Casual
РЦБ.RU

Россия: тест на рейтинг "А"

Декабрь 2007


    Любимой жене и дочке посвящается.

    В цикле статей 2001-2002 гг. (№ 16, 20, 23 за 2001 г., № 3, 5, 12 за 2002 г.) были рассмотрены существующие принципы оценки странового риска и на примере Российской Федерации проанализирован ряд факторов странового риска, получены качественные и количественные оценки. В настоящей статье дан краткий обзор динамики факторов странового риска за последние годы, рассмотрены возможности повышения суверенного рейтинга России.

    Большинство рейтинговых агентств считают, что страновой риск состоит из двух компонентов: способности платить и желания (готовности) платить. Подходы рейтинговых агентств к анализу риска различаются количеством учитываемых факторов и моделями оценки. Со способностью платить связывают экономический и финансовый риски. Политический же риск определяют согласием, готовностью платить. При этом для развивающихся рынков основную роль играет именно политический риск.
    Рейтинговая история России началась с октября 1996 г. (рис. 1). Практически одновременно страна получила рейтинги от Standard & Poor's и Fitch, а еще через месяц - от Moody's. Последнее на текущий момент повышение рейтинга было сделано Fitch и S&P летом-осенью 2006 г., а Мооdy's не меняло своих оценок с октября 2005 г., и по этой причине рейтинг России от Moody's на ступень ниже других рейтингов. Текущее положение России по рейтингам среди других стран представлено в таблице.
    Попытаемся ответить на вопрос: есть ли шансы у России в ближайшее время подняться на следующую рейтинговую ступень с заветной буквой "А"?
    Рассмотрим применительно к России с 1999 г. динамику основных факторов странового риска, принимаемых в расчет большинством рейтинговых агентств.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ

    В первую очередь необходимо рассмотреть показатели, связанные с внешним долгом Российской Федерации. Наблюдающийся в последние годы на мировых рынках рост цен на сырьевые товары (прежде всего на нефть) существенно увеличил стоимость российского экспорта. С другой стороны, рост российской экономики привел к значительному притоку в страну долгового капитала. Как следствие - профицит государственного бюджета, быстрый рост золотовалютных резервов страны (ЗВР) и сокращение государственного внешнего долга (рис. 4-6)1.
    В течение последних нескольких лет ВВП России растет примерно на 7% в год. Это существенно превосходит темп роста мирового ВВП и тем более рост ВВП в развитых странах. Например, по оценкам МВФ, рост мирового ВВП в 2007 г. составит 4,8%, в США - 1,9%, в еврозоне - 2,1%, а в России - 6-7%. По уровню ЗВР наша страна занимает 3-е место в мире после Китая и Японии, при этом среднегодовые темпы роста ЗВР в России самые высокие среди стран - лидеров по объему ЗВР. В данных условиях коэффициент покрытия уже давно превысил международно признанный критерий достаточности международных резервов (3 мес.) и составляет около 21 мес. Государственный внешний долг России с 1999 г. сократился в 3,5 раза. С 2004 г. Россия является внешним нетто-кредитором. Вместе с тем необходимо отметить растущую внешнюю задолженность частного сектора экономики. Нередко в связи с этим в СМИ проводятся параллели с азиатским кризисом 1997 г., одной из причин которого считается резко выросший частный долг азиатских компаний. Однако, с одной стороны, около 80% внешнего долга России - это долгосрочный долг, а с другой, согласно мнению экспертов МВФ, нормальным считается отношение совокупного внешнего долга страны к ВВП, равное 40%. Сейчас в России этот показатель приближается к 30% (рис. 7). Тем не менее в условиях сниженной мировой ликвидности, чтобы предупредить возможные проблемы в будущем, данный вопрос заслуживает постоянного мониторинга.
    Вторая группа показателей, принимаемых в расчет рейтинговыми агентствами, - это показатели, связанные с платежным балансом страны. В их число прежде всего входит соотношение сальдо текущего платежного баланса (ТПБ) и ВВП, ТПБ и экспорта. Счет текущих операций в определенном смысле характеризует связь экономики страны с внешним миром. Многие страновые текущие внешние задолженности начинались именно с дефицита по данному счету платежного баланса. Однако для проведения сравнения недостаточно знать размер сальдо по указанному счету - необходимо соотнести эту величину с размерами экономики государства. Соответственно, чем больше профицит по данному счету относительно масштабов экономики страны (ВВП), тем меньше потребность во внешних заимствованиях и вероятность того, что правительство будет не в состоянии обслуживать свои долги. Состояние платежного баланса для открытой экономики отражает почти все аспекты ее функционирования: на него влияют эффективность и сущность проводимой государством денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, политическая стабильность, эффективность сложившейся производственной системы, состояние финансовых и товарных рынков и т. д.
    С 1998 г. Россия имеет положительное сальдо текущего платежного баланса. При этом продолжает сохраняться достаточно сильная (хотя и постепенно снижающаяся) зависимость экспортной выручки от цен на энергоносители. Благоприятная ситуация на мировых сырьевых рынках (и в первую очередь нефтяных) способствовала значительному (в том числе опережающему рост импорта) росту стоимости российского экспорта. На данный момент ситуация с ТПБ не вызывает беспокойства (рис. 8) и риски по рассмотренным факторам близки к минимальным. Следует отметить, что в последний год происходит постоянное снижение текущего сальдо платежного баланса, с одной стороны, в связи с ростом импорта, а с другой - с растущим притоком капитала (см. выше - рост частного долга, например). Такая ситуация благоприятствует политике сдерживания инфляции, но при существенном снижении ТПБ может потребоваться переоценка риска по данному показателю.
    В третью группу показателей, учитываемых при анализе финансово-экономической составляющей странового риска, входят показатели, связанные с денежно-кредитной политикой: уровень инфляции, стабильность обменного курса. Банк России в последние годы старается проводить политику управляемого плавающего валютного курса, используя в качестве операционного ориентира бивалютную корзину. Курсовая политика, с одной стороны, направлена на недопущение чрезмерного укрепления рубля (что отрицательно сказывается на экспортерах), а также на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. С другой стороны, она реализуется с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов. В итоге, например, с конца 2002 по август 2007 г. реальное укрепление рубля составило 32%, а в октябре 2007 г. рубль укрепился на 4% по отношению к доллару США (во многом из-за ослабления позиции доллара в мире). Укрепление рубля пока остается основным инструментом в борьбе с инфляцией. По мнению представителей Банка России, укрепление рубля на 1% дает снижение инфляции примерно на 0,3 п. п. Действительно, с 1998 г. по лето 2007 г. инфляция снижалась каждый год и в 2006 г. достигла 9%. Однако в силу разных причин осенью 2007 г. произошел резкий инфляционный скачок. Как следствие, вместо запланированных 8% инфляция в этом году может составить около 11%, и, вероятно, в следующем году она превысит прогнозные 7%. А значит, Банку России, по-видимому, не удастся избежать дальнейшего укрепления национальной валюты. С точки зрения оценки странового риска складывающаяся ситуация с инфляцией далеко не критическая, однако она требует усилий по стабилизации и постоянного контроля в дальнейшем. Кроме того, следует иметь в виду, что укрепление рубля ухудшает мировую конкурентоспособность российских экспортирующих ненефтяных отраслей, что может замедлить в итоге рост ВВП.
    Таким образом, позитивная динамика последних 9 лет очевидна. Безусловно, есть определенные моменты, требующие постоянного внимания, но все свидетельствует о возможности и способности правительства страны погашать внешние долги.
    Сравним данные России с показателями других стран, а точнее, со средними значениями для разных рейтинговых групп. Используем не принципиальное допущение: данные за прошлый и будущий год рассмотрим для текущего рейтингового списка (рис. 9-12).
    Россия по многим макроэкономическим показателям превосходит своих "одноклассников по рейтингу" и, более того, успешно конкурирует со странами из групп с рейтингом А и выше (например, Саудовской Аравией, Польшей).

