Casual
РЦБ.RU

Рейтинг социально-экономического положения регионов России

Октябрь 2007


    Россия, обладающая огромной территорией, является страной, развитие которой в региональном аспекте происходит крайне неравномерно. Это зависит от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным относятся различия в географическом и природно-климатическом положении, разная степень обеспеченности сырьевыми ресурсами, отличия в инфраструктурных предпосылках экономического развития, которые во многом сформировались еще при советской экономике в условиях жесткого планирования по территориальному принципу. Среди субъективных факторов - политика региональных властей, которая определяет качество управления экономическими процессами и финансово-бюджетной сферой.

    После реформы государственного и местного самоуправления субъектам и муниципалитетам России федеральными органами власти были переданы расходные полномочия, не подтвержденные доходными источниками, что еще больше усугубило положение в регионах, значительно снизив ликвидность и кредитоспособность многих из них.
    Наиболее важной проблемой регионального развития является нехватка инвестиций. Учитывая высокую степень изношенности основных фондов отечественной экономики, проблема привлечения инвестиций имеет не просто актуальный характер - от ее решения во многом зависит дальнейшее развитие страны. Для регионов, в отличие от предприятий, проблема привлечения инвестиций крайне злободневна, поскольку в данном случае речь идет не только о развитии производства, но и о состоянии социальной сферы, которая во многом определяет стабильность общества.
    В сложившейся экономической ситуации лишь около 30% субъектов Российской Федерации не получают трансфертов из федерального бюджета и могут осуществлять свои расходные полномочия за счет собственных доходных источников. Большей части регионов приходится осуществлять как внутренние, так и внешние заимствования, в связи с чем в последнее время широкое распространение получил рынок субфедеральных и муниципальных облигаций. Облигационные займы позволяют участнику долгового рынка привлекать средства на длительный период на финансовых рынках, что значительно дешевле по сравнению с банковскими кредитами. Кроме того, преимуществом для эмитента становится возможность формирования положительной публичной кредитной истории, имиджа профессионального и надежного заемщика с целью увеличения объемов и снижения стоимости будущих заимствований, что способствует улучшению инвестиционного климата региона.
    Инвесторам, которые заинтересованы во вложении свободных финансовых ресурсов в наименее рискованный сектор финансового рынка, для определения инвестиционной политики компании необходимо понимать, в каком финансово-экономическом состоянии находится тот или иной регион.
    Сам процесс присвоения рейтинга, т. е. оценка возможности и желания региональных властей своевременно и в полном объеме расплачиваться по долгам, или, другими словами, оценка вероятности неисполнения обязательств перед кредиторами, довольно сложен. Для качественной оценки вероятности неисполнения заемщиком своих финансовых обязательств необходимо изучение большого количества информационных материалов, включая анализ множества экономических показателей региона, характеризующих возможность аккумулирования денежных средств и, следовательно, возможность расплачиваться по долгам, а также рассмотрение кредитной истории, контактов с региональными властями, кропотливый анализ множества неформальных факторов и оценка субъективных предпосылок, главнейшей из которых является желание региональных властей выполнять свои долговые обязательства.
    Для создания рейтинга применялись коэффициенты, используемые Минфином России при расчете дотаций, выделяемых ежегодно из Фонда финансовой поддержки регионов1: Индекс налогового потенциала и Индекс бюджетных расходов. Данные коэффициенты аккумулируют почти все статистические показатели регионов России и наиболее полно характеризуют финансово-экономическое состояние субъектов РФ.
    1. Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним уровнем по Российской Федерации) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики региона.
    Индекс налогового потенциала рассчитывается по формуле

    ИНПi = (Вн-2i + Вн-1i + Врнi)  (1/3)  Кiотр,
    где Вн-1i, Вн-2i - общая величина добавленной стоимости отраслей экономики (в основных ценах) в расчете на душу населения по субъекту Российской Федерации с учетом аналогичного показателя по Российской Федерации соответственно за 2 года до последнего отчетного года (н - последний отчетный год); Врнi - расчетная общая величина добавленной стоимости отраслей экономики (в основных ценах) в расчете на душу населения по субъекту Российской Федерации с учетом аналогичного показателя по Российской Федерации, определенная исходя из величины стоимости по обороту крупных, средних и малых предприятий (без торговых организаций) за последний отчетный год; Кiотр - поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики субъекта Российской Федерации.

