Casual
РЦБ.RU

Финансово-правовое регулирование российских депозитарных расписок

Октябрь 2007


ВВЕДЕНИЕ

    Депозитарная расписка - производный инвестиционный финансовый инструмент, обращающийся на российском или зарубежном финансовых рынках. Следовательно, финансово-правовое регулирование депозитарных расписок должно быть направлено на создание эффективного российского механизма правового регулирования, нацеленного на устранение различных правовых барьеров в привлечении иностранных инвестиционных денежных фондов для российских эмитентов и в перераспределении российских децентрализованных инвестиционных денежных фондов в ценные бумаги иностранного эмитента. В данной статье рассматривается финансово-правовая сущность депозитарных расписок как разновидности производного финансового инструмента.

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

    Законодательное правовое регулирование российских депозитарных расписок является правовой новацией в современном российском праве. В конце 2006 г. законодатель внес изменения1 в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", в котором определен механизм правового регулирования российских депозитарных расписок.
    Необходимо отметить целевую направленность внесенных изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", нацеленных на правовое регулирование российских депозитарных расписок. Принятие внесенных изменений позволит удовлетворить потребности российских инвесторов в отношении доступа к иностранным финансовым рынкам через формирование на территории Российской Федерации рынков российских депозитарных расписок на иностранные ценные бумаги. Появление российских депозитарных расписок на российском финансовом рынке повысит его инвестиционную привлекательность и ликвидность, расширит спектр используемых финансовых инструментов.
    Привлечение на российский фондовый рынок ценных бумаг иностранных эмитентов возможно как путем прямого допуска таких инструментов, так и на основе заимствования зарубежного опыта выпуска производных финансовых инструментов в виде депозитарных расписок. Однако при реализации правовых механизмов прямого допуска иностранных ценных бумаг на отечественный финансовый рынок российские владельцы иностранных ценных бумаг не имеют прямого доступа к информации об иностранном эмитенте ценных бумаг, а также могут столкнуться с правовыми барьерами при реализации своих прав на иностранные ценные бумаги, являющиеся базисным активом российских депозитарных расписок. В связи с этим правовое регулирование рынка российских депозитарных расписок наиболее оптимально и может являться основным финансовым каналом связи российского рынка ценных бумаг с международными фондовыми рынками.
    С другой стороны, низкий уровень нормативного регулирования российских депозитарных расписок позволит практически бесконтрольно осуществлять перераспределение российских инвестиционных денежных фондов за пределы нашего государства. Таким образом, одна из главных задач финансово-правового регулирования российских депозитарных расписок заключается в создании надежного и эффективного механизма правовой защиты инвестиционных децентрализованных денежных фондов от наступления различных финансовых и предпринимательских рисков, связанных с реализацией прав владельцев российских депозитарных расписок и их требований по исполнению эмитентами иностранных ценных бумаг своих обязательств. Другая главная задача финансово-правового регулирования отечественных депозитарных расписок - создание оптимального механизма правового регулирования, направленного на противодействие массовому беспрепятственному перераспределению российских инвестиционных децентрализованных денежных фондов за пределы России. Отсутствие данного правового механизма может нанести огромный финансовый вред экономической системе нашего государства. В частности, это положение касается публичного размещения российскими предприятиями на зарубежных финансовых рынках различных фондовых и долговых финансовых инструментов с целью привлечения иностранного капитала для восполнения и формирования своих денежных фондов, что позволяет иностранным инвесторам приобретать финансовые инструменты отечественных компаний.
    Рассмотрим действующий механизм правового регулирования российских депозитарных расписок. В ст. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" представлено нормативное определение российской депозитарной расписки: "Российская депозитарная расписка - именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. В случае если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок, указанная ценная бумага удостоверяет также право ее владельца требовать надлежащего выполнения этих обязанностей". Таким образом, правовой статус российских депозитарных расписок (РДР), как одной из разновидностей производных финансовых инструментов, определен в качестве именной эмиссионной ценной бумаги. РДР могут выпускаться только в бездокументарной форме, а решение о выпуске РДР является документом, удостоверяющим права собственности в отношении представляемых акций или облигаций. РДР одного выпуска могут удостоверять право собственности на представляемые ценные бумаги только одного иностранного эмитента и только одного их вида (категории, типа).
    Из указанного определения следует, что российская депозитарная расписка - производный инвестиционный финансовый инструмент, устанавливающий право собственности на иностранные ценные бумаги или облигации, а также права, которые закреплены в них. Таким образом, финансово-правовая природа российской депозитарной расписки заключается в реализации права собственности на права, которые устанавливаются базисным активом российских депозитарных расписок.
