Casual
РЦБ.RU

Кредитная история ОАО "Томск-Инвест"

Сентябрь 2007


    В настоящее время приоритетные направления развития Томской области определены в Стратегии развития Томской области до 2020 г. и Программе социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 гг. В рамках данных документов была подготовлена стратегия развития строительного комплекса Томской области до 2010 г., разработанная Департаментом строительства и архитектуры, в которой поставлены задачи по разработке механизмов привлечения "длинных" ресурсов в строительный сектор.
    Одним из возможных способов решения поставленной задачи стало решение о государственно-частном партнерстве (ГЧП) при привлечении заемных средств. Первым предприятием на территории Томской области, которое отработало данный принцип, стала государственная компания ОАО "Томск-Инвест", в которой 100% уставного капитала принадлежит Администрации Томской области. С учетом полученной государственной гарантии Томской области на сумму 100 млн руб. был структурирован и выпущен облигационный заем на общую номинальную сумму 500 млн руб. Срок обращения составил 3 года, оферта предусмотрена через 1,5 года, выплаты производятся ежеквартально. На оставшуюся сумму было предоставлено поручительство ведущего строительного холдинга Томской области - группы компаний "Томская домостроительная компания". Координатором данного проекта на всех этапах его создания и реализации выступило Областное государственное специализированное учреждение "Томская Расчетная Палата" (см. рисунок).
    Использование данной схемы с участием государственной SPV делает возможным не только привлечь средства инвесторов, но и создать механизм контроля использования привлеченных денежных средств. Более того, данный механизм позволяет государству через экономические механизмы управления (выбор компаний, проектов и т. д.) быть активным игроком на рынке и создавать компании, которые будут способны через определенное время получить кредитную историю и быть самостоятельными заемщиками, что приведет к дополнительному привлечению средств в экономику области.
    На ММВБ 26 апреля 2007 г. прошло размещение указанного облигационного займа. В ходе аукциона была установлена ставка 1 купона на уровне 12,5% годовых, что соответствует доходности к погашению 13,1%. За период с мая по август текущего года на вторичных торгах ММВБ по облигациям ОАО "Томск-Инвест" были совершены сделки на общую номинальную сумму более 325 млн руб. Покупателями данных облигаций стали ведущие инвестиционные банки и компании, в том числе нерезиденты.
    Экономический эффект ГЧП в схеме размещения указанных облигаций заключался в конечной стоимости заимствования. Благодаря участию Администрации Томской области в качестве гаранта возврата средств по облигационному займу у инвесторов появляется дополнительная защита в случае развития какой-либо неблагоприятной ситуации. Для определения влияния выданной государственной гарантии на доходность при размещении можно посмотреть на доходность облигаций Томской области, обращающихся в настоящее время на ММВБ, и доходность облигаций строительных компаний со схожими экономическими показателями с ГК "ТДСК". Много вопросов вызывала частичная гарантия по займу. Однако это решение легко объяснимо: выданная государственная гарантия 100%-ному государственному предприятию позволяет, не уменьшая кредитного качества займа, снизить бремя увеличения государственного долга, а следовательно, ухудшения показателей инвестиционной привлекательности самого субъекта РФ. Одновременно предоставленная государственная гарантия создает систему, в которой конечный получатель привлеченных средств также ответствен за возврат средств.
    Администрация региона, являющаяся гарантом по займу, несет субсидиарную ответственность по обязательствам эмитента. Гарант не имеет права влиять на порядок обращения взыскания и, таким образом, в размере предоставленной государственной гарантии отвечает по обязательствам эмитента в случае его дефолта. Минимизация риска обращения к гаранту держателей облигаций не может быть снижена юридическим путем. Но она может быть снижена за счет контроля администрацией региона расходования средств на всех этапах проекта:

  • отбор компании;
  • отбор проектов;
  • контроль расходования средств;
  • залог недвижимости.
        Таким образом, используя метод ГЧП, с помощью экономического мультипликатора на 500 млн руб. выданных государственных гарантий можно привлечь в экономику региона до 2500 млн руб. инвестиций. В результате в выигрыше остаются все участники процесса: администрация региона, строительная компания и инвесторы - держатели облигаций.
        Администрация за счет увеличения объемов строительства получает следующие выгоды:
  • увеличение собственных доходов как за счет роста объема производимой продукции, так и за счет увеличения товарооборота в регионе;
  • возможность развития важных инфраструктурных проектов, не генерирующих прибыль, но чрезвычайно важных для региона;
  • снижение темпа увеличения стоимости 1 кв. м жилья в регионе за счет увеличения предложения недвижимости на рынке (а не спроса, как делают некоторые регионы);
  • косвенный результат - увеличение числа рабочих мест и общее повышение экономической активности.
        Компании в свою очередь получают выгодные условия финансирования и направляют его на пополнение оборотных средств. При этом осуществляется переход компаний на более прогрессивные методы финансирования, повышение качества корпоративного управления и укрепление связей с финансовыми рынками.
        Для инвесторов, приобретающих долговые ценные бумаги, структурированные по данной схеме, - это возможность получить новые инструменты для вложения средств в ситуации, когда небольшая часть инструментов в третьем эшелоне имеют качественное соотношение риска и доходности. Сам по себе выпуск облигаций строительной компании позволяет привлечь средства под сравнительно высокую ставку, поэтому участие государства в виде предоставленной гарантии является сильной политической поддержкой эмитента, которая позволяет снизить кредитный риск его публичных заимствований.
        Действия участников схемы размещения облигаций регулируются глобальным регламентом, объединяющим работу трех структур: Департамента строительства и архитектуры Томской области, ГК "ТДСК" и ОАО "Томск-Инвест". В данном регламенте существует контроль в двух направлениях - финансовом и производственном, помимо элементов целевого расходования средств. В финансовом блоке осуществляются контроль за финансовым положением конечного получателя денежных средств и вырабатывает механизмы, позволяющие контролировать вывод активов. Дополнительным фактором контроля является то, что привлеченные денежные средства передаются в строительную компанию не просто на бесконтрольной основе, а на основе "проектного" финансирования. Источником погашения заемных средств и процентов будут средства, полученные от реализации построенных квартир. Возврат средств в размере 100 млн руб., соответствующих предоставленной государственной гарантии областного бюджета, будет осуществляться за счет средств, привлекаемых по реализуемым на территории Томской области жилищным программам по фиксированным ценам.
        Для ГК "ТДСК" участие в размещении данного облигационного займа выгодно по следующим условиям:
  • диверсификация заемных средств компании;
  • начало создания публичной кредитной истории, так как в будущем компания планирует самостоятельно стать эмитентом на долговом рынке.
        В настоящее время ведется работа по организации совмещения финансовой и производственной деятельности ОАО "Томск-Инвест" с целью увеличения объемов финансирования для реализации проектов, направленных на обустройство строительных площадок и строительство социального жилья.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Все внимание на ритейл
    Российские ритейлеры на рынке капитала
    Акции ритейловых компаний: тенденции и перспективы
    Розничная торговля: основные векторы роста
    Цивилизованная розница как новый пласт экономики
    Авторынок еще далек от насыщения
    Будущее книжного рынка
    Индекс без границ
    Реорганизация РАО "ЕЭС России": что дальше?
    В Сибири перспективны не только сырьевые проекты
    10 конкурентных преимуществ Новосибирской области
    Финансовый рынок Сибири: стабильное развитие
    Томская область: реальные результаты в реальных экономических условиях
    Кредитная история ОАО "Томск-Инвест"
    Инвестиционный потенциал мясного бизнеса
    Размещение в секторе ИРК ФБ ММВБ компании "АРМАДА"
    IPO в России: рекорды ставятся за полгода
    Итоги полугодия превзошли ожидания
    Принципы прогнозирования динамики цен на жилье
    Лидеры страхового рынка

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100