    2. Индекс бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним уровнем по Российской Федерации) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, осуществляемая с учетом объективных региональных факторов и условий.
    Индекс бюджетных расходов рассчитывается по формуле

    ИБРi = Узп  кзпi + Ужку  кжкуi + Уц  кцi,
    где Узп - расчетный удельный вес расходов на оплату труда, включая начисления на оплату труда, и других расходов, на формирование которых оказывает влияние уровень оплаты труда, в среднем по консолидированным бюджетам всех субъектов Российской Федерации принимается равным 0,55; кзпi - коэффициент дифференциации заработной платы в субъекте Российской Федерации; Ужку - расчетный удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и коммунальные услуги, а также других расходов, на формирование которых оказывает влияние стоимость жилищно-коммунальных услуг, в среднем по консолидированным бюджетам всех субъектов Российской Федерации принимается равным 0,10; кжкуi - коэффициент стоимости жилищно-коммунальных услуг в субъекте Российской Федерации; Уц - расчетный удельный вес прочих расходов в среднем по консолидированным бюджетам всех субъектов Российской Федерации принимается равным 0,35; кцi - коэффициент уровня цен в субъекте Российской Федерации.

    Отношение этих двух показателей демонстрирует, насколько потенциал налоговых доходов, которые составляют наибольшую часть в доходах бюджетов субъектов региона, покрывают бюджетные расходные полномочия, возложенные на администрацию территориального образования, в соответствии с действующим законодательством (см. таблицу). Это дает возможность судить о степени финансовой устойчивости и экономической развитости региона. Например, если рассчитываемый коэффициент больше 1, как у Липецкой области, то это свидетельствует о высокой наполняемости бюджета и, следовательно, экономической развитости региона в целом, его низкой зависимости от финансовой помощи из федерального бюджета. В то же время если отношение указанных индексов менее 1, или даже менее 0,5, то можно говорить как о высокой степени зависимости от финансовой помощи извне и высоких бюджетных расходах бюджета, так и о нехватке крупных налогоплательщиков, которые обеспечивают основные налоговые поступления в бюджет региона.



  • Рейтинг
  • -1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Качество сервиса - залог успешной модели рефинансирования
Основные тенденции рынка российских корпоративных еврооблигаций в 2007 г.
Долг Москвы: в начале второго десятилетия
Оценка конкурентного статуса городского округа Самара
Рейтинг относительной кредитоспособности регионов РФ
Финансирование инвестиционных программ регионов: взгляд рейтингового агентства
Эшелонирование рынка субфедеральных займов
Бренд: инструмент снижения стоимости заимствований?
Рейтинг социально-экономического положения регионов России
Работа Администрации Краснодарского края по развитию финансового и фондового рынков
Ипотечный кризис в США: причины и уроки для России
Анализ мировых государственных облигаций, индексируемых на темпы роста инфляции
Коллизии роста рынка корпоративных, субфедеральных и муниципальных облигаций в 2007 г.
Для газовых проектов долгосрочный финансовый ресурс - объективная необходимость
Российские банки на рынке корпоративных облигаций: рейтинг долговых обязательств
У российского рынка секьюритизации большое будущее
Корпоративные облигации компаний второго и третьего эшелонов
Ипотечный рынок: повторение в России американского кризиса в настоящий момент невозможно
Конструирование облигационного займа с индивидуальным поручительством
Вексельный рынок: тенденции 2007 г.
Стихийное развитие или контролируемые реформы?
Вексельный рынок сегодня - взгляд изнутри
Внимание! АУВЕР предостерегает!
Новости банковской статистики: итоги первого полугодия 2007 г. и перспективы
Статистика вексельного рынка
Крупнейшие депозитные банки с наибольшим количеством филиалов
КАЗАНЬ
КАРЕЛИЯ
КОМИ
МОСКВА
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АВТОВАЗБАНК
АВТОМИР
АГЕНТСТВО ПО ИПОТЕЧНОМУ ЖИЛИЩНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ
Банк ЗЕНИТ
БАХЕТЛЕ
ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ МОРДОВИИ
ВОСТОЧНЫЙ
ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО
ДЕЛО-ЦЕНТР
ДOMO
ДОМОЦЕНТР
ДЫМОВСКОЕ КОЛБАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ИНКОМ-АВТО
ИНПРОМ
ИНТЕГРА
КД АВИА
КАМСКАЯ ДОЛИНА
КОМПЛЕКС-ОЙЛ

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100