Casual
РЦБ.RU

Организация регистраторами и депозитариями внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Февраль 2008

    18 декабря 2007 г. состоялся Семинар ПАРТАД, посвященный участию учетных институтов в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В работе семинара, приуроченного к согласованию ФСФР Методических рекомендаций ПАРТАД по организации регистраторами и депозитариями специального внутреннего контроля при проведении операций в системе учета ценных бумаг по поручению клиентов (зарегистрированных лиц/депонентов), приняли участие представители профильных подразделений ФСФР, эксперты ПАРТАД, специалисты по внутреннему контролю регистраторов, депозитариев, банков.

    Кирилл Зезюлин заместитель руководителя Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг ФСФР России
    До октября 2002 г. Российская Федерация находилась в так называемом "черном списке" Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), что создавало определенные сложности в осуществлении внешнеэкономических связей, накладывало ограничения на развитие партнерства в сфере международного бизнеса и инвестирования, в том числе и на финансовых рынках. В связи с этим руководством страны были предприняты меры для того, чтобы исключить Российскую Федерацию из "черного списка" ФАТФ. В частности, был создан уполномоченный орган по противодействию легализации преступных доходов - Росфинмониторинг, принят Федеральный закон №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ПОД/ФТ) и распределены полномочия между государственными органами в этой сфере.
    За все время нахождения в членах ФАТФ Российская Федерация прошла три раунда оценки ФАТФ на соответствие российской системы противодействия легализации преступных доходов международным стандартам. Последний раунд прошел буквально недавно, он длился с весны и закончился в ноябре. Эксперты ФАТФ при работе в России общались и с представителями рынка ценных бумаг. В частности, объектами посещения миссии ФАТФ в Москве и регионах России явились компании, осуществляющие специальный внутренний контроль в целях ПОД/ФТ, имеющие брокерскую, дилерскую лицензии, а также лицензии ценными бумагами, на управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
    Регистраторы и депозитарии, являясь профессиональными участниками рынка ценных бумаг, также обязаны осуществлять специальный внутренний контроль в целях ПОД/ФТ, и наша с вами общая задача - обеспечить осуществление этого контроля в соответствии с действующим законодательством, с учетом особенностей профессиональной деятельности регистраторов и депозитариев.
    Если говорить о текущей ситуации, то в соответствии с действующим законодательством, рекомендациями ФАТФ и требованиями уполномоченного и надзорного органов в Российской Федерации на рынке ценных бумаг сложилась двухуровневая система контроля в сфере ПОД/ФТ. Первый уровень - это контроль, который осуществляют собственно профучастники. Второй уровень - это контроль, который осуществляет надзорный орган за профучастниками.
    Что включает в себя первый уровень контроля, который осуществляют участники рынка? Он называется специальным внутренним контролем профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляемым в целях ПОД/ФТ.
    Система специального внутреннего контроля включает в себя правила внутреннего контроля, программы осуществления специального контроля, которые входят в правила, и специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ. Основные принципы осуществления специального внутреннего контроля прописаны в Приказе ФСФР № 06-29/пз-н в разделе 8, который посвящен организации специального внутреннего контроля профучастниками рынка ценных бумаг.
    Ответственный сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям. Эти требования определены Постановлением Правительства РФ №715, и из них основными являются наличие высшего образования по специальности юриспруденция или экономика, а при отсутствии такого образования - не менее чем 2-летний стаж работы на должностях, связанных с осуществлением ПОД/ФТ, и прохождение сотрудником специального обучения в данной сфере деятельности. К основным функциям, которые осуществляет специальный ответственный сотрудник, относятся: разработка правил специального внутреннего контроля, внесение в них изменений и дополнений, реализация правил, информирование руководителя и контролера о нарушениях законодательства о ПОД/ФТ и правил, представление сведений обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, и необычных операциях руководителю организации, подготовка необходимых сведений для предоставления в уполномоченный орган и предоставление руководителю письменного отчета о результатах осуществления специального внутреннего контроля.
