Casual
РЦБ.RU

Розничная торговля: основные векторы роста

Сентябрь 2007


    Background
    На сегодняшний день потребительский сектор - одна из наиболее динамично развивающихся сфер российской экономики. Опережающий рост котировок акций потребительского сектора делает его интересным для инвестирования. Стремительное развитие компаний потребительского сектора стало возможным благодаря высоким темпам роста внутреннего потребительского спроса, который поддерживается увеличением доходов населения при опережающем росте заработной платы, низкой нормой сбережений, а также активностью банков в сфере потребительского кредитования.
    Индикатором состояния российского ритейла можно назвать международный индекс развития розничной торговли (от A. T. Kearney), согласно которому Россия в последние годы неизменно находится в числе лидеров. Так, в 2006 г. Россия заняла 2-е место в рейтинге, уступив лишь Индии, причем показатель "привлекательность рынка" России был лучшим в первой пятерке рейтинга (табл. 1).
    Мы полагаем, что двукратные темпы роста выручки ритейлеров сохранятся в ближайшие годы, так как рынок, несмотря на бурный рост, еще далек от насыщения и отличается невысокой степенью консолидации, что, безусловно, предоставляет возможности для дальнейшего развития. За последние 7 лет оборот розничной торговли вырос до 319,91 млрд долл. (по состоянию на 2006 г.), средний темп роста составил 25% (СAGR 2000-2006 = 25%). Мы прогнозируем дальнейший устойчивый рост розничных продаж, но более низкими темпами: CAGR 2007Е - 2015Е примерно 11%. В результате к 2015 г. розничные продажи достигнут уровня в 915,48 млрд долл.
    Региональная структура российского потребительского сектора в значительной степени асимметрична в сторону Центрального региона и Москвы, где выше плотность населения и реальные доходы граждан. Вклад Центрального региона в общие розничные продажи составляет 36%. Однако в последние годы явно прослеживается тенденция снижения доли Центрального округа в общем обороте розничных продаж. Российский ритейл вошел в стадию активной региональной экспансии, что выглядит совершенно естественно, так как, во-первых, темпы роста доходов в регионах опережают темпы роста в Москве, во-вторых, для удержания доли рынка сетевым ритейлерам требуется постоянно расширять торговые площади и, наконец, в регионах пока еще невысока конкуренция.
    Отметим также низкую консолидацию рынка. На долю 10 ведущих продовольственных торговых сетей по итогам 2006 г. приходится чуть больше 11% рынка (табл. 2). Основной тенденцией ближайшего будущего является активизация сделок слияния и поглощения и дальнейшая консолидация продуктового ритейла. Чаще всего с целью выхода на новую географическую зону розничные торговые сети поглощают местную сеть, что, безусловно, ускоряет темпы экспансии.
    Кроме того, в России довольно высока доля неорганизованной торговли: и по сей день наиболее распространенным форматом торговли являются открытые рынки, их доля в 2006 г. составила 43%. Доля современных форматов розничной торговли - лишь 25% (11% - дискаунтеры, 6% - гипермаркеты и 8% - супермаркеты), тогда как в развитых странах она достигает 60% и более. Организованная торговля будет постепенно вытеснять открытые рынки, а из современных форматов, по нашему мнению, наиболее динамично станут развиваться гипермаркеты, доля которых к 2010 г. приблизится к 16%.
    Подводя итог вышесказанному, назовем основные направления развития потребительского сектора:

  • региональная экспансия ритейлеров как за счет органического роста, так и посредством слияний и поглощений;
  • увеличение доли современных форматов розничной торговли;
  • дальнейшее развитие мультиформатности ритейлеров;
  • увеличение конкуренции в Москве и Санкт-Петербурге, вследствие чего темпы роста показателей like-for-like (сопоставимая выручка без учета доходов от магазинов, работающих менее 1 года) в этих городах будут уступать темпам роста соответствующих показателей в регионах;
  • дальнейшая консолидация рынка;
  • постепенное снижение рентабельности ритейлеров как за счет увеличения конкуренции, так и путем повышения затрат компаний (в том числе и капитальных);
  • повышение уровня потребительских запросов к качеству обслуживания в сетях;
  • структурная оптимизация крупных торговых сетей;
  • возрастающий дефицит торговых площадей.

        Нас мало, но мы в тельняшках
        Несмотря на то что сектор розничной торговли выглядит довольно привлекательно для инвестирования, компаний, вышедших на IPO, не так уж и много: X5 Retail Group, "Магнит", "Седьмой Континент" и "Дикси". Однако если проследить годовую динамику акций компаний, то выяснится, что они имеют значительную доходность. Так, акции "Магнита" и X5 Retail Group по итогам 365 дней продемонстрировали доходность в 40 и 63% соответственно, в то время как индекс РТС в последний год вырос немногим более чем на 10% (см. рисунок). "Седьмой Континент" и недавно прошедшая IPO Группа "Дикси" показали доходность, сопоставимую с доходностью индекса РТС. Однако следует отметить, что акции компаний сектора розничной торговли не исчерпали потенциала роста в 2007 г.: мы полагаем, что до конца года акции компаний возрастут от 10 до 25%.

