Casual
РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Авторы
  • Дубошина Мария, Заместитель руководителя департамента экономического развития Администрации городского округа Самара, канд. экон. наук

  • Все статьи автора
  • Яковлев Геннадий, Начальник отдела департамента международного и межрегионального сотрудничества Администрации городского округа Самара, доцент, канд. экон. наук

  • Все статьи автора

Оценка конкурентного статуса городского округа Самара

Октябрь 2007


    В условиях глобализации конкуренция осуществляется не только среди хозяйствующих субъектов, стран и экономических систем, но и среди регионов и городов. Повышение конкурентоспособности территории проходит 4 стадии, основной из которых является стадия инвестиций (конкурентная борьба на рынке капиталов). Данная статья посвящена формированию и проблемам поддержания конкурентоспособности городов на примере городского округа Самара.

КРАТКАЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМАРЫ

    Город Самара, основанный в 1586 г., - один из крупнейших промышленных, научных и культурных областных центров Российской Федерации с территорией 50 км в длину и до 20 км в ширину. Площадь земель, находящихся в черте города, - 46 597 га, в том числе площадь застроенных земель - 19 404 га. Площадь резервных территорий для промышленного и гражданского строительства - 1548 га.
    Базовым конкурентным преимуществом Самары является выгодное географическое положение - основные железнодорожные линии, пути авиационного и речного сообщения, проходящие через Самару, связывают Европейскую часть России с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком и Средней Азией.
    По водным магистралям город связан с портами Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского, Черного и Средиземного морей, а также с портами Волго-Каспийского и Волго-Донского бассейнов. Железная дорога обеспечивает связь с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, Средней Азией, а также с центральными и южными регионами России. Воздушное сообщение города со всеми регионами страны и странами мира обеспечивает международный аэропорт "Курумоч".
    Численность населения Самары в 2006 г. составила 1141,2 тыс. человек. Более 60% населения города - люди трудоспособного возраста. Население моложе трудоспособного возраста составляет 14%, старше - 22%. Возраст большинства жителей города - 35-45 лет. Плотность населения составила 2112 человек/кв. км.
    На протяжении первого полугодия 2007 г. самарская экономика сохраняла высокие темпы роста, сложившиеся за последние годы.
    Основные показатели социально-экономического развития в городском округе в 2007 г. превысили уровень 2006 г., а именно: объем отгруженных товаров собственного производства, инвестиции в основной капитал, ввод в действие жилых домов, прибыль предприятий и организаций, объем платных услуг населению; снизилась численность зарегистрированных безработных.
    По таким показателям социально-экономического развития городского округа Самара, как инвестиции в основной капитал, прибыль предприятий, среднемесячная заработная плата в первом полугодии 2007 г., темпы роста были выше областного и среднероссийского уровня.
    С учетом сложившихся тенденций в экономике города основные показатели социально-экономического развития в 2007 г. оцениваются следующим образом.
    В Самаре сохраняется положительная динамика инвестиционных процессов. За первое полугодие текущего года на развитие экономики и социальной сферы города за счет всех источников финансирования направлено 16 млрд руб. (более 40% всего объема инвестиций Самарской области). В сопоставимых ценах рост составил 173,9%, что выше областного (162%) и среднероссийского (122,3%) уровней; 54% от общего объема инвестиций составляют собственные средства предприятий. Наибольший объем капитальных вложений приходился на транспорт и связь (43%), обрабатывающие производства (25%), операции с недвижимым имуществом (7%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (6%). Предполагается, что до конца 2007 г. объем инвестиций в основной капитал достигнет примерно 40 млрд руб.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА САМАРЫ

    Анализ данных государственной статистической отчетности показывает, что на протяжении последних нескольких лет ситуация в экономике города, как и страны в целом, медленно, шаг за шагом начинает меняться к лучшему. В настоящее время Россия не только полностью преодолела длительный спад промышленного производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. За период с 2000 по 2007 г. реальные доходы населения увеличились более чем в 2 раза.
    Становление в России открытого демократического общества, ориентированного на высокое качество жизни граждан, невозможно без гармоничного вхождения в международную экономическую систему, без следования общемировым экономическим принципам и тенденциям. Одной из основных мировых экономических тенденций последней четверти века стала либерализация и глобализация общемировых экономических процессов. Их реализация приводит к расширению понятия конкурентной единицы, когда конкуренция не только осуществляется среди хозяйствующих субъектов, стран и экономических систем, но и когда отдельными субъектами конкуренции становятся регионы и города. При этом основным отличием разноуровневых субъектов конкуренции являются конкурентные объекты:

  • для хозяйствующих субъектов (юридических лиц) объект конкуренции - устойчивые предпочтения потребителей в отношении произведенных ими товаров и услуг;
  • для стран и регионов объект конкуренции - информационные, финансовые, трудовые потоки и технологии;
  • для экономических систем объект конкуренции - социальные устремления и идеологические предпочтения людей, природные ресурсы.
        Из этого следует, что объектом конкуренции между городами становятся финансовые и трудовые потоки, технологии, а также предпринимательский талант местного населения. Их преимущественное (перед другими городами) привлечение в городскую экономику является основой для устойчивого и высокодинамичного развития, для повышения уровня и качества жизни горожан.
        Одно из важнейших направлений исследования современной региональной экономики - оценка конкурентоспособности муниципальных образований. Повышение конкурентоспособности территории, как и страны в целом, проходит 4 стадии (уровня):
  • конкуренция на основе факторов производства;
  • конкуренция на основе инвестиций;
  • конкуренция на основе нововведений;
  • конкуренция на основе богатства.
        В современных условиях большинство территорий делают упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию. Вследствие ограниченности собственных инвестиционных ресурсов наблюдается обострение конкурентной борьбы между территориями на рынке капитала. Усиление процессов глобализации вовлекает в конкуренцию не только рынки сырья, товаров, услуг, но и сферу обращения капиталов.
        Именно конкурентоспособность на рынке капитала, или инвестиционная конкурентоспособность, определяет уровень инвестиционного обеспечения территории и возможность ее развития по "инвестиционно-инновационному" пути. Комплексная характеристика инвестиционной конкурентоспособности территории предполагает анализ структурных особенностей инвестиционного процесса (внутренний аспект) и выявление основных факторов, обусловливающих конкурентные возможности территории в привлечении инвестиций (внешний аспект).
        Инвестиционная привлекательность города - показатель удовлетворения ожиданий субъектов инвестиционной деятельности, определяемый уровнем возможности реализации инвестиционных проектов на территории города (величиной инвестиционного потенциала городской экономики) и вероятностью потери инвестиций (величиной инвестиционного риска). Инвестиционную привлекательность необходимо рассматривать не только как целое, но и оценивать различные ее составляющие (факторы):
  • трудовой потенциал;
  • потребительский потенциал;
  • производственный потенциал;
  • инфраструктурный потенциал;
  • финансовый потенциал;
  • уровень социального риска;
  • институциональный риск;
  • экологический риск.
        В зависимости от видов деятельности инвестор будет проявлять различный интерес к тем или иным факторам инвестиционной привлекательности, основанным на системе потенциалов.

        Трудовой потенциал
        Как известно, трудовой потенциал определяется количеством и качеством трудовых ресурсов средней и высшей квалификации, имеющихся на территории муниципального образования. В связи с развитием малого и среднего бизнеса в городском округе Самара наметился рост количества занятых в городской экономике, о чем свидетельствуют показатели численности безработных (снижение с 5,4 тыс. до 3,5 тыс. человек) и экономически активного населения (рост с 617,1 тыс. до 622 тыс. человек). Это произошло благодаря притоку в город трудовых мигрантов. Кроме того, увеличивается число выпускников вузов, что говорит о высоком уровне образованности населения. Перераспределение трудовых ресурсов произошло в сторону увеличения числа занятых в оптовой и розничной торговле, финансовой деятельности, в операциях с недвижимостью, в отрасли транспорта и связи. В целом трудовой потенциал города с 2004 по 2006 г. вырос.

