Casual
РЦБ.RU

Размещение активов инвестиционных фондов в иностранные ценные бумаги

Январь 2008


    В настоящее время инвестирование в иностранные ценные бумаги вызывает большой интерес у институциональных инвесторов, в том числе у управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Несовершенство законодательной базы не позволяет инвесторам рассматривать иностранные ценные бумаги как полноценный объект инвестирования. В связи с этим хотелось бы рассмотреть правовые основы и механизмы инвестирования в указанные ценные бумаги и проанализировать некоторые положения действующего законодательства.
    В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", а также Положением о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов (утверждено Приказом ФСФР от 8 февраля 2007 г. № 07-13/пз-н) в состав активов паевых инвестиционных фондов могут входить:

  • ценные бумаги иностранных государств;
  • ценные бумаги международных финансовых организаций;
  • акции иностранных акционерных обществ;
  • облигации иностранных коммерческих организаций.
        Приказ ФСФР от 8 февраля 2007 г. № 07-13/пз-н, в отличие от утратившего силу Приказа ФСФР от 30 марта 2005 г. № 05-8/пз-н, оговаривает условия, при которых иностранные ценные бумаги могут входить в активы паевых инвестиционных фондов. Так, п. 12.4 определяет, что акции иностранных акционерных обществ и облигации иностранных коммерческих организаций могут включаться в активы паевых инвестиционных фондов при соблюдении следующих условий:
        а) указанные ценные бумаги прошли процедуру листинга на одной из следующих фондовых бирж:
  • Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange);
  • Нью-Йоркской фондовой бирже (New York Stock Exchange);
  • Euronext (Euronext Amsterdam, Euronext Brussels, Euronext Lisbon, Euronext Paris);
  • Американской фондовой бирже (American Stock Exchange);
  • Немецкой фондовой бирже (Deutsche Borse);
  • NASDAQ;
  • Гонконгской фондовой бирже (Hong Kong Stock Exchange);
        б) указанные ценные бумаги приобретены на торгах одной из указанных выше фондовых бирж.
        В перечень ценных бумаг иностранных государств и международных финансовых организаций, которые могут составлять активы акционерных и паевых инвестиционных фондов, включены:
  • облигации США, Великобритании и Северной Ирландии, Германии, Кипра;
  • долговые бумаги Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) (Постановление ФКЦБ РФ от 23 апреля 2003 г. № 03-21/пс).
        В соответствии с Распоряжениями Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. № 426-р и от 2 июля 2004 г. № 908-р Международная финансовая корпорация, входящая в группу Всемирного банка (ВБ), и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) относятся к международным финансовым организациям, ценные бумаги которых допускаются к размещению и публичному обращению в России.
        Статья 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" оговаривает особенности размещения и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов. Например, ценные бумаги иностранных эмитентов, за исключением бумаг международных финансовых организаций, допускаются к размещению и публичному обращению в России на основании международного договора Российской Федерации или соглашения, заключенного между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР) и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента и предусматривающего порядок их взаимодействия.
        В случае публичного размещения и/или публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов, в том числе международных финансовых организаций, учет прав на такие ценные бумаги осуществляется депозитариями, являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и отвечающими требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
        Требования к документам, представляемым для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг иностранными эмитентами, в том числе международными финансовыми организациями, для регистрации проспектов ценных бумаг и государственной регистрации отчетов об итогах выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг таких эмитентов, к составу сведений, включаемых в эти документы, их оформлению, а также к составу сведений и порядку раскрытия информации иностранными эмитентами, в том числе международными финансовыми организациями, применяются с учетом изъятий, определяемых нормативными правовыми актами ФСФР.
        Указанные изъятия определяются Положением об особенностях эмиссии облигаций и раскрытия информации международными финансовыми организациями на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 24 апреля 2003 г. № 03-24/пс, и обусловлены тем, что международные финансовые организации не отвечают особенностям организационно-правовых форм юридических лиц, установленных гражданским законодательством Российской Федерации (Письмо ФКЦБ от 18 июня 2003 г. № 03-ИК-04/8520 "Об особенностях эмиссии облигаций и раскрытия информации международными финансовыми организациями").
        Согласно Приказу ФСФР от 16 марта 2005 г. № 05-5/пз-н, Постановление ФКЦБ от 24 апреля 2003 г. № 03-24/пс, утвердившее Положение об особенностях эмиссии облигаций и раскрытия информации международными финансовыми организациями на территории Российской Федерации, не применяется с момента вступления в силу данного приказа.
        Анализ российского законодательства, регулирующего депозитарную деятельность, дает правовые основания полагать, что иностранные ценные бумаги могут являться объектом депозитарной деятельности. Так, в соответствии с п. 2.9 Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации (утверждено Постановлением ФКЦБ от 16 октября 1997 г. № 36) объектом депозитарной деятельности, на основании требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, могут являться ценные бумаги, выпущенные нерезидентами согласно законодательству государства, в юрисдикции которого они находятся, если это не противоречит требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Законодательство о паевых инвестиционных фондах, содержащее прямое указание на возможность приобретения указанными фондами иностранных ценных бумаг, предусматривает обязательное их хранение в специализированном депозитарии. На практике это выглядит следующим образом: специализированный депозитарий учитывает права на иностранные ценные бумаги, открывает счета номинального держателя в иностранном депозитарии или в другом российском депозитарии, имеющем договорные отношения с иностранным депозитарием, ведущим учет этих бумаг.
