Casual
РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Авторы
  • Чебаненко Андрей, Начальник отдела нормативно-методической работы Управления развития рынка газа ООО "Межрегионгаз"

  • Все статьи автора
  • Поршаков Андрей, Начальник отдела программ развития регулируемого сектора рынка газа Управления развития рынка газа ООО "Межрегионгаз".

  • Все статьи автора

Итоги первого года работы ЭТП ООО "Межрегионгаз" в рамках эксперимента "5+5"

Декабрь 2007

    Торги на ЭТП в рамках эксперимента "5+5" были организованы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2006 г. № 534 "О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке" и Приказом Минпромэнерго России от 31 октября 2006 г. № 294. Первые торговые сессии в рамках эксперимента прошли 22 ноября 2006 г. Последние торги с поставкой газа с 21 по 31 декабря 2007 г. прошли 10 декабря. В ближайшее время готовится выход Постановления Правительства РФ, регулирующего работу ЭТП в 2008 г.

    Основные параметры эксперимента "5+5" следующие:
    1) период продаж - с ноября 2006 г. по декабрь 2007 г.;
    2) объем продаж газа ОАО "Газпром" - 5 млрд куб. м;
    3) паритет объемов ОАО "Газпром" и независимых производителей (5+5);
    4) выполнение обязательств по ранее действующим договорам с потребителями газа ОАО "Газпром".
    ООО "Межрегионгаз" использовало в торгах простую схему торговли (рис. 1). Согласно представленной схеме, независимые производители газа (далее - Продавцы) заключили с организатором торгов (ООО "Межрегионгаз") агентский договор на участие в торговых сессиях на ЭТП. Договор предусматривает обслуживание на ЭТП и организацию транспортировки реализованного газа. Покупатели газа в лице региональных газовых компаний (РГК), крупных потребителей газа и трейдеров заключили аналогичные агентские договоры. При этом Продавцы газа по итогам торговых сессий заключают с Покупателями двусторонний договор поставки газа, Выбор такой схемы обусловлен несколькими причинами. Во-первых, был изучен опыт английского рынка газа, где электронные площадки работают аналогичным образом. Во-вторых, биржа выступает финансовым гарантом всех заключенных сделок, чего на первом этапе работы ЭТП необходимо было избежать. В то же время организатор торгов на ЭТП является гарантом транспортировки реализованного или приобретенного газа. Наличие двустороннего договора и гарантия транспортировки отличают схему торгов на ЭТП от более распространенных схем биржевой торговли. Во всех остальных аспектах, таких как схема торговли в виде непрерывного двойного встречного аукциона, оформление документации, ЭТП использует типовые образцы, которые применяются в практике ведущих мировых бирж.
    За период торгов всего было осуществлено 1509 сделок (по состоянию на 16 октября 2007 г.). Ни одна из сделок не была отменена, сорвана или выполнена не полностью.
    В табл. 1 представлены условия, гарантирующие исполнение заключенных сделок.
    На начальном этапе торги осуществлялись в режиме поставки "на следующий месяц". С 1 февраля 2007 г. проводятся дополнительные торговые сессии в режиме поставки "на следующую декаду". Переход в режим торговых сессий "1+3" способствовал оптимизации закупок газа, уменьшению размера оборотных средств в 3 раза, повышению эффективности использования газотранспортных мощностей.
    Декадная торговля получила большую популярность и к концу лета достигла уровня в 83%. Осенью этот показатель начал снижаться, поскольку в связи с непредсказуемостью погодных условий в осенне-зимний период обозначилась тенденция приобретать более существенные объемы на месячных торгах.
    ООО "Межрегионгаз" удалось привлечь в качестве продавцов на ЭТП всех производителей газа (рис. 2).
    Выход на плановые показатели работы ЭТП по объемам продаж за месяц был осуществлен в марте 2007 г., когда было продано 704 млн куб. м газа. С декабря 2006 г. по октябрь 2007 г. через ЭТП было реализовано всего 6,1 млрд куб. м газа, из них 3,6 млрд куб. м (59%) - газ ОАО "Газпром" и 2,5 млрд куб. м (41%) - газ независимых продавцов (производителей и трейдеров).
    Наиболее крупными независимыми продавцами газа на ЭТП являются ОАО "НК "Роснефть"", ОАО "НОВАТЭК" и ОАО "ЛУКОЙЛ". С декабря 2006 г. по октябрь 2007 г. данные предприятия реализовали на ЭТП следующие объемы газа: ОАО "НК "Роснефть"" - 976,7 млн куб. м; ОАО "НОВАТЭК" - 666,5 млн куб. м; ОАО "ЛУКОЙЛ" - 480,2 млн куб. м.
