Casual
РЦБ.RU

Российские ритейлеры на рынке капитала

Сентябрь 2007


    В последнее время российские компании сектора розничной торговли активно используют возможности, предоставляемые рынком капитала. Это обусловлено следующими факторами: с одной стороны, увеличилась потребность ритейлеров в финансовых ресурсах, с другой - инвесторы и кредиторы все больше выделяют ритейлеров как надежных и перспективных заемщиков.

    Однако возможности доступа компаний розничной торговли на рынок капитала сильно дифференцированы. Относительно легко привлекают финансирование крупные компании, которых на рынке не так много. По данным рейтинга "Коммерсанта", в 2006 г. выручку объемом более 200 млн долл. имели только 50 продуктовых и непродуктовых ритейлеров, более 1 млрд долл. - 12 ритейлеров. При этом суммарное количество зарегистрированных организаций розничной торговли составляет около 1,3 млн (включая малый бизнес). Фактически из огромного числа ритейлеров активными участниками рынка капитала являются менее 100 компаний.
    При разделении компаний розничной торговли на группы по специфике продаваемой продукции (продуктовый ритейл, специализированный непродуктовый ритейл и т. д.) в каждую группу вошло от 2 до 10 игроков, которые уже известны на рынке капитала. Аналогичная ситуация складывается в территориальном разрезе - лучше всего на рынке капитала представлены федеральные сети ("Копейка", "М.Видео", "Евросеть" и т. д.), а заметных региональных игроков, таких как "Холидей" или "АЛПИ", очень мало.
    Постоянное повышение потребительского спроса, основанное на росте реальных доходов населения и развитии потребительского кредитования, требует адекватного развития бизнеса со стороны ритейлеров. Так, в 2004-2006 гг. среднегодовой темп роста (CAGR) оборота розничной торговли составил в номинальном выражении 24% (в реальном - 13%). Соответственно, ритейлерам, чтобы развиваться хотя бы не хуже рынка, нужно ежегодно увеличивать выручку примерно на 1/4. В этих условиях ведущие розничные сети добиваются высоких показателей роста во многом благодаря реализации масштабных инвестиционных программ (участие в процессах слияний и поглощений, развитие региональных сетей и т. д.), что, безусловно, требует привлечения значительных финансовых ресурсов.
    Не следует забывать о таких факторах, как опережающий рост издержек ритейлеров (на персонал, логистику и в первую очередь на аренду), а также необходимость не только улучшать количественные показатели, но и качественно развиваться через освоение новых форматов торговли, внедрение ERP-систем и т. д. Указанные факторы также способствуют повышению спроса ритейлеров на дополнительный капитал.
    В свою очередь кредиторы и инвесторы позитивно относятся к крупным и динамично развивающимся ритейлерам. Это обусловлено следующими факторами:

