Casual
РЦБ.RU

Биржевой товарный рынок: трудности становления и перспективы

Декабрь 2007

    В условиях повышенных инфляционных рисков в российской экономике вопросы становления организованного товарного рынка приобретают все большую актуальность. Во всех экономически развитых странах рыночная цена на базовые товары определяется в ходе биржевых торгов, так как данный механизм ценообразования является наиболее прозрачным и объективным. Российский биржевой товарный рынок в настоящее время находится только в начале своего становления. О том, что мешает развитию рынка, сколько времени уйдет на его становление и насколько эффективна действующая правовая база, мы попросили рассказать экспертов и участников рынка.

    1. Охарактеризуйте текущее состояние организованного товарного рынка России.
    2. Какие основные факторы оказывают влияние на его развитие?
    3. Что Вы можете сказать о законодательном регулировании рынка?
    4. Насколько поставщики и покупатели заинтересованы сегодня в развитии биржевого товарного рынка?
    5. Как Вы считаете, кто должен осуществлять регулирование организованного рынка товаров?
    6. Сколько лет, по Вашему мнению, должно пройти, чтобы рынок можно было считать развитым?


    Руслан Трифонов трейдер по производным инструментам компании "БрокерКредитСервис"
    1. Биржевой товарный рынок в России находится в стадии начального развития. Главная причина этого - недостаток законодательного регулирования. Производители биржевых товаров не хотят их продавать через систему биржевых торгов - сегодня это хлопотно и невыгодно. Между тем, если бы торговля всеми биржевыми товарами осуществлялась через биржу, это был бы по-настоящему справедливый и прозрачный рынок. Конечно, в этом случае не обойтись без спекулятивных колебаний цен. Однако в защиту спекуляции могу сказать следующее: это важная составляющая рынка. Если нет спекулянтов, значит, нет ликвидности на рынке и торгов как таковых. В их отсутствие на рынке гарантировано будут высокие ценовые спрэды, т. е. большая разница между ценами покупки и продажи. Для того чтобы товарный рынок заработал, необходимо прежде всего заинтересовать потенциальных участников рынка, чтобы они присоединились к торгам и создали необходимый уровень ликвидности. Тогда появятся предпосылки для более высокотехнологичных решений в сфере организации торгов товарными инструментами.
    2_Безусловно, главное - это политика государства в данном направлении. Власти должны создавать условия для определения объективной цены товара, способствовать развитию конкуренции и инфраструктуры, насыщению внутреннего рынка товарами. К примеру, в 1930-х гг. в США государство с целью развития биржевых товарных отношений принуждало компании продавать не менее 30% биржевых товаров через торговые площадки. Российский рынок сегодня зависит от внешних факторов, наличия спроса на услуги организованного рынка и мировой конъюнктуры товарно-сырьевых рынков.
    3. Основным нормативным документом, регулирующим биржевой товарный рынок в России, является Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле". Также приняты 2 правительственных постановления с целью развития этого закона. Данными постановлениями утверждены "Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле", "Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации" и "Положение о государственном комиссаре на товарной бирже".
    Существующая нормативная база, регулирующая товарные рынки в России, ограничена на уровне подзаконных нормативных правовых актов, что явно недостаточно. Если законодательные требования по отношению к фондовому рынку в целом достаточно хорошо проработаны, то с законами в области срочного и товарного рынков все обстоит гораздо сложнее. Многие аспекты не урегулированы, некоторые положения закона неоднозначно трактуются. Учитывая высокие риски в работе срочных секций и законодательные пробелы, сложно говорить о полноценном развитии рынка.
    Иногда складывается впечатление, что рынок развивается по своим законам, а власти пытаются ограничить эти порывы, хотя именно государство должно быть заинтересовано в развитии в России отечественного товарного рынка. Естественно, это резко снижает возможности и желание многих предприятий, например, элементарно хеджировать ценовые риски, связанные с основной производственной деятельностью. Законодательство - это то, что сегодня необходимо активно развивать.
    4. Безусловно, интерес есть. Для хеджирования рисков к нам приходят крупные клиенты, занятые работой с физическим товаром. Как правило, при выборе инструментов хеджирования они предпочитают инструменты, торгующиеся на лондонских и американских площадках, несмотря на то что в России в последнее время появились реальные альтернативы этим инструментам. Почему это происходит? Ответ очевиден: есть спрос - необходима урегулированная нормативная база. Помимо этого, госорганы должны активно и постоянно подталкивать участников рынка к более активному участию в формировании организованного товарного рынка.
    5. На мой взгляд, следует расширить полномочия ФСФР или органично выделить подведомственную структуру, ответственную за развитие организованной торговли биржевыми товарами.
    6. Российскому фондовому рынку уже более 10 лет, и его вполне обоснованно можно отнести к развивающимся рынкам. Придерживаясь той же логики применительно к товарному рынку, можно сказать, что пройдет не менее 40-50 лет, прежде чем в России появится развитой товарный рынок.


