Casual
РЦБ.RU

Авторынок еще далек от насыщения

Сентябрь 2007


    Интервью с финансовым директором Группы компаний "Автомир" Василием Пташинским

    Группа компаний "Автомир" - крупнейший автомобильный дилер в России, являющийся официальным дилером 22 ведущих автомобильных брэндов. В 2006 г. через дилерские центры, входящие в Группу компаний "Автомир", было продано 57,1 тыс. новых автомобилей. Основную массу продаж составляют новые автомобили иностранного производства. О планах работы компании "Автомир" на финансовом рынке и текущем состоянии российского авторитейла рассказывает финансовый директор Группы компаний "Автомир" Василий Пташинский.

    К-Э Василий Витальевич, как бы Вы охарактеризовали текущее состояние рынка розничных сетей? Какие основные тенденции преобладают в отрасли, какие проблемы существуют?

    В. П. В последние годы происходит интенсивный рост розничной торговли.
    В отличие от других областей ритейла, авторынок еще далек от насыщения. Сказываются два фактора: 1) Россия сильно отстает по количеству автомобилей на душу населения от западных стран; 2) благодаря росту благосостояния людей усиливается с каждым годом тенденция к обновлению устаревшего парка автомобилей, находящихся в эксплуатации. Кроме того, высокие цены на недвижимость положительно сказываются на продажах автомобилей: многие люди оставляют надежду накопить на квартиру и покупают автомобиль.
    В ближайшие годы темпы роста рынка будут снижаться, но тем не менее останутся весьма высокими.
    Возросший спрос на многие автомобили иностранного производства удовлетворяется не в полном объеме, а ожидание ходовых моделей достигает нескольких месяцев.
    Практически все мировые производители объявили о планах организации собственного производства в России. Через 3-5 лет основной спрос будет удовлетворен за счет продажи автомобилей местной сборки.

    К-Э Расскажите о деятельности вашей компании. С какими проблемами приходится сталкиваться и как вы их решаете?

    В. П. Компания существует с 1993 г. С этого времени рынок сильно трансформировался, но неизменной остается стратегия, нацеленная на продажу автомобилей в сегменте массового спроса. До конца 1990-х гг. это были отечественные машины. Первый автомобиль иностранного производства появился у нас в продаже в 1995 г., сейчас мы продаем 20 иностранных брэндов.
    В последние годы компания интенсивно развивается, прирастая региональными филиалами. На данный момент наша торговая сеть включает 25 объектов и охватывает 8 регионов. При таком активном развитии за короткий промежуток времени возникают проблемы эффективного управления. Но Группа компаний "Автомир" научилась их эффективно решать. В компании существуют обособленные бизнес-единицы, построенные вокруг марок, с большими полномочиями в области принятия решений и с конечной ответственностью за результат. Преимуществом "Автомира" является наличие корпоративного центра, который задает и контролирует стандарты работы и нацелен на развитие сети, открытие новых торгово-сервисных комплексов.
    Активный рост и открытие новых автомобильных комплексов в Москве и в регионах ставит перед компанией и, в частности, перед ее финансово-экономической службой такие задачи, как удовлетворение растущих потребностей в финансировании инвестиций и текущей деятельности, налаживание качественного и оперативного взаимодействия центра и филиалов, развитие службы внутреннего аудита.

    К-Э Как бы Вы охарактеризовали конкуренцию в секторе розничных продаж в настоящее время и как изменится ситуация после вступления России в ВТО, когда на российский рынок придут западные игроки?

    В. П. На данный момент на автомобильном рынке спрос превышает предложение, что подтверждается долгими очередями на автомобили при относительно слабой конкуренции. Но совсем скоро ситуация должна измениться, и лет через 5 дилеры начнут серьезно конкурировать между собой. Сейчас усилия участников рынка направлены на расширение сетей, увеличение точек продаж. В дальнейшем, в условиях сильной конкуренции, успешными будут те компании, которые имеют большие региональные сети, что влечет за собой значительное сокращение издержек за счет масштабов деятельности. Перспектива рынка - это консолидация вокруг крупных игроков, среди которых могут быть и иностранные компании.

    К-Э Как бы Вы охарактеризовали инвестиционную привлекательность сектора ритейла? Насколько этот сектор сейчас интересен для иностранных инвесторов?

