Casual
РЦБ.RU

Особенности государственной регистрации ценных бумаг, выпущенных до 22 апреля 1996 г.

Январь 2008


    С момента принятия Федерального закона "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" № 174-ФЗ (далее - Закон № 174-ФЗ) прошло более 4 лет. Однако проблема, которую пытался решить законодатель данным нормативным правовым актом, актуальна и сегодня.

    Острота проблемы регистрации эмиссии акций заключается в самой правовой природе эмиссионных ценных бумаг. В литературе отмечается, что указанные ценные бумаги представляют наибольшую "общественную опасность", так как их можно в больших масштабах использовать для сбора денег и иных средств1. Некоторые исследователи предполагают, что именно усиление государственного контроля позволяет выделять эмиссионные ценные бумаги в особый тип ценных бумаг2.
    Статья 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон № 39-ФЗ) содержит следующие неотъемлемые признаки данного вида ценных бумаг:
    1) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных данным законом формы и порядка;
    2) бумаги размещаются выпусками;
    3) бумаги имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
    При этом выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.
    В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон № 208-ФЗ) уставный капитал общества состоит по закону - "составляется" - из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Акции можно приобретать в процессе размещения (ст. 2 Закон № 39-ФЗ) путем проведения последовательных действий, составляющих процедуру эмиссии ценных бумаг общества, одним из этапов которой является государственная регистрация выпуска, отчета об итогах выпуска
    Отсутствие сформированного в установленном законом порядке уставного капитала не позволяет гарантировать интересы потенциальных кредиторов, а также осуществлять права акционеров в полном объеме.
    Кроме того, согласно п. 2 ст. 44 Закона № 208-ФЗ общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров не позднее 1 мес. с момента государственной регистрации общества. В реестре акционеров общества указываются сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации, в частности Постановлением ФКЦБ № 27 от 2 октября 1997 г. "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг". В соответствии с п. 3.2 данного Положения в реестре должны быть указаны: дата государственной регистрации и государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг, наименование регистрирующего органа, осуществившего государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Таким образом, нарушение процедуры эмиссии (нерегистрация выпуска акций) автоматически влечет за собой деликты в ходе обращения ценных бумаг, а также в порядке ведения реестра владельцев акций.
    Уже на первой стадии современного этапа развития рынка ценных бумаг (1988-1990 гг. - нормативно-правовое разрешение выпуска ценных бумаг, создания акционерных обществ3) действовали нормативные правовые акты, устанавливающие обязательную государственную регистрацию выпусков ценных бумаг. В частности, Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР (утв. Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78) закрепило норму, согласно которой к выпуску и обращению на территории РСФСР допускаются только те ценные бумаги, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве экономики и финансов РСФСР и получили в установленном порядке государственный регистрационный номер. Кроме того, согласно указанному Положению выпуск ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию в Министерстве экономики и финансов РСФСР, является незаконным, влечет за собой изъятие их у владельцев, изъятие выручки от продажи этих ценных бумаг у эмитента и ее возвращение их владельцам, а также другие санкции, предусмотренные законодательством РСФСР.
    Однако в правовой литературе констатируется, что недостаточное развитие нормативно-правовой базы в сочетании с высокой степенью готовности населения к вложению средств в финансовые инструменты рынка ценных бумаг4 послужили основой для массовых нарушений прав и законных интересов инвесторов в данной сфере. В Концепции развития рынка ценных бумаг в РФ (утв. Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008) отмечается, что к особенностям российского рынка ценных бумаг относится значимость его социальной составляющей.
    На уровне закона обязанность государственной регистрации выпусков ценных бумаг появилась в 1996 г. в Законе от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ. Согласно ст. 18 закона эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел регистрацию, не подлежат размещению, а в соответствии со ст. 24 эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска.