  • макроусловиями, позволяющими прогнозировать динамичное развитие ритейла в будущем (рост ВВП, доходов населения и т. д.);
  • огромным нереализованным потенциалом развития сектора розничной торговли в целом и современных форматов в частности. По данным Еuromonitor, в России оборот розничной торговли на душу населения в 2006 г. составил 569 долл., в то время как в Польше - 1172 долл., в Чехии - 1401 долл.;
  • публичным статусом отдельных российских ритейлеров, открывающим им более широкие возможности для финансирования.
        Рынок капитала открывает для ритейлеров широкие возможности привлечения финансирования - они могут использовать самые различные инструменты (рис. 1).
        Потребность в краткосрочных финансовых ресурсах ритейлеры в основном покрывают за счет кредитов российских банков. В целом роль российских банков в финансировании компаний розничной торговли остается доминирующей. В 2006 г. объем задолженности предприятий розничной торговли перед банками вырос примерно на 110 млрд руб. и составил около 660 млрд руб. Лидирующие компании сектора претендуют на достаточно мягкие условия кредитования. В качестве примера можно привести краткосрочный кредит БАНКА УРАЛСИБ X5 Retail Group под 6,95% годовых в валюте. Такими возможностями могут воспользоваться только компании-лидеры. Большинство ритейлеров вынуждены брать кредиты по более высоким ставкам - от 15% годовых и выше.
        Своеобразной альтернативой краткосрочному банковскому кредитованию, которая не имеет прямого отношения к рынку капитала, являются товарные кредиты поставщиков. В этом случае ритейлеры производят оплату товаров через 15-45 дней после их поступления, и этого времени бывает достаточно, чтобы реализовать товар (особенно в продуктовом ритейле). Таким образом, поставщики фактически кредитуют оборотные средства ритейлеров. Естественно, возможность работать на таких условиях имеют прежде всего крупные ритейлеры с централизованными системами закупок.
        Иностранные кредитные организации могут предоставить ритейлерам значительные средства на длительные сроки. Крупные компании розничной торговли прибегают к их услугам: заключают кредитные сделки, открывают кредитные линии у отдельных банков либо осуществляют синдицированное кредитование (рис. 2). Самым крупным синдицированным кредитом российским ритейлерам на сегодняшний день является заем в 1 млрд долл. X5 Retail Group по беспрецедентно низкой ставке - Libor + 0,75%. До этого кредиты с премией к Libor менее 1 п. п. были доступны только российским банкам и нефтегазовым компаниям.
        Благодаря динамичному развитию розничной торговли несколько десятков крупных компаний провели размещение облигаций и/или акций на фондовом рынке. Наиболее популярным инструментом фондового рынка для ритейлеров является выпуск рублевых облигаций. На данный момент в обращении находится около 47 выпусков облигаций 39 компаний продуктового и непродуктового ритейла общей стоимостью более 90 млрд руб.
        Наивысшую активность проявляют продуктовые ритейлеры - на них приходится 72% от общего объема эмиссии и 60% от общего числа размещений (рис. 3). Это говорит о более высоком спросе на заемные ресурсы крупных сетей, специализирующихся на торговле продуктами питания и сопутствующими товарами. В региональном разрезе структура размещенных выпусков облигаций соответствует общей структуре развития российского ритейла: здесь лидируют федеральные и московские ритейлеры. Самый крупный облигационный заем (9 млрд руб.) был реализован X5 Retail Group. Крупные облигационные выпуски объемом свыше 3 млрд руб. также разместили "Седьмой Континент", "Магнит", "Копейка", "Дикси", "Карусель" и "Спортмастер".
        Некоторые компании розничной торговли также прибегали к выпуску долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте. Однако пока этот инструмент широкого распространения не получил. Крупнейшим выпуском кредитных нот (CLN) в обращении является эмиссия структур "Техносилы" на 100 млн долл. со ставкой купона 9,75%.
        Самым привлекательным инструментом рынка капитала, позволяющим ритейлерам привлечь необходимые средства без увеличения долговой нагрузки, является размещение акций на фондовом рынке. Отдельные ритейлеры ("Арбат Престиж", "Дикая Орхидея" и др.) объявляют о своих планах выхода на фондовую биржу посредством проведения IPO, но пока речь идет о среднесрочной перспективе. IPO провели 5 российских ритейлеров: "Аптечная сеть 36,6", "Седьмой Континент", Pyaterochka Holding N.V., "Магнит" и "Дикси". Общий объем привлеченных средств составил менее 1,7 млрд долл. Пионером здесь стала "Аптечная сеть 36,6", которая в 2003 г. привлекла на рынке акций 14,4 млн долл. - по сегодняшним меркам это немного. За 7 мес. 2007 г. единственным ритейлером, вышедшим на фондовую биржу, стала продуктовая сеть "Дикси" (объем размещения - 360 млн долл.).
        Отметим, что ритейлеры, акции которых уже котируются на бирже, продолжают увеличивать доли акций в свободном обращении. В 2006 г. SPO провел "Седьмой Континент", об аналогичных планах до конца текущего года заявила "Аптечная сеть 36,6".