        Потребительский потенциал
        Потребительский потенциал характеризуется развитием торговли и сферы услуг и уровнем покупательской способности населения. В результате внедрения новых технологий в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании произошло качественное изменение сферы торговли и услуг в городском округе Самара. Привлекательность города для внешнего потребителя является прочной основой высокого потребительского потенциала городской экономики.
        Розничный товарооборот за 2006 г. вырос более чем на 17% и составил 111,8 млрд руб. Динамика развития рынка платных услуг населения на 23,4% выше, чем в 2005 г.
        Сохранение потребительского бума во многом происходит под влиянием:

  • увеличения средней заработной платы с 7380 руб. в 2004 г. до 11 376 руб. в 2006 г.;
  • повышения конкуренции в сфере торговли и услуг на рынке городского округа Самара, которое связано с приходом международных торговых и гостиничных операторов (Metro Cash&Carry, IKEA, Ramstor, Holiday Inn и пр.);
  • ввода новых торговых площадей: в первом полугодии 2007 г. было введено в эксплуатацию 5 торгово-развлекательных центров. Торговая площадь всех действующих предприятий розничной торговой сети увеличилась более чем в 4 раза. В настоящее время на территории городского округа действует более 4,6 тыс. объектов розничной торговли общей площадью в 1,6 млн кв. м, среди них 59 современных торговых центров. Тем не менее, несмотря на бурное развитие торговых сетей, по абсолютному показателю оборота розничной торговли Самара занимает в рейтинге 10 крупнейших городов РФ только 8-е место, опережая лишь Омск и Волгоград, а по темпам роста данного показателя находится на последнем месте. Во многом это объясняется увеличением расходов горожан по направлениям, не связанным с покупкой потребительских товаров, а именно: увеличением вложений в недвижимость, операции с ценными бумагами и оплатой услуг;
  • активного банковского предложения по предоставлению услуг кредитования. В 2006 г. объем выданных кредитов вырос на 82% (в 2006 г. кредитные вложения составили 107,9 млрд руб., в 2005 г. - 59,2 млрд руб.).
        Количество кредитных учреждений, осуществляющих ипотечное кредитование, в 2006 г. увеличилось почти в 2 раза (с 15 до 23). В 2007 г. ипотечные кредиты выдают 38 организаций.
        Строительный рынок города обладает высоким потенциалом роста. С принятием Генерального плана городского округа объем ввода жилых и общегражданских объектов возрастет.

        Производственный потенциал
        Оценка производственного потенциала характеризует состояние промышленного производства в целом. Приток инвестиций в промышленный сектор экономики позволил многим предприятиям ввести новые производственные линии и совершенствовать спектр выпускаемой продукции, тем самым повысить ее конкурентоспособность. Сохраняется высокий спрос на строительные материалы со стороны. Это позволяет предприятиям повысить уровень прибыли (балансовая прибыль с 2004 по 2006 г. выросла более чем в 2,5 раза), которая наряду с развитием финансовой инфраструктуры и стала источником инвестиций. За 2006 г. промышленными предприятиями было направлено на обновление основных фондов, реконструкцию действующих и освоение новых производств 7,6 млрд руб. или 25% от общего объема инвестиций, направленных в основной капитал городского округа Самара (30,2 млрд руб.).
        Рост объема инвестиций в основной капитал в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил 137,7% (с 20,7 млрд руб. в 2005 г. до 30,2 млрд руб. в 2006 г.).
        Наибольший объем капитальных вложений приходился на транспорт и связь (35% - наиболее крупные инвестиции были произведены: ОАО "РЖД" Министерства путей сообщения, Самарским филиалом ОАО "Волгателеком", ОАО "МСС-Поволжье", ЗАО "СМАРТС", ОАО "Приволжскнефтепровод"), обрабатывающие производства (16% - крупные инвестиции произвели: ООО Самарский комбинат "Родник", ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ - Прогресс", ОАО "Бурмаш", ОАО "Моторостроитель", ОАО "Самаралакто"), здравоохранение и предоставление социальных услуг (13%).
        Активную инвестиционную деятельность ведут крупные промышленные предприятия города (ОАО "Самарский металлургический завод", ОАО "Авиакор -авиационный завод", ЗАО "Завод железобетонных изделий № 4", ЗАО "Самарский комбинат керамических материалов", ОАО "Кондитерское объединение "Россия"" ЗАО "Мягкая кровля", ОАО "Самарский хлебокомбинат № 2", ОАО "Волгокабель", ОАО "Жигулевское пиво" и др.).

