Casual
РЦБ.RU

Роль государства в биржевой торговле

Декабрь 2007


    Интервью с председателем совета директоров ЗАО "АЛОР ИНВЕСТ" Анатолием Гавриленко
    С точки зрения классической теории биржевая торговля способствует формированию справедливой рыночной цены на товар. О том, насколько эффективно эта аксиома рыночной экономики работает в России, о законодательном регулировании российского организованного товарного рынка и роли государства в биржевой торговле рассказывает Анатолий Гавриленко.

    ОТР Анатолий Григорьевич, как Вы оцениваете текущее состояние российского биржевого товарного рынка?

    А. Г. Если говорить о торговле конкретными стандартными продуктами, то на сегодняшний день у нас их не так много. На Московской фондовой бирже идет активная торговля цементом. Она началась во многом благодаря пониманию государством того, что биржевая торговля - это торговля по справедливой цене. Поэтому путем различных усилий, предпринятых в отношении "Евроцемента" и других производителей цемента, начались торги. Другое дело, что это не 100%-ная идеально рыночная биржевая торговля, потому что влияние монополии является очень значимым. Евроцемент - одна из крупнейших, если не самая крупная, компаний по производству цемента.
    Достаточно успешно торгуются расчетные фьючерсы на золото. Инструмент достаточно ликвиден в рамках РТС.
    Также на бирже существует поставочный контракт на дизельное топливо: можно не только узнать цену, но и получить реальный товар.
    Недавно на рынке фьючерсов и опционов ОАО "РТС" FORTS начались торги фьючерсами на сахар. На 18 сентября было поставлено 2,5 вагона сахара. По мировым масштабам цифра небольшая. Но для российского биржевого рынка это положительный результат и успех, особенно с учетом того, что ни МЭРТ, ни Министерство сельского хозяйства не поддерживают этот рынок, несмотря на неоднократные обращения к ним биржевой общественности.

    ОТР Что сдерживает развитие российского биржевого товарного рынка?