    Каковы программы осуществления внутреннего контроля? К числу основных программ осуществления специального внутреннего контроля относятся программы идентификации клиента - физического или юридического лица, их представителей, изучение клиентов и их представителей, выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Кроме того, это программы документального фиксирования и хранения документов и информации, обучения сотрудников по вопросам ПОД/ФТ, оценки снижения рисков совершения по поручениям клиентов операций, связанных с легализацией преступных доходов, и оценки таких рисков, проверки (аудита) системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
    В правила также входят мероприятия по обеспечению конфиденциальности информации, квалификационные требования и требования к подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом, критерии выявления необычных сделок с учетом специфики деятельности организации, периодическое обновление сведений, полученных в результате идентификации и изучения клиентов организации.
    Кроме того, профучастники обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.
    При оценке рисков участнику рынка необходимо пользоваться информацией Росфинмониторинга. На своем сайте в сети Интернет, в разделах с ограниченным доступом Росфинмониторинг размещает списки экстремистов и террористов, которые периодически обновляются. Код доступа к данным спискам можно получить в ФСФР России, если обратиться с официальным запросом. Если организация находится в регионе, то для получения списка надо связываться с соответствующим региональным отделением.
    Основными полномочиями, которые использует ФСФР в данной сфере деятельности, являются: установление обязательных для исполнения правил осуществления деятельности (в т. ч. согласование правил вутреннего контроля на этапе лицензирования и согласование изменений в правилах внутреннего контроля); проведение выездных плановых/внеплановых камеральных проверок; направление предписаний об устранении нарушений или представлении документов, обязательных для исполнения; запрещение или ограничение отдельных операций с ценными бумагами; аннулирование лицензий и квалификационных аттестатов.
    В законе о рынке ценных бумаг, в положении о ФСФР России четко прописано право ФСФР России аннулировать лицензию профучастника рынка ценных бумаг за неоднократное нарушение требований законодательства о ПОД/ФТ в течение одного года.
    Главным инструментом контроля ФСФР является проведение проверок. Основными направлениями проведения проверок профучастников являются: соблюдение законодательства о рынке ценных бумаг и о ПОД/ФТ, соблюдение лицензионных требований, правил внутреннего учета и контроля.
    При проверке деятельности профучастника по соблюдению специального внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ основное внимание уделяется вопросам соответствия правил специального внутреннего контроля требованиям законодательства; направления обязательных сообщений в Росфинмониторинг; выявления необычных и подозрительных операций, информирования о них руководства и направления сведений в Росфинмониторинг; использования процедур изучения и идентификации клиентов, регулярного обновления имеющихся сведений о клиентах; соответствия должностных лиц предъявляемым к ним квалификационным требованиям; исполнения требований по фиксированию и хранению информации; оценки риска совершения клиентом организации операций, связанных с ПОД/ФТ.
    Неотъемлемая часть работы ФСФР России - профилактика нарушений, разъяснения по применению законодательства. Надо сказать, что для профучастников, которые осуществляют эту деятельность, самый больной вопрос - это разъяснение применения положений законодательства, проблемы практической деятельности. Было бы неплохо, если бы ПАРТАД взял на себя обобщение и систематизацию наиболее частых вопросов, возникающих у участников рынка, а мы со своей стороны организовали бы по этим вопросам совместную с Росфинмониторингом разъяснительную работу, возможно, отражаемую затем в информационных письмах регулятора.
    Динамика количества сообщений профучастников о подозрительных операциях показывает их значительный прирост в 2006 г. Это свидетельствует о том, что профучастники становятся более дисциплинированными, более законопослушными. Можно сделать вывод, что наша разъяснительно-профилактическая работа имеет результат.
    О пристальном внимании регулятора к тематике ПОД/ФТ свидетельствует тот факт, что в структуре ФСФР России полгода назад создан отдел финансового мониторинга. В основном он создан для координации деятельности подразделений ФСФР России по вопросам противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