    Наиболее активными покупателями газа на ЭТП являются предприятия электроэнергетики, сформировавшиеся в результате реформы, - оптовые генерирующие компании (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). Всего предприятиями электроэнергетики за отчетный период закуплено 55% всех приобретаемых в процессе торговых сессий ресурсов (табл. 2), из них 27% приходится на долю ОГК и ТГК.
    Через Электронную торговую площадку газ реализуется на территории 32 субъектов Российской Федерации (табл. 3), при этом более половины в Пермском крае, Самарской области и Республике Башкортостан. К крупным потребителям относятся также Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан и Московская область (см. табл. 3). 29 субъектов РФ, расположенные в зоне действия Единой системы газоснабжения, пока не участвуют в приобретении газа на ЭТП. К ним относятся области, не имеющие выхода на функционирующие балансовые пункты (юг Западной Сибири). По ряду областей Центрального федерального округа имеется высокая обеспеченность ресурсами газа по регулируемым государством ценам. В виду низкой платежеспособности в торгах не участвуют предприятия республик Северного Кавказа.
    В среднем по итогам продаж по состоянию на 16 октября 2007 г. превышение цен на газ в разрезе балансовых пунктов над уровнем цен регулируемого рынка составило 35,3%. Организаторы торгов ожидали меньшее превышение цен ФСТ - в пределах 25-30%. Во многих случаях в процессе торгов цены ЭТП превысили цены свободного сектора, действующие при прямых договорах, что связано с доступностью и надежностью поставок (рис. 3, а, б, в).
    По мнению ООО "Межрегионгаз", повышение цены стимулирует газо- и энергосбережение. Сегодня цены на максимальных участках торговли достигают 90 долл., в этом случае покупатели переплачивают по сравнению с ценами, устанавливаемыми ФСТ России, более 60%. С одной стороны, это результат того, что в регулируемом ценообразовании еще имеет место перекрестное субсидирование. С другой стороны, это говорит о том, что цены, которые заявлены в некоторых регионах на конец 2009-2010 гг., уже сейчас подтверждаются данными площадки.
    Характерно, что цена в начале года и цена в конце года почти соответствуют друг другу. В то же время мы видим, что летом произошел достаточно крупный спад цен. Это, в частности, связано и с тем, что многие промышленные потребители практикуют отбор газа сверх договорных объемов без согласования с поставщиком, тем самым нарушая дисциплину газопотребления. Причем газ, использованный сверх договорных объемов, потребитель оплачивает по штрафному коэффициенту, который в летний период составляет всего 1,1 .
    По состоянию на 16 октября 2007 г. цены на газ в разрезе балансовых пунктов превышают уровень цен регулируемого рынка и составляют 35,3%. ЭТП как продавец ожидала меньшее превышение цен ФСТ - в пределах 25-30%. Кроме того, во многих случаях в процессе торгов цены ЭТП превысили цены свободного сектора, действующие при прямых договорах, что связано с доступностью и надежностью поставок.
    По мнению ООО "Межрегионгаз", превышение цен ФСТ стимулирует газо- и энергосбережение. На сегодняшний день цены на максимальных участках торговли достигают 90 долларов, в этом случае покупатели переплачивают по сравнению с ценами, устанавливаемыми ФСТ России, более 60%. С одной стороны, это результат того, что в регулируемом ценообразовании еще имеет место перекрестное субсидирование. С другой стороны, это говорит о том, что цены, которые заявлены в некоторых регионах на конец 2009-2010 гг., уже сейчас подтверждаются данными площадки.
    Характерно, что цена в начале года и цена в конце года почти соответствуют друг другу. В тоже время мы видим, что летом произошел достаточно крупный спад цен. Это, в частности, связано и с тем, что многие промышленные потребители практикуют отбор газа сверх договорных объемов без согласования с поставщиком, тем самым, нарушая дисциплину газопотребления. Причем этот газ, использованный сверх договорных объемов, потребитель оплачивает по штрафному коэффициенту, который в летний период составляет всего 1,1.
    Торги на ЭТП способствовали созданию транспарентной системы отношений между участниками рынка газа:

  • всем продавцам предоставлен свободный доступ на торги в пределах объемов, отраженных в Балансе газа;
  • обеспечено гарантированное право на транспортировку реализованных и приобретенных на ЭТП объемов газа;
  • обеспечена прозрачность механизмов заключения сделок на ЭТП;
  • создана система маршрутизации и расчета стоимости транспортировки газа.
        Кроме того, продажа газа на ЭТП оказала определенное влияние на структуру поставок газа. В частности, произошли существенные сдвиги к демонополизации поставок газа в регионах, приближенных к местам добычи.
        При этом значительно сократились остатки газа независимых производителей в газотранспортной системе (ГТС) ОАО "Газпром": с 1 января 2007 г. по 1 июля 2007 г. остатки газа в ГТС снизились более чем в 2,5 раза - с 1 646,6 млн куб. м в январе 2007 г. до 658,7 млн куб. м в июне 2007 г.
        В настоящее время рынок газа России приобрел сложную конфигурацию. Суммарные объемы продажи газа через ОАО "Газпром" по ценам, превышающим цены ФСТ России, в 2008 г. могут достигнуть 20 млрд куб. м. Оптимальной схемой в будущем представляется 3-уровневая система газоснабжения (табл. 4).
        В перспективе для развития системы торгов на ЭТП необходимо принять ряд мер:
        1. Ограничить круг получателей дополнительных объемов газа по регулируемым ценам списком социально значимых потребителей.
        2. Исключить несанкционированный отбор газа, принуждая "переборщиков" приобретать газ по свободным ценам на ЭТП.
        3. Необходимо, чтобы органами государственного регулирования был введен повышенный коэффициент (3,0-3,5) за несанкционированный отбор газа.
        4. Исключить экономическими мерами практику хранения излишков газа НП в ГТС ОАО "Газпром".
        5. Ввести ответственность потребителей и РГК за завышение требуемых объемов против объективной потребности при заключении годовых договоров с МРГ.
        6. Разрешить производителям газа его хранение в ПХГ с предоставлением права его продажи в зимний период на ЭТП.
        7. Разрешить потребителям и трейдерам осуществлять покупку газа на ЭТП и его хранение в ПХГ с отбором в зимний период.
        8. В Балансе газа, плане транспорта и договорах на 2008 г. предусмотреть резервирование газа НП для продажи на ЭТП.
        9. Необходимо решить задачи реверсивной продажи (продажи невыбранных объемов) газа.
        В настоящее время ООО "Межрегионгаз" подготовило программу по внедрению современных форм торговли на 2008 г. Новая программа должна выступить связующим элементом между реализацией газа по долгосрочным договорам, продажам газа с поставкой "на месяц" и с продажей газа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ".
        Реализация программы предполагается в два этапа. Первый этап - с апреля 2008 г. проведение торговых сессий с поставкой газа "на следующие сутки". Потенциальные участники суточных торгов - крупные энергетические компании и предприятия с высоким уровнем непредсказуемости и колебаниями суточного потребления газа. Второй этап - реализация торгов с режимом поставки "на 5 рабочих дней". Внедрение данного режима торговли обусловлено тем, что у ряда покупателей ежедневный график потребления газа в рабочие дни стабилен, но в выходные существенно снижается.
        В свою очередь подготовленный проект Постановления Правительства РФ, призванный регулировать деятельность ЭТП в 2008 г., предусматривает общее увеличение объемов продаж газа на ЭТП в 2008 г. до 15 млрд куб. м и выход на режим торгов с поставкой "на следующие сутки". Проектом также предусматривается необходимость представить в сентябре 2008 г. в Правительство РФ предложения о переходе от проведения эксперимента к реализации газа, добываемого ОАО "Газпром" и аффилированными лицами, по не регулируемым государством ценам с использованием электронных технологий на постоянной основе.



    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Товарная биржевая торговля: международный опыт
    Биржевой товарный рынок: трудности становления и перспективы
    Биржевая торговля товарами как способ справедливого ценообразования
    Биржевой товарный рынок МФБ: вчера, сегодня, завтра
    Биржевой товарный рынок - индикатор развития национальной экономики
    Сахарный рынок России: особенности регионального ценообразования
    Обзор по биржевым отделениям товарной продукции на МФБ
    Хеджирование финансовых рисков предприятия с использованием расчетных фьючерсных контрактов
    Биржевой товарный рынок России: текущее состояние и перспективы развития
    О биржевом механизме и работе брокеров
    Итоги первого года работы ЭТП ООО "Межрегионгаз" в рамках эксперимента "5+5"
    Перспективы организации биржевого рынка зерна в России
    Проблемы становления биржевого рынка зерна в России
    Сельхозпроизводители заинтересованы в биржевых торгах
    Главное - создать условия для развития биржевой торговли
    Роль государства в биржевой торговле
    Россия - мировой центр биржевой торговли товарами?
    Размещение государственных заказов на товарных биржах: мертвая норма действующего законодательства или норма будущего для рынка госзакупок?

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100