаций.
    Суть свопа очень проста - обмен платежами с банком контрагентом. Вместо того чтобы регулярно платить точно известное количество миллионов евро, мы договариваемся с партнером, что это количество миллионов евро он платит нам в определенные дни, в ответ мы в эти же дни платим ему соответствующее количество рублей. Эти суммы фиксируются в контракте и остаются неизменными. Независимость от колебаний валютного курса - вот в чем смысл хеджирования.

    РЦБ: В чем состоит интерес Москвы?

    С. П. В минимизации валютного риска. Мы будем платить только фиксированную сумму в рублях, которую заранее знаем и можем планировать. При платежах в евро трудно спрогнозировать сумму в рублях, которая может потребоваться московскому бюджету на валютные платежи в связи с колебаниями валютного курса.

    РЦБ: В последнее время курс евро в рублях непрерывно рос, но в 2008 г. ситуация должна измениться. Центробанк в лице зампреда Алексея Улюкаева заявил о своей главной цели в 2008 г. - таргетирование инфляции. Поддерживать курс рубля в прежних масштабах Центробанк уже не будет, и поэтому могут усилиться колебания валютного курса. Все это говорит в пользу хеджирования долга.

    С. П. Я приведу банальный пример: вы покупаете страховой полис на автомобиль, но ведь не планируете попасть в аварию? Вы сделаете все, чтобы ездить хорошо и автомобиль не повредить, но при этом страховую премию вам, конечно, никто не вернет. Это премия за риск страховой компании. Поэтому, убирая от себя валютный риск, мы отдаем себе отчет, что это стоит денег. Партнер оказывает нам услугу - берет валютный риск на себя, значит, его услуга будет стоить Москве денег. Но при этом появится полная предсказуемость наших рублевых расходов на обслуживание еврозаймов.

    РЦБ: Получит ли контрагент отдельную премию за соглашение своп или он может рассчитывать только на выгоду от удачного для него колебания валютного курса?

    С. П. При заключении сделки своп текущие расходы городского бюджета могут быть выше, чем без этой сделки. Партнер, который берет на себя валютный риск, получит определенную премию за этот контракт. Наши рублевые платежи во время контракта могут быть выше, чем рублевые платежи, которые бы мы вели, непосредственно приобретая валюту. Но тот факт, что эти платежи нами фиксируются в начале сделки и держатся неизменными ряд лет, вне зависимости от колебания валютного курса, может привести к серьезной экономии. А партнер должен предусмотреть свои собственные меры для того, чтобы захеджировать свой риск, возникающий в этом случае.

    РЦБ: Расходы на хеджирование фиксируются в бюджете отдельной строкой?

    С. П. Нет, в бюджете этого быть не должно, потому что там общие строки, касающиеся расходов на обслуживание долга. Очевидно, эта фиксированная цифра будет включаться в расходы на обслуживание долга.

    РЦБ: Вернемся к теме московских займов в 2008 г. Когда наиболее вероятно размещение московских облигаций?

    С. П. Городской закон предоставляет нам определенную свободу действия на рынке, мы не обязаны строго придерживаться правила, по которому, пока на счете по исполнению бюджета есть деньги, занимать нельзя. Закон позволяет отступать от этой практики и разрешает проводить займы, исходя из наших прогнозов, конъюнктуры рынка, вне зависимости от объема средств, который находится на этот момент в счете казначейства. С другой стороны, конечно, должен действовать рациональный экономический механизм привлечения займов.
    При наличии очень больших остатков на счете привлекать новые займы нецелесообразно. Когда остаток небольшой и в дальнейшем предстоят большие расходы при определенной неясности, каковы будут налоговые поступления, тогда имеет смысл проводить масштабные размещения займов, не дожидаясь, когда остаток счета станет равным нулю. Как правило, в конце дня на счете казначейства Москвы должно быть несколько миллиардов рублей на случай каких-либо непредвиденных расходов. Поэтому все зависит от того, каким будет переходящий остаток в январе. Если он будет существенным, а экономическая ситуация стабильной, то нам придется воздержаться от крупных размещений в I кв. Ожидаемый размер остатка составит, я думаю, минимум 100 млрд руб.
    Надо еще учитывать, что целый ряд решений по увеличению государственных расходов принимается сейчас на федеральном уровне. В следующем году серьезно возрастут социальные расходы всех бюджетов: и федерального, и местных. В том числе на повышение зарплаты работников социального сектора экономики. Для Москвы это означает повышение расходов сверх уже запланированных в бюджете. Многое зависит от того, как реально будут развиваться события в 2008 г.
    Год 2008-й, скорее всего, не будет таким благоприятным, как 2007 г. Скажутся последствия международного кризиса на рынке банковской ипотеки, вызванная этим напряженность с ликвидностью в мировой банковской системе, угроза экономической рецессии в США и в мире. Нельзя не учитывать и того фактора, что российские банки и корпорации очень много заняли за границей. Поэтому проблемы с рефинансированием внешнего долга, если они возникнут в следующем году, могут вызвать напряженность в нашей банковской системе, системе корпоративных финансов. Эти долги надо будет вернуть, а рефинансировать их на внешнем рынке, возможно, не удастся, а если и удастся, то, вероятно, с гораздо более высокой стоимостью. Многие придут за деньгами на внутренний рынок, стоимость займов неизбежно вырастет.
    Это может привести к замедлению экономического роста, потому что повышение ставок, по которым банки занимают деньги, автоматически приведет к удорожанию выдаваемых ими кредитов: потребительских, ипотечных, корпоративным заемщикам и т. д.
    Многие люди уже не смогут себе позволить брать потребительский кредит по таким ставкам, и некоторые корпорации, наверное, пересмотрят свое желание осуществлять какие-либо проекты, поскольку они перестают быть рентабельными при определенных кредитных ставках. Поэтому не исключено, что ситуация, связанная с более высокой напряженностью в экономике России, будет сказываться на налоговых поступлениях московского бюджета. Меньшая прибыльность корпораций в итоге приведет к снижению поступления налоговых платежей в бюджет Москвы.
    Но это один из вариантов негативного развития ситуации. Может статься, что давление проблем, имеющихся на внешнем рынке, не будет таким сильным в случае с Россией. Пока наши монетарные власти, Центральный банк, федеральное правительство успешно справились с той напряженностью, которая возникла в августе-октябре 2007 г.