    А. Г. Развитие российского биржевого товарного рынка сдерживается многими факторами, в первую очередь отстраненностью государства. Государство декларирует свою заинтересованность в развитии товарного рынка. Но заявлениями, как правило, все и заканчивается, потому что чиновники, от которых зависит развитие товарного рынка, не представляют, как он должен работать. Все их знания в основном почерпнуты из учебников и рассказов западных специалистов при посещении других стран. Между тем российский биржевой рынок уже имеет свой достаточно большой опыт работы. На сегодняшний день отсутствует необходимый контакт между государственными органами и биржевым сообществом. Прежде всего это вина биржевого сообщества, которое не умеет говорить с чиновниками на интересном и понятном для них языке. Чиновники действуют в рамках тех задач, которые стоят перед каждым отдельным государственным органом, в то время как биржевые работники больше ориентированы на создание новых биржевых продуктов, выстраивание новых биржевых технологий и т. д. То есть они далеки от тех государственных задач, которые стоят перед страной. И это непонимание объективно тормозит процесс развития биржевого рынка. Отсюда появляются такие коллизии, как лоббирование государственными чиновниками интересов западных биржевых площадок, убеждение в том, что западная биржа в России будет работать лучше, чем российская, непонимание того, что делают российские биржевые структуры, недооценка развития российского биржевого товарного рынка и его потенциала.
    Товарный рынок очень сложно развить без активного подключения профильных министерств и ведомств, которые занимаются производством того или иного товара. Сами ведомства на обращения биржевых структур реагируют слабо. Предлагается создать постоянную комиссию срочного товарного рынка в России. Срочный товарный рынок (с поставкой) нужен в первую очередь для защиты российского производителя, так как на сегодняшний день российский товарный производитель не защищен при производстве своей продукции. Например, сейчас сельхозпроизводитель после сбора урожая должен готовиться к новой посевной, покупать ГСМ, запасаться семенами. Свободных денег у него недостаточно, и он вынужден брать кредит в банке, а чтобы снизить процент по кредиту, необходимо обеспечение. В странах с развитым товарным рынком срочных контрактов можно продать еще не выращенное зерно будущего урожая уже в сентябре, под этот контракт (зная цену) получить соответствующий заем и, кроме того, рассчитать свои издержки так, чтобы вписаться в цену продажи зерна. Аналогичная ситуация наблюдается с дизельным топливом. Производители не без оснований боятся роста цен на топливо весной. Поэтому сейчас во многих хозяйствах дизельное топливо покупается впрок, а ведь можно хеджировать цену на срочном рынке.
    Более того, срочный рынок приводит к снижению волатильности рынка. К примеру, на фондовом рынке волатильность снижается благодаря фьючерсам на различные индексы.
    Недавно были проблемы на сахарном рынке. Плохой урожай сахара обусловил хорошие цены на него. Российские производители заинтересованы в том, чтобы экспортировать сахар по выгодным ценам. Но Россия сама боится остаться без сахара. В результате государственные органы вводят экспортные пошлины на сахар, вследствие чего производители едва выходят на уровень самоокупаемости.
    На самом деле развитие срочного товарного рынка способствует снижению волатильности на рынке, в том числе и товаров. Также товарный рынок позволяет прогнозировать развитие российской экономики. На сегодняшний день правильно прогнозировать цены на товары (зерно, сахар) невозможно. Учитывая рисковые климатические условия России, без развитого товарного и, в том числе, срочного рынка строить какие-либо планы, особенно средне- и долгосрочные (более 5 лет), очень сложно.
    Срочный валютный рынок помогает застраховать риски наших экспортно ориентированных компаний. Многие отечественные компании 3-5 лет назад заключили долгосрочные валютные контракты (например, на поставку оружия и военной техники). Цены контрактов были зафиксированы в долларах. С тех пор доллар упал на 20%, и эти компании торгуют себе в убыток - продают по себестоимости и даже ниже. Всего этого можно было бы избежать с помощью срочного биржевого рынка.
    Биржевому рынку мешает отсутствие знания и понимания его работы. Сейчас подготовлена программа Министерства финансов по пропаганде товарного рынка, на которую Международным валютным фондом и Всемирным банком выделено около 100 млн руб. Но неизвестно, когда начнется ее воплощение. Пока лишь каждый день мы слышим о падении котировок акций ВТБ.

    ОТР Что Вы можете сказать о законодательном регулировании организованного товарного рынка?

    А. Г. Практически все руководители бирж говорят о необходимости улучшения законодательства, касающегося организованного товарного рынка. Как пример - предложения Красноярской универсальной товарно-фондовой биржи.
    Однако следует осторожно выступать с законодательными инициативами. Сегодня в МЭРТ принимает решение один чиновник, а надо создать рабочую группу или комиссию по развитию биржевого рынка, которая должна целенаправленно работать по учету мнений государственных интересов, российских биржевых структур, налоговых служб, юристов, законодателей, и продвигать законы в этой области. Сейчас чиновники относятся к предложениям бирж как к лоббированию своих коммерческих интересов. Конечно, отчасти это соответствует действительности. Но принять предложения, например, ММВБ, все равно лучше, чем предложения чиновника из МЭРТ, который ничего не понимает в этом рынке. А если государственному чиновнику удастся убедить ММВБ и РТС выступить с совместным предложением, то это будет вообще идеально. Российский биржевой союз, объединяющий различные биржи, готов выступить с предложениями, но нет интереса со стороны МЭРТ.

    ОТР Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять государству и сколько времени потребуется для того, чтобы рынок можно было бы назвать состоявшимся?

