Casual
РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Автор
  • Соколов Дмитрий, Начальник отдела лицензирования акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев Управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР России

  • Все статьи автора

Перечитывая регламент специализированного депозитария:

Ноябрь 2007


    20 сентября 2007 г. ФСФР России Приказом № 07-98/пз-н утвердила Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по регистрации регламента специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и по утверждению правил ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. Планируется, что с помощью этого приказа процедура рассмотрения и регистрации регламентов специализированного депозитария будет более прозрачной для заявителей. Однако какие методы для составления регламента специализированного депозитария могли бы использовать сами заявители. Об этом пойдет речь в публикации.

    В настоящее время можно наблюдать множество регламентов специализированного депозитария, которые разрабатываются с учетом специфики того или иного федерального закона, актов Правительства Российской Федерации и ФСФР России (ФКЦБ России). По состоянию на 1 октября 2007 г. существует 6 основных видов регламента специализированного депозитария. Сразу хотел бы отметить, что указанную публикацию нужно расценивать как личное мнение автора, а не как официальную позицию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Эта публикация представляет собой лишь виденье автора на проблему разработки регламентов специализированного депозитария и не является рекомендацией и тем более сигналом к какому-либо действию для профильных организаций.
    Описание самых основных элементов регламента специализированного депозитария акционерных и паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов содержится в Федеральном законе "Об инвестиционных фондах" (п. 6 ст. 44), а также в разд. VI Положения о деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 10 февраля 2004 г. № 04-3/пс (зарегистрирован в Минюсте России 29 марта 2004 г. № 5693).
    В этих нормативных правовых актах отмечено, что регламент специализированного депозитария должен исчерпывающим образом описывать процедуру осуществления функций специализированного депозитария и должен содержать:

  • внутренние правила и процедуры осуществления депозитарной деятельности;
  • формы применяемых специализированным депозитарием документов первичного учета и отчетов перед клиентами;
  • описание порядка взаимодействия структурных подразделений в процессе осуществления депозитарной деятельности, а также осуществления контрольных функций;
  • описание организации внутреннего контроля за соблюдением требований, предъявляемых к депозитарной деятельности;
  • формы договоров с клиентами;
  • описание внутренних процедур, предупреждающих возможность возникновения конфликта интересов.
        Как мы видим все эти документы, за исключением порядка осуществления контрольных функций имеют к самой деятельности специализированного депозитария опосредованное отношение.
        Порядок же осуществления контрольных функций специализированного депозитария является своего рода "ядром" регламента, или основной деятельности специализированного депозитария, не только внутри, но и извне. Именно в этом порядке специализированному депозитарию надлежит отразить несколько примерных разделов, касающихся:
        1) контроля за распоряжением имуществом акционерного или паевого инвестиционного фонда (целесообразно привести технологическое описание алгоритма выдачи согласия специализированного депозитария на распоряжение имуществом, ценными бумагами и денежными средствами фонда и порядок взаимодействия с управляющей компанией фонда в этом случае, описание фиксирования в учетном журнале каждого факта выдачи согласия, обязанности ответственных лиц с обеих сторон - управляющей компании и специализированного депозитария, описание действий специализированного депозитария и составленных им сообщений при выявлении, устранении и неустранении нарушения установленных требований);
        2) контроля за соответствием состава и структуры активов акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда требованиям нормативных правовых актов ФСФР России (следует описать, какие первичные документы берутся за основу при данном контроле, способ, время их получения, обработки и хранения, их отправитель, каким видом связи они передаются в специализированный депозитарий, применяется ли при такой передаче электронно-цифровая подпись, какие учетные регистры специализированного депозитария задействуются при этом контроле и какой из них показывает итог такого контроля, описание действий специализированного депозитария и составленных им сообщений при выявлении, устранении и неустранении нарушения установленных требований);