    РЦБ: По всей вероятности, будет проявляться и обычное сезонное колебание баланса бюджета Москвы? В московском бюджете остатки ведь образуются не только из-за дополнительных доходов, но и из-за того, что не выполняется план по расходам?

    С. П. Основная проблема, которая стоит перед бюджетами всех уровней в нашей стране и, в том числе, перед московским бюджетом, - это низкая дисциплина получателей бюджетных средств. Практически никто из них по целому ряду причин не выполняет ими же представленного графика выборки средств бюджета. Например, в Москве от года к году возрастает объем выборки бюджетных средств в IV кв. В этом году он достиг 45%. Это тревожный признак.
    Правительство города должно принимать жесткие меры для повышения бюджетной дисциплины, потому что в таком случае под угрозу ставится исполнение бюджета вообще и программы заимствований в частности. Если в течение 3 кварталов никто не берет бюджетных денег, но в IV кв. вдруг все израсходовали, то мы в течение 1 квартала годовую программу заимствований выполнить не сможем - слишком большая величина.
    Если предусмотрено занять в следующем году 122 млрд руб., то по аналогии с исполнением плана расходов мы должны половину программы заимствований исполнить в IV кв. Но разместить облигаций на 60 млрд руб. в течение 3 мес. невозможно. Наш внутренний рынок не переварит такой объем одного эмитента, так как на нем присутствуют и другие эмитенты. Ритмичность в действиях и предсказуемость нужна и нам, и рынку. Пока нет ни того, ни другого.

    РЦБ: Насколько реальный объем годовых расходов бюджета Москвы меньше планового?

    С. П. Точно знать объем невыполнения плана по расходам можно только в начале января. Существует общая тенденция, которая характерна и для федерального бюджета. Целый ряд расходов бюджета будет выполнен в 2008 г. по контрактам и расходам 2007 г. То есть формально они не перейдут в бюджетный процесс 2008 г. В федеральном бюджете этот показатель равен 5% расходов 2007 г.: принято специальное решение и эти 5% будут выплачены в следующем году, но в рамках бюджета этого года. В Москве тоже не исключена такая возможность, и значение показателя может быть даже больше.

    РЦБ: Как изменяется объем капитальных расходов Москвы в последние годы? Каким образом это скажется на объемах заимствования Москвы в будущем?

    С. П. Объем капитальных расходов увеличивается, но имеются объективные трудности с использованием денег, предназначенных для финансирования капитальных расходов. Во многом это связано с тем, что по разным причинам не удается провести конкурсы, торги по инвестиционным городским контрактам в предусмотренные сроки. Часто это касается земельных участков - отсутствуют участки без обременения. Кроме того, существует ряд других проблем, связанных с достаточно сложным процессом согласования. Например, деньги в бюджете предусмотрены на некий крупный инвестиционный проект, но нет проектно-разрешительной документации, не пройдена экспертиза и т. д. В Москве это является проблемой, о которой открыто говорит и мэр, и правительство. С другой стороны, если деньги не выделены в бюджете, то нельзя даже начать процесс подготовки этой документации. Таким образом, одно тянет за собой другое. Несмотря на это, объем инвестиционных расходов в Москве растет.

