Casual
РЦБ.RU

Консолидация российского бизнеса продолжается

Ноябрь 2007


    Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) была создана в конце 2006 г., примерно через 2 года после того, как президент Владимир Путин объявил о реформировании авиационной промышленности. Основной целью ее формирования является объединение всех российских авиастроительных предприятий в единую структуру.

    В советское время доля ВПК в ВВП страны достигала, по разным оценкам, 25-30%, в настоящее время этот показатель составляет около 3-4%. Эксперты дают разные оценки относительно уровня расходов на вооружение в доперестроечное время и сейчас. Однако объективно можно констатировать, что в последние 15 лет как инфраструктурная база, так и технологии заметно устарели, несмотря на заверения отраслевых специалистов в том, что некоторые модели нашей военной техники на 5-10 лет опережают зарубежные аналоги. С одной стороны, это вполне возможно, но, с другой стороны, военные технологии разрабатываются и испытываются десятилетиями. Таким образом, получается, что российский ВПК до сих пор "хвастается" моделями, разработанными еще в советское время, т. е. как раз в следующие 5-10 лет возможна приостановка внедрения новых моделей техники и технологий, связанная с разрывом в их разработке в период перестройки.
    Основной идеей создания ОАК является интеграция всех отраслевых предприятий в единую структуру для более продуктивного управления процессами разработки, производства и реализации продукции. Это позволит сократить конкуренцию внутри страны, сконцентрироваться на продвижении определенных, не пересекающихся брэндов за рубежом и повысить инвестиционную привлекательность всей структуры, снизив кредитные риски и, как следствие, ставки привлечения финансовых ресурсов. Естественно, такая структура также несет в себе определенные риски. В частности, отсутствие конкуренции может спровоцировать снижение качества продукции, предоставляемой внутренним потребителям. Однако в данном случае вполне вероятно срабатывание внешнего регулятора, который будет отражать спрос на продукцию российского ВПК на мировом рынке.
    В Объединенную авиакорпорацию вошли как полностью государственные предприятия, так и частные: АХК "Сухой", АК "Ильюшин", ОАО "Туполев", ОАО "Сокол", ОАО "Иркут". Кроме того, для объединения в ближайшее время планируется акционировать некоторые ГУПы, в частности РСК "МиГ". В настоящее время уже ведутся переговоры о возможном вхождении в состав ОАК самолетостроительных предприятий Узбекистана и Украины. Кроме того, представители ОАК заявляют о возможности выкупа у ВТБ 5% акций европейского авиаконцерна EADS. Однако с учетом того, что этот пакет стоит более 1 млрд долл., такая возможность у российского предприятия появится не скоро, тем более что пакет акций может рассматриваться исключительно как портфельная инвестиция, хотя может стать и одним из поводов для расширения сотрудничества двух холдингов.
    Основными задачами ОАК являются развитие военного и гражданского авиапрома. И если удерживаемая российскими предприятиями доля рынка боевых самолетов составляет около 25%, то гражданское авиастроение в период перестройки практически перестало существовать. Таким образом, наиболее приоритетным направлением деятельности сформированного холдинга является попытка увеличить долю продаж гражданских самолетов. И если рынок дальнемагистральной авиации практически полностью поделен между американской Boeing и европейской Airbus, то в секторе региональных самолетов у нас есть шансы потеснить зарубежных конкурентов, в том числе и административными мерами. Таким образом, объединение авиапредприятий позволит создать структуру, в которой возможно как использование военных технологий в мирных целях, так и поддержка отдельных направлений деятельности, в том числе НИОКР, через перераспределение средств в рамках всей структуры.
    В результате практически отсутствовавшего в период перестройки финансирования и существенного снижения оборонного заказа к настоящему моменту возникла острая необходимость в модернизации производственных мощностей и в профессиональной подготовке кадрового состава авиастроительных предприятий. По оценкам главы ОАК Алексея Федорова, кроме заложенных в бюджете на 2008-2010 гг. 6 млрд руб., ежегодно на поддержание вспомогательных производств необходимо еще около 50 млрд руб. В целом в соответствии со стратегией развития авиапрома надо вложить около 35 млрд долл. до 2015 г. В связи с длительным циклом производства кредиты и займы, привлекаемые компанией, в основном расходуются на пополнение оборотных средств. Таким образом, возможное IPO ОАК, о котором периодически твердят чиновники всех уровней, является наиболее простым и дешевым способом привлечения необходимых средств. Как уже было отмечено, доля государства в ОАК составляет чуть более 90%, вследствие чего размещение 15% акций среди частных инвесторов не ослабит контроля над предприятием со стороны основного акционера. Именно об этой доле и идет речь.