        3) контроля за соблюдением установленного порядка определения стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда, стоимости чистых активов и расчетной стоимости одного инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда (надлежит описать, какие первичные документы берутся за основу при данном контроле, способ, время их получения, обработки и хранения, их отправитель, каким видом связи они передаются в специализированный депозитарий, применяется ли при такой передаче электронно-цифровая подпись, какие учетные регистры специализированного депозитария задействуются при этом контроле и какой из них показывает итог такого контроля, порядок проведения сверки стоимости чистых активов между управляющей компанией и специализированным депозитарием и порядок устранения расхождений при оценке активов и расчете стоимости чистых активов и стоимости одного инвестиционного пая/одной акции, описание действий специализированного депозитария и составленных им сообщений при выявлении, устранении и неустранении нарушения установленных требований);
        4) контроля за правильностью определения количества выдаваемых инвестиционных паев, суммы денежной компенсации в связи с погашением инвестиционных паев, а также суммы денежных средств и стоимости иного имущества, передаваемых в состав другого паевого инвестиционного фонда при обмене инвестиционных паев (надлежит описать, какие документы передаются в специализированный депозитарий, а какие документы, хранение которых он обязан осуществлять, задействуются при таком контроле, способ, время их получения, обработки и хранения, их отправитель и каким видом связи они передаются в специализированный депозитарий, применяется ли при такой передаче электронно-цифровая подпись, а также в любом случае процедуру бумажного и электронного взаимодействия с регистратором по инвестиционным паям паевого инвестиционного фонда, независимо от того, является ли он одновременно специализированным депозитарием по этим паевым инвестиционным фондам или не является, описание действий специализированного депозитария и составленных им сообщений при выявлении, устранении и неустранении нарушения установленных требований);
        5) контроля за соответствием количества выданных инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда количеству инвестиционных паев, предусмотренному правилами доверительного управления указанным фондом (см. комментарий к п. 4);
        6) контроля за соответствием суммы подлежащей выплате денежной компенсации количеству инвестиционных паев, списанных с лицевого счета зарегистрированного лица в реестре владельцев инвестиционных паев, при погашении инвестиционных паев (см. комментарий к п. 4);
        7) контроля за правильностью определения количества подлежащих зачислению инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, на инвестиционные паи которого осуществляется обмен (см. комментарий к п. 4);
        8) контроля за соблюдением установленных размеров, порядка и сроков начисления вознаграждений управляющей компании, специализированному депозитарию, лицу, осуществляющему ведение реестра владельцев инвестиционных паев, аудитору и оценщику, а также сумм для возмещения расходов, связанных с доверительным управлением паевым инвестиционным фондом (целесообразно описать конкретные виды отчетов передаваемых специализированному депозитарию, какие документы, хранение которых он обязан осуществлять, задействуются при таком контроле, способ, время их получения и их отправитель и каким видом связи они передаются в специализированный депозитарий, применяется ли при такой передаче электронно-цифровая подпись; описание действий специализированного депозитария и составленных им сообщений при выявлении, устранении и неустранении нарушения установленных требований);
        9) контроля за соблюдением установленных порядка и сроков прекращения паевого инвестиционного фонда, за исключением случаев, когда прекращение паевого инвестиционного фонда осуществляется в связи с тем, что приостановлено действие лицензии или аннулирована лицензия у специализированного депозитария и в течение 3 мес. со дня приостановления действия лицензии или аннулирования лицензии его права и обязанности не переданы другому специализированному депозитарию (см. комментарий к п. 8);
        10) контроля за соблюдением негосударственным пенсионным фондом и его управляющей компанией ограничений на размещение средств пенсионных резервов, правил размещения средств пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (целесообразно привести технологическое описание алгоритма выдачи согласия специализированного депозитария на распоряжение имуществом, ценными бумагами и денежными средствами фонда, так как п. 37 Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 63 уже предусматривает возможность выдачи такого согласия и порядок взаимодействия с управляющей компанией фонда в этом случае, описание фиксации в учетном журнале каждого факта выдачи согласия, обязанности ответственных лиц с обеих сторон - управляющей компании и специализированного депозитария; см. также комментарий к п. 2);
        11) порядка ведения бухгалтерского учета акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда, а также оказания консультационных и информационных услуг акционерному инвестиционному фонду, управляющей компании паевого инвестиционного фонда или негосударственному пенсионному фонду и (или) его управляющей компании в связи с осуществлением деятельности специализированного депозитария (данный порядок можно как включить в правила осуществления контрольных функций, так и рассматривать как отдельный структурный элемент регламента специализированного депозитария, так как потребители услуг специализированного депозитария должны обладать полной информацией о комплексе услуг, которые им может оказать специализированный депозитарий).
