Casual
РЦБ.RU

Акции ритейловых компаний: тенденции и перспективы

Сентябрь 2007


    Торговля остается одним из самых крупных сегментов российской экономики, доля которой в ВВП составляет около 32%. По итогам 2006 г. торговый сектор в России увеличился на 13% по сравнению с 2005 г. и составил 8627,5 млрд руб. Таким образом, рост товарооборота вдвое превысил рост экономики в целом.

    На сегодняшний день инвесторам доступны акции уже 4 российских компаний, представляющих сектор продуктовой розницы: X5 Retail Group, депозитарные расписки которой обращаются на Лондонской фондовой бирже, ОАО "Магнит", ОАО "Седьмой Континент" и ОАО "Дикси". Последняя из названных компаний провела IPO в РТС в конце мая текущего года. В данной статье мы попытаемся рассмотреть основные тенденции в изменении котировок акций этих компаний и понять причины, обусловившие эти изменения, а также очертим перспективы их дальнейшего развития.

    Причины роста ритейла
    В числе фундаментальных факторов, благоприятно воздействующих на показатели работы ритейловых компаний, следует назвать рост благосостоянии населения. О причинах, вызвавших его, уже написано и сказано достаточно много, среди них, прежде всего, благоприятная внешняя конъюнктура на сырьевых рынках, обусловившая стабильный приток денег в Россию. В конечном счете результаты этого процесса почувствовало и население через повышение доходов, что привело к росту покупательной активности. Так, реальные денежные доходы населения выросли в 2006 г. на 10%, при этом рост реальной заработной платы составил 13,5% по сравнению с 12,6% в 2005 г.
    В подтверждение этому можно привести данные Росстата по обороту розничной торговли РФ за первое полугодие, согласно которым его объем в январе-июле 2007 г. увеличился на 14,2% - до 5630,7 млрд руб. - по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В июле оборот розничной торговли составил 889,7 млрд руб., также превысив аналогичный показатель 2006 г. на 14,7%. Тем не менее в среднесрочной перспективе ожидается замедление темпов роста товарооборота. Согласно прогнозам МЭРТ, сделанным в конце 2006 г., рост розничного товарооборота в 2007 г. составит 10,5%. Мы считаем данный прогноз весьма консервативным. Исходя из результатов полугодия, можно ожидать и более весомой прибавки, учитывая, что в IV кв., как правило, наблюдается увеличение торгового оборота в канун новогодних и рождественских праздников.
    Среди тенденций можно отметить сокращение доли рынков в торговом обороте с 19,6% в 2006 г. до 15,1% в 2007 г. Соответственно, возросла доля организованной торговли - с 80,4 до 84,9%. Мы считаем, что данная тенденция сохранится и в будущем, поскольку с 1 января 2010 г. значительная часть рынков, возможно, будет закрыта из-за несоответствия требованиям принятого закона об организации работы розничных рынков.
    Другой тенденцией, явствующей из данных Росстата, является снижение удельного веса продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли с 45,5 до 45,2% в июле 2007 г., тогда как доля непродовольственных товаров возросла с 54,5% годом ранее до 54,8. Здесь мы повторяем развитие рынка других стран, когда по мере повышения благосостояния доля продовольственных товаров в потребительской корзине сокращается, а непродовольственных, напротив, растет. Свою лепту вносит также развитие потребительского кредитования, что ведет к повышению текущей покупательской способности населения.