        Некоторые особенности рынка
        Хочется отметить некоторые особенности компаний современного российского ритейла.
        Первое, что бросается в глаза при анализе отчета о прибылях и убытках, это сравнительно невысокая рентабельность компаний данной отрасли. Так, среди предприятий, представленных на фондовом рынке, наивысшую рентабельность демонстрирует "Седьмой Континент". Валовая рентабельность компании составляет по итогам 2006 г. 31,1%, рентабельность по чистой прибыли - 7,1%. Самые низкие показатели рентабельности в 2006 г. наблюдаются у Группы "Дикси": валовая рентабельность чуть выше 20%, рентабельность по чистой прибыли не достигает и 1%. Если посмотреть на предприятия других отраслей потребительского сектора, то мы увидим иные цифры. Например, в фармацевтической отрасли валовая маржа достигает 65%, в food and beverage секторе - около 40%. Однако для ритейла уровень валовой рентабельности в 20-30% - совершенно нормальный показатель. Для сравнения: валовая маржа национальных ритейлеров в среднем составляет 20%: у Wal-Mart рентабельность по gross profit - 24%, по чистой прибыли - чуть больше 3%; у французской компании Carrefour SA маржа по валовой прибыли - 21%, рентабельность по чистой прибыли - 2,9%.
        В настоящее время существует несколько инструментов повышения маржи и операционной эффективности для российских розничных сетей:

  • увеличение доли выручки с private label продуктов (товаров под собственной торговой маркой ритейлера), маржа по которым на 3-7% выше;
  • увеличение доли выручки с непродовольственных товаров (маржа по которым также существенно выше, чем по продовольственным товарам), что возможно с открытием гипермаркетов, где доля непродовольственных товаров в структуре выручки достигает 30-40%;
  • оптимизация коммерческих расходов путем усовершенствования системы логистики;
  • получение дополнительных доходов от сдачи в аренду площадей в строящихся гипермаркетах.
        Среди факторов, способствующих снижению рентабельности, выделим следующие:
  • увеличение конкуренции среди отечественных и зарубежных ритейлеров, особенно в Санкт-Петербурге и Москве, что ведет к ценовой борьбе;
  • как следствие усиления конкуренции можно рассматривать снижение сопоставимых продаж (показателя like-for-like), которое напрямую зависит от трафика (который в результате конкуренции будет снижаться) и роста среднего чека;
  • увеличение доли выручки с гипермаркетов, в которых маржа на продовольственные товары ниже соответствующего показателя в супермаркетах.

        Перспективные, но обремененные
        Высокие темпы роста розничной торговли приводят к тому, что, для того чтобы удерживать и расширять долю рынка, сетевым ритейлерам приходится постоянно увеличивать торговые площади. В современных условиях это практически невозможно без привлечения внешнего финансирования. Российские ритейлеры активно используют все инструменты привлечения средств: вексельные, облигационные займы, банковские кредиты, допэмиссию - диверсифицируя, таким образом, базу заемных ресурсов. Самыми активными заемщиками на рынке долгового финансирования стали лидеры отрасли: X5 Retail Group, "Магнит", "Седьмой Континент". При этом бумаги компаний пользовались хорошим спросом. В конце марта "Магнит" разместил облигации на сумму 5 млрд руб. со ставкой 8,2% годовых. В июне "Седьмой Континент" привлек 7 млрд руб. уже по ставке 7,8%. Рекорд же установила компания Х5 Retail Group NV, реализовав первый из трех намеченных выпусков на сумму 9 млрд руб. Ставка купона составила 7,6% годовых. Кроме того, X5 Retail Group запланировала допэмиссию объемом 1 млрд долл., а в июле привлекла синдицированный кредит на сумму 1 млрд долл. Долговая нагрузка (отношение финансового долга к EBITDA в 2006 г.) основных игроков сектора розничной торговли варьирует в пределах 0,5-6 (табл. 3). Дальнейший рост долговой нагрузки приведет к снижению рентабельности компаний. Мы полагаем, что в ближайшие годы, пока компании придерживаются стратегии активной региональной экспансии, потребность в заемных капиталах не уменьшится.