        Разделов может быть гораздо больше, если сами специализированные депозитарии сочтут целесообразным более подробно описать ту или иную свою контрольную функцию.
        При этом, на наш взгляд, не существует никакой необходимости переписывать требования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или ФСФР России (например, касающиеся нормативных ограничений по составу и структуре активов), так как они и без такого дублирования применяются для всех участников процесса инвестирования активов инвестиционного или негосударственного пенсионного фонда и подвержены постоянным изменениям. По сути, все вышеуказанные разделы работают после заключения договора между специализированным депозитарием и управляющей компанией/негосударственным пенсионным фондом, и в данном случае регламент специализированного депозитария может выступить как неотъемлемая часть соответствующего договора.
        Каждый раздел следует дополнить в виде приложений к регламенту специализированного депозитария формами документов или, по крайней мере, описанием документов, которые надлежит представить управляющей компании/негосударственному пенсионному фонду в специализированный депозитарий и которые являются документами, инициирующими осуществление контрольных функций, формами применяемых учетных регистров специализированного депозитария (сейчас нормативно установлены требования к ведению 5 основных журналов), исходящих отчетов специализированного депозитария перед клиентами, а также - для ФСФР России - формами уведомлений о выявленных (устраненных и неустраненных) нарушениях в ходе осуществления контрольных функций.
        Однако существуют иные составные части регламента специализированного депозитария, о которых было ранее сказано. По нашему мнению, все они являются документами, относящимися к осуществлению собственно депозитарной деятельности, а не к деятельности специализированного депозитария, и специализированный депозитарий зачастую включает в состав своего регламента множество различных разрозненных документов, относящихся к депозитарной деятельности, таких как, например, операционный регламент, правила ведения учета депозитарных операций, инструкцию о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг и т. д.
        Некоторые специализированные депозитарии облегчают жизнь своим клиентам и переписывают свои Условия осуществления депозитарной деятельности под специфику работы с управляющей компанией/негосударственным пенсионным фондом, называя полученный документ как положено - "Внутренние правила и процедуры осуществления депозитарной деятельности" - и описывая в нем все проводимые депозитарные операции от открытия счета депо. Другие специализированные депозитарии объединяет свои Клиентский (условия осуществления депозитарной деятельности) и Операционный регламенты и формируют из них единый документ для депозитарного обслуживания коллективных инвесторов. Третьи специализированные депозитарии делают в тексте регламента специализированного депозитария ссылку на Клиентский и Операционный регламенты с указанием дат их утверждения уполномоченным органом организации, ввиду постоянного изменения различных форм их внутренних документов и документов, выдаваемых на руки депонентам. Все эти подходы в принципе обоснованы, однако гораздо предпочтительнее было бы, если клиент специализированного депозитария ознакомился как с его регламентом, так и с его Условиями осуществления депозитарной деятельности, ввиду того, что депозитарное обслуживание субъектов рынка коллективных инвестиций осуществляется по общим правилам осуществления депозитарной деятельности.
        Описание порядка взаимодействия структурных подразделений в процессе осуществления депозитарной деятельности, как правило, включает в себя лишь несколько этапов документооборота между двумя структурными подразделениями: депозитарием и специализированным депозитарием, и иногда между филиалами специализированного депозитария и его центральным аппаратом.
