Casual
РЦБ.RU

IR, PR и корпоративное управление: координация и границы ответственности

Ноябрь 2007

    Профессия специалиста по связям с инвесторами появилась в России сравнительно недавно. При этом интерес инвесторов к деятельности компании постоянно возрастает. Увеличиваются и информационные запросы - одной лишь отчетности по МСФО теперь уже недостаточно. Все это приводит к активному развитию рынка IR-услуг, что выражается как в создании собственных подразделений по работе с инвесторами в структуре компаний, так и в возникновении специализированных IR-агентств.

    1. Какова роль IR как посредника между компаниями и инвесторами?
    2. Какие сферы IR-бизнеса должны быть стандартизированы?
    3. Кто сейчас работает в сфере IR и как, по-вашему мнению, следует готовить специалистов для IR?
    4. Согласно опросу, проведенному ЗАО "Интерфакс бизнес сервис", лишь 6 из 20 опрошенных аналитиков инвестбанков хотели бы видеть руководителей IR-службы на переговорах с компаниями. Чем это вызвано?


    Ольга Ринк директор по связям с общественностью НП "Национальный депозитарный центр"
    1. С тем чтобы составить представление о функциях специалистов по связям с инвесторами и перспективах развития IR-сервисов, НОА "Ассоциация распространителей финансово-экономической информации" весной 2007 г. провела большое исследование. Результаты анализа показывают, что IR-специалисты работают одновременно по "обязательной" и "произвольной" программе. На них, как правило, возлагается значительная часть функций по раскрытию информации: работа с фактами, годовыми и квартальными отчетами, сайтом, т. е. основными каналами коммуникаций. И почти все российские эмитенты уже научились это делать в соответствии с требованиями регуляторов и бирж. Впрочем, согласно исследованию Webranking, проведенному среди 30 крупнейших российских компаний, только 2 эмитента раскрывают информацию о финансовом состоянии через Интернет на уровне европейских стандартов.
    С другой стороны, чем больше эмитентов, тем острее конкуренция за внимание, признание, любовь, если хотите, инвестиционной аудитории. Нефинансовые факторы дают, по статистике, до 60% капитализации эмитента. Так, в 2006 г. эксперты MBO оценили один из самых дорогих брэндов мира, интернет-компанию Google, в 66,4 млрд долл., что составляет почти 45% от ее рыночной капитализации. Google, Zara, Apple и Nintendo, инновационные организации - лидеры роста текущего года в ежегодном рейтинге BusinessWeek "Самые ценные брэнды мира". К слову, при оценке брэнда Interbrand, например, берет за основу не только данные экспертов, но и финансовые показатели. Мультипликаторы для аналогичных компаний внутри одного сектора могут различаться в несколько раз. И это нормально. Тем сложнее задача для IR-специалистов - позиционировать своего эмитента как № 1 в пространстве этих коэффициентов.
    Как следствие, стратегия инвестиционного маркетинга взаимосвязана с общей коммуникационной стратегией, и даже шире - со стратегией в целом, поскольку влияние на финансовую и другие ее составляющие не менее заметно.
    Если оценивать влияние IR в деньгах, то это миллионы и миллиарды долларов роста (или потери) капитализации, привлеченных ресурсов или экономии на процентах по займам.
    2. Формально, согласно государственным нормативным документам, в России пока такой специальности нет. Необходимо описать функциональные требования к должности специалиста по связям с инвесторами, чтобы и руководители, и акционеры, и HR-специалисты, и поставщики услуг одинаково понимали зачем нужен IR-специалист, чем он занимается и т. д. АРФЭИ подготовила комплект таких документов, получила на него положительное заключение признанных экспертов и направила предложения в государственные структуры. Хотя однозначного ответа, одного рецепта для всех не бывает. Как показывает практика, очень многое зависит от личных качеств сотрудников, ситуации в организации, конкретных задач.
    IR-сервисы - очень сложная, инфраструктурная, высокотехнологичная, развитая индустрия, которая предлагает инструменты коммуникаций с миллионами инвесторов в разных странах, их "таргетирования", раскрытия информации. И по мере роста количества инвесторов у российских эмитентов (а у крупнейших отечественных предприятий число акционеров сейчас достигает 120-150 тыс.), увеличения количества самих эмитентов необходимо совершенствовать стандарты, согласовывать их с мировыми, чтобы и "обязательная программа" раскрытия информации стала более эффективной.
    3. На российском рынке наблюдается дефицит кадров, и где их искать, зачастую непонятно. Что касается системы подготовки IR-специалистов, сошлюсь на исследование АРФЭИ: как правило, для них обязательно экономическое образование, владение русским и английским языками. MBA и дополнительные сертификаты по специализации желательны. Вот только система обучения и сертификации в России отсутствует. Это системная задача, которую еще предстоит решить. Пока знания собирают по крупицам.
    Уверена, что специальный проект Investor Relations, который готовят совместно Издательский дом "РЦБ" и Ассоциация распространителей финансово-экономической информации, будет полезен участникам рынка. Есть и другие формы обсуждения: конференции, круглые столы, блоги.
    4. Для бизнеса очень важны личностные качества представителей мажоритарных акционеров и руководителей - CEO, CFO и др. Поэтому приоритетным, конечно, для инвестиционных "офицеров" является знакомство с первыми лицами. Руководителю компании-эмитента нужно быть готовым к такому общению, в том числе и выделять на это время. Но руководитель подразделения по связям с инвесторами должен уметь коммуницировать (прошу прощения за англицизмы, но они неизбежны в среде IR) позицию компании во всех форматах и при необходимости участвовать во встречах с аналитиками.