    А. Г. Во-первых, необходимо создать, возможно, временный государственный орган по развитию этого рынка, может быть в рамках ФСФР. На ФСФР возложены обязанности по развитию товарного рынка, хотя ФСФР в большей мере является органом контроля. Получается, что ФСФР и контролирует, и развивает, при этом нет достаточного количества специалистов.
    Во-вторых, следует разработать требования к участникам рынка, порядок их лицензирования. Сейчас на срочном и товарном рынке может торговать любая компания с уставным капиталом в 10 тыс. руб. Это было хорошо в 1992 г., но сейчас уже устарело, поэтому необходимо вход в этот рынок сделать более дорогим. На фондовом рынке требования к участникам адекватны, надо чтобы и на товарном рынке было не хуже. Необходимо повысить требования к участникам биржевого рынка, повысить планку входа на этот рынок.
    В-третьих, следует уделить внимание подготовке специалистов. Программы Министерства образования устарели, а новые не создаются. Никто не готовит специалистов для товарного рынка. Даже если есть программы по "Рынку ценных бумаг", то нет специалистов, которые могли бы их читать.
    В-четвертых, надо убрать лишние ограничения на товарном рынке. Инвестиционные компании, банки не могут работать на товарном рынке. По определению сами производители должны участвовать на товарном рынке. Между тем во всем мире существует понятие "биржевой посредник", которым является инвестиционная или брокерская компания. Без биржевых посредников никакой торговли не будет.
    Государство должно само участвовать в уставном капитале бирж. Ему стоит приобрести 40-50% уставного капитала бирж, при этом резко ограничить свои полномочия по принятию решений и прописать, что через 5-10 лет оно выйдет из состава участников этой биржи в пользу участников. Например, в Китае государство создало срочную биржу - Шанхайскую биржу, так как понимает, что, кроме него, никто не сможет создать биржу, пролоббировать нужные решения, подключить государственные компании к торговле. Государство может директивно заставить государственные монополии торговать своими активами через биржу. Например, на совете директоров Газпрома принять решение, что 15% газа будет реализовываться на бирже. Аналогично с нефтью.

    ОТР Насколько инфраструктура в настоящее время отвечает потребностям организованного товарного рынка?

    А. Г. На сегодняшний день нет инфраструктуры организованного товарного рынка. Есть отдельные биржевые структуры (FORTS, МФБ, НТБ), которые по своему видению создают этот рынок. Должны быть единое правовое поле, определенные технологические моменты, документооборот, лицензирование, подготовка специалистов. В этой области не ведется научная работа. Российский биржевой союз договорился с МГИМО (с проф. А. Н. Бурениным), ВШЭ, РЭА им. Г. В. Плеханова о создании Научной школы срочного рынка, которая будет готовить молодых ученых. РТС начал выпуск первого в России журнала по срочному рынку Futures & Options.

    ОТР Насколько в развитии биржевой торговли товарами заинтересованы профессиональные участники, а также потенциальные поставщики и покупатели?

    А. Г. Поставщики и покупатели, безусловно, заинтересованы в развитии биржевой торговли. Товарный срочный рынок защищает интересы производителя, который является одновременно и поставщиком и покупателем на различных стадиях производства.
    Если говорить о профучастниках, то надо определиться, кого называть профучастниками. Например, на МФБ компания ЗАО "АЛОР ИНВЕСТ" - один из немногих профессиональных участников. Остальные производители цемента плохо представляют себе биржевой рынок и считают, что их просто вынудили на нем работать. Благодаря грамотному позиционированию и наличию опыта "АЛОР ИНВЕСТ" занимает около 20% рынка.
    Что касается нынешних профессиональных участников фондового рынка, то все они только говорят о своей заинтересованности в развитии товарного рынка, но все инициативы быстро заканчиваются, потому что отсутствует инфраструктура и, в том числе, нет квалифицированных специалистов по товарному рынку.
    Многие инвестиционные компании ("Финам", "АЛОР ИНВЕСТ", БКС, "Атон") готовят специалистов для биржи, но только Молодежный центр изучения финансовых операций (МЦФО) готовит их просто для рынка. Было бы хорошо, если бы биржи открыли курсы для потенциальных участников бирж. Пока биржи не считают это своей функцией.

    ОТР Как Вы оцениваете перспективы создания товарно-сырьевой биржи в Санкт-Петербурге?