        Что касается описания организации внутреннего контроля за соблюдением требований, предъявляемых к депозитарной деятельности, то оно должно содержать, кроме описания процедуры осуществления внутреннего контроля депозитария как профессионального участника рынка ценных бумаг, всего лишь некоторые незначительные элементы внутреннего контроля специализированного депозитария: порядок проверки данных, вводимых в учетную систему специализированного депозитария; способы сохранения и восстановления в случае утраты электронных данных специализированного депозитария, а также продолжения деятельности специализированного депозитария в случае отказа компьютерного оборудования и (или) программного обеспечения. Этот элемент регламента специализированного депозитария описывает лишь формальную сторону внутреннего контроля специализированного депозитария и не дает никакого представления о целях и особенностях такого контроля, так же как и о правах и обязанностях контролера специализированного депозитария. Возможно, что в обозримом будущем такое противоречие будет снято благодаря планируемым изменениям в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные федеральные законы (Проект Федерального закона № 361783-4).
        Формы договоров с клиентами, как правило, включают договор счета депо, как наиболее универсальный, а также отдельные договоры с управляющей компанией (иногда в разрезе типов фондов - открытого, интервального и закрытого), с акционерным инвестиционным и негосударственным пенсионным фондом, которые представляют собой прежде всего перечень прав и обязанностей сторон, во-первых, по обслуживанию этих клиентов в качестве депонентов, во вторых, по осуществлению контрольных функций в отношении инвестируемого ими имущества.
        Описание внутренних процедур, предупреждающих возможность возникновения конфликта интересов, является часто самым "краткоописываемым" элементом регламента специализированного депозитария, в котором содержится два предложения о том, что деятельность специализированного депозитария осуществляется отдельным структурным подразделением, и этим все сказано. Действительно сейчас отсутствует хотя бы какое-нибудь нормативное толкование конфликта интересов между управляющей компанией и специализированным депозитарием.
        Существует лишь определение конфликта интересов, применимое к накопительным схемам - при инвестировании пенсионных и военных накоплений, закрепленное в Федеральных законах от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ и от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ, о том, что под конфликтом интересов в целях соответствующих федеральных законов понимается наличие в распоряжении должностных лиц и их близких родственников прав, предоставляющих возможность получения указанными лицами лично или через юридического либо фактического представителя материальной и личной выгоды в результате использования ими служебных полномочий в части инвестирования средств накоплений или информации об инвестировании средств накоплений, ставшей им известной или имеющейся в их распоряжении в связи с осуществлением должностными лицами профессиональной деятельности, связанной с формированием и инвестированием средств накоплений.
        Еще одно описание содержимого регламента специализированного депозитария можно найти в Приказе ФСФР России от 1 ноября 2005 г. № 05-60/пз-н "Об утверждении Положения о деятельности специализированных депозитариев ипотечного покрытия и Правил ведения реестра ипотечного покрытия" (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2005 г. № 7329), но применительно уже к совершенно новой сфере для оказания услуг специализированного депозитария - к ведению реестра ипотечного покрытия и к обслуживанию эмитента облигаций с ипотечным покрытием и управляющего ипотечным покрытием. На этот раз регулятор более четко и последовательно, чем в ранее вышедшем нормативном правовом акте, описал основные элементы регламента специализированного депозитария:
  • описание порядка осуществления специализированным депозитарием контроля за распоряжением имуществом, составляющим ипотечное покрытие;
  • формы применяемых специализированным депозитарием документов первичного учета и отчетов перед эмитентами облигаций с ипотечным покрытием (управляющими ипотечным покрытием);
  • порядок взаимодействия структурных подразделений специализированного депозитария и его филиалов при осуществлении контроля за распоряжением имуществом, составляющим ипотечное покрытие;
  • виды, порядок и сроки внесения записей в реестр ипотечного покрытия;
  • перечень документов, на основании которых вносятся записи в реестр ипотечного покрытия, и требования к ним;
  • формы, содержание и сроки предоставления информации из реестра ипотечного покрытия;
  • правила регистрации, обработки и хранения входящей документации;
  • требования по осуществлению внутреннего контроля за соблюдением требований, предъявляемых к порядку ведения реестра ипотечного покрытия.
