Casual
РЦБ.RU

Рефинансирование портфелей активов региональных и специализированных коммерческих банков

Январь 2008


    Анализ услуг на финансовом рынке России доказывает необходимость развития в крупном инвестиционном банке направления, ориентированного на рефинансирование портфелей специализированных инфраструктурных проектов, имеющих относительно незначительные размеры (150-400 млн евро) и таким образом реализуемых региональными и отраслевыми банками. Услуга рефинансирования будет содействовать поддержанию уровня ликвидности на межбанковском рынке и дополнит перечень активов для инвестиций со стороны все более капитализирующихся пенсионных фондов и страховых компаний России.
    Доход при рефинансировании обычно формируется, во-первых, из платежей по гарантии, во-вторых, процентной маржи между доходностью активов и стоимостью фондирования, в-третьих, доходов от участия в управлении активами.
    Достижению требуемой минимальной доходности операций при приобретении активов будут способствовать прозрачные и стабильные критерии, устанавливаемые для банков - участников программы еще на этапе финансирования ими начальной проектной стадии.

РЫНОЧНАЯ СИТУАЦИЯ

    В настоящее время у государства накапливается все больше инвестиционных ресурсов, и частные предприятия начали проявлять заинтересованность в участии в масштабной перестройке базовых отраслей и инфраструктуры. Это можно объяснить отчасти продолжающимся повышением промышленного производства при снижении ценовой конкурентоспособности российской промышленности, ростом доходов населения при повышении конкуренции на потребительском рынке. Предпринимателям приходится увеличивать сроки управленческих решений для поддержания темпов роста благосостояния и больше времени уделять участию в долгосрочных бизнесах. Кроме того, сокращение резервов по мощностям, по ценам в транспортной и коммунальной инфраструктуре, энергогенерации, транспортных услугах стимулирует рыночные предпосылки для успешной реализации инфраструктурных проектов в регионах России.
    Так, например, спрос на энергию (электричество и тепло), производимую на 50-100 MW станциях в крупных городах России, позволяет окупать инвестиции на уровне 46,8 тыс. руб./квтт. мощности при условии того, что энергия реализуется по тарифам ниже существующих на рынке. В то же время реальные затраты на строительство таких станций не превышают 25 руб. тыс./квтт мощности.
    Спрос на региональные авиаперевозки самолетами Ил-114-300 при их доказанной экономичности в эксплуатации остается устойчивым со стороны авиаперевозчиков при ставке лизинга 200 тыс. долл./месяц. А для банка, финансирующего приобретение самолета в портфель лизинговой компании по ставке до 11% в год на срок до 8 лет, достаточны платежи в 160 тыс. долл./месяц.
    Доход от эксплуатации платных объездных дорог и мостов в городах позволяет компаниям, управляющим строительством и последующей эксплуатацией, подтверждать рентабельность инвестированного капитала (ROIC) от 15% в год. Региональные банки зачастую имеют сходную структуру собственности с дорожными подрядчиками и готовы финансировать строительство дорог по доходности от 12% в год при условии реализации данных активов и кредитных рисков на эти активы после ввода.
    Сосредоточенность банка на работе с портфелями инфраструктурных активов региональных и отраслевых коммерческих банков позволит:

  • получать информацию о большом количестве проектов в разных регионах на основе работы региональных банков, которые уже в ходе подготовительной работы занимаются финансированием подрядчиков и принимают риски по капиталу отдельных проектов;
  • приобретать однородные по структуре кредитного риска портфели, что существенно снизит трудоемкость и повысит технологичность собственной работы;
  • увеличить масштабность рефинансирования и диверсифицировать активы по регионам и срокам эксплуатации, что снизит рыночные риски и уменьшит затраты на управление ими;
  • постоянно увеличивать путем рефинансирования объемы портфелей активов, необходимые как для высокой ликвидности вторичного обращения ценных бумаг банка, так и для юридического выделения данных портфелей в определенные инвестиционные фонды.