    Финансовый анализ компаний розничной торговли
    Финансовые показатели публичных ритейловых компаний демонстрируют впечатляющие результаты. По итогам 2006 г. "Магнит", "Седьмой Континент" и X5 Retail Group показали рост выручки на 58,78% (2,505 млрд долл.), 34,4% (957,7 млн долл.) и 46,8% (3,485 млрд долл.) соответственно. Анализ операционной эффективности показал, что на первом месте находится "Седьмой Континент" (по итогам 2006 г. рентабельность по EBITDA составила 10,9%, по чистой прибыли - 7,1%). У X5 Retail Group эти значения составили 8,5 и 3,0%, у "Магнита" - 4,9 и 2,3% соответственно. По итогам первого полугодия компании также наращивали свои обороты, что отразилось на росте показателей (табл. 1)
    Во многом успехи ритейлеров обусловлены экстенсивным ростом, т. е. тем, что розничные торговые сети росли благодаря строительству или приобретению новых торговых объектов. На наш взгляд, это неизбежная стадия развития рынка, связанная с занятием наибольшей доли на определенной территории. Стратегии ритейлеров предусматривают активный физический рост, и этой стратегии стараются максимально следовать представители отрасли.
    Признанным лидером по темпам наращивания площадей в 2006 г. была компания X5 Retail Group, которая увеличила торговую площадь на 39%. Далее следует "Магнит", территориально выросший на 37%. Для "Седьмого Континента" в плане роста сети 2006 г. был не самым удачным - компания увеличила свою сеть на 24%, не выполнив тем самым собственный план по открытию новых магазинов. Однако в 2007 г. активность "Седьмого Континента" заметно возросла, и у него есть все шансы восполнить упущенное. Этому будет способствовать достаточно низкий уровень долговой нагрузки, что позволит компании привлекать заемный капитал для приобретений площадей. Отношение долга к EBITDA у "Седьмого Континента" составило по итогам 2006 г. примерно 0,5%, тогда как у "Магнита" - 2,1%, у X5 Retail Group - 3,1%. Критичным, по нашему мнению, является значение данного показателя более 5, что может означать повышенный риск для финансовой устойчивости компании.
    В стремлении занять большую долю рынка взоры компаний все чаще устремляются в регионы, особенно в те из них, где отмечаются высокие показатели экономического роста. До недавнего времени приоритет отдавался городам с населением свыше 1 млн человек, однако впоследствии некоторые ритейлеры стали говорить об открытии магазинов в городах от 500 тыс. человек и даже от 100 тыс. человек. Мы считаем, что это оправданный шаг, повышающий доступность магазинов и, соответственно, охват потенциальных покупателей. Кроме того, регионы выглядят более привлекательными с точки зрения имеющегося потенциала развития сетевой розницы.
    На наш взгляд, в наиболее выигрышном положении относительно освоения регионов находится "Магнит" - сеть, изначально выросшая в регионах и делавшая на этом основной акцент. Компания имеет свои магазины в 637 населенных пунктах России в 5 федеральных округах. Логистический комплекс "Магнита" включает 7 распределительных центров общей площадью 113,4 тыс. кв. м. В конце июня компания открыла 2000-й по счету магазин. Также "Магнит" активно развивает формат гипермаркетов, планируя открыть в 2007 г. 8 таких объектов. С этой целью компания приобрела 25 участков для строительства гипермаркетов, еще 25 участков находятся в процессе разработки.
    В отличие от "Магнита", Х5 Retail Group и "Седьмой Континент" выросли из столичного региона и сейчас ведут работу по увеличению доли продаж за пределами столицы. В частности, Х5 Retail Group планирует в течение ближайших 4 лет довести долю от продаж своих региональных торговых точек в общем обороте до 30%.
    Параллельно органическому росту компании расширяют свою сеть за счет сделок M&A. Отмечается высокая активность со стороны "Седьмого Континента". В феврале 2007 г. компания приобрела 51% акций компании "Ситимаркет", управляющей 18 магазинами в Москве, Московской области, Иванове и Ярославле (включая 3 супермаркета под брэндом "Мировой" и 15 "магазинов у дома" "Светофор"). Сумма сделки составила 10 млн долл. В марте компания выкупила у девелоперской группы "Декра" 100% акций компании "Объединенная торговая недвижимость", увеличив свою сеть еще на 29 магазинов в Москве.