    Кроме того, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон № 46-ФЗ) совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
    Помимо мер гражданско-правового характера, законодательством были предусмотрены и иные способы принуждения (неверный термин с точки зрения теории права. Верный - "меры принуждения", чтобы не повторяться, - можно дальше убрать слово меры и написать "? в том числе административно-правовая и уголовно-правовая ответсвенность), в том числе меры административно-правовой и уголовно-правовой ответственности. Так, в 1999-2002 гг. п. 1 ст. 12 Закона № 46-ФЗ была установлена ответственность административно-правового характера за нарушение эмитентом установленных требований к проведению эмиссии ценных бумаг, в 2002 г ст. 15.17 КоАП РФ - административно-правовая ответственность за нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, ст. 185 УК РФ - наказание за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг.
    Однако многие акционерные общества продолжали действовать без государственной регистрации выпусков. При этом с учетом законодательных ограничений (см., например, ст. 5 Закона № 46-ФЗ) сделки с ценными бумагами таких обществ являлись ничтожными (ст. 168 ГК РФ). За более чем 10-летний период существования таких акционерных обществ было совершено значительное количество сделок с акциями, которые с точки зрения действовавшего закона не влекли тех юридических последствий, на которые были направлены.
    Такая ситуация вызвала дестабилизацию гражданско-правового оборота, что повлекло за собой принятие государством неординарных мер. С одной стороны, была признана необходимость "легализации" ранее заключенных сделок с ценными бумагами, с другой стороны, требовалось пресечь возможность дальнейшего нарушения нормы закона и ускорить процедуру регистрации выпуска акций обществами.
    Результатом стало принятие 10 декабря 2003 г. Федерального закона № 174-ФЗ. С одной стороны, данный акт установил, что владельцами ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых осуществлена в соответствии с данным Федеральным законом, признаются лица, которым на момент государственной регистрации принадлежат ценные бумаги. Сделки, на основании которых указанные лица приобрели ценные бумаги, не могут быть признаны недействительными в связи с отсутствием государственной регистрации. С другой стороны, согласно этому документу, выпуски акций, размещенные до вступления в силу Закона № 39-ФЗ без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом № 174-ФЗ. При этом документы для государственной регистрации указанного выпуска акций должны быть представлены не позднее 1 года со дня его вступления в силу.
    В соответствии со ст. 3 Закона № 174-ФЗ данный документ вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (Собрание законодательства РФ. 2003. 15 декабря; Российская газета. 2003. 17декабря). Исходя из судебной практики, можно отметить неопределенность с датой начала действия документа, связанную с первой официальной публикацией и исчислением срока вступления документа в силу. В этом случае крайним сроком для представления документов на государственную регистрацию выпуска являлось 28 декабря 2004 г.
    Более того, законодатель, учитывая необходимость регистрации выпусков ценных бумаг (несмотря на наличие нормы абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ), дополнительно предусмотрел специальное правило, согласно которому акционерные общества, не представившие в указанный в абз. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 174-ФЗ срок документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.
    Тем не менее после истечения означенного срока количество созданных в первой половине 1990-х гг. акционерных обществ с незарегистрированными выпусками оставалось значительным.
    В ряде регионов уполномоченные органы по прошествии отведенного для государственной регистрации года стали реализовывать полномочия по инициированию принудительной ликвидации нарушителей, что повлекло за собой вынесение судебных решений о ликвидации акционерных обществ (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 июня 2006 г. № А82-4582/2005-36).
    Однако, несмотря на предпринятые меры, оставалось немало акционерных обществ-нарушителей. Активизация процессов по их ликвидации стала причиной новых сомнений в части адекватности предпринятых мер и безальтернативности дальнейшей правовой судьбы рассматриваемых акционерных обществ. Это усугублялось тем, что в ряды "неисправимых" попало много сельхозпредприятий, созданных в начале 1990-х гг., ресурсы которых были направлены на выживание в новых экономических условиях. Из-за тяжелого экономического положения, территориальной удаленности от административных центров, низкой правовой культуры предприятий их деятельность не была приведена в соответствие с требованиями законодательства.
