Casual
РЦБ.RU

Томская область: реальные результаты в реальных экономических условиях

Сентябрь 2007


    В течение последних 8 лет Томская область демонстрирует устойчивый рост основных экономических показателей. Темпы прироста основных макроэкономических показателей Томской области в большинстве случаев опережали общероссийские. Итоги развития за первое полугодие 2007 г. подтверждают тенденцию позитивных изменений в экономике региона.
    Валовой региональный продукт с 2000 по 2006 г. увеличился более чем на 60%. Приоритеты развития Томской области определены в Стратегии развития Томской области до 2020 г. и Программе социально-экономического развития Томской области на 2006-2010 гг.
    По комплексной оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Томская область относится к регионам со средним уровнем развития и занимает 18-е место среди 89 регионов России (табл. 1).
    В 2006 г. и первой половине 2007 г. в экономике Томской области после некоторого замедления наблюдалось восстановление темпов экономического роста:

  • показатели обрабатывающих отраслей промышленности по темпам развития стали опережать показатели добычи нефти и газа. Причем темпы прироста оказались выше общероссийских показателей в промышленности. Наибольший вклад в оживление промышленности внесли нефтехимия, атомная и пищевая промышленность, производство электрооборудования;
  • существенно увеличились объемы инвестиций в основной капитал (за 2006 г. в 2 раза). Возобновилась инвестиционная активность в нефтегазовом секторе. На несырьевые отрасли экономики приходится уже половина всех инвестиций. Причем темпы роста инвестиций в секторе инновационных технологий значительно выше, чем в традиционных отраслях;
  • потребительский спрос населения по-прежнему остается одним из основных двигателей экономического роста. Темпы роста оборота розничной торговли превышают российские показатели;
  • экономическая стабильность в регионе способствовала снижению инфляции. В настоящее время уровень потребительской инфляции в Томской области ниже, чем в целом по России;
  • устойчиво росли доходы населения области (по сравнению с 2000 г. в номинальном выражении доходы увеличились в 5 раз, в реальном - в 2,4 раза). С 2002 г. темпы роста доходов превышают среднероссийские показатели.
        По итогам 2006 г. доходы областного бюджета возросли на 4162 млн руб., или в 1,3 раза. В условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры Департамент финансов проводил бюджетную политику, предусматривающую направление части дополнительно поступающих доходов на покрытие дефицита областного бюджета. В результате профицит областного бюджета в 2006 г. составил 0,20 млрд руб. при плановом дефиците 1,4 млрд руб. По итогам первого полугодия 2007 г. профицит областного бюджета составил 23,7 млн руб. (табл. 2).
        Налоговые и неналоговые доходы в общей сумме доходов областного бюджета в 2006 г. составили 85%, по плану в 2007 г. данные доходы должны составлять 82%. Однако с учетом более высоких темпов роста доходов, данный показатель в этом году будет не ниже, чем в предыдущем. По оценке агентства АК&М, в 2006 г. по данному показателю Томская область находилась на 15-м месте среди всех регионов РФ. За последние 5 лет доля собственных доходов в областном бюджете возросла с 72% в 2002 г. до 85% в 2006 г.
        Основными источниками налоговых доходов областного бюджета на протяжении последних лет являются:
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на имущество организаций;
  • акцизы по подакцизным товарам.
        По итогам первого полугодия 2007 г. удельный вес налога на прибыль организаций в общей сумме налогов составил 42,4%. Следующим по объему доходов необходимо назвать налог на доходы физических лиц - 25,7%. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года удельный вес доходов по этому налогу вырос на 3%. Удельный вес налога на имущество организаций составил 12,3%. Удельный вес акцизов по подакцизным товарам по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 0,3% и составил 7,5%. Таким образом, перечисленные выше налоги составляют в общем объеме налоговых доходов 87,9%. Далее следуют налог на добычу полезных ископаемых - 6,0% и прочие налоговые платежи и сборы, которые составляют 6,1% в общем объеме налоговых доходов.
        В экономической структуре расходов областного бюджета расходы, обеспечивающие инвестиционную и инновационную деятельность, занимают 2-е место после межбюджетных трансфертов и заработной платы и составляют более 10% от общих доходов областного бюджета. На эти цели в 2006 г. было направлено более 2 млрд руб. За счет выделенных из областного бюджета средств (349 млн руб.) проведены проектно-изыскательские работы на территории ТВЗ. Начато строительство и расширение улиц, что позволит сократить расстояние между южным и северным участком ТВЗ и ускорить транспортные потоки внутри города. Также стартовали подготовительные работы по строительству здания Центра инноваций и технологий. Кроме того, внесены средства в уставный капитал открытого акционерного общества "Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Томск"" (169 млн руб.).
        В 2006 г. рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило кредитный рейтинг Томской области по российской шкале с ruA до ruA+. Данное повышение стало следствием: "?роста доходов, улучшения структуры долга и стремления области поддерживать хорошие финансовые показатели и низкий уровень долга". Качество управления долгом, по мнению аналитиков агентства, является высоким по российским стандартам.

    ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗАИМСТВОВАНИЙ - ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ

        Благодаря проводимой консервативной долговой политике в 2002-2007 гг. государственный долг Томской области сохраняется практически на постоянном уровне - в пределах 2,4-2,8 млрд руб. Объем государственного долга Томской области на 1 января 2007 г. составил 2883 млн руб., что больше по сравнению с его объемом на 1 января 2006 г. на 54 млн руб., или на 2%. Долговая нагрузка, определяемая отношением долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи, сократилась с 21,0% на начало 2006 г. до 16,8% на конец года. В соответствии с законом об областном бюджете на 2007 г. предельный объем государственного долга утвержден на уровне 4,4 млрд руб., что составит 24% к уровню собственных доходов областного бюджета.
        Начиная с 2003 г. Томская область ежегодно размещает облигационные займы на ведущей биржевой площадке страны (ММВБ). За прошедшее время было выпущено 5 облигационных займов на общую номинальную сумму 3,4 млрд руб. В 2006 г. в связи с текущим профицитным исполнением областного бюджета размещение основной суммы облигационного займа (1 млрд руб.) было перенесено с IV кв. 2006 г. на I кв. 2007 г. Данное решение позволило не увеличивать избыточную ликвидность бюджета, снизить расходы на обслуживание долга благодаря уменьшению суммы выплат по первому купону облигаций, а также привлечь дополнительные средства в период, когда традиционно возникает дефицит. Применяя механизм амортизации основной суммы долга в данном облигационном займе, удалось сгладить пиковые периоды выплат по долговых обязательствам.
        Эффективная доходность при размещении последнего облигационного займа составила 7,9% годовых, дюрация - 3,1 года. В то же время после включения данных облигаций в котированный лист А1 на ФБ ММВБ доходность по данному займу существенно снизилась и составила 7,3% годовых, опустившись на 40-45 б. п. по сравнению с предыдущим периодом.

    РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАИМСТВОВАНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

        Активное проведение реформ как на федеральном, так и на местном уровнях предполагает, что большинство региональных администраций будут финансировать свои экономические программы за счет проведения дополнительных заимствований. В этой связи чрезвычайно важным становится вопрос о четкой конкретизации процессов заимствования, а также введении дополнительных ограничений, позволяющих уменьшить риск кредиторов региональных и местных администраций.
        Действующее федеральное законодательство определяет сферу заимствований регионами только в общих чертах, поэтому возникает необходимость большей детализации механизмов заимствования на региональном уровне. Для Томской области данная проблема стала наиболее актуальной после победы в конкурсе Министерства финансов РФ на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. На региональном уровне было утверждено положение об управлении государственным долгом Томской области.
        В настоящее время планирование долговых обязательств осуществляется исходя из расчета долговой нагрузки на областной бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию обязательств. Кроме того, на областном уровне приняты законодательные акты, регламентирующие планирование временных кассовых разрывов при исполнении областного бюджета, а также формирование финансового резерва для финансирования кассовых разрывов.
        Тем не менее нельзя сказать, что все необходимые подходы в управлении государственным долгом законодательно определены. В настоящее время в стадии подготовки находятся несколько нормативно-правовых актов, среди которых Закон Томской области "О государственном долге", а также Принципы управления государственным внутренним долгом.
        Применяемые принципы управления государственным долгом Томской области, положительная кредитная история, умеренная долговая нагрузка, а также равномерное распределение погашения суммы долга до 2011 г. свидетельствуют о долгосрочной финансовой устойчивости бюджета и о возможности мобилизовать для дальнейшего развития заемные ресурсы на выгодных для региона условиях. Инвесторы могут быть уверены, что все показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность региона, мы сохраним на прежнем уровне, а все настоящие и последующие долговые обязательства будут нами выполняться своевременно и в полном объеме.



    • Рейтинг
    • -1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Все внимание на ритейл
    Российские ритейлеры на рынке капитала
    Акции ритейловых компаний: тенденции и перспективы
    Розничная торговля: основные векторы роста
    Цивилизованная розница как новый пласт экономики
    Авторынок еще далек от насыщения
    Будущее книжного рынка
    Индекс без границ
    Реорганизация РАО "ЕЭС России": что дальше?
    В Сибири перспективны не только сырьевые проекты
    10 конкурентных преимуществ Новосибирской области
    Финансовый рынок Сибири: стабильное развитие
    Томская область: реальные результаты в реальных экономических условиях
    Кредитная история ОАО "Томск-Инвест"
    Инвестиционный потенциал мясного бизнеса
    Размещение в секторе ИРК ФБ ММВБ компании "АРМАДА"
    IPO в России: рекорды ставятся за полгода
    Итоги полугодия превзошли ожидания
    Принципы прогнозирования динамики цен на жилье
    Лидеры страхового рынка

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100