    Виктор Николаев директор Биржи "Санкт-Петербург"
    1. Активность на российском биржевом рынке в настоящее время крайне низкая. Отсутствие заинтересованности у хозяйствующих субъектов в использовании биржевых механизмов при заключении сделок во многом обусловлено желанием коммерческих организаций "оптимизировать" налогообложение и скрыть истинное состояние дел при проведении сделок купли-продажи и осуществлении расчетов по заключаемым сделкам.
    2. В экономике назрела настоятельная потребность в индикаторах, отражающих объективное изменение цен на основные сырьевые товары. В странах с развитыми рыночными отношениями роль подобных индикаторов выполняют цены, складывающиеся на биржевых рынках. Кроме того, сделки с обращающимися на товарных биржах производными финансовыми инструментами (фьючерсами и опционами) позволяют проводить операции страхования ценовых рисков (хеджирование) при планировании будущих операций с реальным товаром.
    Государственная поддержка бирж для привлечения на биржевой рынок крупных производителей и потребителей товаров могла бы благоприятно сказаться на темпах его развития.
    Эта поддержка могла бы способствовать:

  • появлению экономических стимулов для реализации хозяйствующими субъектами на биржевых торгах части биржевых товаров (энергоносителей - нефти, газа, уголя; нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива, мазута; зерна, сахара и др.), в том числе предназначенных для экспорта (на первом этапе обязать производителей реализовывать определенную часть сырьевых товаров через биржи);
  • созданию экономических условий, стимулирующих проведение хозяйствующими субъектами на срочном рынке операций хеджирования;
  • установлению порядка, предусматривающего для предприятий, созданных с участием государства, реализацию и/или закупку сырьевых ресурсов на биржевых торгах.
        3. Развитие биржевой торговли требует усиления роли государства в формировании и регулировании организованных товарных рынков, создании рыночных механизмов влияния на процессы ценообразования.
        Одной из основных задач государства должно стать создание условий и стимулов для заключения хозяйствующими субъектами сделок с реальным товаром на биржах. Только при концентрации спроса и предложения на биржах возможно установление на биржевых торгах объективных цен на товары, которые будут служить ориентиром для определения цен при заключении внебиржевых сделок и проведения закупок для государственных нужд, а также использоваться при определении налогооблагаемой базы.
        С развитием рынка производных финансовых инструментов (фьючерсов и опционов), базисным активом которых являются товары, у хозяйствующих субъектов появятся объективные стимулы к совершению биржевых сделок. Одним из таких стимулов является возможность проводить операции по страхованию ценовых рисков, что в свою очередь создаст предпосылки для дополнительного привлечения банковского капитала в реальный сектор экономики.
        Существующая в настоящее время низкая ликвидность на биржевых рынках в значительной степени сдерживается недостаточной степенью законодательного обеспечения биржевых сделок. В части законодательного регулирования биржевой торговли сегодня действует только Закон "О товарных биржах и биржевой торговле", принятый в 1992 г.
        Для создания законодательной основы требуется внесение изменений и дополнений в ГК РФ, НК РФ, Федеральный закон "О товарных биржах и биржевой торговле" и другие действующие законодательные акты, а также разработка и введение в действие новых законодательных актов, обеспечивающих:
  • определение принципов государственного регулирования биржевой торговли, в том числе на рынке товарных фьючерсов и опционов (на срочном рынке);
  • закрепление за органами исполнительной власти и государственного управления функций государственного регулятора срочного рынка;
  • создание терминологической основы биржевого рынка, и прежде всего срочного рынка;
  • установление порядка осуществления деятельности на организованных товарных рынках (требования к деятельности бирж, клиринговых организаций, биржевых посредников и брокеров), в том числе при обслуживании клиентов на биржевых рынках;
  • правила лицензирования участников биржевого рынка, включая квалификационные требования к лицам, осуществляющим операции на срочном рынке;
  • формирование рыночных механизмов ценообразования;
  • установление особенностей заключения биржевых сделок, их исполнения и налогообложения по зарегистрированным на биржевых торгах сделкам с товарными фьючерсами и опционами.
        4. На мой взгляд, поставщики и покупатели вовсе не заинтересованы в развитии биржевого товарного рынка.
        5. Регулирование рынка должно осуществлять Министерство экономического развития. Сегодня работа ФСФР сводится только к ежегодным проверкам деятельности товарных бирж.
        6. Все зависит от сроков принятия законодательных и иных правовых актов, направленных на создание экономических стимулов.