        В целом крупные ритейлеры хорошо представлены на рынке капитала. При этом существует ряд проблем, ограничивающих их возможности по дальнейшему увеличению внешнего финансирования.
        Прежде всего следует отметить, что долговая нагрузка лидирующих компаний розничной торговли уже достаточно велика. У некоторых крупных компаний показатель отношения долга к EBITDA находился выше приемлемого уровня в 4 (по итогам 2006 г. по отдельным компаниям данный показатель достигал 6-8). Соответственно, может возникнуть ситуация, когда значительная часть новых кредитов и займов будет привлекаться для рефинансирования старых долгов.
        Другая серьезная проблема, возникающая у большинства ритейлеров при выходе на рынок капитала, - их непрозрачность. Многим ритейлерам свойственны усложненная структура собственности без раскрытия конечных бенефициаров, осуществление деятельности с помощью большого количества юридических лиц и т. д. При этом консолидированную отчетность по МСФО, заверенную аудитором, предоставляют лишь некоторые компании. Это приводит к снижению доверия к ритейлерам со стороны инвесторов, которые зачастую вынуждены вкладывать средства в "имя", не обладая достаточной информацией и гарантиями.
        Для ритейлеров, которые по тем или иным причинам не могут привлечь средства на рынке капитала соответственно своим потребностям, выходом может стать участие в процессах слияний и поглощений или привлечения стратегического инвестора в акционеры. Приобретая долю в ритейлере, инвестор может форсировать его развитие за счет либо собственных капиталовложений, либо привлеченных средств на рынке капитала на более выгодных условиях по сравнению с самим ритейлером. Примером является продажа блокирующего пакета акций "Мосмарта" швейцарским инвестиционным фондам. Причем один из этих фондов (Eastern Property Holdings) планирует инвестировать в российскую недвижимость (включая проекты "Мосмарта") средства, привлеченные в ходе собственного IPO. Другой пример: покупка 23% регионального оператора "Холидей" компанией "Ренова капитал" с объявлением планов по инвестированию части средств от сделки в активный рост бизнеса "Холидей", в том числе путем поглощения более мелких сетей.
        Перспективы российских ритейлеров на рынке капитала будут определяться масштабами деятельности конкретной компании и ее текущей зависимостью от внешних источников капитала.
        Для крупных ритейлеров актуальным будет вопрос рефинансирования существующих обязательств (особенно в условиях роста процентных ставок на внешних рынках). Лидирующие компании с высокой долговой нагрузкой будут ориентироваться на IPO и SPO, рассматривая их как возможность привлечь дополнительные ресурсы без увеличения процентных выплат.
        Компании средних размеров, в том числе региональные, все чаще будут обращаться к выпуску облигаций как возможности привлечь более значительные по сравнению с банковским кредитом ресурсы на относительно выгодных условиях.
        Те компании, которые развивались только за счет собственных средств, должны будут также выйти на рынок капитала, наладив сотрудничество преимущественно с банками. В то же время из-за продолжения консолидации активов в отрасли некрупные ритейлеров станут объектами поглощений.
        Отметим, что ритейлеры независимо от их размера бизнеса должны активнее осваивать альтернативные инструменты рынка капитала. В частности, обеспеченные собственной недвижимостью ритейлеры могли бы прибегать к сделкам возвратного лизинга (продажа недвижимости лизинговой компании и последующее получение ее в лизинг), чтобы придать сильный импульс своему развитию. Дополнительным преимуществом такой схемы является то, что компании могут в соглашениях оговорить возможность обратного выкупа недвижимости. Кроме того, ритейлеры могут частично оградить себя от инфляции арендных ставок.


    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Все внимание на ритейл
    Российские ритейлеры на рынке капитала
    Акции ритейловых компаний: тенденции и перспективы
    Розничная торговля: основные векторы роста
    Цивилизованная розница как новый пласт экономики
    Авторынок еще далек от насыщения
    Будущее книжного рынка
    Индекс без границ
    Реорганизация РАО "ЕЭС России": что дальше?
    В Сибири перспективны не только сырьевые проекты
    10 конкурентных преимуществ Новосибирской области
    Финансовый рынок Сибири: стабильное развитие
    Томская область: реальные результаты в реальных экономических условиях
    Кредитная история ОАО "Томск-Инвест"
    Инвестиционный потенциал мясного бизнеса
    Размещение в секторе ИРК ФБ ММВБ компании "АРМАДА"
    IPO в России: рекорды ставятся за полгода
    Итоги полугодия превзошли ожидания
    Принципы прогнозирования динамики цен на жилье
    Лидеры страхового рынка

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100