    Ольга Буянова генеральный директор IR-агентства FlashComm
    1. Прежде всего оговоримся, что мы сейчас имеем в виду IR-агентство, а не внутреннего IR-специалиста, так как его трудно назвать посредником, скорее он часть компании. А роль IR-агентства заключается в помощи IR-специалисту эмитента в проведении масштабных мероприятий или исследований, которые требуют единовременного привлечения большого количества специалистов высокого уровня, наличие которых в компании на постоянной основе не оправданно. Также IR-консультант, как и любой сторонний консультант, помогает клиенту получить стороннее, независимое мнение о деятельности компании и непосредственно самого внутреннего IR-специалиста (если он есть), привнести в IR-деятельность компании новые идеи и возможности их реализации.
    2. На наш взгляд, стандартизировать сферы бизнеса IR достаточно сложно. На данном этапе развития профессии это практически невозможно. Наверное, было бы разумным все-таки четче определить функции и составить стандартные должностные инструкции IR-специалиста в компании, а также обозначить рамки его ответственности.
    3. Сейчас в IR-сферу приходят люди разных специальностей: это может быть финансовый журналист, финансовый PR-менеджер, аналитик или сотрудник инвестиционного банка. В IR-специалисте должны в первую очередь сочетаться хорошее знание финансов и экономики с коммуникационными навыками, пониманием принципов работы со СМИ и коммуникабельностью, широким кругозором. К тому же необходимы умение держать удар, способность быстро ориентироваться в любых непредвиденных ситуациях и умение работать с широким кругом различных инвесторов.
    На мой взгляд, дипломирование специалистов в сфере IR должно быть организовано по примеру MBA, т. е. тонкости профессии надо объяснять уже людям с опытом работы по этой специальности.
    4. Если речь идет об аналитике банка-инвестора, то все очень просто: руководство компании без своего IRO может допустить вполне естественные для неподготовленного человека ошибки. А IR-специалист может сгладить острые вопросы, например не допустить преждевременной утечки информации. Аналитиков можно понять: им интереснее видеть истинное лицо руководства компании, а не заранее отрепетированные ответы и жесты IR. Ведь, в конце концов, руководит компанией, в которую инвестор вкладывает деньги, первое лицо, а не IRO.


    Владислав Смыслов директор департамента взаимодействия с инвесторами ОАО "Северо-Западный Телеком"
    1. Стратегическая роль Investor Relations - коммуникации с различными аудиториями и организациями, которые могут оказать влияние на стоимость ценных бумаг с целью обеспечения справедливой оценки рынком стоимости компании. Поэтому основная задача IR-специалиста - организация мероприятий по обеспечению эффективного взаимодействия с инвесторами, аналитиками, деловыми СМИ и партнерами для оперативной передачи точной информации о состоянии дел в компании и при необходимости составление комментариев к ней. От того, насколько успешно IRO будет выстраивать и поддерживать отношения с инвестиционным сообществом, зависит осведомленность инвесторов о компании и в итоге курс ее ценных бумаг.
    2. Профессиональная деятельность IR-специалиста регулируется множеством стандартов, имеющих юридическую силу, - начиная со стандартов бухгалтерского учета и заканчивая правилами бирж и регуляторов рынка о раскрытии информации, законодательством об акционерных обществах и рынках капитала и пр. Требование соответствовать всем им - весьма сложная задача, особенно если приходится работать в нескольких юрисдикциях, например в случае обращения ценных бумаг компании в России и за рубежом, поэтому унификация стандартов раскрытия информации между различными рынками и юрисдикциями является приоритетной.
    На наш взгляд, необходимо задуматься о создании Профессионального кодекса IRO, который бы регулировал различные сферы деятельности данной профессии: правила поведения, нормы этики и владения инсайдерской информацией, принципы взаимоотношений с инвесторами и аналитиками, отношение к профессии, квалификацию IR-специалистов и пр.
    3. Профессия IR-специалиста относительно новая для России, поэтому исторически такими специалистами становились сотрудники компаний, занимавшиеся связями с общественностью, либо финансисты, работавшие с ценными бумагами, а также специалисты профессиональных участников рынка ценных бумаг - трейдеры, аналитики и пр., понимавшие потребности инвестиционного сообщества.
    Очевидно, что специалист по связям с инвесторами должен обладать коммуникационными навыками, знанием финансовой отчетности и финансового анализа, основами акционерного права, владеть английским языком и обязательно разбираться в специфике бизнеса своей компании. Учитывая такую "многофункциональность", подготовка специалистов по связям с инвесторами, на мой взгляд, должна вестись в высших учебных заведениях либо в бизнес-школах в рамках отдельной дисциплины, поскольку спрос на IRO в России будет только расти по мере появления все большего числа публичных компаний.
    4. Как я сказал ранее, основная задача IR - это построение эффективных коммуникаций между внешними пользователями информации о компании и компанией, в том числе коммуникации с CEO и CFO. Мы понимаем потребности инвесторов и аналитиков в получении достоверной информации из первых рук и поэтому стремимся обеспечить прямой диалог с топ-менеджментом компании. В частности, что касается Северо-Западного Телекома, то со всеми изучающими компанию аналитиками (35-40 специалистов) у нас установлены прекрасные рабочие отношения, при необходимости любой аналитик обращается к нам с вопросом и получает исчерпывающий ответ в самое короткое время.


