Casual
РЦБ.RU

Некоторые проблемы в подготовке годового отчета: взгляд консультанта

Январь 2008


    В настоящей статье анализируются некоторые ключевые проблемы, возникающие при подготовке годового отчета. Трехлетний опыт Российского института директоров в области сотрудничества с ведущими и средними российскими компаниями при подготовке годовых отчетов позволяет предложить возможные варианты решения этих проблем.

    Актуальность профессиональной подготовки годового отчета - инструмента коммуникаций компании с акционерами, потенциальными инвесторами и другими стейкхолдерами - сегодня не вызывает сомнений и не требует дополнительных обоснований. Об эффективности использования такого инструмента и о различных требованиях и рекомендациях к его содержанию, в том числе с учетом опыта зарубежных компаний, мы уже рассказывали1. Здесь рассматриваются некоторые ключевые проблемы, возникающие при подготовке годового отчета.

ТРУДНОСТИ СБОРА, АНАЛИЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

    Несмотря на широко распространенное понимание важности годового отчета с точки зрения коммуникаций с потенциальными инвесторами и другими заинтересованными сторонами, во многих компаниях остается нерешенной проблема эффективной организации процесса его подготовки.
    Во-первых, успех реализации компанией задачи по подготовке качественного годового отчета во многом будет зависеть от своевременности начала этого процесса и соблюдения сроков его завершения. На наш взгляд, целесообразно приступить к созданию отчета в последнем квартале отчетного года.
    Во-вторых, своевременности подготовки и предоставления информации и материалов для годового отчета всеми подразделениями компании, участвующими в этом процессе, должно способствовать назначение ответственного за реализацию этого проекта лица, кто будет координировать и контролировать выполнение всех работ. Предпочтительнее, чтобы таковым стал один из руководителей высшего звена компании. Это позволит повысить значимость проекта по подготовке годового отчета и степень ответственности и дисциплины в его реализации.
    С начала работы компании следует определить цель подготовки годового отчета и целевую аудиторию, которой он будет предназначен. От выбора этих параметров будут зависеть формат подготовки годового отчета, его содержание, необходимость привлечения дизайнеров, консультантов, переводчиков на иностранный язык. В соответствии с выбранными задачами и целевой аудиторией легче определить структуру и содержание той информации, которую следует раскрыть в этом отчете, а также задать единый стандарт предоставления сведений о своей деятельности подразделениями компании. Наличие такого стандарта, выполненного, например, в виде перечня вопросов для подразделений, позволит в определенной степени повысить качество предоставляемой ими информации, сблизить их по стилю изложения.

ОДНА ИЛИ ДВЕ ВЕРСИИ ГОДОВОГО ОТЧЕТА?

    В настоящее время в российских компаниях широко распространена практика подготовки двух версий годового отчета. Первая составляется в соответствии с требованиями российского законодательства и представляется акционерам в числе материалов к годовому общему собранию. Вторая версия, часто называемая "презентационным годовым отчетом", ориентирована на распространение не только среди существующих акционеров, но и среди потенциальных инвесторов, деловых партнеров и других заинтересованных сторон. Именно эти отчеты направляются компаниями для участия в различных конкурсах на лучшие годовые отчеты.
    Отдельно можно выделить и третью версию годового отчета, подготавливаемую в соответствии с требованиями Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Данная практика распространена только среди небольшого числа российских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на одной из американских фондовых бирж.
    На первый взгляд презентационный годовой отчет отличает от отчета, предусмотренного законодательством, только его дизайнерское оформление и полиграфическая печать. Вместе с тем с точки зрения содержания можно выделить следующие отличия между данными версиями годового отчета:

  • включение в предусмотренный законодательством годовой отчет финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, а в презентационный отчет - консолидированной финансовой отчетности по МСФО или ГААП США;
  • включение в предусмотренный законодательством годовой отчет перечня крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • раскрытие в предусмотренном законодательством годовом отчете информации о соблюдении российского Кодекса корпоративного поведения по форме, установленной Распоряжением ФКЦБ России от 30 апреля 2003 г. № 03-849/р2.
        В обе версии годового отчета, как правило, входят информация о стратегии развития компании, описание основных направлений деятельности и достигнутых по ним результатов, анализ занимаемого компанией положения на рынке, классификация рисков, структура и состав органов управления, а также сведения о других аспектах практики корпоративного управления.
        Таким образом, представляется целесообразным готовить один годовой отчет, включающий все перечисленные выше сведения. Это позволит избежать риска возникновения претензий о дискриминации в раскрытии информации, когда некая заинтересованная сторона получает один объем данных о компании, а другая сторона - отличные от них сведения. Следует отметить, что степень этого риска может существенно возрастать, когда за подготовку разных версий годового отчета в компании отвечают несколько подразделений (например, предусмотренный законодательством отчет готовят юристы или корпоративный секретарь, а презентационный отчет - специалисты по связям с инвесторами). Приведенный пример свидетельствует также о том, что создание одной версии может быть оправданным и с точки зрения экономии необходимых для этого ресурсов.
        При подготовке единого годового отчета компанию не должен останавливать слишком большой объем информации, который необходимо будет включить в отчет в связи с требованиями законодательства, например сведения о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. Во-первых, такую информацию можно существенно сократить за счет ее грамотного оформления и подачи. Во-вторых, эти сведения можно оформить в виде приложения к отчету.
        Кроме того, при создании структуры единой версии годового отчета не следует, на наш взгляд, стремиться к полному соответствию названий разделов отчета перечню выдвигаемых к нему требований законодательства. Так, например, разделы "Приоритетные направления деятельности" и "Перспективы развития общества" могут быть объединены в одном разделе, посвященном описанию стратегии развития этого общества.

    ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПО РОССИЙСКИМ ИЛИ ЗАПАДНЫМ СТАНДАРТАМ?

        В настоящее время распространено мнение о том, что включение в годовой отчет финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, обязательно. В соответствии с законодательством такая отчетность должна быть предоставлена акционерам в составе материалов к годовому общему собранию, наряду с годовым отчетом, но необязательно в виде одного из его разделов. Кроме того, если это неконсолидированная отчетность, то ее ценность, на наш взгляд, несущественна. Поэтому, если в компании ведется подготовка финансовой отчетности по МСФО или ГААП США, рекомендуется включить в годовой отчет именно ее.
        Вместе с тем необходимо отметить, что проблемы при создании одной версии годового отчета могут быть вызваны затянутыми сроками подготовки именно финансовой отчетности по МСФО или ГААП США. Российские компании имеют обыкновение отчетность, заверенную внешним аудитором, предоставлять только во второй половине года, следующего за отчетным, в то время как за рубежом этот срок ограничивается, как правило, одним кварталом. Поэтому компании часто рискуют не успеть завершить подготовку годового отчета к общему собранию акционеров.
        Затянутые сроки подготовки консолидированной отчетности могут быть обусловлены сложностью самого бизнеса компании, что вызывает трудности его отражения в отчетности. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению сроков подготовки такой финансовой отчетности. Так, согласно исследованию рейтингового агентства "Эксперт РА", если по итогам 2000 г. срок подготовки финансовой отчетности по МСФО или ГААП США в среднем по российским компаниям был ограничен 9 июня, то при подготовке этой отчетности по итогам 2005 г. - уже 16 мая3.
        С точки зрения включения в годовой отчет финансовой отчетности по МСФО или ГААП США срок ее подготовки может не иметь столь критичного значения. В случае затягивания этого срока очевидным выходом может стать выпуск этой отчетности в качестве приложения к годовому отчету, который уже был подготовлен и одобрен общим собранием акционеров. Однако в этом случае необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • на основе какой отчетности - по международным или российским стандартам - составлено содержание главных разделов годового отчета;
  • являются эти данные консолидированными, т. е. с учетом результатов всех дочерних и зависимых обществ компании, которые вместе составляют группу, или это результаты только материнской компании?
        Безусловно, акционеры, потенциальные инвесторы, деловые партнеры и другие стороны заинтересованы в получении полного описания результатов деятельности всей группе. Поэтому при подготовке содержания отчета следует ориентироваться на консолидированную отчетность компании, как правило, подготавливаемую в соответствии с МСФО или ГААП США. Причем ситуация, когда в годовом отчете при описании деятельности компании приводятся результаты по всей группе, а в раздел финансовой отчетности включается только отчетность материнской компании по РСБУ, недопустима.

    РУССКИЙ ИЛИ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК?

        Необходимость перевода годового отчета на английский или какой-либо другой иностранный язык определяется наличием у компании соответствующей целевой аудитории. Возможно, ценные бумаги этой компании обращаются за рубежом, в числе ее акционеров есть зарубежные инвесторы или у компании есть иностранные партнеры и контрагенты, которым она хочет также предоставить о себе информацию в форме годового отчета.
        Опыт сотрудничества с российскими компаниями показывает, что существуют следующие варианты создания годового отчета на двух языках:

  • написанный на русском языке годовой отчет переводится на английский язык;
  • годовой отчет сначала пишется на английском языке, а потом переводится на русский;
  • отчеты подготавливаются на русском и английском языках независимо друг от друга;
  • годовой отчет пишется на английском языке на основе материалов отчета, подготовленного на русском языке.
        Независимо от языка, на котором выполнены годовые отчеты компании, их содержание должно быть неизменным. Иначе вновь появляется риск возникновения претензий о дискриминации в раскрытии информации.
        Мы рекомендуем компаниям использовать вариант написания годового отчета на русском языке с последующим его переводом на английский язык. Важным условием при этом является привлечение в качестве переводчика человека, являющегося носителем соответствующего иностранного языка и имеющего опыт аналогичных переводов или написания годовых отчетов для зарубежных компаний. Хорошо, на наш взгляд, чтобы переводчик мог свободно оперировать категориями, понятными профессиональным инвесторам и деловому сообществу в целом.