    На наш взгляд, данное нормативное определение РДР базируется на зарубежном опыте правового регулирования производных финансовых инструментов, направленных на распределение децентрализованных инвестиционных денежных фондов в ценные бумаги иностранного эмитента. В частности, необходимо отметить, что закрепление в российском законодательстве вышеуказанного правового статуса РДР как эмиссионной ценной бумаги позволяет устранить различные правовые барьеры для иностранных эмитентов ценных бумаг в правовой квалификации производного финансового инструмента. По нашему мнению, при использовании для осуществления названных целей иной правовой конструкции производного финансового инструмента может снизиться предпринимательский интерес иностранного эмитента ценных бумаг к привлечению российских децентрализованных инвестиционных денежных фондов. В свою очередь этот правовой барьер может негативно повлиять на обращение российских децентрализованных денежных фондов на мировом финансовом рынке.
    Нормативные положения Федерального закона "О рынке ценных бумаг" устанавливают специальные требования к эмитентам российских депозитарных расписок. Эмитентами российских депозитарных расписок могут выступать только депозитарии, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечающие требованиям к размеру собственного капитала (собственных средств), установленным к таким депозитариям Федеральной службой по финансовым рынкам России (ФСФР России), и осуществляющие депозитарную деятельность не менее 3 лет.
    Эмиссия РДР допускается при условии, что учет прав депозитария на представляемые ценные бумаги иностранного эмитента осуществляется на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц. Следовательно, депозитарий, осуществляющий эмиссию РДР, имеет правовой статус номинального держателя представляемых ценных бумаг иностранного эмитента. Необходимо отметить, что эмиссия РДР, по которым эмитент иностранных ценных бумаг не принимает на себя обязательства перед владельцами РДР, допускается при включении представляемых ценных бумаг в котировальные списки иностранных фондовых бирж, перечень которых утвержден ФСФР России. Это нормативное положение направлено на правовую защиту денежных фондов владельца РДР от наступления неблагоприятных юридических фактов, которые связанны с рисками предпринимательской деятельности эмитента представляемых ценных бумаг.
    С другой стороны, при утверждении перечня иностранных фондовых бирж ФСФР России не может обеспечить высокий уровень правовой защиты инвестиционных денежных фондов владельца РДР от неблагонадежности эмитента иностранных ценных бумаг. В частности, это связанно с листингом фондовых инструментов, порядком размещения и обращения представляемых иностранных ценных бумаг на уполномоченных иностранных фондовых биржах. Таким образом, уполномоченная иностранная фондовая биржа может создать специальную секцию для размещения и депонирования иностранных ценных бумаг, предназначенных в качестве базисного актива РДР. В дальнейшем на иностранной фондовой бирже может быть осуществлен листинг фондовых инструментов неблагонадежных иностранных эмитентов, поскольку экспертиза финансовой и предпринимательской благонадежности иностранного эмитента ценных бумаг требует дополнительных материальных затрат или привлечения специализированной иностранной организации для проведения оценки названных рисков.
    Таким образом, потенциальный владелец РДР должен самостоятельно оценивать финансовые риски иностранного эмитента ценных бумаг, что может негативно отразиться на рациональном распределении российских инвестиционных денежных фондов на мировом финансовом рынке. Для решения данной правовой проблемы ФСФР России или Центральному банку РФ целесообразно осуществить пруденциальное нормативное регулирование, которое будет направлено на закрепление финансово-экономических требований к иностранному эмитенту представляемых ценных бумаг для минимизации рисков его неликвидности или неплатежеспособности и обеспечит надежную финансовую правовую защиту владельца РДР. Для этого необходимо установить законодательный запрет для эмитента РДР осуществлять эмиссию РДР при нарушении указанных пруденциальных норм и при отсутствии обязательного письменного заключения высоконадежной иностранной или российской финансовой экспертной или аудиторской организации о достоверности соблюдения данных пруденциальных норм.
    На наш взгляд, необходимо рассмотреть еще один возможный негативный аспект распределения российских инвестиционных денежных фондов на мировом финансовом рынке. Этот аспект связан с предпринимательским интересом приобретения российским инвестором иностранных акций или облигаций конкретного эмитента, который реализуется с подачи заявки потенциальному эмитенту РДР на приобретение определенного количества иностранных акций или облигаций конкретного иностранного предприятия. В настоящее время большое количество российский предприятий осуществляют публичное размещение своих акций или облигаций на иностранных фондовых биржах для привлечения иностранных инвестиционных денежных фондов. Приобретателями российских фондовых инструментов могут быть "специально созданные" российскими эмитентами данных инструментов иностранные организации, зарегистрированные в оффшорных экономических зонах с льготным режимом налогообложения. Иностранные оффшорные предприятия могут осуществить эмиссию своих акций или облигаций, обеспеченных правом собственности на приобретенные акции или облигации российских эмитентов. После вышеуказанной эмиссии иностранные организации могут осуществить размещение эмитированных акций или облигаций на уполномоченных иностранных фондовых биржах для дальнейшего приобретения их в собственность в виде РДР российским предприятием, которое "специально создало" иностранного оффшорного эмитента представляемых ценных бумаг или облигаций. Такие правоотношения могут привести к отсутствию финансового контроля над распределением российских децентрализованных денежных фондов в зарубежные оффшорные экономические зоны с льготным правовым режимом налогообложения. В результате налоговые доходы российского государства могут быть снижены, что способно создать финансовые экономические барьеры в правовой реализации расходов российского бюджета. Для предотвращения этого целесообразно установить нормативный запрет для депозитария эмитировать РДР в иностранные ценные бумаги или облигации эмитента, который зарегистрирован в конкретном оффшорном экономическом регионе.

