Casual
РЦБ.RU

Government Relations в условиях изменения законодательства о закупках и о защите конкуренции

Сентябрь 2007


    После вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", когда возникла необходимость проведения открытого конкурса по отбору банковских организаций в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2004 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", регионы и города оказались в сложном положении. Похоже, законодатель осознанно вынуждает регионы и муниципальные образования отказаться от краткосрочных банковских кредитов. По крайней мере, их объемы уже снижаются. Кредиты потеряли ряд преимуществ, например возросла цена, снизилась оперативность их привлечения1.

    А что же с долгосрочными финансовыми ресурсами?
    Преимущества облигационных займов очевидны. Это прогнозируемо, долгосрочно и дешево, вписывается в концепцию среднесрочного бюджетирования, имеет положительный финансово-экономический и социальный эффект для региона и города.
    Однако и здесь возникает ряд проблем.

ОТБОР ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    Первая проблема - отбор финансовых организаций. Законодатель установил перечень критериев отбора, расширяя тем самым круг участников конкурсов в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства и одновременно увеличивая риск эмитента по выбору некомпетентного участника.
    Так, ст. 28 Закона № 94-ФЗ устанавливает четкий перечень критериев отбора, а выбор поставщика (исполнителя) во многом зависит от условий конкретного конкурса. Подчеркну, что на конкурсе оценке подлежат не сами участники, а исключительно их предложения. При этом законодатель в новой редакции Закона от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ включает норму о недопущении требований относительно квалификации участника, опыта работы, деловой репутации, наличия трудовых и финансовых ресурсов (ст. 22). Таким образом, с одной стороны, сокращается появление критериев, не соответствующих Закону, что позволяет гарантированно отстранять нежелательных участников. Например, в части облигационных займов недопустимо применение критериев, представленных в "Опыте работы организатором выпусков субфедеральных займов" и "Торговом обороте по списку фондовой биржи ММВБ за 2006 г. ведущих операторов вторичного рынка облигаций". А такие критерии действительно применяются, при этом приводятся точные диапазоны значений показателей.
    С другой стороны, появляется риск выбора финансовых институтов, не компетентных в размещении займов субъектов Федерации и муниципальных образований, т. е. не разбирающихся в тонкостях бюджетного процесса. Организатор такого займа должен знать Бюджетный кодекс, Бюджетную классификацию, законодательство о местном самоуправлении и о разграничении полномочий и др., чтобы совместно с эмитентом провести экспертизу нормативных правовых актов региона или муниципального образования, при необходимости подготовить проект изменений в устав и закон/решение о бюджете, положение о департаменте/управлении/министерстве финансов и ряд других актов, помочь в организации всех необходимых процедур, начиная с общественных слушаний и кончая процессом опубликования. Поэтому отбор по столь небольшому перечню критериев несет определенные риски. Кроме того, конъюнктура рынка труда, текучесть кадров, т. е. смена команд в ряде банков, просто нивелируют значение показателя "опыт работы": нужно оценивать не опыт банка, а опыт команды, опыт и репутацию непосредственно тех лиц, которые будут заниматься данным займом.
    Работа с клиентами - это всегда работа с людьми и личные договоренности. Переходя из банка в банк, орижинатор зачастую "забирает" с собой своих клиентов. Клиенты не будут рисковать репутацией, взаимоотношениями, в конце концов, бюджетными средствами, если ранее организатор обеспечил им полный комфорт, а именно беспроблемное сопровождение сделки, блестящее размещение займа, а также помощь в других, не связанных со сделкой делах, т. е. ежедневные консультации по бюджетному процессу, по участию в федеральных целевых программах и т. п.

    Где же выход?
    Тщательная подготовка к конкурсу, проработка всех пунктов конкурсной документации и, наконец, знание Закона № 94-ФЗ гарантируют работу с опытным участником, отсекая "ненужных". Хотя это также обусловливает определенное давление со стороны органов власти. Где найти баланс - зависит от глав регионов и городов. Идти на компромисс с демократией следует с пониманием ситуации на рынке и издержек, которые могут последовать от опытных участников рынка, не допущенных к конкурсу по абстрактным либо не совсем законным или обоснованным причинам - всегда можно подать иск в Федеральную антимонопольную службу или в суд.
    Безусловно, идя на конкурс необходимо владеть и политической ситуацией в регионе, знать людей, реально решающих вопросы. Это, хотя и не является главным, тем не менее очень важно.