        Как видно из перечня элементов регламента специализированного депозитария, он "не перегружен" составными документами, как в случае с регламентом специализированного депозитария для инвестиционных и пенсионных фондов, а наоборот, каждый элемент в нем отвечает конкретной цели, будь то контрольная функция, или внесение записей в реестр ипотечного покрытия.
        Вместе с тем принятый Приказ ФСФР России от 15 декабря 2005 г. № 05-81/пз-н "Об утверждении Положения о деятельности специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г. № 7447) снова вернул для регламента специализированного депозитария, обслуживающего накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, достаточно сложную структуру регламента специализированного депозитария инвестиционных и пенсионных фондов.
        В сфере инвестирования средств пенсионных накоплений существует 3 вида регламента специализированного депозитария - регламент взаимодействия специализированного депозитария с Пенсионным фондом России, регламент взаимодействия специализированного депозитария с управляющими компаниями (государственной и частными), осуществляющими инвестирование средств пенсионных накоплений, и регламент специализированного депозитария по обслуживанию средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, являющего страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. К этим регламентам специализированного депозитария не содержится никаких четких нормативных требований, однако для них может быть применена структура регламента, заложенная в разд. VI Положения о деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 10 февраля 2004 г. № 04-3/пс. В этом случае "ядро" или порядок осуществления контрольных функций должен будет содержать, в частности:
        1) раздел о контроле за соответствием деятельности управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, по распоряжению указанными средствами, а также за соответствием состава и структуры совокупного инвестиционного портфеля требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов и инвестиционной декларации указанной управляющей компании;
        2) раздел о контроле за соблюдением управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, установленного порядка определения стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений;
        3) раздел о контроле за полнотой и своевременностью перечисления управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, в Пенсионный фонд Российской Федерации или негосударственный пенсионный фонд, являющийся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, средств на выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также средств пенсионных накоплений, передаваемых в целях реализации прав застрахованных лиц на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда и на переход из негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации;
        4) раздел о контроле за соответствием размера и порядка удержания управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, средств для возмещения необходимых расходов по инвестированию средств пенсионных накоплений и вознаграждения требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
        Таким образом, очевидно, что такой важный и нужный не только для специализированного депозитария, но и для его клиентов документ, как регламент, нуждается в унификации и стандартизации. Наиболее успешной, на мой взгляд, попыткой провести подобную стандартизацию и унификацию регламента стала разработка и внедрение Профессиональной ассоциацией регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев в конце 2005 г. Стандартов деятельности специализированных депозитариев и ведения реестра владельцев паев паевых инвестиционных фондов.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Расширение роли рынка ценных бумаг в перераспределении финансовых ресурсов и развитии экономики
    Генерация бьет рекорды
    Завершающая реорганизация РАО "ЕЭС России". Конец одной монополии
    Перечитывая регламент специализированного депозитария:
    О подходах к технологическому развитию специализированного депозитария и реализованных технологиях Часть третья. Технология учета финансовых вложений и осуществления контрольной функции специализированного депозитария
    Инфраструктура рынка ценных бумаг выходит на новый уровень — с центральным контрагентом
    О лицензионных требованиях к организациям, осуществляющим деятельность по ведению реестра
    Повышение надежности регистраторов: за чей страх и риск?
    Российский рынок долгов после кризиса на мировых финансовых рынках
    Анализ мировых государственных облигаций, индексируемых на темпы роста инфляции
    Рэнкинг участников ипотечного рынка. Итоги первого полугодия 2007 г.
    Будущее ипотеки - за регионами
    Защита прав акционеров при предъявлении налоговых претензий к эмитенту
    Развитие новых инструментов российского финансового рынка
    Международная практика трансграничного размещения эмиссионных ценных бумаг
    Обеспечение кредитного договора: альтернативы залогу
    Российские закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости: пациент скорее жив, чем мертв?
    Как оценить ликвидность акций при работе на бирже: новый подход к старой проблеме

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100