        Андрей Ли начальник управления стратегических инвестиций ИК "Велес Капитал"
        1. В настоящее время в России организованного товарного рынка нет.
        2. На мой взгляд, к основным факторам, сдерживающим развитие рынка в настоящее время, можно отнести отсутствие:

  • биржевой инфраструктуры при существующей острой потребности в биржевых складах для хранения товара;
  • правовой основы для организации биржевого товарного рынка;
  • заинтересованности участников рынка в наличии биржевой цены.
        3. В настоящее время законодательная база слабая и требует доработок.
        4. Большой заинтересованности в развитии биржевого товарного рынка нет по причинам, указанным выше. Некоторые участники заинтересованы в становлении организованного срочного рынка на товары, но их потребности в хеджировании удовлетворяют международные биржевые площадки.
        5. На мой взгляд, все должно зависеть от базового актива: например, если это сельскохозяйственные культуры, то от Министерства сельского хозяйства.
        6. Как мне кажется, на становление организованного товарного рынка в России может уйти от 2 до 4 лет.


        Николай Солабуто портфельный управляющий ИК "ФИНАМ"
        1. Появившиеся в 1990-1991 гг., в период формирования российского рынка, отечественные биржи первоначально выполняли не свойственные товарным биржам функции, являясь одновременно и биржами (формы организованного рынка), и оптовыми магазинами, и посредническими звеньями торговли. В те годы по числу созданных товарных бирж Россия обогнала, пожалуй, все остальные страны вместе взятые. С началом коренных реформ экономики в 1992-1993 гг. некоторые функции бирж перешли к другим субъектам рынка, а число самих товарных бирж резко сократилось. Уцелевшие биржи встали перед проблемой трансформации своих операций с торговли товарами на торговлю фьючерсными контрактами. Теперь на смену поверхностного интереса к товарным биржам пришло стремление создать фьючерсную биржу на более серьезной, профессиональной основе.
        2. К сожалению, Россия не достигла такого уровня биржевой торговли, которая существует в США, где оптовые закупки товаров, особенно сырьевых и продовольственных, совершаются на биржах. Просто так на биржу никто не пойдет, поэтому участие государства в данном случае необходимо, особенно путем законодательных мер.
        Товарные биржи, прошедшие многовековой путь от локальных рынков наличного товара до высоколиквидных международных рынков срочных контрактов, являются саморазвивающимся рыночным институтом, ставшим неотъемлемой частью производственно-финансовых операций большого числа компаний и организаций. Сохраняя свои оригинальные черты - открытость проведения торговых сессий, конкурентный способ заключения сделок, - биржи совершенствуются за счет технических новаций (пример - электронные системы биржевой торговли), а также путем расширения видов совершаемых операций и торгуемых контрактов.
        3. Проблема с законодательным регулированием стоит достаточно остро. Сейчас основным двигателем развития товарного рынка являются фьючерсные контракты на нефтепродукты и драгметаллы в срочной секции РТС - ФОРТС. Основная сложность состоит в том, что большинство срочных сделок заключаются на внебиржевом рынке; соответственно, они не подлежат юридической защите и приравниваются к сделкам пари. Необходимо отделить внебиржевой срочный рынок от сделок пари, что будет способствовать развитию товарного рынка.
        5. Биржевым регулятором в России является ФСФР, и я не вижу причин для поиска другого регулятора.
        6. Современные западные товарные биржи - результат длительной эволюции различных форм оптовой торговли и одновременно один из видов организованного товарного рынка. У России в данном случае нет времени на эволюционные десятилетние процессы, она нуждается в быстром развитии электронных торгов товарными поставочными контрактами. Уже несколько веков товарные биржи занимают центральное место в рыночной экономике. За это время был накоплен огромный опыт, который может быть полезен нашей стране именно сейчас, когда происходит кардинальное изменение роли товарных бирж в отечественной экономике. В ближайшие 5-7 лет товарные биржи могут стать значимыми, уровень ликвидности позволит привлекать максимально широкий круг инвесторов.