    В связи с тем что дальнейшие перспективы российского авиапрома выглядят весьма туманными, а инвестиции в него могут носить исключительно долгосрочный характер, привлечение частных инвесторов является непростой задачей. По заявлению вице-президента ОАК Валерия Безверхнего, в настоящее время подписано соглашение с Банком развития о возможности участия последнего в капитале авиапредприятия. По его оценкам, сделка может принести около 1,5 млрд долл. Впрочем, от публичного размещения акций в будущем никто пока не отказывается, и не исключено, что, по мере того как компания будет "обрастать" новыми заказами и своевременно выполнять их, ее капитализация будет увеличиваться и позволит основному акционеру заработать, снизив свой пакет до контрольного, а впоследствии и блокирующего. Хотя, конечно, в ближайшие несколько лет, даже в случае интенсивного успешного развития ОАК, лишаться контроля над ней совершенно недопустимо для государства, так как, во-первых, это может повысить риски утечки информации о российских технологиях за рубеж и, во-вторых, в компании только формируется круг задач. Частные инвесторы в случае получения контроля над предприятием могут их подкорректировать с учетом своих интересов.
    Кроме того, обновление производственной базы и рост количества заказов будут способствовать повышению капитализации ОАК, что, в свою очередь, выльется в новые возможности как для привлечения заемных средств, так и для выпуска новых акций. Хотя г-н Безверхний недавно уже заявлял о том, что компания может привлечь более 5 млрд долл. за счет облигационного займа, однако с учетом того, что активы ОАК при создании были оценены в 3,6 млрд долл., эти планы, видимо, также будут реализованы только через несколько лет. Впрочем, привлечение слишком больших финансовых ресурсов пока также не до конца обосновано и может вылиться в нецелевое использование средств. Одной из причин этого является отсутствие молодых квалифицированных кадров, способных развивать российскую авиапромышленность. Как следствие, большое количество вновь сформированных рабочих мест в этом секторе может оказаться просто невостребованным, в результате чего "перекос" 1990-х гг. может перейти в другой, совершенно противоположный, но с аналогичным результатом.
    В целом я считаю, что процесс объединения российских авиапредприятий является объективно необходимым для выхода из сложившейся кризисной ситуации. Кроме того, это позволит в определенной степени завуалировать перед другими военными державами рост расходов на разработку новых видов вооружений для ВПК, что очень настораживает мировое сообщество. Основным результатом этого процесса должен стать качественный рывок в развитии авиастроения, так как по планам правительства производство военной авиатехники должно быть увеличено в 4 раза, а гражданской - в 37 раз, о чем заявил недавно первый вице-премьер РФ Сергей Иванов. Но участие полностью частного капитала в нем пока маловероятно, в связи с чем развитие этого сектора в ближайшие годы будет основано преимущественно на государственных инвестициях как посредством привлечения определенных финансовых компаний в капитал ОАК, так и путем предоставления кредитов.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Проблемы и перспективы привлечения инвестиций предприятиями среднего бизнеса
Перспективы ипотеки в России. По материалам конференции "Ипотечное кредитование в России: инструменты повышения доходности"
ОПК России: по пути реформ
Российские предприятия ОПК: рост производства и инвестиций
Консолидация российского бизнеса продолжается
Практика IR-работы в компании "Гражданские самолеты Сухого"
Двигателестроение как драйвер роста предприятий ОПК
Рождение сверхновой
IR, PR и корпоративное управление: координация и границы ответственности
Профессия IR: становление, тенденции развития и перспективы (Исследовательский проект НОА АРФЭИ)
Презентация квартальных и годовых результатов: анализ лучшей практики
Информационная политика публичных компаний: специфика, трудности, решения
Опыт построения IR-службы в компании реального сектора
Роль механизма IPO в развитии фондового рынка России
Процессы M&A в российской металлургии набирают силу
Консолидация российского бизнеса продолжается
Основные причины бума приобретений с помощью LBO
Стратегия, стоимость бизнеса и корпоративное управление для средних компаний

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100