    А. Г. Все планы по созданию товарно-сырьевой биржи в Санкт-Петербурге в названные сроки - это утопия. Во-первых, на это тратятся деньги налогоплательщиков, и, если деньги были истрачены неправильно, рано или поздно чиновники будут подвергнуты критике. Во-вторых, даже за большие деньги сложно купить товар, реально не существующий. Сегодня именно об этом и идет речь. Для открытия биржи требуется примерно 100-120 биржевых специалистов. Подготовка таких специалистов не проводится. Уже 2 года власти переносят открытие этой биржи. 15 ноября 2007 г. ЗАО "Биржа Санкт-Петербург" было объявлено победителем конкурса по выбору торговой площадки, предназначенной для закупки нефти и нефтепродуктов получателями бюджетных средств. Торговать нефтью эта третья по величине торговая площадка России будет в консорциуме с ОАО "Центр развития экономики" - холдингом, владеющим крупнейшими российскими электронными торговыми площадками в области межкорпоративных и государственных закупок. Заявлено, что торги начнутся уже в I кв. 2008 г.
    Если в России кто-то хочет диктатуры, то о биржевом рынке надо забыть, потому что биржевой рынок - это прежде всего демократия в экономике. Если мы говорим о сельском хозяйстве, автомобилестроении и других отраслях, они могут быть не рыночными, а государственными корпорациями. Но государственный диктат на биржевом рынке - это нонсенс. Биржевой рынок как раз и состоит из большого количества добровольных участников. Поэтому перспективы товарно-сырьевой биржи в Санкт-Петербурге или самые радужные, или никакие. Конечно, Россия имеет все возможности создания грамотной, хорошей товарно-сырьевой биржи с большим потенциалом. Но при этом нужно сделать следующее. Сесть представителям государства за круглый стол с теми биржевыми структурами, которые уже существуют. Заставить их забыть о своих разногласиях и дать совместные предложения.

    ОТР Чем было вызвано решение ЗАО "АЛОР ИНВЕСТ" начать торги цементом на МФБ? Планируете ли вы расширять свою деятельность на товарном рынке?

    А. Г. Как только на биржевом рынке появляются новые возможности, "АЛОР ИНВЕСТ" старается их использовать. Я являюсь членом биржевого совета МФБ уже 5 лет, поэтому читаю материалы, которые приходят на совет биржи. МФБ нашла свое место на российском биржевом рынке, особенно после того, как она начала работать с муниципалитетом Москвы через Московскую торгово-промышленную палату. Как только возникла биржевая торговля цементом и удобрениями, этот вопрос сразу же был вынесен на совет директоров компании. Я постарался убедить своих коллег, что цементом и удобрениями тоже выгодно торговать, вопреки мнению, что торговать надо только акциями, золотом и валютой. Нет, товарами тоже можно и нужно торговать для получения прибыли, для развития российской экономики и биржевых процессов. Сейчас в "АЛОР ИНВЕСТ" не только не жалеют, а очень довольны тем, что подобное решение было принято.

    ОТР Когда вы начали торги цементом?

    А. Г. С самого начала пути. И сейчас я агитирую своих коллег войти в рынок дизельного топлива, сахара. Молодые специалисты не всегда понимают выгод новых товарных рынков, их этому не учат. Мы стараемся развивать свою систему подготовки специалистов. В среднем в МЦФО и ЗАО "АЛОР ИНВЕСТ" проходят обучение около 1 тыс. человек в год. Существуют различные курсы, по 5, 10, 20 часов. Я хочу пригласить известных рынку специалистов для чтения лекций для руководителей кафедр ценных бумаг вузов, которым зачастую недостает практических знаний. Также создается специальный курс на 28 часов для 100 студентов отобранных из лучших экономических вузов страны, где в числе преподавателей будут первые топ-менеджеры крупных российских компаний - Р. Горюнов, председатель правления ФБ РТС, А. Рыбников, генеральный директор ФБ ММВБ.
    На сегодняшний день также запланировано чтение в школах - курс на тему "Профессия, которую мы выбираем", в рамках которого представитель фондового рынка будет рассказывать о работе на финансовых рынках.