        Палки в колеса
        Существуют факторы, препятствующие безоблачному развитию розничных сетей.
        Во-первых, в настоящее время разрабатывается новый закон "О розничной торговле", и МЭРТ должно представить в Правительство РФ концепцию этого закона. Конфликт между ритейлерами и производителями назрел уже давно, и новый закон должен урегулировать взаимоотношения ритейлеров, производителей и поставщиков на рынке розничной торговли. В разработке проекта принимает участие и Федеральная антимонопольная служба. Глава ФАС предложил снизить планку доминирования ритейлеров на региональных рынках с 35 до 5-10%, что, по его мнению, позволит ликвидировать существующую практику договорных отношений с поставщиками, в том числе практику "входного билета", ретро-бонусов, сборов за открытие нового магазина или перевода товара из одного формата в другой. Если поправки будут приняты, ритейлеру, уличенному в рыночной диктатуре, будет предписано установить справедливые закупочные цены для поставщиков. Кроме того, существенным для сетевых ритейлеров ограничением является запрет сетям, уже получившим 35% регионального рынка, развиваться в этом регионе путем органического роста и совершать сделки по слиянию и поглощению.
        Во-вторых, экспансия в регионы становится очень дорогим удовольствием. Локальные торговые сети, почувствовав пристальный интерес, установили неадекватные цены на свой бизнес. Наиболее активно в сфере слияний и поглощений проявил себя "Седьмой Континент". В начале года он приобрел 51% акций компании "Ситимаркет" (18 магазинов). Также сеть приобрела 100% акций компании "Объединенная торговая недвижимость" (29 объектов в Москве). Х5 Retail Group NV участвует в тендере на покупку липецкой сети "Корзинка" (19 дискаунтеров, 1 супермаркет и 1 гипермаркет). Сеть "Магнит" также может стать участником процесса M&A, купив 49% столичной сети "Магнолия" (53 магазина в Москве и Московской области).
        В-третьих, все острее встает проблема нехватки качественной коммерческой недвижимости для открытия магазинов и, как следствие, рост арендной платы за уже существующие объекты.

        Дополнительные возможности повышения стоимости
        В ближайшие годы, кроме активной экспансии в регионы и развития мультиформатности, ритейлеры получат дополнительные внутренние перспективы роста. Основные из них следующие:

  • оптимизация ассортимента;
  • специализация на определенных нишах;
  • ужесточение контроля над затратами;
  • развитие сбалансированной системы логистики;
  • повышение лояльности покупателей за счет внедрения соответствующих программ;
  • отделение девелоперского направления от собственно ритейла;
  • развитие франчайзинга с последующим выкупом франчайзи;
  • диверсификация бизнеса.
        Хочется подробнее остановиться на снижении издержек компаний. Этот вопрос, безусловно, связан с проблемой развития системы логистики. Сейчас наблюдается ситуация, когда компании с налаженной системой логистики имеют значительные конкурентные преимущества, так как система позволяет оптимизировать цепочки поставок и систему планирования, в результате чего минимизируются транспортные расходы, расходы на хранение и распределение продукции. Поэтому в настоящее время стратегия каждой крупной торговой сети предусматривает строительство распределительных центров.

        Ресторанный бизнес: в чем отличия?
        Несколько иная ситуация наблюдается в российском ресторанном бизнесе. До недавнего времени на российском фондовом рынке не было ни одной ресторанной компании. Пионером стал "Росинтер ресторанс холдинг", разместивший в июне свои акции.
        В настоящее время российский ресторанный рынок сильно фрагментирован, доля ресторанных сетей низкая. "Росинтер" занимает одну из лидирующих позиций в российском ресторанном сегменте с долей 1,3%. Столь низкая доля свидетельствует о том, что отрасль еще не консолидирована, и в дальнейшем мы можем наблюдать увеличение количества сделок слияний и поглощений, что обычно позитивно воспринимается инвесторами. Общий объем ресторанного сегмента в денежном выражении в 2006 г. составил 14,6 млрд долл. (табл. 4).
        Основными драйверами роста данного сегмента в ближайшие годы станут:

  • рост покупательской способности населения;
  • изменение менталитета населения (рост популярности eating-out) и, как следствие, увеличение расходов на общественное питание;
  • дальнейшее уравнивание показателя реальных доходов в различных регионах страны.
        Ресторанный сектор с точки зрения потенциального развития крайне привлекателен. Сравнение показателей деятельности ресторанного сектора с розничным ритейлом представлено в табл. 4.
        Таким образом, описанные выше факторы в совокупности с текущей макроэкономической ситуацией и снижением привлекательности нефтегазовой сферы будут сохранять позитивное влияние на сектор. А жесткий контроль над издержками, развитие системы логистики, повышение общего уровня управления и дальше будут способствовать повышению эффективности компаний потребительского сектора (табл. 5).



    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Все внимание на ритейл
    Российские ритейлеры на рынке капитала
    Акции ритейловых компаний: тенденции и перспективы
    Розничная торговля: основные векторы роста
    Цивилизованная розница как новый пласт экономики
    Авторынок еще далек от насыщения
    Будущее книжного рынка
    Индекс без границ
    Реорганизация РАО "ЕЭС России": что дальше?
    В Сибири перспективны не только сырьевые проекты
    10 конкурентных преимуществ Новосибирской области
    Финансовый рынок Сибири: стабильное развитие
    Томская область: реальные результаты в реальных экономических условиях
    Кредитная история ОАО "Томск-Инвест"
    Инвестиционный потенциал мясного бизнеса
    Размещение в секторе ИРК ФБ ММВБ компании "АРМАДА"
    IPO в России: рекорды ставятся за полгода
    Итоги полугодия превзошли ожидания
    Принципы прогнозирования динамики цен на жилье
    Лидеры страхового рынка

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100