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ

    При анализе социально-политического риска в первую очередь уделяется внимание факторам внешних и внутренних конфликтов, которые несут прямую угрозу иностранным инвестициям. Здесь следует отметить очередной виток напряженности в отношениях с США по поводу размещения элементов ПРО в Европе (в качестве ответной меры 7 ноября 2007 г. Государственная дума утвердила внесенный Президентом РФ законопроект о моратории на ДОВСЕ), независимости Косово, по иранскому вопросу и др. В последнее время ухудшились отношения России с Великобританией, регулярно провоцируются конфликтные ситуации со стороны Грузии. Следует отметить, что инициатива эскалации напряженности принадлежит не нашей стране и что Россия декларирует готовность решать любые проблемы в рамках правового поля и без ущерба национальной безопасности. Отметим, что за последние годы динамики ухудшения ситуации по уровню внутренних конфликтов не прослеживается и совокупный риск по фактору конфликтов остается примерно на том же уровне.
    Политический риск включает в себя также оценку институциональной системы государства. Одним из наиболее удачных подходов к количественному описанию институциональной среды считается методика Всемирного банка. Разработанные им индикаторы управления показывают не только слабость институциональной системы России, но и негативную динамику в течение последних нескольких лет, что означает, естественно, возрастающий риск.
    Оценка политической компоненты риска включает в себя также оценку социально-экономической ситуации в стране. С одной стороны, в России растет социальное неравенство: соотношение доходов 10% самых богатых людей и бедных увеличилось с 13,9 в 2000 г. до 15,3 в 2006 г. В то же время в стране прослеживается позитивная динамика по такому более комплексному показателю, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (с 0,747 в 1999 г. до 0,797 в 2004 г.). Следовательно, можно считать, что в динамике риск по данному фактору снижается.
    Отдельное внимание рейтинговые службы уделяют оценке уровня непотизма и доли военных во властных структурах, а также коррупции. Пока позитивной динамики по данным вопросам не прослеживается: семейственность в тех или иных формах осталась, число военных в государственном аппарате, пожалуй, даже растет, а индекс восприятия коррупции CPI уменьшился с 2,4 в 1999 г. до 2,3 в 2007 г. (Россия по уровню восприятия коррупции находится на 143-м месте).
    Таким образом, совокупный уровень социально-политического риска продолжает оставаться на высоком уровне, демонстрируя по ряду показателей негативную для странового риска динамику.
    Выборочное сравнение по ряду показателей политического риска (рис. 13-14) тоже оказывается не в пользу России.

ВЫВОДЫ

    С 1999 г. Россия демонстрирует уверенную позитивную динамику основных макроэкономических показателей. Текущее финансово-экономическое положение страны достаточно устойчивое. Финансово-экономический риск, как составляющая странового риска, неуклонно снижается. По макроэкономическим данным Россия легко конкурирует со странами с рейтингом группы А.
    Вместе с тем по-прежнему много нерешенных вопросов в социально-политической сфере, и, следовательно, уровень политического риска остается высоким. Сравнение со странами в этой области свидетельствует не в пользу России и существенно уменьшает наши шансы на повышение рейтинга в ближайшее время.
    Таким образом, именно от снижения политического риска будет зависеть дальнейшее повышение суверенного рейтинга России. Наиболее вероятный сценарий - повышение рейтинга после президентских выборов, когда появится определенность с распределением полномочий и политическим курсом страны на ближайшие годы.
    В то же время нельзя исключать сценария, при котором еще до президентских (а возможно, и думских) выборов России будет "авансом" присвоен рейтинг группы А (А- или А3). В этом случае наиболее объяснимыми были бы такие действия со стороны Moody's - агентству нет смысла поднимать рейтинг России на одну ступень и подтверждать уже имеющиеся рейтинги, целесообразно было бы присвоение суверенного рейтинга сразу на две ступени выше, т. е. А3. Причем такой шаг, сделанный до выборов, принес бы "дивиденды" не только действующей государственной власти, но и самому агентству. Как будут развиваться события - покажет время.

  • Рейтинг
  • 4
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему


  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100