ОСОБЕННОСТИ ЭМИССИИ РДР

    Проанализируем наиболее важные особенности эмиссий и обращения РДР, которые установлены в нормативных положениях ст. 27.5.3 Федерального закона РФ "О рынке ценных бумаг". Процедура эмиссии РДР включает следующие этапы:
    1) утверждение решения о выпуске РДР уполномоченным органом их эмитента - депозитария;
    2) государственную регистрацию выпуска РДР;
    3) размещение РДР.
    Эмиссия РДР имеет свои особенности, которые связаны с отсутствием таких этапов процедуры эмиссии, как принятие решения о размещении РДР и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска или дополнительного выпуска РДР. Нормативные положения не ограничивают срок размещения РДР одним годом с даты государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска). Дополнительный выпуск РДР не подлежит государственной регистрации и осуществляется путем внесения изменений в решение о выпуске РДР только в части увеличения максимального количества РДР одного выпуска, которое может одновременно находиться в обращении. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) РДР должно предусматривать указание только максимального количества РДР, которые могут быть размещены. Их размещение предполагается осуществлять по мере наличия (соответствия) необходимого количества представляемых ценных бумаг. Соответственно, вместо государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) РДР нормативные положения устанавливают обязанность депозитария - эмитента РДР ежеквартально в течение всего срока размещения РДР представлять в ФСФР России отчет об итогах размещения РДР. Этот отчет должен содержать указание на количество размещенных в отчетном периоде РДР, их оставшееся количество, которое депозитарий РДР имеет право разместить в пределах их максимального количества, а также число представляемых ценных бумаг, хранение и (или) учет прав на которые обеспечил такой депозитарий.
    Если представляемыми ценными бумагами являются акции, то решение о выпуске РДР должно содержать порядок выдачи (направления) владельцами РДР указаний депозитарию о порядке голосования по таким акциям. Обязательство депозитария по обеспечению осуществления права голоса по иностранным акциям реализуется исключительно в соответствии с указаниями владельцев РДР или по предоставлению владельцам РДР итогов голосования. Выполнение обязанностей иностранного эмитента представляемых ценных бумаг перед владельцами российских депозитарных расписок должно быть предусмотрено договором между эмитентом представляемых ценных бумаг и владельцами РДР. Однако изменение указанного договора не требует согласия владельцев РДР. По нашему мнению, изменение договора без согласия владельца РДР может отрицательно сказаться на размещении и обращении РДР, поскольку владелец РДР лишен возможности контролировать объем и исполнение принятых обязательств иностранных эмитентов представляемых ценных бумаг. Данное нормативное положение также позволяет владельцу РДР воспользоваться несовершенством действующего законодательства в целях осуществления негативной финансовой предпринимательской деятельности для безответственного распределения своих инвестиционных денежных фондов в различных зарубежных оффшорных экономических зонах. Следовательно, необходимо устранить эти пробелы в российском законодательстве. Позитивные аспекты данного нормативного положения касаются установления для депозитария РДР правовой обязанности обеспечить владельцу РДР возможность влияния на принятие важных решений по вопросам предпринимательской деятельности иностранного эмитента представляемых ценных бумаг. Это нормативное положение позволит повысить инвестиционную привлекательность РДР как производного финансового инструмента, поскольку владелец РДР может самостоятельно регулировать вероятность наступления негативных финансовых рисков в предпринимательской деятельности иностранного эмитента представляемых ценных бумаг.
    Публичное размещение или обращение РДР может осуществляться после государственной регистрации их выпуска в ФСФР России, а размещение и обращение РДР дополнительного выпуска - только после регистрации изменений, внесенных в решение о выпуске РДР.
    Необходимо обратить внимание на нормативные положения, которые устанавливают дополнительное основание для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) РДР. Помимо оснований, предусмотренных ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", отсутствие нижеследующих условий, установленных договором между депозитарием РДР и иностранным эмитентом представляемых ценных бумаг, может являться поводом для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) РДР. Таким образом, с точки зрения гражданско-правового регулирования нижеследующие условия существенны для данного договора, и их нарушение может повлечь за собой наступление договорной ответственности депозитария РДР перед владельцем РДР. К таким условиям относятся:
    1) обязательное указание прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами;