        Финансовый потенциал
        Финансовый рынок Самары характеризуется как широким присутствием крупных зарубежных и федеральных кредитных организаций, так и устойчивыми независимыми местными финансовыми холдингами. В Самаре находятся филиалы и представительства крупных финансовых институтов: Внешторгбанк, Raiffeisen Bank Austria, Bank Sosiete General Vostok, City bank, AIG life и др.
        На территории города в 2006 г. действовало 66 кредитных организаций. В 2005 г. их было 58. В первом полугодии 2007 г. кредитных учреждений стало уже 70.
        Объем собственных средств кредитных организаций, головные подразделения которых находятся на территории города, за 2006 г. составил 13,8 млрд руб., что почти в 3 раза превышает уровень 2005 г. (4,7 млрд руб.), в первом полугодии 2007 г. этот показатель составил уже 15,3 млрд руб.

        Инфраструктурный потенциал
        Инфраструктурный потенциал - это оценка условий для осуществления бизнес-процессов в городском округе Самара. Развитие инфраструктурного потенциала характеризуется транспортной доступностью города как для российских, так и для иностранных хозяйствующих субъектов, наличием гостиниц, развитием услуг связи, сопутствующих бизнесу услуг (консалтинг, выставочная деятельность и т. д.). В Самаре находится крупный международный аэропорт, один из крупнейших в Европе железнодорожный вокзал, речной порт.
        Увеличение инфраструктурного потенциала Самары определяется следующими факторами:

  • увеличение транспортной доступности города как для российских, так и для иностранных хозяйствующих субъектов: наличие международного аэропорта "Курумоч" (крупнейший и наиболее перспективный аэропорт Поволжья, входит в десятку лидирующих аэропортов России. Пропускная способность аэровокзального комплекса - 750 пассажиров/час, в том числе на внутренних линиях - 600 пассажиров/час, на международных - 150 пассажиров/час. В 2003 г. открылся бизнес-терминал, соответствующий всем международным стандартам. Пропускная способность бизнес-терминала - 50 пассажиров/час. Ведется строительство новых станций метрополитена, автомобильных дорог, вводятся новые маршруты наземного общественного транспорта;
  • высокие темпы строительства административных площадей: в 2005 г. было введено в эксплуатацию 238 109,8 тыс. кв. м административных площадей. Это на 26% выше аналогичного показателя 2004 г., в 2006 г. начали реализовываться проекты строительства новых транспортно-логистических центров;
  • развитие услуг связи и сопутствующих бизнесу услуг (консалтинг, выставочная деятельность и т. д.): в Самаре ежегодно проводится около 50 различных выставок, имеющих всероссийский и международный статус; брэнды ряда выставок ("Промышленный салон", "Салон малой авиации", "СамараТурЭкспо") имеют мировую известность.

    РИСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГОРОДОВ

        Несмотря на явные позитивные моменты в социально-экономическом развитии города Самары и региона за последние несколько лет (1-е место в Приволжском федеральном округе по объему привлекаемых инвестиций: свыше 1,5 млрд долл. иностранных инвестиций в экономике города, высокий кредитный и инвестиционный рейтинг и их дальнейший положительный прогноз), наиболее явными барьерами в развитии Самары являются:

  • значительное антропогенное воздействие на окружающую природную среду, сокращение численности населения;
  • деформированная возрастная структура населения с преобладанием доли пенсионеров над долей населения младших возрастов, старение населения;
  • гендерная диспропорция;
  • дефицит кадров по отдельным специальностям и профессиям;
  • высокий уровень имущественного расслоения населения, достаточно высокий уровень бедности;
  • сравнительно высокий уровень заболеваемости населения, особенно по новообразованиям, заболеваниям органов дыхания и пищеварения, СПИДу, наркомании, врожденным аномалиям и др.;
  • зависимость от политики крупных финансово-промышленных компаний;
  • высокая степень износа основных фондов;
  • недостаточная плотность и качество автомобильных дорог;
  • отсутствие мостового перехода через реку Волгу (автомобильное движение через реку Волгу осуществляется по плотине Жигулевской ГЭС, что не отвечает техническим характеристикам и нормативным требованиям безопасности движения);
  • отсутствие транспортно-логистических объектов, соответствующих мировым стандартам.
        Риски формирования конкурентных преимуществ муниципального образования можно классифицировать следующим образом:
  • институциональный риск;
  • социальный риск;
  • экологический риск;
  • внешнеэкономический риск.