КОНКУРС НА УСЛУГИ ФОНДОВОЙ БИРЖИ

    Второй проблемой законодательства о закупках и защите конкуренции в части облигационных займов является необходимость проведения конкурса на услуги фондовой биржи.
    Согласно ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органы власти должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания услуг на рынке ценных бумаг. Пункт 6 ст. 4 данного Закона к финансовым организациям отнес фондовую биржу.
    Честно говоря, непонятно, чем здесь руководствовался законодатель. Конечно, проводятся конкурсы на услуги фондовой биржи как среди органов власти, так и со стороны естественных монополий. Но, проводя их, организаторы понимают, что делают их формально. Это не соответствует заявленной концепции перехода на бюджетирование, ориентированное на результат. Где здесь соотношение трудозатрат и результата? Биржа в России, на которой могут и должны размещаться бумаги, одна - ММВБ. Так о каком конкурсе может идти речь? А если выиграет СПВБ или СМВБ? Кто будет там размещаться по своей воле? В результате размещение получится нерыночным и увеличит доходность облигаций, а значит, увеличит расходы на облуживание долга в бюджете.

    Итак, какие выходы существуют?
    Многие организаторы конкурсов включают услуги биржи в конкурсную заявку (предложение) участников, в том числе в комиссию организатора - расходы на организатора торговли. Но это незаконно, так как стороной договора с фондовой биржей является администрация.
    Другие осознанно идут на внебиржевое размещение. Это общепризнанная мировая практика представляется действительным выходом из сложившейся правовой коллизии и обладает преимуществом участия в размещении займа неспекулятивных участников. При этом ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 26 апреля 2007 г.) "О рынке ценных бумаг" не ограничивает размещение займов только на торгах фондовых бирж. Здесь возможны злоупотребления по формированию определенной дельты по условиям, на которых агент взял облигации на свою позицию, и условиям их дальнейшего размещения в рынок. Уже есть прецеденты, в том числе проверки контролирующих органов, и именно поэтому многие регионы отказываются от внебиржевого размещения. Но повторю, главное - руководству региона/города найти баланс между общественными интересами и интересами всех участников процесса, тогда можно достигнуть действительно высоких результатов, а именно организовать рыночный заем и сэкономить бюджетные средства.
    Список недостатков законодательства о закупках и защите конкуренции в части рынка средне- и долгосрочного субфедерального и муниципального долга не ограничивается рамками указанных выше проблем. Как и в случае с банковскими кредитами, эти законы снижают эффективность работы органов власти.
    Реформирование различных направлений в стране обусловливает неизбежные коллизии законодательства о закупках, о разграничении полномочий и бюджетного законодательства. В связи с этим регионы и муниципальные образования испытывают большие трудности в привлечении ресурсов для развития территорий, тормозят решение проблем привлечения инвестиций в общественную инфраструктуру, в развитие дорожной сети, газификацию и др.
    Необходимо серьезно задуматься о перспективах рынка субфедерального и муниципального краткосрочного долга. Закон № 94-ФЗ не позволяет оперативно привлекать средства. Снижаются все преимущества кредитов. Проще внести изменения в ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", исключив из перечня финансовых услуг, указанных в п. 1, предоставление кредита и тем самым возобновить практику запроса котировок. А для упорядочивания процедур лучше не сваливать все в кучу, а разработать отдельный закон, регламентирующий данный сегмент рынка. Но и здесь нет гарантий, что законодатель будет учитывать практические наработки и предыдущие ошибки.
    Необходимо проработать перечень возможных критериев отбора в ст. 28 Закона № 94-ФЗ для устранения злоупотреблений со стороны заказчиков конкурсов и снижения риска выбора ими же некомпетентных участников. Можно подготовить подзаконный акт, разъясняющий и уточняющий положения Закона.
    В целях оптимизации работы органов власти и устранения практики проведения фиктивных конкурсов целесообразно исключить из п. 6 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ фондовую биржу. Эмитент не должен идти по пути наименьшего сопротивления или искать "лазейки" в законодательстве, а должен сам выбирать, по какому пути пойти: биржевому или внебиржевому.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Большое будущее фьючерсов и опционов
Базовый актив - сахар
Фьючерсы на индекс РТС - самый востребованный инструмент на российском фондовом рынке
Перспективы развития российского срочного рынка
Риск регулятора
О подходах к технологическому развитию специализированного депозитария и реализованных технологиях Часть 1. Программные продукты для автоматизации сети продаж управляющей компании: КОРАС-ПИФ и КОРАС-ЛАЙТ
Неидеальные черты фондового рынка России
IV Бишкекская международная банковская конференция "Центральноазиатский финансовый рынок в мировой экономике"
Ожидания на финансовых рынках Кыргызстана
Центральная Азия: игра в открытую
Банковские риски в Казахстане: в погоне за мировыми стандартами
Вопросы дальнейшей интеграции банковского сектора Республики Казахстан в мировую экономику
Почему бы не занять?
Government Relations в условиях изменения законодательства о закупках и о защите конкуренции
Организация синдицированных кредитов для муниципальных и субфедеральных заемщиков
Ценообразование на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Кредитные рейтинги региональных и местных администраций Европы
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Возможности статистического моделирования на фондовом рынке

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100