    2) обязательство депозитария обеспечивать соответствие количества РДР, находящихся в обращении, количеству представляемых ценных бумаг, учет прав на которые осуществляется на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц;
    3) указание на то, что представляемые ценные бумаги выпускаются исключительно под размещение РДР и (или) находятся в обращении;
    4) порядок выдачи (направления) владельцами РДР указаний депозитарию о порядке голосования по акциям (если представляемыми ценными бумагами являются акции) и обязательства депозитария обеспечивать осуществление права голоса по акциям иностранного эмитента в соответствии с указаниями владельцев РДР, а также обязательства по представлению владельцам РДР итогов голосования;
    5) обязательство эмитента ценных бумаг предоставлять информацию на русском языке в таком объеме и в те сроки, которые обеспечивают депозитарию возможность осуществить ее раскрытие в объеме, порядке и сроки, которые предусмотрены Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и нормативными правовыми актами ФСФР России;
    6) обязательство депозитария раскрывать предусмотренную действующим законодательством информацию, полученную от эмитента представляемых ценных бумаг, не позднее дня, следующего за днем ее получения;
    7) соглашение о применении к отношениям, вытекающим из этого договора, права Российской Федерации;
    8) соглашение о рассмотрении споров, возникающих вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по этому договору, на территории Российской Федерации судами, решения которых могут быть признаны на территории страны эмитента представляемых ценных бумаг в соответствии с международным договором Российской Федерации;
    9) положение об ответственности депозитария и эмитента представляемых ценных бумаг за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору перед владельцами РДР;
    10) положение о невозможности расторгнуть договор без согласия владельцев РДР.
    Следовательно, российский законодатель установил надежную правовую защиту от наступления негативных последствий различных инвестиционных предпринимательских рисков и обеспечил владельцу РДР дополнительные правовые гарантии управленческого контроля за различной деятельностью иностранного эмитента представляемых ценных бумаг.
    После государственной регистрации проспекта РДР, депозитарий - эмитент РДР осуществляет раскрытие информации о себе, а также об эмитенте представляемых ценных бумаг в форме ежеквартального отчета эмитента представляемых ценных бумаг (ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность иностранного эмитента.
    Права, закрепленные представляемыми ценными бумагами, в том числе связанные с получением по ним доходов, осуществляются в пользу владельцев РДР, являющихся таковыми на дату составления списка владельцев представляемых ценных бумаг и имеющих право на осуществление соответствующих прав, в том числе на получение соответствующих доходов. Выплаты владельцам РДР осуществляются эмитентом РДР в валюте Российской Федерации, если иное не установлено решением о выпуске РДР. Срок исполнения обязательств, связанных с осуществлением указанных выплат, не может превышать 5 дней со дня получения депозитарием от эмитента представляемых ценных бумаг соответствующих выплат. Таким образом, решение о выпуске РДР может предусматривать выплату владельцам РДР в иностранной валюте. Следовательно, необходимо выполнять нормативные положения валютного законодательства России. При получении владельцем РДР от депозитария соответствующего количества представляемых ценных бумаг происходит погашение РДР. При этом максимальное количество РДР, которое может одновременно находиться в обращении, согласно решению о выпуске таких ценных бумаг, не изменяется.

  • Рейтинг
  • 3
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Рынок коллективных инвестиций: эпоха перемен
Извлечения из Директивы 2004/39/ЕС Европейского парламента и совета от 21 апреля 2004 г. о рынках финансовых инструментов
Новости Программы переводов компании IMAC
Финансовые инструменты: новая фаза развития
Задачи регулирования внебиржевых деривативов: новое законодательство - новым инструментам
Охлаждение рынка пойдет всем на пользу
Эффективность существующих финансовых инструментов
Финансово-правовое регулирование российских депозитарных расписок
О подходах к технологическому развитию специализированного депозитария и реализованных технологиях Часть 2. Технология ведения реестров владельцев инвестиционных паев
Сопровождение управляющих компаний должно быть комплексным
Управление портфелем закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости
Возможности и перспективы закрытых ПИФов как инструмента государственно-частного партнерства
ОФБУ: все только начинается
Опыт организации продаж ПИФов через банковские сети
Кадры - самая большая проблема российского рынка капитала
Инвестиционные фонды в Европейском союзе
Некоторые аспекты развития инвестиционной среды Казахстана для привлечения сбережений населения
Рынок коллективных инвестиций в лицах

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100