    РЦБ: Инвестиционные расходы увеличиваются пропорционально росту доходов бюджета или отстают от них?

    С. П. В целом увеличение расходов происходит пропорционально росту доходов бюджета. В бюджете 2008 г. объем инвестиционных расходов очень велик - 400 млрд руб., разных инвестиционных расходов, а не только на целевую адресную инвестиционную программу. Сейчас бюджетный кодекс не предусматривает разделения на текущие и капитальные расходы. Есть общие бюджетные расходы.

    РЦБ: Означает ли это, что теряется инвестиционная цель заимствований субъекта Федерации, что она становится необязательной?

    С. П. Заимствования идут на покрытие дефицита бюджета, а дефицит бюджета может быть создан только лишь в разделе капитальных расходов. Раньше в бюджете расписывались текущие и капитальные расходы. Сейчас - просто расходы и доходы бюджета. Дефицит московского бюджета в 2008 г. составит 170 млрд руб., т. е. расходов будет на 170 млрд руб. больше. Этот дефицит финансируется на 120 млрд руб. за счет планируемых займов, остальное - в основном переходящий остаток денежных средств бюджета.

    РЦБ: Если программа по заимствованиям в 2008 г. будет выполнена, какие московские облигации появятся на рынке?

    С. П. Если мы выполним всю программу на 122 млрд руб., то в таком случае появится наш 15-летний выпуск объемом 30 млрд руб., 10-летние выпуски объемом 25 млрд руб., несколько среднесрочных выпусков объемами от 10 млрд до 20 млрд руб. Тенденция та же, что и в прошлые годы: мы будем переходить к выпуску очень крупных займов, среднесрочных и долгосрочных.

    РЦБ: Но 15-летний период Москомзайм пока превышать не планирует?

    С. П. Пока нет такой необходимости. Этот горизонт нас вполне удовлетворяет с точки зрения и финансового управления, и стоимости привлекаемых ресурсов.

    РЦБ: Существуют ли приоритеты при размещении? Какие облигации по срочности будут размещаться в первую очередь?

    С. П. Нам надо восстанавливать позиции, которые мы утратили из-за вынужденного бездействия на рынке. Если мы будем вести масштабную плановую деятельность, то начнем с размещения относительно краткосрочных облигаций с погашением в 2012 г. Затем, при нормальной конъюнктуре, с пробуждением интереса у рынка опять будем вести речь о размещении долгосрочных облигаций. Но если потребуются небольшие объемы размещений, так сказать символические, тогда план может поменяться. Я считаю, что небольшой объем наших 15-летних облигаций рынок готов принять и сейчас.

    РЦБ: Будет ли выполняться обычный план Москомзайма по откупу облигаций текущего и следующего года?

    С. П. Мы будем стараться это делать в отношении некоторых выпусков. Мы не заинтересованы откупать наши долгосрочные долги, если нам на правительственном уровне не поставят прямой задачи сократить долг города. Сейчас наша задача - рефинансировать имеющийся долг и привлекать новые средства. Если мы начнем откупать, постараемся доразместить новые облигации, чтобы объем долга оставить как минимум на прежнем уровне. Возможно, это будет обмен, а может быть, просто операции по откупу и размещению без изменения общего объема долга.

    РЦБ: Вы являетесь инициатором проекта закона о создании федерального муниципального агентства коллективного заимствования. В связи с назначением нового главы Министерства регионального развития возможно ли ускорить процесс его создания?

    С. П. Проект муниципального агентства продолжают изучать в федеральных органах власти: в экономическом управлении Администрации Президента РФ, Министерстве финансов, Министерстве экономического развития, в том числе, с недавнего времени и в Министерстве регионального развитии. Нам задают вопросы, идет процесс творческого общения.
    Министерство регионального развития, может быть, больше других заинтересовано в создании такого агентства, потому что именно перед ним поставлена задача стимулировать экономическое развитие на местном уровне, в том числе инвестиционную активность в регионах России, что подразумевает и города, и муниципалитеты.
    Требуется определенный период для того, чтобы концепция муниципального агентства была изучена, воспринята или отвергнута, потому что существуют и другие механизмы финансирования регионального развития, институты развития, как их сейчас называют: Инвестиционный фонд, Банк развития и пр. Идет выбор альтернатив. Агентство - это один из вариантов финансирования экономического развития в нашей стране.

    РЦБ: Какие муниципальные образования лучше всего подходят для такого агентства?