        Алексей Рыжиков президент МФБ
        1. Рынок находится на начальной стадии развития, но при этом создан прочный фундамент для его последовательного эволюционного движения к соответствующему мировому уровню.
        2. К объективным факторам, оказывающим влияние на становление организованного товарного рынка, можно отнести, во-первых, потребность в рыночном ценообразовании товарной продукции ряда отраслей промышленности, вызванную долговременным развитием рынка в связи с отсутствием биржевого сегмента; во-вторых, потребность многих производителей в расширении клиентской базы и запуске прозрачных рыночных механизмов при реализации собственной продукции.
        Среди субъективных факторов можно выделить тот факт, что действия многих монополий на внутреннем рынке заставляют государственные регулирующие органы содействовать выводу продукции других предприятий на биржевой рынок, что в свою очередь должно придать рыночный характер ценообразованию на их продукцию и возродить конкурентную среду в отраслях функционирования других монополий.
        3. Первый год функционирования биржевого товарного рынка показал, что действующее законодательство не соответствует уровню его развития (рынок функционирует на основании закона, принятого в 1992 г.).
        К ведущим проблемам в законодательном регулировании рынка можно отнести: отсутствие методологии биржевого (рыночного) ценообразования, неоднозначность процесса выхода на рынок участников торгов; неразработанность методологии борьбы с манипулирующими ценами; отсутствие требований, позволяющих контролировать уровень участников торгов, аккредитованных на рынке, а также требований к допуску торгующихся товаров; отсутствие положения о раскрытии информации на товарном биржевом рынке и, самое главное, четкого государственного регулятора с нормативно-контрольно-регулирующими функциями.
        4. Добросовестные производители и потребители товаров уже давно заинтересованы в развитии биржевого товарного рынка.
        5. Данную функцию должен осуществлять отдельный государственный регулирующий орган, поскольку биржевой товарный рынок имеет свою специфику и во многих аспектах не совпадает по технологиям своего функционирования с финансовым или фондовым рынком.
        6. В настоящий момент невозможно определить сроки перехода рынка на цивилизованный уровень - все будет зависеть от того, как скоро будут устранены вышеперечисленные проблемы.


