Casual
РЦБ.RU

Все внимание на ритейл

Сентябрь 2007

    Учитывая рост доходов населения и, соответственно, увеличивающийся потребительский спрос, ритейловые сети представляются неплохим объектов для инвестирования. При этом по уровню ритейловой торговли Россия находится далеко позади развитых стран. По прогнозам экспертов, к 2010 г. доля магазинов современных форматов достигнет 30-35% по стране и более 50% в Москве. Сегодня перед отечественными сетями остро встает вопрос об источниках финансирования.

    1. Как бы Вы охарактеризовали текущую конъюнктуру рынка акций розничного сектора? Каковы основные тенденции?
    2. Насколько высока инвестиционная привлекательность акций российских компаний розничной торговли?
    3. Как Вы оцениваете уровень корпоративного управления компаний розничной торговли?
    4. Каковы перспективы первичного предложения акций компаний розничной торговли в России и за рубежом?

    Евгения Лобачева аналитик по потребительскому сектору ИК "АК Барс Финанс"

    1. Осенью 2006 г. впервые прозвучали предложения экспертов фондового рынка переключить внимание с "нефтянки" на ритейл, что было, естественно, связано с поступлением в страну "нефтедолларов", ростом экономики и, как следствие, с повышением потребительского спроса. Индекс компаний потребительского сектора с тех пор увеличился на 33%. Акции практически всех компаний выросли в цене, причем некоторых компаний - в 2 раза.
    За август индекс потребсектора упал на 3%, но мы считаем, что это влияние общей тенденции падения всего российского рынка.
    Если говорить об отрасли, то мы ожидаем дальнейшей консолидации как в ритейловых сетях, так и в сегменте производителей товаров народного потребления, что будет способствовать росту котировок отдельных компаний.
    Что касается ликвидности рынка ценных бумаг эмитентов отрасли, то она невысокая. При этом одни компании, например "Балтика", сокращают free-float, что влияет на снижение ликвидности, сохраняя намерение остаться публичной компании, а другие - "Черкизово", наоборот, стараются повысить ее путем деления акций для большей доступности мелким инвесторам.
    2. Сейчас многие компании сохраняют потенциал роста не более 15%, и, заходя в сектор, следует тщательнее изучать каждую компанию, реально оценивать ее конкурентные преимущества на рынке, потенциал развития. Некоторые компании, сохраняя фундаментальный потенциал роста, не растут в связи с отсутствием ликвидности на российских площадках. И котировки в Лондоне и России на одни и те же бумаги могут отличаться на несколько процентных пунктов.
    3. В настоящее время уровень корпоративного управления в компаниях потребительского сектора растет. Об этом свидетельствует приглашение в отечественные команды западных управленцев из транснациональных корпораций (Тони Майер - председатель правления ВБД, бывший региональный директор Coca-Cola), повышается информационная открытость компаний для инвесторов. Также можно отметить, что ввиду жесткой конкуренции в некоторых сегментах (например, напитки) менеджменту приходится активно работать над снижением издержек, повышением конкурентоспособности продукции, генерировать новые идеи и стратегии. И надо отметить, что менеджмент уже давно приспособился к работе в рыночных условиях, когда в затылок дышат крупнейшие западные компании. Кроме того, в советы директоров стали приглашать независимых членов, которые благотворно влияют на имидж открытости компаний перед инвесторами.
    4. Мы ожидаем, что еще много интересных компаний выйдет на рынок, так как уровень долгов в отрасли уже высокий и наращивать его нет возможности. Другое дело, конечно, что таких гигантов, как Х5 Retail с выручкой 3,5 млрд долл., мы не ждем. Последние IPO "Нутритека" и "Дикси" не обещали инвесторам больших доходов, так как размещение было весьма дорогим.

    Сергей Тогулев ведущий специалист отдела операций на финансовых рынках ОАО "ЮТРЭЙД.РУ"

    1. В последнее время из-за повышенной волатильности цен на нефть вложение в бумаги топливных компаний не приносит стабильно гарантированной прибыли. В связи с этим игроки начали обращать внимание на акции компаний потребительского сектора и розничной торговли.
    В целом же по сектору наблюдаются 2 тенденции:

  • Объединение. Падение рентабельности заставляет компании снижать издержки, консолидируя активы, поскольку крупные производители получают преимущество на розничном рынке. Мы еще не раз услышим об объединениях и поглощениях в этом секторе.
  • Движение в регионы. Перед приходом иностранных компаний российские ритейлеры стремятся "застолбить" за собой определенную долю розничного рынка, чтобы иметь плацдарм для будущих конкурентных войн.
        2. Сильные макроэкономические показатели России и растущие доходы населения обеспечивают акциям компаний потребительского сектора рост вне зависимости от колебаний нефтяных цен. В целом за 2006-2007 г. сектор вырос на 50%.
        В 2007 г. розничный сектор по-прежнему будет расти высокими темпами, опережая другие отрасли.
        4. На 2007 г. запланировано несколько IPO розничных компаний. Масштабные планы требуют масштабного финансирования, так что не удивительно, что именно рынок акций стал привлекателен для крупных игроков.
        Однако не все так радужно. Если компании, вышедшие на рынок, окажутся неспособными воплотить в жизнь свои амбициозные планы, это вызовет масштабный отток средств из сектора и стагнацию в течение некоторого времени.

    • Рейтинг
    • 0
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Все внимание на ритейл
    Российские ритейлеры на рынке капитала
    Акции ритейловых компаний: тенденции и перспективы
    Розничная торговля: основные векторы роста
    Цивилизованная розница как новый пласт экономики
    Авторынок еще далек от насыщения
    Будущее книжного рынка
    Индекс без границ
    Реорганизация РАО "ЕЭС России": что дальше?
    В Сибири перспективны не только сырьевые проекты
    10 конкурентных преимуществ Новосибирской области
    Финансовый рынок Сибири: стабильное развитие
    Томская область: реальные результаты в реальных экономических условиях
    Кредитная история ОАО "Томск-Инвест"
    Инвестиционный потенциал мясного бизнеса
    Размещение в секторе ИРК ФБ ММВБ компании "АРМАДА"
    IPO в России: рекорды ставятся за полгода
    Итоги полугодия превзошли ожидания
    Принципы прогнозирования динамики цен на жилье
    Лидеры страхового рынка

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
    Тимур Нигматуллин
    Чего ожидать от российской экономики и финансового рынка в 2017 году?
    После трех кризисных лет — 2014 и 2016 гг. — в текущем году наконец-то начнется долгожданный восстановительный рост основных макроэкономических индикаторов.
    Сергей Хестанов
    Фактор Китая
    Экономика России сильно зависит от цен на сырье, и прежде всего на нефть. Одним из важнейших факторов стратегического роста нефтяных цен в 1999—2014 гг. был возросший объем потребления ресурсов экономикой Китая.
    Елизавета Белугина
    2017 год: новые вызовы для финансовых рынков
    Год 2016-й стал периодом сильнейших политических шоков.
    Павел Ким
    IR в России: высокая самооценка, но низкая репутация
    Осенью 2016 г. было проведено исследование, посвященное анализу самооценки IR-подразделений российских публичных компаний, определению их текущей роли и значимости и ближайших перспектив развития. Результаты представлены в данной статье.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100