    С. П. На крупные и крупнейшие города России приходится львиная доля объема банковского кредитования в нашей экономике в сфере муниципальных образований. Остальные мелкие муниципальные образования, которых у нас очень много, занимают небольшое место на финансовом рынке. Из почти 100 млрд руб. долговых обязательств муниципальных образований 80% - именно банковские займы, 5% - облигации, остальное - межбюджетные суммы на целевые программы. Почти 80% этого объема приходится на города - столицы субъектов Федерации. Очевидно, что начинать работать надо с клиентами ясными и понятными, а это крупнейшие города России. У них достаточно большие бюджеты, отработанные законодательные процедуры бюджетного процесса, выше стандарт соблюдения правил регулирования. Эти города являются центрами экономической активности России.
    Мы разработали проект агентства для Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) и продолжаем подчеркивать, что МАГ - основной заказчик. Именно в городах - членах МАГ такая система начнет создаваться прежде всего.

    РЦБ: Происходят ли какие-нибудь изменения в концепции муниципального агентства при ее обсуждении?

    С. П. Нет. Пока идет процесс осмысления. Мы в этой среде варимся уже давно, и нам все ясно и понятно. Но людям, которые не являются профессионалами на рынке регионального или муниципального долга, это не так очевидно. Пока нет понимания, что муниципалитеты займы берут под общие обязательства бюджета: у муниципалитетов уже есть свои проекты. Мы ведем речь о государственном финансировании той части инвестиционных расходов, которые частный сектор поднять не может, например создание канализации, водопровода или дороги.
    Если у муниципалитета есть несколько мелких инвестиционных проектов - 500 метров дороги, трамвайной линии, реконструкция или капитальный ремонт жилого фонда, ремонт водопровода и т. д., то все эти проекты собираются в одну адресную инвестиционную программу, в которой предусматривается на капремонт, например, 100 млн руб., на ремонт дорог - 200 млн руб., на строительство моста или тоннеля - 500 млн руб. и т. д.
    Спрашивают: "А как же деньги возвращать?"
    Если у мэра города за долговые проблемы есть реальная возможность потерять должность, он будет соблюдать и закон, и периодичность выплат. Основную же сумму долга надо рефинансировать. У нас в Москве даже при денежном изобилии никто в правительстве не ставит вопрос о выплате всего долга, хотя это возможно. Зачем погашать долг, когда можно и нужно тратить средства на развитие города? Погашение долга происходит за счет размещения новых обязательств. Так делают во всем мире.

    РЦБ: Инвестиционный фонд сейчас перешел в Министерство регионального развития, при этом главная функция, которую он осуществляет при раздаче денег, - это отбор инвестиционных проектов. В Вашей концепции муниципального агентства отбор конкретных инвестиционных проектов осуществляется на муниципальном уровне или на уровне агентства?

    С. П. Агентство должно финансировать дефицит регионального или городского бюджета точно так же, как мы финансируем дефицит московского бюджета в разрезе капитальных расходов. Мы подразумеваем, что это будет государственная инвестиционная программа с соответствующим содержанием. Речь идет об инфраструктуре (теплоснабжение, канализация, дороги, жилье, школы, больницы). Расплачивается муниципалитет за счет доходов бюджета, а не "доходов от проектов". Поэтому агентство должно анализировать состояние бюджетов, а не отбирать конкретные проекты.

    РЦБ: Сегодня инвестиционные программы многих регионов и муниципалитетов содержат коммерческие, так называемые доходные проекты для бюджетного финансирования. При этом всегда утверждается, что это очень актуальные для данного региона или муниципалитета проекты.

    С. П. Покрывать деньгами налогоплательщиков сугубо коммерческий риск - совершенно неправильная, порочная философия. А если проект не реализуется или окажется нерентабельным, то бюджет должен за него платить, сокращая важнейшие социальные расходы?
    Муниципальное агентство должно внимательно контролировать инвестиционные программы своих участников. В любом бюджете есть адресные инвестиционные программы. Именно создание муниципальной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность и качество жизни, должно кредитовать это агентство.

    Интервью провел директор ФГР С. Глазков





  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Взгляд на российский рынок и рынки СНГ в 2008 г.
В состоянии высокой волатильности
Российская ипотека растет и развивается
Перспективы российского рынка ипотечного кредитования в 2008 г.
Американский кризис subprime-кредитов и его влияние на российский рынок
О кризисе ликвидности и важности адекватного раскрытия информации
Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Томской области
Секьюритизация ипотечных активов путем эмиссии облигаций с залогом закладных
Будущие права (требования): сущность и проблемы хозяйственного оборота
Мировая экономика. Жизнь в условиях кризиса
Как измерить деловой оптимизм?
Организация регистраторами и депозитариями внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Ребрендинг на инфраструктурном рынке
Большие перемены для инвестиционных фондов
Долговая политика Москвы в 2008 г.
Региональные и местные органы власти России: для некоторых заемщиков ситуация может ухудшиться
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций РФ: итоги и планы
Оценка и контроль рисков при управлении ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100