        Игорь Ильиных директор по развитию Брокерской компании "Изолла", заместитель председателя биржевого совета товарной секции НП "Московская фондовая биржа"
        1. Биржевой товарный рынок в России только зарождается. Точнее сказать, он восстанавливается после более чем 70-летнего перерыва. В начале 1990-х гг. на товарном рынке перестала действовать командно-административная распределительная система, однако он не мог сразу превратиться в эффективный биржевой рынок. Необходим был переходный период. Хочется надеяться, что мы уходим от так называемого "дикого рынка" и постепенно формируем нормальный цивилизованный товарооборот.
        2. Сейчас на развитие рынка значительное влияние оказывают государственные органы. В настоящий момент их действия весьма прогрессивны и своевременны. Необходимо сломить психологию "дикого рынка", сложившуюся за последние 15 лет, и убедить товаропроизводителей принять более цивилизованные условия.
        3. Современное законодательство адекватно состоянию биржевого рынка. Рынок только развивается, поэтому устаревший и достаточно либеральный закон позволяет сейчас без особых препон строить новые, цивилизованные отношения. Законодательство должно исходить из практики и регулировать деятельность рынка.
        4. Большинство поставщиков и покупателей пока еще не осознали, что работа на биржевом рынке должна вестись по цивилизованным правилам. Для изменения данной ситуации необходимы как принудительные действия государственных органов, так и действия бирж и биржевых брокеров, направленные на просвещение участников рынка.
        5. Не важно, как будет называться государственное ведомство, регулирующее биржевой рынок. Главное, чтобы над этим работали профессионалы именно товарного рынка. Например, между товарной и фондовой биржей существует значительно больше различий, нежели сходств, как в организации деятельности, так и в идеологии торговли. Поэтому ни в коем случае нельзя оценивать их по одним и тем же критериям.
        6. Рынок и сейчас выполняет свои функции. В конце концов, товары производятся, продаются и покупаются. Существуют нерешенные проблемы, которые можно решить с помощью биржевого товарного оборота. В этом случае все зависит от конкретной отрасли. Если это производственная отрасль, то можно говорить о минимальных сроках от 1 до 3 лет. Если это добыча и продажа ископаемых, то сроки зависят от политической воли государства. В сельском хозяйстве процесс может затянуться на неопределенное время. Известно, что крестьяне - самый консервативный слой общества. Их от рынка насильно отучали десятилетиями, так что и обратный процесс может занять много времени.


        Виталий Карабовский руководитель аналитического отдела ИФК "Солид"
        1. В настоящее время организованный товарный рынок не развит. Определенные наработки имеются в электроэнергетике. Товарные фьючерсы на биржах представляют собой лишь мизерную долю того, что продается на стихийном рынке.
        2. Для развития организованного товарного рынка необходима определенная культура общества, привычка приобретать товары на организованном рынке. Кроме того, необходима соответствующая инфраструктура. В настоящее время мы находимся лишь в начале пути по приобретению навыков работы на организованном товарном рынке. Скорее всего, со временем мы сможем приблизиться к стандартам работы товарных рынков развитых зарубежных стран.
        3. Говорить только о необходимости наличия законодательного регулирования не имеет смысла. Законы могут быть приняты. Но они не будут работать. Как было сказано выше, необходим целый комплекс условий, чтобы система могла эффективно функционировать, в том числе и соответствующее законодательство.
        4. Пока нельзя говорить о существенной заинтересованности.
        5. Думается, не следует изобретать велосипед - необходимо изучение опыта зарубежных организованных товарных рынков и его использование при определении функций организаторов, участников, регуляторов рынка.
        6. Скорее всего, дело не ограничится несколькими годами. Это не торговля акциями. Вероятно, в ближайшее десятилетие подобный вопрос может быть решен.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Товарная биржевая торговля: международный опыт
    Биржевой товарный рынок: трудности становления и перспективы
    Биржевая торговля товарами как способ справедливого ценообразования
    Биржевой товарный рынок МФБ: вчера, сегодня, завтра
    Биржевой товарный рынок - индикатор развития национальной экономики
    Сахарный рынок России: особенности регионального ценообразования
    Обзор по биржевым отделениям товарной продукции на МФБ
    Хеджирование финансовых рисков предприятия с использованием расчетных фьючерсных контрактов
    Биржевой товарный рынок России: текущее состояние и перспективы развития
    О биржевом механизме и работе брокеров
    Итоги первого года работы ЭТП ООО "Межрегионгаз" в рамках эксперимента "5+5"
    Перспективы организации биржевого рынка зерна в России
    Проблемы становления биржевого рынка зерна в России
    Сельхозпроизводители заинтересованы в биржевых торгах
    Главное - создать условия для развития биржевой торговли
    Роль государства в биржевой торговле
    Россия - мировой центр биржевой торговли товарами?
    Размещение государственных заказов на товарных биржах: мертвая норма действующего законодательства или норма будущего для рынка госзакупок?

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100