        Институциональный риск
        Институциональный риск определяется взаимодействием бизнеса с различными органами власти в процессе реализации проектов. Уровень институционального риска характеризуется наличием либо отсутствием нормотворческой инициативы городских властей по вопросам регулирования инвестиционной деятельности, уровнем зависимости городской экономики от рыночной конъюнктуры отдельных отраслей (экономический риск), а также уровнем безопасности проживания и ведения бизнеса в городе.
        В городском округе Самара ведется активная работа с предприятиями авиационной и космической промышленности. На стадии заключения находятся соглашения о предоставлении льгот по земельному налогу данным предприятиям. Кроме того, активно ведется работа с малыми предприятиями. На территории города предоставляются льготы по уплате единого налога на вмененный доход по распространению и размещению наружной рекламы.
        Кроме того, Администрация города оказывает содействие инвесторам по подбору площадок для застройки территории, регулирует отношения по доступу к сетям тепло-, водо- и электроснабжения через установление фиксированной платы за подключение.

        Социальный риск
        Социальный риск, отображающий уровень безопасности проживания и ведения бизнеса в городе, характеризуется такими показателями, как уровень преступности, безработицы и т. д. Несмотря на то что количество преступлений неуклонно растет, уровень социального риска в городе Самаре падает. Это происходит благодаря снижению таких показателей, как уровень безработицы (в 2006 г. - 0,6%), задолженность по заработной плате (полностью отсутствует задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы).

        Экологический риск
        Степень экологического риска отражает уровень загрязнения города с точки зрения качества и безопасности жизни населения. Уровень экологического риска определяется исходя из качества атмосферного воздуха и водных объектов. В 2005-2006 гг. объемы выброса вредных веществ в атмосферу увеличились на 1,1%. В большей степени на загрязнение атмосферного воздуха влияет автотранспорт. Это происходит вследствие увеличения благосостояния населения и развития рынка пассажиро- и грузоперевозок, что приводит к повышению количества автотранспорта. В 2005 г. произошло снижение объемов выброса вредных веществ в атмосферу от стационарных источников благодаря увеличению прибыли промышленных предприятий, часть которой была направлена на замену оборудования, перевод систем энергоснабжения на более экологические виды топлива, замену систем очистки. Объемы сбросов загрязненных сточных вод в 2005 г. снизились. Это обусловлено проведением в 2005 г. несколькими предприятиями капитального ремонта, а на некоторых предприятиях осуществлена замена систем очистки загрязненных вод. В целом уровень экологического риска в Самаре остается умеренно опасным для здоровья горожан.

        Внешнеэкономический риск
        Внешнеэкономические связи имеют приоритетное значение для промышленно-хозяйственного комплекса Самары. По объему внешнеторгового оборота и внешнеэкономической деятельности в целом город занимает ведущее место в Приволжском федеральном округе. Во всем мире известна такая продукция промышленности Самары, как ракетно-космическая, авиационная техника, продукция цветной металлургии, химии, станки, электротехническое и нефтяное оборудование, шоколад, водочные изделия. В целом за пределы области вывозится больше половины всей произведенной продукции, из которой на экспорт поставляется до 32%.
        Основой для всестороннего взаимодействия являются подписанные Соглашения о социально-экономическом, торговом и научно-техническом сотрудничестве с городами и регионами Российской Федерации и зарубежья. В настоящее время городским округом заключены и действуют 17 Соглашений о сотрудничестве с городами РФ, ближнего и дальнего зарубежья.
        Администрация Самары постоянно оказывает содействие предприятиям городского округа в налаживании контактов с заинтересованными иностранными компаниями.
        Инвестиционная привлекательность города за последние годы выросла. Основными факторами ее роста стали потребительский, производственный и инфраструктурный потенциалы, которые обеспечили большую часть роста показателя инвестиционной привлекательности.
        Обобщая вышесказанное, необходимо отметить основные направления реализации инвестиционной политики Администрации города:

  • оказание содействия инвесторам по подбору площадок для застройки территории;
  • регулирование отношений по доступу к сетям тепло-, водо- и электроснабжения через установление фиксированной платы за подключение;
  • поддержка крупных предприятий города на основе подписанных соглашений;
  • предоставление льгот в части налогов, зачисляемых в бюджет города.
        Наиболее перспективными для притока инвестиций являются следующие направления:
  • авиационная и космическая промышленность;
  • муниципальный заказ в части переработки мусора, по управлению жилым фондом, благоустройству, развитию лифтового хозяйства;
  • строительство: в 2007 г. планируется сдать 450 тыс. кв. м жилья, цель - к 2010 г. выйти на уровень 1000 тыс. кв. м в год;
  • потребительский рынок.
        Таким образом, повышение инвестиционной конкурентоспособности Самары в целом и существенное увеличение объемов инвестиций могут быть достигнуты на основе рационального использования современного инструментария стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечивающего результативное взаимодействие хозяйствующих субъектов и органов государственного управления всех уровней. Сравнительная оценка конкурентной позиции Самары свидетельствует о необходимости разработки тщательно продуманной долгосрочной стратегии, направленной на повышение конкурентного статуса городского округа.
        В заключение следует отметить, что в современных условиях можно констатировать возрастание роли города в управлении инвестиционными процессами. Города являются фокусными точками роста различных по масштабам территорий, местами размещения преобладающей части хозяйствующих субъектов. Сегодня нет городов, не нуждающихся в инвестициях. Так как развитие города позитивно сказывается на положении и развитии окружающей его внешней среды, то они становятся полюсами экономического роста регионов и страны в целом. И Самара в данном случае не исключение.


    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Качество сервиса - залог успешной модели рефинансирования
    Основные тенденции рынка российских корпоративных еврооблигаций в 2007 г.
    Долг Москвы: в начале второго десятилетия
    Оценка конкурентного статуса городского округа Самара
    Рейтинг относительной кредитоспособности регионов РФ
    Финансирование инвестиционных программ регионов: взгляд рейтингового агентства
    Эшелонирование рынка субфедеральных займов
    Бренд: инструмент снижения стоимости заимствований?
    Рейтинг социально-экономического положения регионов России
    Работа Администрации Краснодарского края по развитию финансового и фондового рынков
    Ипотечный кризис в США: причины и уроки для России
    Анализ мировых государственных облигаций, индексируемых на темпы роста инфляции
    Коллизии роста рынка корпоративных, субфедеральных и муниципальных облигаций в 2007 г.
    Для газовых проектов долгосрочный финансовый ресурс - объективная необходимость
    Российские банки на рынке корпоративных облигаций: рейтинг долговых обязательств
    У российского рынка секьюритизации большое будущее
    Корпоративные облигации компаний второго и третьего эшелонов
    Ипотечный рынок: повторение в России американского кризиса в настоящий момент невозможно
    Конструирование облигационного займа с индивидуальным поручительством
    Вексельный рынок: тенденции 2007 г.
    Стихийное развитие или контролируемые реформы?
    Вексельный рынок сегодня - взгляд изнутри
    Внимание! АУВЕР предостерегает!
    Новости банковской статистики: итоги первого полугодия 2007 г. и перспективы
    Статистика вексельного рынка
    Крупнейшие депозитные банки с наибольшим количеством филиалов
    КАЗАНЬ
    КАРЕЛИЯ
    КОМИ
    МОСКВА
    ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ
    АВТОВАЗБАНК
    АВТОМИР
    АГЕНТСТВО ПО ИПОТЕЧНОМУ ЖИЛИЩНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ
    Банк ЗЕНИТ
    БАХЕТЛЕ
    ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ МОРДОВИИ
    ВОСТОЧНЫЙ
    ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО
    ДЕЛО-ЦЕНТР
    ДOMO
    ДОМОЦЕНТР
    ДЫМОВСКОЕ КОЛБАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
    ИНКОМ-АВТО
    ИНПРОМ
    ИНТЕГРА
    КД АВИА
    КАМСКАЯ ДОЛИНА
    КОМПЛЕКС-ОЙЛ

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100