    ОТР Будет ли, на ваш взгляд, углубляться специализация бирж или они станут универсальными?

    А. Г. Сергей Наумов, директор НТБ, обещал, что с ММВБ начнет торговать зерном. Большое упущение, что в свое время ММВБ не начала торги на сахар. В результате сахарный рынок торгуется на FORTS. Сейчас развивается срочный рынок на индекс ММВБ.
    РТС развивается достаточно быстрыми темпами. Оборот по срочному рынку составляет 1-2 млрд долл. в день, т. е. почти догоняет обороты ММВБ на споте (3-4 млрд долл.) По мировой практике, срочный рынок должен на порядок опережать спотовый. Под управлением УК находятся десятки миллиардов долларов. Государству стоило бы собрать их и предложить вкладывать эти деньги в национальные проекты. Но государство не видит национальный рынок - ни биржевой, ни фондовый, ни инвестиционный.
    Никто не хочет популяризировать биржевую торговлю. Когда только начинал создаваться срочный рынок FORTS, место в секции стоило 10 тыс. руб., сейчас - 130 тыс. долл. Был установлен лимит - 100 биржевых мест. Сейчас Societe Generale и Merill Lynch просят продать им места, а их нет. Разумеется, их примут на FORTS.

    Предложения универсальной товарно-фондовой биржи "Тройка" (генеральный директор А. С. Шаповалов) к рассмотрению на съезде Российского биржевого союза, прошедшего 10 октября в Санкт-Петербурге
    1. Обеспечить в 2008 г. принятие Госдумой РФ закона о биржевой деятельности (как бы он ни назывался). Главное - в нем должно быть определено реальное место биржи в системе современных экономических отношений, включая рыночное ценообразование на биржевые товары.
    2. Необходимо принятие Госдумой РФ поправок в действующее законодательство, позволяющих реально применять механизм биржевых и аукционных торгов при проведении закупок для федеральных, региональных и муниципальных нужд за счет средств бюджетов соответствующих уровней, а также в целях реализации выводимых из Госрезерва материально-технических и продовольственных ресурсов, таможенного конфиската, арестованного имущества для погашения налоговых недоимок и т. д.
    3. Необходимо принятие Правительством РФ постановлений и нормативных документов, предусматривающих расширение областей обязательного применения биржевых механизмов при реализации продукции сельского хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, продуктов нефтепереработки, товаров ряда других отраслей, имеющих большой удельный вес сырья в цене готовой продукции, в целях формирования на них реальных рыночных цен.
    Эти меры позволят стабилизировать и реально прогнозировать стоимость товаров и услуг, влиять на их рост прежде всего в социальной сфере (здравоохранении, образовании, легкой и пищевой промышленности и т. д.).

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Товарная биржевая торговля: международный опыт
Биржевой товарный рынок: трудности становления и перспективы
Биржевая торговля товарами как способ справедливого ценообразования
Биржевой товарный рынок МФБ: вчера, сегодня, завтра
Биржевой товарный рынок - индикатор развития национальной экономики
Сахарный рынок России: особенности регионального ценообразования
Обзор по биржевым отделениям товарной продукции на МФБ
Хеджирование финансовых рисков предприятия с использованием расчетных фьючерсных контрактов
Биржевой товарный рынок России: текущее состояние и перспективы развития
О биржевом механизме и работе брокеров
Итоги первого года работы ЭТП ООО "Межрегионгаз" в рамках эксперимента "5+5"
Перспективы организации биржевого рынка зерна в России
Проблемы становления биржевого рынка зерна в России
Сельхозпроизводители заинтересованы в биржевых торгах
Главное - создать условия для развития биржевой торговли
Роль государства в биржевой торговле
Россия - мировой центр биржевой торговли товарами?
Размещение государственных заказов на товарных биржах: мертвая норма действующего законодательства или норма будущего для рынка госзакупок?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100