    И хотя многие хозяйствующие субъекты материально и "морально" готовы в настоящее время зарегистрировать выпуски своих ценных бумаг, они сталкиваются с истекшим годичным сроком, установленным Законом № 174-ФЗ.
    Отдельно следует выделить группу предприятий, которые предприняли попытки в отведенный срок пройти необходимую процедуру. Как отмечает Д. А. Вавулин, "?ликвидация тех акционерных обществ, которые все же предпринимали попытки зарегистрировать не зарегистрированные вовремя выпуски, но не смогли это сделать по объективным причинам (обоснованный отказ в регистрации выпуска со стороны регистрирующих органов), является несколько спорным и не вполне справедливым". Анализируя Письмо ФСФР России от 28 марта 2005 г. № 05-ВГ03/4424 "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации", автор указывает на следующие замечания регулятора:
    1) в случае представления документов для государственной регистрации незарегистрированных выпусков акций в установленный срок решение о государственной регистрации или решение об отказе в государственной регистрации таких выпусков акций может быть принято после истечения срока, установленного п. 1 ст. 1 Закона № 174-ФЗ;
    2) в случае принятия решения об отказе в государственной регистрации упомянутых выпусков акций документы для государственной регистрации указанных выпусков акций после устранения нарушений, послуживших основанием для принятия такого решения, могут быть повторно представлены акционерным обществом-заявителем, в том числе после истечения срока, установленного п. 1 ст. 1 Закона № 174-ФЗ. В этом случае такие документы подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Законом, в том числе после истечения срока, установленного п. 1 ст. 1 Закона5.
    Сложившаяся неоднозначная ситуация повлекла за собой новую инициативу - продлить срок для представления документов на государственную регистрацию.
    Согласно Пояснительной записке к Проекту Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" (далее - Проект), "данный законопроект направлен на решение одной из наиболее болезненных проблем на рынке ценных бумаг - отсутствие государственной регистрации у выпущенных и обращающихся на рынке выпусков акций. Эта проблема, порождающая в свою очередь другие проблемы, в настоящее время угрожает стабильности рынка ценных бумаг, препятствует нормальной деятельности акционерных обществ, задевает интересы инвесторов. Отсутствие государственной регистрации выпусков акций задевает интересы, как эмитентов, так и владельцев ценных бумаг. Для акционеров отсутствие регистрации выпуска акций означает невозможность их продать, а зачастую и отсутствие прав в отношении акционерных обществ - их эмитентов (права голоса, права на дивиденды и т. д.). Во многих акционерных обществах, где в таком положении находятся все акционеры, это парализует работу акционерного общества. В случае если некоторые выпуски акций акционерного общества зарегистрированы, а некоторые нет, у акционеров, выпуск акций которых зарегистрирован, появляется возможность игнорировать тех акционеров, выпуск акций которых не зарегистрирован. Другая группа, интересы которой задеваются отсутствием регистрации, - кредиторы эмитентов. Так, уставные капиталы акционерных обществ, составленные из номинальной стоимости акций, выпуски которых не зарегистрированы, не выполняют своей гарантийной функции".
    Данные аргументы очень обоснованы, но, во-первых, по сути, повторяют мотивы, которые были положены в основу принятия Закона № 174-ФЗ, а во-вторых, не решают новую проблему, вызванную временным промежутком, в течение которого ряд акционерных обществ был ликвидирован в принудительном порядке на основании данного закона.
    Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам указал в своем заключении на Проект на следующее: "?на основании сведений, представленных ФНС России, по состоянию на 15 июля 2006 г. налоговыми (регистрирующими) органами ФНС России было подано в арбитражные суды 167 исковых заявлений о ликвидации акционерных обществ, не выполнивших требования вышеуказанного Федерального закона. Из них на основании судебных решений 4 акционерных общества ликвидированы, и записи о ликвидации этих акционерных обществ внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. В отношении 45 акционерных обществ на основании поступивших судебных актов в указанный реестр внесена запись о начале процедуры ликвидации. По 34 исковым заявлениям арбитражными судами вынесено решение об отказе. В настоящее время на рассмотрении в арбитражных судах находятся 84 исковых заявления о ликвидации акционерных обществ, не выполнивших требования вышеназванного Федерального закона. В связи с этим в сложившейся ситуации, с учетом того, что закон не имеет обратной силы, продление сроков для представления документов для государственной регистрации выпусков акций дискриминирует те акционерные общества, которые были ликвидированы или в отношении которых в соответствии с действующим законодательством начата процедура ликвидации. Ни текст проекта Федерального закона, ни пояснительная записка не содержат решения вопроса о правовых последствиях вступления в силу данного проекта для перечисленных судебных дел и вынесенных по ним решений о ликвидации акционерных обществ".
    Также было высказано замечание о том, что "необходимо предусмотреть более длительный срок с целью предотвращения повторения ситуации, при которой акционерные общества не воспользовались предоставленной возможностью зарегистрировать свои акции".
    Представляется, что данное замечание носит двойственный характер: с одной стороны, безусловно, недопустимо повторение ситуации с упущенной возможностью зарегистрировать выпуск; с другой стороны, формальное установление "более длительного" срока не устранит накопившихся противоречий. Как следует из истории обозначенной проблемы, времени для исполнения требований законодательства было более чем достаточно - в зависимости от даты создания предприятия, но не меньше 8 лет (в период с 1996-2004 гг.). Причинами нарушений являются глубокие социально-экономические и политические проблемы. Поэтому новые поблажки в виде дополнительных сроков не дадут необходимого эффекта без комплекса мероприятий, направленных на обеспечение правопорядка на рынке ценных бумаг, что невозможно без повышения уровня правовой культуры его участников.
    Косвенно это подтверждает и тот факт, что многие акционерные общества, созданные после вступления в силу Закона № 39-ФЗ, совершаю аналогичные деликты, как и их "старшие" коллеги, и осуществляют деятельность без государственной регистрации выпусков. Необдуманное создание собственниками юридических лиц в форме акционерных обществ (при отсутствии экономической целесообразности), фрагментарный характер контрольных мероприятий, вытекающий, в том числе, из имеющихся проблем информационного взаимодействия между уполномоченными государственными органами, не могут заместить собой необходимые комплексные меры по решению рассматриваемой проблемы.
    Учитывая, что вышеуказанный Проект отклонен Государственной думой РФ Постановлением от 19 января 2007 г. № 4101-4 ГД, законодатель на сегодняшний день не смог предложить достойный вариант разрешения сложившейся ситуации, что оставляет ответственность за определение судьбы многих предприятий на правоприменителях.
    Исходя из складывающейся правоприменительной практики при подаче документов на государственную регистрацию выпуска акций, размещенных до вступления в силу Закона № 174-ФЗ, многими регистрирующими органами (Региональными отделениями ФСФР России) выносятся отказы в государственной регистрации (см.: Постановление ФАС Поволжского округа от 30 января 2007 г. № А65-10066/2006-СГ1-5; Постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2007 г. № КГ-А40/3617-07; Постановление от 26 сентября 2007 г. № КГ-А40/9868-07; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 июня 2006 г. № А82-4582/2005-36 и т. д.).
    Позиция центрального аппарата ФСФР России (хотя и выражена не в нормативном правовом акте) несколько отличается, однако, с точки зрения отсутствия возможности зарегистрировать такого рода выпуск ценных бумаг, идентична. Так, согласно Письму ФСФР России от 28 марта 2005 г. № 05-ВГ03/4424 "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" в случае представления документов для государственной регистрации упомянутых выпусков акций позднее срока, установленного п. 1 ст. 1 Закона № 174-ФЗ, они не подлежат рассмотрению и должны быть возвращены акционерному обществу - заявителю без рассмотрения с указанием причин.
