РЦБ.RU

Все внимание на ритейл

Сентябрь 2007

    Учитывая рост доходов населения и, соответственно, увеличивающийся потребительский спрос, ритейловые сети представляются неплохим объектов для инвестирования. При этом по уровню ритейловой торговли Россия находится далеко позади развитых стран. По прогнозам экспертов, к 2010 г. доля магазинов современных форматов достигнет 30-35% по стране и более 50% в Москве. Сегодня перед отечественными сетями остро встает вопрос об источниках финансирования.

    1. Как бы Вы охарактеризовали текущую конъюнктуру рынка акций розничного сектора? Каковы основные тенденции?
    2. Насколько высока инвестиционная привлекательность акций российских компаний розничной торговли?
    3. Как Вы оцениваете уровень корпоративного управления компаний розничной торговли?
    4. Каковы перспективы первичного предложения акций компаний розничной торговли в России и за рубежом?

    Евгения Лобачева аналитик по потребительскому сектору ИК "АК Барс Финанс"

    1. Осенью 2006 г. впервые прозвучали предложения экспертов фондового рынка переключить внимание с "нефтянки" на ритейл, что было, естественно, связано с поступлением в страну "нефтедолларов", ростом экономики и, как следствие, с повышением потребительского спроса. Индекс компаний потребительского сектора с тех пор увеличился на 33%. Акции практически всех компаний выросли в цене, причем некоторых компаний - в 2 раза.
    За август индекс потребсектора упал на 3%, но мы считаем, что это влияние общей тенденции падения всего российского рынка.
    Если говорить об отрасли, то мы ожидаем дальнейшей консолидации как в ритейловых сетях, так и в сегменте производителей товаров народного потребления, что будет способствовать росту котировок отдельных компаний.
    Что касается ликвидности рынка ценных бумаг эмитентов отрасли, то она невысокая. При этом одни компании, например "Балтика", сокращают free-float, что влияет на снижение ликвидности, сохраняя намерение остаться публичной компании, а другие - "Черкизово", наоборот, стараются повысить ее путем деления акций для большей доступности мелким инвесторам.
    2. Сейчас многие компании сохраняют потенциал роста не более 15%, и, заходя в сектор, следует тщательнее изучать каждую компанию, реально оценивать ее конкурентные преимущества на рынке, потенциал развития. Некоторые компании, сохраняя фундаментальный потенциал роста, не растут в связи с отсутствием ликвидности на российских площадках. И котировки в Лондоне и России на одни и те же бумаги могут отличаться на несколько процентных пунктов.
    3. В настоящее время уровень корпоративного управления в компаниях потребительского сектора растет. Об этом свидетельствует приглашение в отечественные команды западных управленцев из транснациональных корпораций (Тони Майер - председатель правления ВБД, бывший региональный директор Coca-Cola), повышается информационная открытость компаний для инвесторов. Также можно отметить, что ввиду жесткой конкуренции в некоторых сегментах (например, напитки) менеджменту приходится активно работать над снижением издержек, повышением конкурентоспособности продукции, генерировать новые идеи и стратегии. И надо отметить, что менеджмент уже давно приспособился к работе в рыночных условиях, когда в затылок дышат крупнейшие западные компании. Кроме того, в советы директоров стали приглашать независимых членов, которые благотворно влияют на имидж открытости компаний перед инвесторами.
    4. Мы ожидаем, что еще много интересных компаний выйдет на рынок, так как уровень долгов в отрасли уже высокий и наращивать его нет возможности. Другое дело, конечно, что таких гигантов, как Х5 Retail с выручкой 3,5 млрд долл., мы не ждем. Последние IPO "Нутритека" и "Дикси" не обещали инвесторам больших доходов, так как размещение было весьма дорогим.

    Сергей Тогулев ведущий специалист отдела операций на финансовых рынках ОАО "ЮТРЭЙД.РУ"

    1. В последнее время из-за повышенной волатильности цен на нефть вложение в бумаги топливных компаний не приносит стабильно гарантированной прибыли. В связи с этим игроки начали обращать внимание на акции компаний потребительского сектора и розничной торговли.
    В целом же по сектору наблюдаются 2 тенденции:

  • Объединение. Падение рентабельности заставляет компании снижать издержки, консолидируя активы, поскольку крупные производители получают преимущество на розничном рынке. Мы еще не раз услышим об объединениях и поглощениях в этом секторе.
  • Движение в регионы. Перед приходом иностранных компаний российские ритейлеры стремятся "застолбить" за собой определенную долю розничного рынка, чтобы иметь плацдарм для будущих конкурентных войн.
        2. Сильные макроэкономические показатели России и растущие доходы населения обеспечивают акциям компаний потребительского сектора рост вне зависимости от колебаний нефтяных цен. В целом за 2006-2007 г. сектор вырос на 50%.
        В 2007 г. розничный сектор по-прежнему будет расти высокими темпами, опережая другие отрасли.
        4. На 2007 г. запланировано несколько IPO розничных компаний. Масштабные планы требуют масштабного финансирования, так что не удивительно, что именно рынок акций стал привлекателен для крупных игроков.
        Однако не все так радужно. Если компании, вышедшие на рынок, окажутся неспособными воплотить в жизнь свои амбициозные планы, это вызовет масштабный отток средств из сектора и стагнацию в течение некоторого времени.

    • Рейтинг
    • 0
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Все внимание на ритейл
    Российские ритейлеры на рынке капитала
    Акции ритейловых компаний: тенденции и перспективы
    Розничная торговля: основные векторы роста
    Цивилизованная розница как новый пласт экономики
    Авторынок еще далек от насыщения
    Будущее книжного рынка
    Индекс без границ
    Реорганизация РАО "ЕЭС России": что дальше?
    В Сибири перспективны не только сырьевые проекты
    10 конкурентных преимуществ Новосибирской области
    Финансовый рынок Сибири: стабильное развитие
    Томская область: реальные результаты в реальных экономических условиях
    Кредитная история ОАО "Томск-Инвест"
    Инвестиционный потенциал мясного бизнеса
    Размещение в секторе ИРК ФБ ММВБ компании "АРМАДА"
    IPO в России: рекорды ставятся за полгода
    Итоги полугодия превзошли ожидания
    Принципы прогнозирования динамики цен на жилье
    Лидеры страхового рынка

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
    Яков Миркин
    Инвестиции: макроэкономические вызовы
    Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
    Константин Угрюмов
    Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
    Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
    Александр Баранов
    Solvency II для НПФа
    Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
    Светлана Бик
    Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
    В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100