    В. П. Западные инвестиции в российскую экономику увеличиваются с каждым годом. Несмотря на сложную ситуацию на мировом финансовом рынке и вывод средств частью иностранных инвесторов, российская экономика крепко стоит на ногах, и в перспективе тенденция увеличения иностранных инвестиций возобновится.
    Те же тенденции наблюдаются и в секторе авторитейла. Так, например, международный розничный продавец автомобилей Inchcape PLC приобрел 75,1% акций компании "Аксель Кар" - продавца автомобилей Toyota и Lexus в Санкт-Петербурге. Также появилось совместное предприятие Inchcape и компании "Независимость", одного из ведущих московских автомобильных дилеров. Группа "Рольф" разместила выпуск евробондов на сумму 250 млн долл. Были и продажи фондам миноритарных пакетов автодилеров (Genser и "Инком-авто"), и выпуски облигаций (ГК "Автомир", "Инком-Авто", "Атлант-М" и "Транстехсервис"). Эти примеры доказывают факт растущего интереса российских и зарубежных инвесторов к российскому авторитейлу.
    На значительный рост крупных автодилеров и их рыночной стоимости инвесторам позволяют рассчитывать, во-первых, высокие темпы роста рынка, и, во-вторых, низкая консолидация в секторе авторитейла в настоящий момент.
    К-Э Каковы приоритетные направления деятельности компании?
    В. П. Можно выделить два приоритетных направления деятельности группы компаний "Автомир". Первое - продажа автомобилей массового спроса. Сейчас "Автомир" продает 9 из ТОР-10 наиболее массовых иностранных автомобилей.
    Второе направление - это сервисное обслуживание. Рентабельность по продажам новых автомобилей невысока. Сервис же дает возможность зарабатывать, а также удерживать и привлекать новых клиентов. Значение сервиса будет со временем увеличиваться, поэтому все новые объекты планируются и строятся с большим потенциалом по сервисным зонам.

    К-Э Какие способы привлечения капитала использует Ваша компания и почему? Какой способ, на Ваш взгляд, наиболее подходит для компании, занимающейся розничными продажами?

    В. П. Авторитейл характеризуется высокими темпами роста. Не является исключением и Группа компаний "Автомир". У компании достаточно амбициозные планы развития, и ее финансовая служба постоянно ведет работу по увеличению объемов необходимого финансирования с учетом быстродоступных резервов. Компания "Автомир" в настоящее время использует для своего развития кредиты и облигации.
    Сегодня у "Автомира" имеется диверсифицированный кредитный портфель. Основными кредиторами являются такие банки, как МДМ-Банк, РОСБАНК, Банк ЗЕНИТ, Альфа-Банк, ММБ. Тем не менее компания стремится расширять круг кредитующих банков и находится в постоянном поиске наиболее интересных предложений.
    В 2006 г. Группа компаний "Автомир" осуществила первичное размещение облигационного выпуска, в июне 2007 г. последовал второй облигационный заем. Дело в том, что банковское кредитование представляет собой удобный механизм при финансировании текущей деятельности. В то же время при финансировании инвестиционной деятельности оно становится менее удобно, поскольку организация проектного финансирования для каждого проекта представляет собой сложную организационную и юридическую задачу. Соответственно, привлечение крупного займа с облигационного рынка в данном случае является более удобным инструментом финансирования. Важным дополнительным плюсом служит диверсификация источников финансирования, а также приобретение публичной истории.
    Кроме того, появление дополнительного источника финансирования позволяет провести оптимизацию кредитного портфеля и вести переговоры с банками с более выигрышных позиций.
    Помимо таких методов финансирования, компания также использует документарные инструменты: аккредитивы, банковские гарантии.

    К-Э 27 июня состоялось размещение второго выпуска облигаций ООО "Автомир-Финанс". Для каких целей привлекаются средства и насколько данный инструмент уже успел заинтересовать инвесторов? Каким группам инвесторов, на Ваш взгляд, наиболее интересен выпущенный компанией финансовый инструмент?

    В. П. Четырехлетняя инвестиционная программа компании предполагает вложения на сумму не менее 250 млн долл. Частью программы по финансированию инвестиций является привлечение денежных средств при помощи облигационного займа. Таким образом, в долгосрочной перспективе денежные средства, полученные от размещения, пойдут на развитие торговой сети группы компаний "Автомир".
    Еще одной важной составляющей является формирование публичной кредитной истории. Из всей имеющейся у нас информации мы делаем вывод о достаточно высокой степени заинтересованности инвесторов. Так, размещение произошло ниже ставки, которую мы первоначально объявили.

    К-Э Какие регионы Вы выделили бы как наиболее интересные с точки зрения своего присутствия?

    В. П. В настоящий момент Группу компаний "Автомир" интересуют Южный, Сибирский и Центральный федеральные округа. Омск, Новосибирск, Красноярск, Барнаул, Челябинск, Магнитогорск и другие крупные города являются для компании привлекательными рынками. Ведется активная проработка вариантов открытия дилерских центров в Волгограде. Всего на сегодняшний день Группа компаний "Автомир" реализовала около 15 региональных проектов по всей России.

    К-Э Каковы планы компании по работе на финансовых рынках на ближайшую и среднесрочную перспективу?