    В настоящее время значительное количество акционерных обществ вынуждены искать варианты выхода из сложившейся ситуации. Отметим основные направления деятельности по проведению таких мероприятий:

  • В судебном порядке обжалуется отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг в судебном порядке или возврат документов без рассмотрения.
        В ряде случаев эмитентам удалось отстоять свое право на существование. Основным мотивом данных споров становится то, что срок, установленный Федеральным законом № 174-ФЗ, не является пресекательным (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2007 г. № А05-3371/2006, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2007 г. № А56-36766/2006, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2006 г. № А56-36853/2005, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 мая 2006 г. № А56-24788/2005).
  • Принимается решение о преобразовании АО в ООО.
        Однако при такой попытке выйти из сложившейся ситуации есть риск получить отказ ФНС в регистрации юридического лица (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 1 ноября 2005 г. № А08-2146/05-4).
        Так, согласно ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ отсутствие государственной регистрации выпуска акций не является препятствием для преобразования акционерного общества в случае, если решение о его преобразовании было принято до окончания срока, указанного в абз. 2 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона (т. е. до 28 декабря 2004 г.)
        Также в рассматриваемом случае возникает риск признания регистрации ООО недействительной. Статья 20 Закона № 208-ФЗ устанавливает, что АО вправе преобразоваться в ООО. Однако согласно подп. 3 п. 3 ст. 20 данного Закона общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации, которое должно содержать, в частности, порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
        С учетом изложенного ограничения на совершение сделок с акциями, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, а также имеющейся судебной практики, рассматривающей обмен акций на доли как сделку, существует риск признания в будущем регистрации ООО недействительной (см.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31 августа 2004 г. № Ф03-А51/04-1/2147; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 мая 2003 г. № Ф03-А59/03-1/885; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 января 2003 г. № Ф03-А49/02-2/2826; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26 декабря 2001 г. № Ф03-А37/01-2/2612).
        Иные встречающиеся на практике варианты разрешения обозначенной проблемы носят не менее спорный и рискованный в отношении последствий характер. Более того, они создают благодатную почву для развития корпоративных конфликтов, а их сомнительный с точки зрения действующего законодательства характер, неурегулированность процедур и недостатки в оформлении документов могут в дальнейшем способствовать "раскачиванию ситуацию" и захвату предприятия.
        Если с экономической точки зрения глобальной задачей регулирования рынка ценных бумаг является создания эффективного механизма привлечения инвестиций в экономику путем установления связей между его субъектами (теми, кто обладает свободными средствами, и теми, кто нуждается в них), то с точки зрения права - обеспечение прав и законных интересов указанных лиц. Следует признать, что изложенная проблема не должна решаться на уровне правоприменителей. Гарантом дальнейшего стабильного существования многих хозяйствующих субъектов может стать лишь грамотное экономически и юридически взвешенное решение законодателя.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Один день с Андреем Бабенко
    Рынок финансовых услуг: вчера, сегодня, завтра
    "Поведение банков является рациональным"
    Основные проблемы российского фондового рынка сегодня
    Россия: на пути к международному финансовому центру
    Национальный банковский сектор: итоги года, тенденции и прогнозы
    Финансовая отрасль: стратегия на 2008 г.
    Глобальный кризис ликвидности: причины и следствия
    Первичный рынок рублевых облигаций: от андеррайтинга к синдикации
    Анализ и перспективы начала эмиссии государственных облигаций, индексируемых на темпы роста ВВП
    Теория и практика взыскания убытков за утраченные акции
    Особенности государственной регистрации ценных бумаг, выпущенных до 22 апреля 1996 г.
    Финансово-правовое регулирование кредитных деривативов
    Обзор фондовых бирж Таллинна, Риги и Вильнюса
    Российские реалии рынка проектного финансирования
    Как решить проблему кадрового голода на финансовом рынке?
    Финансовая жемчужина России
    Новое имя в финансовой аналитике

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100