    Александр Дюжинов начальник отдела по работе с инвесторами ОАО "ОГК-1"
    1. Специалист по связям с инвесторами должен выполнять функцию посредника между инвесторами и топ-менеджментом компании. Основная задача IRO - обеспечить наиболее эффективный доступ участников инвестиционного сообщества к компании и ее руководству. Аналитики и инвесторы должны иметь номер телефона специалиста по IR и иметь возможность задать ему вопрос, предложить провести встречу с руководством и т. д. Зачастую само руководство, напрямую не связанное с коммуникативной функцией в компании, неохотно идет на контакт с аналитиками и инвесторами. Именно поэтому в таких ситуациях (а они наиболее распространены) возрастает роль IR-менеджера, который должен обеспечить легкий и необременительный для инвесторов и аналитиков доступ к информации о компании.
    2. Необходимо стандартизировать взаимодействие внутренних служб компании и IR-отдела по вопросам сбора информации для дальнейшего раскрытия. Кроме того, следует стандартизировать процедуры сбора информации для ответов на запросы аналитиков.
    3. К сожалению, в сфере IR работает много "почти IR-специалистов". К ним относятся специалисты, которые занимаются PR, маркетингом и прочими смежными профессиями. На мой взгляд, специалист по IR, помимо всего прочего, должен иметь юридическое и (или) экономическое образование для обеспечения раскрытия информации согласно требованиям ФСФР. На рынке много IR-специалистов, которые сильны в каких-то отдельных IR-областях, например делают замечательные IR-страницы сайтов своих компаний, но забывают про то, чем они просто обязаны заниматься. Знаю примеры, когда при отлаженной работе с аналитиками, при создании качественного IR-инструментария (сайт, презентации) сотрудники IR-отдела забывают своевременно раскрывать информацию и предоставлять сведения в ФСФР.
    Как должны готовиться IR-специалисты? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый IR-специалист имеет свой путь становления и развития. Например, я, получив юридическое образование, сначала специализировался на ценных бумагах, после чего решил посвятить себя IR.
    4. Вероятно, некоторые аналитики полагают, что IR-менеджер не обладает тем объемом информации, который им необходим. Бывает, что аналитики просто не доверяют отдельным IR-специалистам. Думаю, для того чтобы делать общие выводы, необходимо опросить гораздо большее число аналитиков.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Проблемы и перспективы привлечения инвестиций предприятиями среднего бизнеса
Перспективы ипотеки в России. По материалам конференции "Ипотечное кредитование в России: инструменты повышения доходности"
ОПК России: по пути реформ
Российские предприятия ОПК: рост производства и инвестиций
Консолидация российского бизнеса продолжается
Практика IR-работы в компании "Гражданские самолеты Сухого"
Двигателестроение как драйвер роста предприятий ОПК
Рождение сверхновой
IR, PR и корпоративное управление: координация и границы ответственности
Профессия IR: становление, тенденции развития и перспективы (Исследовательский проект НОА АРФЭИ)
Презентация квартальных и годовых результатов: анализ лучшей практики
Информационная политика публичных компаний: специфика, трудности, решения
Опыт построения IR-службы в компании реального сектора
Роль механизма IPO в развитии фондового рынка России
Процессы M&A в российской металлургии набирают силу
Консолидация российского бизнеса продолжается
Основные причины бума приобретений с помощью LBO
Стратегия, стоимость бизнеса и корпоративное управление для средних компаний

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100