    Елена Энгель заместитель руководителя Управления регулирования деятельности участников финансового рынка ФСФР России
    Сначала хотелось бы обратиться к вопросу о квалификационных требованиях к специальному должностному лицу. Если вы имеете подтверждающий документ о том, что в его обязанности входили функции по вопросам ПОД/ФТ (предположим, это выписка из штатного расписания либо любой другой подтверждающий документ об опыте работы в сфере ПОД/ФТ), то тогда вы соответствуете квалификационным требованиям, не имея при этом экономического или юридического образования.
    Если операции в системе учета регистратора или депозитария проводятся в его филиале, то тогда там необходимо иметь специальное должностное лицо. Например, контролер в филиале может совмещать функции специального должностного лица.
    Квалификационные требования установлены Постановлением Правительства РФ №715, в котором говорится, что порядок подготовки и обучения, а также его формы и сроки устанавливаются Минфином по согласованию с ФСФР. Минфин разрабатывает этот документ уже в течение 2 лет. ФСФР направляла в Минфин письмо с просьбой об ускорении сроков представления данного документа на согласование. Поскольку речь зашла об этом документе, следует сказать, что в нем будет определен перечень лиц организации, которые подлежат обучению. То есть, кроме специального должностного лица, указан ряд сотрудников, выполняющих операции с ценными бумагами, которые должны проходить обучение. Все нюансы обучения (и форма, и периодичность) в этом документе будут прописаны. Специальное должностное лицо должно будет проходить обучение не менее 2 раз в год.
    Хотела бы теперь отметить, что подготовленные ПАРТАД Методические рекомендации - это очень важный документ. Думаю, что дальнейшая совместная работа ФСФР и ПАРТАД по вопросам ПОД/ФТ (совместно с профучастниками) продолжится.
    Следует сразу сказать, что документ отражает только операции с ценными бумагами в отношении зарегистрированных лиц и депонентов. То есть не затрагивает порядок действия профучастников по собственным операциям. Если посмотреть 6-ю статью №115-ФЗ, то в части собственных операций, например, таких как осуществление юридическим лицом сделок с недвижимостью на сумму 3 млн руб. и выше, брокеры, дилеры и управляющие компании по таким сделкам должны отчитываться в Росфинмониторинге. Поэтому любая сделка с недвижимостью (купля - продажа, аренда) на сумму 3 млн руб. и выше является сделкой, подлежащей обязательному контролю, и информация о ней должна быть предоставлена в уполномоченный орган. Практика такова, что перечень сделок, подлежащих обязательному контролю, по которым предоставляется информация участниками рынка, пока небольшой. Это отмечают и представители Росфинмониторинга.
    Критерии и признаки необычных сделок вы устанавливаете у себя в правилах. А решение, отчитываться по сделке или нет перед Росфинмониторингом, принимает руководитель организации.
    В настоящее время ФСФР разрабатывает методические рекомендации по организации специального внутреннего контроля над профучастниками, которые будут распространяться на депозитариев и регистраторов, с учетом особенностей их деятельности. Мы хотим, чтобы этот документ носил статус нормативного документа, который должен быть зарегистрирован в Минюсте. Необходимо также согласовать этот документ с Росфинмониторингом.
    В этом документе будут перечислены сделки, подлежащие обязательному контролю, а также критерии и признаки необычных сделок для профучастников (брокера, управляющего, депозитария, регистратора).
    Что же касается идентификации клиентов, то в Методических рекомендациях ПАРТАД четко прописано, по каким признакам идентифицировать клиента.
    Хочу еще раз подчеркнуть, что в правилах специального внутреннего контроля должны быть указаны те операции, которые регистраторы и депозитарии осуществляют как юридические лица. Одну операцию мы назвали - это операция с недвижимостью на сумму 3 млн руб. и свыше. К таким операциям также относятся:

  • внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств в наличной форме. Даже если эта операция возможна только теоретически, то в правилах она должна быть отражена;
  • выдача беспроцентных займов физическому или юридическому лицу, а также получение таких беспроцентных займов;
  • осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, когда стороной по сделке является организация, находящаяся на территории государства, с которым не заключено соглашение в области ПОД/ФТ. Теоретически такой перечень опять может сформироваться, поэтому такая сделка должна быть отражена как подлежащая обязательному контролю в правилах любого профучастника.
        Теперь о такой важной сделке, как приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет. В методических рекомендациях ПАРТАД справедливо написано, что операция контролируется при наличии у депозитария и регистратора такой информации. Основной классифицирующий признак - это сумма сделки 600 тыс. руб. и выше. И регистратор, и депозитарий не всегда обладают информацией о сумме сделки и тем более о форме оплаты ценных бумаг.
        Если клиент брокера принес денежные средства в наличной сумме для покупки ценных бумаг, и эти средства были зачислены на специальный брокерский счет, с которого шла затем оплата сделки, то ФСФР не считает данную сделку приобретением ценных бумаг за наличный расчет. Поэтому ФСФР рекомендует рассматривать такую сделку как необычную, и в итоге по ней все равно надо отчитываться в Росфинмониторинге, но уже с другим кодом операции - не как подлежащей обязательному контролю, а необычной. И Росфинмониторинг с этой позицией согласился.
        В то же время Росфинмониторинг считает, что профучастники должны отчитываться не только по тем сделкам, которые они сами осуществляют, но и в том случае, если информация о той или иной сделке стала им известной.
        Каков порядок представления правил специального внутреннего контроля на согласование в соответствующий надзорный орган? В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 6 необходимо утвердить данные правила единоличным исполнительным органом и в течение пяти дней с момента утверждения направить в 2 экземплярах с сопроводительным письмом в ФСФР России. ФСФР в течение 30 рабочих дней рассматривает эти правила и принимает решение либо о согласовании их, либо об отказе в согласовании с указанием конкретных причин. Информация о результатах рассмотрения размещается в пресс-релизах на сайте регулятора.
        Одно из частых оснований отказа в согласовании правил специального внутреннего контроля - нераскрытие порядка обеспечения конфиденциальности информации. Методические рекомендации ПАРТАД описывают общие положения соответствующей программы.
        Существует также процедура возврата документов без рассмотрения, если правила оформлены ненадлежащим образом. Они должны быть прошиты, страницы пронумерованы, указано количество листов, должна быть печать, подпись, дата утверждения, т. е. документ должен быть оформлен и заверен надлежащим образом. По результатам рассмотрения ФСФР на 2 экземплярах правил ставится печать о согласовании, один экземпляр с уведомлением о согласовании направляется в организацию, второй остается в ФСФР.

        Петр Лансков заместитель председателя совета директоров ПАРТАД - ведущий
        По срокам разработки регистраторами и депозитариями - членами ПАРТАД правил специального внутреннего контроля в соответствии с методическими рекомендациями ПАРТАД у меня есть следующее дополнение. Совет директоров ПАРТАД установил срок - 1 июля 2008 г. - для разработки таких правил и направления их на согласование в ФСФР. У нас есть прямое поручение ФСФР регулярно предоставлять информацию об исполнении методических рекомендаций. Для того чтобы эту информацию предоставлять, мы должны будем ее у себя собирать, а вы должны будете разрабатывать правила в соответствии с этими рекомендациями. То есть надо иметь такую "дорожную карту" - план действий члена ПАРТАД по проведению своей системы внутреннего контроля в соответствии с требованиями ПОД/ФТ.
        Не надо также забывать, что в этих правилах специального внутреннего контроля будет обязательно та часть, которую прорабатывают и формируют только сами регистраторы и депозитарии, потому что именно они определяют перечень рисков, которые считают значимыми. Именно конкретные участники рынка выбирают те меры, которые будут сами применять, управляя этими рисками. И здесь уже только самые общие предложения и подсказки могут исходить от ПАРТАД, а специальный контроль в целях ПОД/ФТ профучастник осуществляет профучастники самостоятельно.