    ПРОДВИЖЕНИЕ ГОДОВОГО ОТЧЕТА

        Поскольку годовой отчет является одним из наиболее эффективных инструментов коммуникаций с потенциальными инвесторами и другими стейкхолдерами, то компании следует активно его использовать в этом качестве. Для этого необходимо профессионально продвигать годовой отчет среди целевых групп, для которых он был подготовлен.
        Одним из наиболее очевидных и простых способов продвижения годового отчета является его размещение на интернет-сайте компании. Этот источник в настоящее время можно назвать самым удобным и наименее затратным для акционеров и потенциальных инвесторов способом получения информации о компании, в том числе представленной в формате годового отчета. Несмотря на это, до сих пор встречаются компании, которые не размещают годовые отчеты на своих страницах в Интернете и тем самым существенно ограничивают аудиторию их читателей.
        Актуальность использования интернет-сайта для целей продвижения годового отчета компании в дальнейшем, на наш взгляд, будет только возрастать. Уже сейчас российские компании подготавливают так называемые интернет-версии годового отчета. Содержание этой версии полностью соответствует содержанию напечатанного отчета, однако его разделы связаны в единый гипертекстовый документ и переход между ними просто и удобно осуществляется с помощью системы гиперссылок.
        Помимо интернет-сайта, компания может использовать для размещения своего годового отчета другие тематические страницы в сети. Хорошим примером может служить сайт AnnualReports.сom, где собраны годовые отчеты большого числа публичных зарубежных компаний, чьи ценные бумаги обращаются на ведущих биржах США и Великобритании. Акционеры, потенциальные инвесторы и другие заинтересованные стороны имеют свободный и бесплатный доступ к этой информации. Однако следует отметить, что в данном каталоге годовых отчетов в настоящее время не представлена ни одна российская компания, чьи акции котируются на NYSE или LSE.
        Примером использования интернет-ресурсов других организаций при продвижении годового отчета компании может служить сайт Российского института директоров (РИД) - http://www.rid.ru/. Здесь создан отдельный раздел "Передовая практика подготовки годовых отчетов", где представлены наиболее качественные отчеты сотрудничающих с РИД компаний. Учитывая, что интернет-ресурс РИД обладает довольно высокой популярностью среди профессионалов в сфере корпоративного управления и инвестиций, размещая здесь свой годовой отчет, компания существенно расширяет аудиторию потенциальных читателей этого отчета.
        При продвижении своего годового отчета компания может обратиться за услугами к профессиональным консультантам в этой области. Преимущество таких услуг - их комплексный характер, поскольку они, как правило, включают в себя рассылку годового отчета среди потенциальных инвесторов, размещение информации о нем в ведущих финансовых СМИ, анализ его восприятия целевыми группами др. Примером профессионального подхода к продвижению годового отчета является компания Euroland Investors, предлагающая подобные услуги.
        В качестве дополнительных способов продвижения годового отчета можно также назвать участие компании в федеральных и региональных конкурсах на лучшие годовые отчеты, использование ссылок на годовой отчет в тех или иных материалах, подготавливаемых компанией и ее сотрудниками (презентации, статьи), и др.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Новый год! Чего ожидать?
    Рынок евро-доллар. Что покупать?
    Размещение активов инвестиционных фондов в иностранные ценные бумаги
    Рефинансирование портфелей активов региональных и специализированных коммерческих банков
    Растут ли в земле деньги
    Инфраструктурные технологии для рынка коллективных инвестиций
    Инновации Страны восходящего солнца
    Мисс финансового мира - 2007
    Право на ошибку
    Презентация квартальных и годовых итогов: анализ лучшей практики
    Некоторые проблемы в подготовке годового отчета: взгляд консультанта
    Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики
    Российский фондовый рынок - навстречу иностранным эмитентам
    Рейтинговая оценка эффективности реализованных инвестиционных проектов на промышленном предприятии
    Влияние индекса Доу-Джонса и цен на нефть на российский фондовый рынок
    Об эффективности российского фондового рынка
    Торговые системы-роботы на рынке ценных бумаг

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100