    Х5 Retail Group идет по пути выкупа своих франчайзи в регионах, имея для этого весьма обширную базу, поскольку около половины входящих в сеть "Пятерочка" магазинов развивались по схеме франчайзинга. В апреле состоялась первая такая сделка, в ходе которой ритейлер приобрел своего франчайзи в Челябинске - в собственность компании перешло 40 магазинов "Пятерочка" общей торговой площадью 13,8 тыс. кв. м. Условия сделки предполагали создание совместной компании, объединяющей все активы сети "Пятерочка" в Челябинске и Екатеринбурге, в которой X5 Retail Group будет принадлежать 51%, а владельцам франшизы "Пятерочки" в Челябинске - 49%. В последующем предполагается выкуп компанией этой доли в два этапа: 24% в 2008 г. и 25% в 2009 г. В итоге компания сможет с минимальными затратами интегрировать их в свою систему.
    На наш взгляд, низкая степень насыщения рынка позволяет говорить о продолжении тенденции покупок местных сетевых компаний, после чего следует ожидать перехода к качественным характеристикам увеличения показателей, повышения операционной эффективности и снижения издержек. Это неминуемо приведет к снижению темпов роста и усилению конкуренции между сетями, однако ожидать этого следует не ранее чем через 3-5 лет.
    Пока перспективы акций потребительского сектора на фондовом рынке представляются нам достаточно позитивными. Даже несмотря на случившуюся коррекцию, практически все вложения обеспечили инвесторам положительную доходность с начала года (табл. 2).
    Мы считаем, что компании продолжают сохранять свою фундаментальную привлекательность, основанную на ожиданиях дальнейшего роста экономики России и благосостояния ее граждан, которые определяют рост потребления продукции и услуг внутри страны. Наиболее привлекательными, на наш взгляд, являются акции "Магнита" и X5 Retail Group, имеющие потенциал роста до конца года. По-прежнему слабым местом "Седьмого Континента", несмотря на самый высокий уровень маржи среди публичных ритейлеров, остается низкий темп наращивания площадей, оказывающий негативное воздействие на динамику котировок акций компании. Наименее привлекательными среди приведенных, по нашему мнению, являются акции "Дикси" из-за высокой долговой нагрузки.
    Высокие показатели роста рынка продуктовой розницы, основанные на благоприятной макроэкономической ситуации, создают предпосылки для дальнейшего роста финансовых показателей, что в отсутствие серьезных катаклизмов на фондовом рынке должно привести к росту акций компаний сектора. Наглядным подтверждением высокого потенциала российского рынка является приход в Россию ведущих международных ритейлеров, в частности Carrefour. Однако у нас не возникает опасений на этот счет, поскольку мы считаем, что отечественный рынок еще не достиг того уровня насыщения, при котором приход еще одного игрока серьезно повлиял бы на положение других его участников. На наш взгляд, большим потенциалом роста обладают акции "Магнита", рост оборота которого составляет более 50%. Сохраняя такие темпы, компания вполне может конкурировать с лидером российского ритейла - X5 Retail Group. Результаты первого полугодия дают основания полагать, что по итогам 2007 г. компания также покажет высокие результаты.



  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Все внимание на ритейл
Российские ритейлеры на рынке капитала
Акции ритейловых компаний: тенденции и перспективы
Розничная торговля: основные векторы роста
Цивилизованная розница как новый пласт экономики
Авторынок еще далек от насыщения
Будущее книжного рынка
Индекс без границ
Реорганизация РАО "ЕЭС России": что дальше?
В Сибири перспективны не только сырьевые проекты
10 конкурентных преимуществ Новосибирской области
Финансовый рынок Сибири: стабильное развитие
Томская область: реальные результаты в реальных экономических условиях
Кредитная история ОАО "Томск-Инвест"
Инвестиционный потенциал мясного бизнеса
Размещение в секторе ИРК ФБ ММВБ компании "АРМАДА"
IPO в России: рекорды ставятся за полгода
Итоги полугодия превзошли ожидания
Принципы прогнозирования динамики цен на жилье
Лидеры страхового рынка

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100