Casual
РЦБ.RU

Инновации Страны восходящего солнца

Январь 2008

    В начале ноября 2007 г. в Токио Группа компаний РБК провела XVI Международную конференцию "Инновации - основа диверсификации экономики. Бизнес-диалог России и Японии". В ее работе приняли участие 478 делегатов, представлявших государственные финансово-экономические структуры из России, Японии и стран СНГ.

    Среди делегатов конференции были заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Нарышкин, член Совета Федерации Дмитрий Мезенцев, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Японии Михаил Белый, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Анна Попова, вице-президент РОТОБО Цудзи Тору, директор департамента нефти и природного газа Министерства экономики, торговли и промышленности Японии Хосака Син, руководитель Федерального агентства по особым экономическим зонам Михаил Мишустин, директор департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Алексей Саватюгин, генеральный директор корпорации Nomura (CIS) Ltd Максим Сельтцер, генеральный директор ОАО "Трансконтейнер" Петр Баскаков, исполнительный вице-президент ЗАО "Транстелеком" Григорий Куликов, президент ЗАО КБ "Ситибанк" Марк Робинсон, генеральный директор ИГ "АнтантаПиоглобал" Евгений Коган, заместитель генерального директора ФБ ММВБ Геннадий Марголит и др.
    Открыл первое пленарное заседание вице-премьер Правительства Российской Федерации Сергей Нарышкин.
    Форум состоялся в период, когда между Россией и Японией сложились наилучшие торгово-экономические отношения за всю историю их сотрудничества. В 2006 г. был установлен рекорд по товарообороту - 12,6 млрд долл. И это не предел.
    "По итогам текущего года этот показатель составит 18 млрд долл., - отметил вице-премьер Правительства РФ С. Нарышкин. - Такие интенсивные темпы роста напрямую связаны с инициативами кабинета министров, направленными на улучшение российского инвестиционного климата. В связи с этим можно смело рассчитывать на значительный прогресс в торгово-экономических взаимоотношениях наших стран".
    "Без развития деловых связей с нашим восточным соседом вряд ли возможно обеспечить инновационное развитие экономики России, - констатирует генеральный директор РБК Юрий Ровенский. - Это главное и непременное условие, которому продукция российского производителя существенно прибавит в конкурентоспособности, поскольку сегодня российская промышленность подошла к той черте, когда необходимо перейти на качественно новый уровень развития производства, внедрять перспективные технологии и создавать интеллектуальную продукцию. И конференция призвана привлечь международных инвесторов к отечественным инновационным проектам и их реализации".
    В своем выступлении вице-премьер подчеркнул, что сегодня японские инвесторы заинтересованы в расширении своего присутствия в российском топливно-энергетическом секторе. Например, японская компания Jogmes стала крупным акционером проекта "Сахалин-1". С. Нарышкин отметил очень продуктивную работу японских участников проекта на Сахалине, а также положительно отозвался о строительстве японскими автомобильными концернами Nissan и Toyota своих заводов под Санкт-Петербургом. Он напомнил о меморандуме, подписанном в июне 2007 г., о взаимопонимании между администрацией Санкт-Петербурга, Минэкономразвития России и компанией Suzuki, а также о создании компанией Isuzu совместного предприятия с ОАО "Северсталь-Авто".
    Надо сказать, японских инвесторов привлекают в России не только нефть и газ. Так, японский машиностроительный гигант Mitsubishi Heavy Industries недавно стал участвовать в совместном проекте с компанией "Ренова", которой руководит Виктор Вексельберг. И теперь на принадлежащем Группе "Ренова" Уральском турбинном заводе будет организован выпуск турбин, котлов и дизельных двигателей.
    Но и российские компании активно выходят на японский рынок капитала. Прежде всего это касается поиска глобальных инвесторов. Так, "Газпром" недавно разместил в Японии 2 транша еврооблигаций на сумму почти 450 млн долл. Полученные средства он собирается направить на финансирование проекта "Сахалин-2". Причем сегодня не только крупные компании налаживают деловые отношения с Японией. Предприятия среднего и малого бизнеса, действующие в сфере услуг и туризма, активно ищут пути на японский рынок.
    "Российский бизнес очень заинтересован в поиске инвесторов из Азии, и особенно из Японии, которые, в отличие от европейских и особенно американских инвесторов, гораздо стабильнее: их больше интересует сам механизм работы компании, чем скачки цен на акции", - отметил генеральный директор Nomura (CIS) Ltd Максим Сельцер.
    "В последнее время наблюдается тенденция к расширению деловых связей с российской стороной, - сказал председатель Японско-российского комитета по экономическому сотрудничеству Кунио Андзай. - Причем не только в энергосекторе, но и в сфере производства потребительских товаров, страхования и финансов". К. Андзай также выразил от имени японских деловых кругов общее пожелание российскому руководству "способствовать дальнейшему улучшению условий деятельности иностранных компаний на территории Российской Федерации, в частности совершенствовать законодательство и заниматься подготовкой соответствующей инфраструктуры".
    Возвращаясь к выступлению вице-премьера С. Нарышкина, хотелось бы обратить внимание на его слова о том, что российская сторона рассчитывает на участие японских компаний в развитии высокотехнологичных отраслей российской экономики, таких как средства связи и телекоммуникаций. Кроме того, он отметил заинтересованность России в более полном использовании ее транзитного потенциала японскими компаниями.
    "В Японии со стороны и политического руководства, и частных компаний проявляется большой интерес к нашим программам развития Дальнего Востока и Восточной Сибири", - сказал С. Нарышкин. - Мы обсудили возможность участия японских инвесторов в развитии транспортной системы в этих регионах, а также в России в целом".