    В. П. Планы любой компании по привлечению финансирования зависят во многом от ее инвестиционной программы. Инвестиционная программа "Автомира" предполагает существенные вложения.
    В настоящий момент рассматривается возможность увеличения кредитования в банках, причем отдельно обсуждаются вопросы увеличения бланкового финансирования. Большое внимание будет уделено проектному финансированию.
    Особое внимание Группа компаний "Автомир" уделит синдицированному кредитованию и выпуску кредитных нот (CLN). Для повышения инвестиционной привлекательности в компании поставлена задача перевода финансовой отчетности с российских стандартов на МСФО.
    Кроме того, "Автомир" активно сотрудничает с фондами недвижимости и девелоперами. Этот путь дает возможность развиваться на арендованных площадях, соответствующих всем требованиям производителей и покупателей. Работа в данном направлении позволит компании снизить уровень долговой нагрузки.
    С целью привлечения дополнительного собственного капитала изучается вопрос проведения IPO. "Автомир" не исключает такую возможность в будущем.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА


    Мария Сулима
    инвестиционный аналитик Банка "ЗЕНИТ"

    Недавно появившаяся информация о сотрудничестве "Автомира" и девелоперской компании Leon Building свидетельствует о том, что компания развивается согласно ранее обозначенным планам и основной приоритет ее стратегии - это по-прежнему масштабный выход в регионы. "Сливки" растущего спроса на автомобили иностранного производства на региональных рынках снимут именно первые вышедшие и закрепившиеся там крупные автодилеры, которые в силу большего масштаба бизнеса смогут проводить более привлекательную ценовую политику по сравнению с единичными салонами или небольшими местными сетями. Помимо того, что компания не отходит от намеченных планов, позитивным, с нашей точки зрения, является выбранный формат партнерства, который позволит "Автомиру" избежать рисков, связанных со строительством площадей собственными силами, и предотвратит отвлечение денежных потоков в непрофильный для компании бизнес.
    Планируемое открытие не менее 30 новых автоцентров, на которое в течение ближайших 3 лет планируется направить более 200 млн долл., было полностью заложено в бюджет компании, в связи с чем все прогнозные финансовые коэффициенты, по крайней мере текущего года, должны быть выдержаны - коэффициенты долг/EBITDA - 3,2x, долг/собственный капитал - 1,08. Результаты первого полугодия свидетельствуют о том, что ориентир по выручке всего 2007 финансового года будет, как минимум, достигнут. Выручка за первые 6 мес. составила 775 млн долл. при прогнозе на год в 1,5 млрд долл. Что касается рентабельности продаж, то она продолжает оставаться под давлением регулируемых производителем торговых наценок, а также расходов на развитие сети. Однако следует отметить, что небольшое снижение показателей рентабельности по итогам 2007 г. по сравнению с 2006 г. было также предусмотрено в финансовых прогнозах развития компании и обусловлено возросшими инвестициями в развитие.
    В целях повышения эффективности бизнеса одним из приоритетов развития "Автомира" является увеличение доли сервисного направления в выручке и валовой рентабельности. В данной связи мы отмечаем тот факт, что рентабельность сервисного бизнеса на столичном рынке значительно выше рентабельности сервисных услуг на региональных рынках в силу значительно более высоких цен на автосервис официальных автодилеров в московском регионе. Таким образом, массированный выход в регионы может отчасти занизить ожидаемый эффект от увеличения доли сервиса в продажах. Поэтому, на наш взгляд, перед компанией встанет задача выработки оптимальной ценовой политики в области сервисных услуг для того, чтобы обеспечить непрерывающийся поток клиентов "из салона на послепродажный сервис" в региональных ТСК.
    Одним из ключевых слабых мест "Автомира" (как, впрочем, и большинства авторитейлеров) остается отсутствие аудированной консолидированной отчетности. Тем не менее, насколько нам известно, "Автомир" работает в этом направлении. Компания уже имеет публичную долговую историю на российском долговом рынке, поэтому следующим этапом повышения прозрачности может стать размещение CLN или еврооблигаций. Перспектива IPO, на наш взгляд, пока весьма отдаленная, поскольку компании необходимо не только подготовить международный аудит за несколько периодов, но и провести реорганизацию.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Все внимание на ритейл
Российские ритейлеры на рынке капитала
Акции ритейловых компаний: тенденции и перспективы
Розничная торговля: основные векторы роста
Цивилизованная розница как новый пласт экономики
Авторынок еще далек от насыщения
Будущее книжного рынка
Индекс без границ
Реорганизация РАО "ЕЭС России": что дальше?
В Сибири перспективны не только сырьевые проекты
10 конкурентных преимуществ Новосибирской области
Финансовый рынок Сибири: стабильное развитие
Томская область: реальные результаты в реальных экономических условиях
Кредитная история ОАО "Томск-Инвест"
Инвестиционный потенциал мясного бизнеса
Размещение в секторе ИРК ФБ ММВБ компании "АРМАДА"
IPO в России: рекорды ставятся за полгода
Итоги полугодия превзошли ожидания
Принципы прогнозирования динамики цен на жилье
Лидеры страхового рынка

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100