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАБОТЫ

        Банк может выкупать готовые инфраструктурные активы у девелоперов и тем самым рефинансировать (погашать) кредитные риски, полученные банками в регионах в течение 2-3 лет, предшествующих реализации отдельных проектов или формированию портфелей проектов. Цена выкупа активов должна обеспечивать норму чистого дохода не меньше ставок купонного дохода по среднесрочным облигациям корпораций, быть не ниже уровня выплат по страхованию жизни или дохода по негосударственным пенсионным программам. Данная норма дохода в настоящий момент и на ближайшие 3-5 лет будет не менее 12% в год.
        Уникальность рефинансирования состоит в том, что договоренность по выкупу портфелей будет достигаться в форме банковской гарантии между девелоперами, управляющими строительством инфраструктурных объектов, и банком на стадии оформления всех разрешений на строительство и начала реализации проекта в определенной организационно-контрактной форме.
        При формировании обязательств банка по выкупу определенных портфелей начинает функционировать экономический мультипликатор, необходимый органам исполнительной власти и банку: коммерческие банки смогут направлять средства на финансирование не только строительства, но и на финансирование отношений поставщиков, смежников и потребителей проекта.
        Данные последовательности факторинга, потребительского финансирования и других операций можно представить следующим образом:
        1) выкуп портфелей авиализинга - авиаперевозчики - модернизация систем обслуживания пассажиров - топливозаправка и авиаремонт - производство воздушных судов;
        2) выкуп портфелей дорлизинга подвижного состава - производство техники - перевозчики - финансирование потребителей перевозчиков;
        3) выкуп портфелей дорстройлизинга - подрядчики по строительству дорог - гарантия потоков и экономической активности в регионах и мегаполисах - производство нерудных строительных материалов - поставка техники и т. д.;
        4) выкуп портфелей коммерческой ипотеки - девелоперы - генподрядчики - стройиндустрия - зонирование и подготовка территорий;
        5) выкуп портфелей энергостанций - энергодевелоперы - долгосрочные договоры на поставку газа - генподрядчики, ремонтно-эксплуатационные организации - автоматизация систем учета и организация расчетов потребителей - потребители (собственники недвижимости) - и т. д.;
        6) приобретение прав вместе с судами на лоцманские услуги - достройка, дноуглубление и модернизация шлюзов в портах и речных системах;
        7) приобретение прав на инфраструктуру аэропортов - модернизация систем обработки багажа и обслуживания пассажиров в аэропортах.
        Гарантии выкупа банком будут компенсированы приобретением долгосрочных активов с защищенными денежными потоками в форме контрактов на сбыт на достаточно стабильных рынках. Компании-монополисты по газораспределению, электросетям такие стандартизованные и долгосрочные контракты по сбыту услуг имеют. Банку - единому выкупщику портфелей активов остается создать контрактную систему приобретения продуктов и услуг транспортной инфраструктуры на уровне муниципальных образований, а также контрактное "право" с помощью реальных прецедентов.

    ДОХОДНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПО РЕФИНАНСИРОВАНИЮ

        1. Промышленные девелоперы и банки, реализующие малые инфраструктурные проекты, достаточно охотно оплачивают банковские гарантии выкупа в пределах 1,5% в год. Продолжительность периода строительства и начальной фазы эксплуатации выкупаемых активов составляет не менее 2 лет. Следовательно, доход составит не менее 3% от бюджетов проектов. Например, гарантия приобретения 5 энергообъектов, строящихся в Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге и ЯНАО, стоимостью до 15 млрд руб. принесет доход по гарантии до 300 млн руб. в год. Среди банков, чьи проектные кредиты в результате выкупа построенных объектов могут рефинансироваться, - Сбербанк, ММБ, Банк Москвы, Стройинвестбанк (УРАЛСИБ), Emporiki Bank (Греция).
        2. Значительный и четко установленный срок исполнения гарантии позволит заранее, по определенной технологии проводить работу по размещению собственных ценных бумаг для фондирования или по синдикации с фондами и банками, традиционно приобретающими инфраструктурные денежные потоки. В настоящий момент стоимость 3-5-летних долговых ценных бумаг BBB+ и более высокого уровня не превышает 7,5% в год, что позволяет формировать процентную маржу по доходности приобретаемых инфраструктурных активов не менее 2,5%. Например, энергообъекты могут быть секьюритизированы для ресурсов Пенсионного фонда РФ и некоторых негосударственных пенсионных фондов крупнейших корпораций страны, так как в России не так много ценных бумаг, доход по которым базируется на долгосрочных, 3-5-летних контрактах и на активах с экономическим сроком жизни до 30 лет, к которым можно отнести энергостанции в городах.
        3. Возможно участие в капитале управляющих компаний, получающих по договору концессии, долгосрочной аренды или доверительного управления плату по эксплуатации построенных объектов. Например, доходы управляющих компаний от эксплуатации обхода вокруг Одинцово или объездных дорог в Волгограде, Казани, Красноярске будут не менее 1% в год от рыночной стоимости объектов. При уровне доходов за проезд около 120 млн руб. в год рыночная стоимость одного объекта будет не менее 11 млрд руб., а с учетом соинвестирования государственного Инвестиционного фонда в такие объекты объем требуемых частных инвестиций может быть обоснован на уровне до 7 млрд руб. на каждый объект.

        E-mail автора: bayov@rnic.ru

    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Новый год! Чего ожидать?
    Рынок евро-доллар. Что покупать?
    Размещение активов инвестиционных фондов в иностранные ценные бумаги
    Рефинансирование портфелей активов региональных и специализированных коммерческих банков
    Растут ли в земле деньги
    Инфраструктурные технологии для рынка коллективных инвестиций
    Инновации Страны восходящего солнца
    Мисс финансового мира - 2007
    Право на ошибку
    Презентация квартальных и годовых итогов: анализ лучшей практики
    Некоторые проблемы в подготовке годового отчета: взгляд консультанта
    Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики
    Российский фондовый рынок - навстречу иностранным эмитентам
    Рейтинговая оценка эффективности реализованных инвестиционных проектов на промышленном предприятии
    Влияние индекса Доу-Джонса и цен на нефть на российский фондовый рынок
    Об эффективности российского фондового рынка
    Торговые системы-роботы на рынке ценных бумаг

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100