    В этой связи старший вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Борис Лапидус сообщил, что РЖД ведет переговоры с компаниями Toyota и Nissan о начале транспортировки грузов по Транссибирской магистрали. По его словам, потенциал роста грузопотока по Транссибу в настоящее время очень большой, но может вырасти в 5-6 раз по сравнению с нынешними показателями. Тем более что, по мнению японской стороны, развитие транзитных возможностей Транссибирской магистрали позитивно скажется на ведении бизнеса в России, так как из-за больших расстояний разработка - оптимальных логистических схем просто необходима.
    На развитие Транссибирской магистрали до 2008 г. ОАО "РЖД" выделило 114,2 млрд руб., а всего до 2010 г., согласно федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России", в "Транссиб" будет вложено 241,5 млрд руб.
    Б. Лапидус выразил надежду, что в ближайшем будущем откроется доступ к строительству железнодорожных линий в России для иностранных компаний. В настоящее время механизмы по привлечению инвестиций, и особенно иностранных, в строительство новых железных дорог не достаточно хорошо проработаны. Б. Лапидус добавил, что РЖД ведет диалог с федеральными органами государственной власти по поводу внесения необходимых поправок в законодательство для решения данной проблемы.
    "Я думаю, что в 2008 г. будет создан четкий полигон для инвестиций частных компаний, в том числе иностранных, возможно и японских", - отметил он. В частности, по словам Б. Лапидуса, откроется доступ к строительству грузообразующих линий как промышленного, так и социально-экономического назначения.
    А буквально за несколько часов до начала токийской конференции Президент России в Москве подписал закон о создании портовых экономических зон. Кстати, японцы обладают мощнейшей в мире судостроительной отраслью и могут вложить значительные средства в развитие и реконструкцию портов Приморья.
    Как отметил в связи с этим руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Михаил Мишустин, уже сейчас правительство активно работает над привлечением в экономику Дальнего Востока средств зарубежных инвесторов, а конкурсы по созданию портовых зон проведут в ближайшее время.
    Российское правительство намерено ежегодно вкладывать средства в развитие энергетики, транспортной инфраструктуры, в программы повышения уровня жизни населения Дальневосточного региона от 1 млрд до 3 млрд долл. А желание видеть японских инвесторов в качестве главных стратегических партнеров было озвучено министром финансов Алексеем Кудриным на встрече в мае 2007 г. с его коллегой Кодзи Оми, одобрившим это предложение.
    Вообще, японские инвесторы сегодня очень заинтересованы в тендерах, связанных с трубопроводом "Восточная Сибирь - Тихий Океан". Также они намерены участвовать в новых проектах Газпрома по строительству заводов по сжижению газа в восточных регионах России.
    На конференции говорили и о причинах, препятствующих работе иностранных инвесторов на российском рынке. Так, С. Нарышкин основной причиной назвал отсутствие четкой нормативной базы для вхождения зарубежных компаний в стратегические секторы экономики России.
    Действующие и потенциальные иностранные инвесторы к барьерам, препятствующим нормальной работе в России, относят коррупцию и бюрократические препоны, что также зачастую вызвано отсутствием четкой нормативно-правовой базы, которая в свою очередь определяет деловой климат для иностранцев в стратегических секторах экономики. В частности, это касается таких секторов, как военно-промышленный комплекс, авиастроение, космическая отрасль, атомная энергетика.
    Вице-премьер напомнил о принятии Госдумой в первом чтении законопроекта, определяющего процедуру участия иностранных инвесторов в стратегических российских предприятиях. "Мы считаем, что предлагаемый в законопроекте достаточно четкий и прозрачный механизм согласования сделок позволит избежать субъективизма в принятии решений и улучшит инвестиционную привлекательность России", - сказал С. Нарышкин.
    Развитие деловых отношений между Россией и Японией было главной темой конференции, но без внимания не остались и другие актуальные темы. Круглые столы и пленарные заседания были посвящены анализу финансовых рынков Европы и Азии; оценкам потенциала инновационной экономики; обсуждению перспектив развития банковского и страхового рынков; вопросам интеграции российского автомобильного рынка в мировую экономику.
    По возвращении в Россию многие участники японского делового саммита вновь собрались вместе 22 ноября в ресторане "Ходжа Насреддин в Хиве", где прошел светский раут по поводу успешного завершения токийской встречи.
    В мероприятии приняли участие более 200 человек. Среди них были известные бизнесмены, банкиры, представители ведущих страховых и инвестиционных компаний.
    Во время вечера был организован импровизированный киносеанс: гости смогли увидеть 10-минутный киноролик по итогам поездки. В "главных ролях" фильма были сами делегаты конференции.
    На вечере РБК презентовал свои международные проекты на 2008 г. Весной РБК собирает бизнесменов на конференцию в Узбекистане (Ташкент-Бухара-Самарканд), в июне - финансистов на Кипре, а следующей осенью планирует вывести элиту отечественного бизнеса в Аргентину и Венесуэлу.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Новый год! Чего ожидать?
Рынок евро-доллар. Что покупать?
Размещение активов инвестиционных фондов в иностранные ценные бумаги
Рефинансирование портфелей активов региональных и специализированных коммерческих банков
Растут ли в земле деньги
Инфраструктурные технологии для рынка коллективных инвестиций
Инновации Страны восходящего солнца
Мисс финансового мира - 2007
Право на ошибку
Презентация квартальных и годовых итогов: анализ лучшей практики
Некоторые проблемы в подготовке годового отчета: взгляд консультанта
Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики
Российский фондовый рынок - навстречу иностранным эмитентам
Рейтинговая оценка эффективности реализованных инвестиционных проектов на промышленном предприятии
Влияние индекса Доу-Джонса и цен на нефть на российский фондовый рынок
Об эффективности российского фондового рынка
Торговые системы-роботы на рынке ценных бумаг

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100