        Вместе с тем российское законодательство не дает определения понятию иностранной акции, облигации или ценной бумаги, а также до последнего момента не содержало единых требований к классификации иностранных ценных бумаг, что в свою очередь создает трудности в применении национального законодательства в тех или иных правоотношениях, возникающих на территории Российской Федерации при приобретении, хранении и учете прав на иностранные ценные бумаги. Анализ гл. 7 "Ценные бумаги" Гражданского кодекса РФ и положений Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" не позволяет отнести иностранные ценные бумаги к ценным бумагам в том понятии, которое представлено в российском законодательстве.
        Следует признать, что все вышеуказанные нормативные акты, дающие возможность инвестиционным фондам приобретать иностранные ценные бумаги, в настоящий момент не могут применяться в той мере, в которой это необходимо, поскольку не находят своего продолжения в других документах. Так, ст. 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусматривает, что допуск к размещению и обращению иностранных ценных бумаг осуществляется при наличии международного договора Российской Федерации или соглашения, заключенного между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента на основании решения Правительства РФ и предусматривающего порядок их взаимодействия.
        Существует проблема взаимодействия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР) с иностранными регуляторами путем обмена между ними конфиденциальной информацией. ФСФР России подписала такое соглашение только с Бразилией. В результате ФСФР не имеет возможности получать информацию, касающуюся иностранных эмитентов, ценные бумаги которых могли бы быть допущены на российский рынок. Как следствие, на российском организованном рынке в настоящее время не обращаются иностранные ценные бумаги.
        Таким образом, приобрести иностранные акции и облигации пока непросто, и они доступны только очень опытным инвесторам.
        На данный момент приобретение иностранных ценных бумаг - юридически сложный механизм, не всегда отвечающий требованиям действующего законодательства, носящий характер вынужденной меры в условиях несовершенства законодательной базы и отсутствия реализуемых на практике прозрачных механизмов инвестирования.
        В настоящее время федеральные органы исполнительной власти проводят большую работу по упрощению допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок, что позволит установить дополнительную правовую основу для инвестирования средств инвестиционных фондов в данные ценные бумаги и в значительной степени облегчить их размещение и обращение на внутреннем рынке. Например, ФСФР России, издав Приказ от 8 февраля 2007 г. № 07-13/пз-н "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов", заменивший собой Приказ ФСФР от 30 марта 2005 г. № 05-8/пз-н, исключила необходимое условие наличия у иностранных ценных бумаг признаваемой котировки, которая, согласно п. 12 Приказа ФСФР от 15 июня 2005 г., определяется только российскими организаторами торговли.
        Кроме того, ФСФР России разработаны единые требования к классификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг, устанавливающие порядок инвестирования в зарубежные бумаги средств инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Так, Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Приказ ФСФР России от 23 октября 2007 г. № 07-105/пз-н "Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг", вступающий в силу с 1 февраля 2008 г. Данное Положение определяет порядок квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг, которым в соответствии с международными стандартами ISO 6166 и ISO 10962 присвоены соответствующие коды ISIN и CFI. В указанном Положении прописаны последствия такой квалификации для учета прав на иностранные ценные бумаги в Российской Федерации, осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными паевыми фондами, а также деятельности по управлению иным имуществом, управляющими компаниями на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами.
        Таким образом, появился механизм, который позволил без длительной процедуры классифицировать иностранный финансовый инструмент как ценную бумагу. По словам заместителя руководителя ФСФР Сергея Харламова, данное нововведение позволило внедрить на российском рынке единые требования, соответствующие международным стандартам.
        Вместе с тем остается открытым вопрос размещения и обращения иностранных ценных бумаг на внутреннем рынке, так как в этом случае приобретение иностранных ценных бумаг ограничивается исполнением требований ст. 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", предусматривающей, что допуск к размещению и обращению иностранных ценных бумаг осуществляется при наличии международного договора Российской Федерации или соглашения, заключенного между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента на основании решения Правительства РФ и предусматривающего порядок их взаимодействия. В то же время данная проблема, очевидно, в ближайшее время будет решена. По информации РБК, ФСФР России внесло в Правительство РФ поправки в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", дающие возможность прямого доступа иностранных ценных бумаг на российские фондовые биржи. И тогда, возможно, все основные препятствия по приобретению иностранных ценных бумаг российскими инвесторами будут сняты, но убедиться в этом можно будет только после проведения анализа опубликованных и вступивших в силу указанных выше нормативно-правовых актов.
        Хочется надеяться, что процесс формирования правового поля, способного упростить инвестирование средств инвестиционных фондов и работу профессиональных участников рынка ценных бумаг, не приостановится и в ближайшее время мы увидим новые и понятные нормативно-правовые акты, позволяющие профессиональному сообществу приблизиться к решению данной проблемы.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Новый год! Чего ожидать?
    Рынок евро-доллар. Что покупать?
    Размещение активов инвестиционных фондов в иностранные ценные бумаги
    Рефинансирование портфелей активов региональных и специализированных коммерческих банков
    Растут ли в земле деньги
    Инфраструктурные технологии для рынка коллективных инвестиций
    Инновации Страны восходящего солнца
    Мисс финансового мира - 2007
    Право на ошибку
    Презентация квартальных и годовых итогов: анализ лучшей практики
    Некоторые проблемы в подготовке годового отчета: взгляд консультанта
    Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики
    Российский фондовый рынок - навстречу иностранным эмитентам
    Рейтинговая оценка эффективности реализованных инвестиционных проектов на промышленном предприятии
    Влияние индекса Доу-Джонса и цен на нефть на российский фондовый рынок
    Об эффективности российского фондового рынка
    Торговые системы-роботы на рынке ценных бумаг

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100