        Александр Воронков заместитель генерального директора ЗАО "ОДК"
        Мы видим, что много обязанностей возлагается на специальное должностное лицо. В положении о внутреннем контроле сказано, что руководитель профучастника может назначить контролера, но не сказано, какие обязанности у контролера. Если профучастник проводит достаточно большое количество операций, то можно ли это рассматривать, скажем, как отдельную должность и контролер в этом случае замещает две должности?

        Елена Энгель ФСФР России
        Да, можно. Как расцениваются вторая должность и должностные обязанности? Ответ на этот вопрос лежит в рамках трудового законодательства. Следует иметь в виду, что специальное должностное лицо распределяет обязанности, организует систему специального внутреннего контроля, но это совсем не значит, что он - единственное лицо, которое осуществляет этот контроль.

        Виктор Норкин руководитель департамента по работе с акционерами ОАО "Реестр"
        В законодательстве говорится, что в течение одного дня нужно проинформировать Росфинмониторинг о подозрительной операции, в течение следующего дня получить ответ, а если ответ не получен, то продолжить исполнение операции. При этом не указывается порядок информирования и способ получения ответа.

        Кирилл Зезюлин ФСФР России
        Участники рынка направляют информацию в Росфинмониторинг по определенной форме в электронном виде. Есть специальный программный продукт, имеющий несколько разделов, который предоставляется Росфинмониторингом по запросу, порядок направления которого размещен на их сайте.

        Татьяна Богомолова заместитель генерального директора по внутреннему контролю ЗАО "НРК"
        Как мы знаем, ФСФР очень четко отслеживает причины отказа в проведении операции и выдаче информации из реестра, и все, что отклоняется от требований 27-го Постановления ФКЦБ, считается нарушением. Сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда другие государственные органы требуют от регистраторов получать дополнительную информацию в рамках требований к программе идентификации клиентов, выгодоприобретателей. Новые требования меняют сложившуюся практику ведения дел. Как будет реагировать на это ФСФР? Будут ли какие-то изменения в 27-м постановлении ФКЦБ о ведении реестра?

        Елена Энгель ФСФР России
        Помимо 27-го Постановления, есть ФЗ №115, который распространяется на регистраторов и депозитариев, и к тому же имеет высшую юридическую силу. Необходимо доработать анкету юридического и физического лица и проводить идентификацию зарегистрированных лиц в соответствии с требованиями данного закона.

        Валерий Язов контролер ОАО "СР "АВИСТА"
        Таким образом, если будет предоставлен документ, оформленный в соответствии с 27-м Постановлением, но не соответствующий полностью указанному закону, то регистратор может отказать в приеме документов?

        Елена Энгель ФСФР России
        Да, на основании ФЗ №115. При этом у Вас должна быть проведена предварительная работа, налажена технология и введены правила специального внутреннего контроля. Т.е. я говорю о системном переходе.

        Елена Зенькович ПАРТАД
        Система ПОД/ФТ построена в основном на мерах превентивного характера. Уполномоченный государственный орган осуществляет контролирующую функцию, в число вспомогательных субъектов контроля, своевременно информирующих государственный орган, включены различные организации: финансовые кредитные/некредитные, страховые и т. д. В Правилах специального внутреннего контроля можно предусмотреть дополнительные меры, самим определить критерии подозрительных операций, что допускается законом.
        Методические рекомендации ПАРТАД ориентированы, прежде всего, на профессиональную деятельность регистраторов и депозитариев: идентификация клиента, хранение информации об операции, предоставление информации по запросам правоохранительных органов. И реализация программ внутреннего контроля учетных институтов отличается от мер, осуществляемых банками, брокерами, управляющими. На мой взгляд, критерии необычных операций с ценными бумагами, определенные Центральным банком для депозитариев - кредитных организаций, во многом не учитывают депозитарную специфику.

        Елена Энгель ФСФР России
        К вопросу об отчете по сделкам с недвижимостью: в ФСФР приходили запросы от брокеров, дилеров, управляющих о том, необходимо ли отчитываться по сделке, по которой нет суммы сделки. Заключили договор аренды, а сумма в договоре не указана, указано, что оплата поступает ежеквартально или ежемесячно в таком-то размере. Мы считаем, и с нашей позицией согласен Росфинмониторинг, что необходимо отчитаться по сделке, когда общая сумма, на которую она совершается, достигнет 3 млн руб. и выше. Достаточно один раз проинформировать Росфинмониторинг.

        Виктор Норкин ОАО "Реестр"
        Достаточно часто регистраторы сталкиваются с такой ситуацией, что сумма сделки по передаточному распоряжению занижается, и это становится известно регистратору, - информировать об этом или нет?

        Елена Энгель ФСФР России
        Регистратор и депозитарий в правилах специального внутреннего контроля должен установить критерии и признаки подозрительных операций. Поэтому такую операцию, о которой Вы говорите, можно идентифицировать как подозрительную (необычную), но не как подлежащую обязательному контролю, так как перечень таких операций установлен статьей 6 ФЗ №115.

        Кирилл Зезюлин ФСФР России
        Действительно, в правилах внутреннего контроля отнесите подобные операции к необычным. А программное обеспечение настройте таким образом, чтобы автоматически выявлять операции, подпадающие под обязательный контроль, так как эти критерии четко обозначены законом.

        Петр Лансков ПАРТАД
        Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с новым принятым Положением о проверках, при проведении плановых проверок в состав инспекционной комиссии в отношении членов СРО включаются представители СРО, не только на уровне проверок центрального офиса, но и на уровне региональных отделений ФСФР. Надо обеспечить, что называется, системный подход при проведении проверок и, в том числе, при контроле за тем, как применяются правила специального внутреннего контроля. Думаю, что мы будем соответствующим образом инструктировать наших представителей в инспекционных комиссиях. Мы надеемся на то, что профильные управления ФСФР будут ориентировать своих сотрудников на это. То есть путем взаимной притирки выполнения этого нового положения о проверках мы определим подходы к контролю, в том числе и этого аспекта деятельности регистратора, депозитария. При наличии того уровня взаимодействия с ФСФР, который сейчас есть у СРО, в частности у ПАРТАД, все это вполне реально, никаких политических препятствий нет. Необходимо разумное разделение труда, взаимодополнение усилий, помощь, обмен информацией. Вот та дорога сотрудничества, по которой госрегулятор и СРО предполагают совместно идти.
        Хотелось бы поблагодарить представителей ФСФР за участие в нашем семинаре. Спасибо большое за то, что Вы откликнулись на наше приглашение. Надеемся, что это первый, но далеко не последний наш семинар по данной тематике. Мы найдем формы взаимодействия и распространения позитивного опыта осуществления специального внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Взгляд на российский рынок и рынки СНГ в 2008 г.
    В состоянии высокой волатильности
    Российская ипотека растет и развивается
    Перспективы российского рынка ипотечного кредитования в 2008 г.
    Американский кризис subprime-кредитов и его влияние на российский рынок
    О кризисе ликвидности и важности адекватного раскрытия информации
    Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Томской области
    Секьюритизация ипотечных активов путем эмиссии облигаций с залогом закладных
    Будущие права (требования): сущность и проблемы хозяйственного оборота
    Мировая экономика. Жизнь в условиях кризиса
    Как измерить деловой оптимизм?
    Организация регистраторами и депозитариями внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
    Ребрендинг на инфраструктурном рынке
    Большие перемены для инвестиционных фондов
    Долговая политика Москвы в 2008 г.
    Региональные и местные органы власти России: для некоторых заемщиков ситуация может ухудшиться
    Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций РФ: итоги и планы
    Оценка и контроль рисков при управлении ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100