Casual
РЦБ.RU

Банковские риски в Казахстане: в погоне за мировыми стандартами

Сентябрь 2007

    По международным меркам размер банковского сектора Казахстана относительно невелик и характеризуется высокой степенью концентрации. По состоянию на 1 апреля 2007 г. банковский сектор республики был представлен 33 банками второго уровня, из них 14 банков с иностранным участием (включая 9 дочерних банков - нерезидентов Республики Казахстан, а также представительство "АзияУниверсалБанк" (Кыргызская Республика), который пока является единственным представителем этой страны в банковской системе Казахстана).
    Большинство банков Казахстана частные, в собственности государства остаются только Жилстройсбербанк и Банк Развития Казахстана. Владельцами большинства банков являются влиятельные казахстанские предприниматели. Непрозрачность структуры частной собственности в банковской системе Казахстана создает серьезные риски с точки зрения информации и корпоративного управления.
    В целях совершенствования системы регулирования и надзора в области банковских рисков Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - АФН) уделяется особое внимание следующему:

  • совершенствованию системы управления рисками в банках второго уровня, особенно с учетом расширения внешней экспансии, внешнего заимствования банков и увеличения объемов кредитования, связанного с недвижимостью;
  • совершенствованию пруденциального регулирования банков с учетом международной практики;
  • обеспечению прозрачности структуры собственности банков;
  • совершенствованию системы жилищных строительных сбережений и ипотечного кредитования;
  • совершенствованию консолидированного надзора.
        Внедрение систем управления рисками в банках Казахстана АФН началось с 2001 г.
        На основании результатов обзоров независимых аудиторских организаций по выполнению банками второго уровня Инструкции о требованиях к наличию системы управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня, представленных по итогам 2004 г., было выявлено, что выполнение основных и дополнительных требований Инструкции в среднем по банкам составило всего 64%. В связи с этим АФН в сентябре 2005 г. были внесены поправки в данную Инструкцию в части детализации основных и дополнительных требований к системам управления рисками и внутреннего контроля, а также оптимизации сроков введения указанных требований. Введение этих мер, наряду с представлением банками регулярных отчетов по системам управления рисками, способствовало приближению надзорной практики АФН к международным стандартам пруденциального регулирования, ориентированным на надзор за риском, что позволило более оперативно оценивать недостатки в системах управления рисками в банках второго уровня.
        23 декабря 2005 г. был подписан Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лицензирования и консолидированного надзора", который вступил в силу 5 января 2006 г. Данный закон предусматривает обеспечение прозрачности структуры собственности банков, формализацию статуса лиц, оказывающих большое влияние на принимаемые банками решения, осуществление надзора за банковскими конгломератами, что позволяет оценить риски, которые могут повлиять на стабильность банка и связанных с ним других участников банковского конгломерата.
        В 2005 г. в целях регулирования объемов внешних заимствований банков АФН совместно с Национальным банком была пересмотрена методика расчета минимальных резервных требований в части определения резервных активов и обязательств, а также порядка формирования резервных требований.
        При сложившейся тенденции роста портфеля финансовых инструментов банков второго уровня, фактически ведущей к увеличению степени подверженности банков рыночному риску, в целях повышения капитализации банков второго уровня, адекватной рыночным и операционным рискам, правление АФН 30 сентября 2005 г. приняло Постановление № 358, в соответствии с которым были внесены необходимые изменения и дополнения в методику расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня. Изменения и дополнения, в частности, предусматривают использование капитала третьего уровня и включение в расчет собственного капитала банков бессрочных финансовых инструментов. Данный подход соответствует рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору.
        Развитие рынка недвижимости в республике также потребовало дальнейшего совершенствования системы управления рисками в банках второго уровня. В связи с этим с 1 июля 2005 г. была введена система оценки рисков по кредитам на проведение операций с недвижимостью. Также были утверждены унифицированное определение ипотечного кредита и минимальные требования к нему, которые соответствуют стандартам, предусмотренным в международной практике.
        В соответствии с Постановлением Правительства РК от 3 июня 2005 г. № 560 "О Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2006-2008 гг. (первый этап)" АФН приняло решение об осуществлении перехода банковской системы Казахстана на Базель II.
        В настоящее время наиболее актуальным вопросом, стоящим перед государством становится проблема "перегрева" отечественной экономики, явившегося результатом активно практикуемой политики внешнего заимствования банков второго уровня.
        Активность на внешних рынках капитала сегодня проявляют практически все банки, имеющие рейтинги от международных агентств. По данным Национального банка, на конец 2006 г. банки были должны 33,3 млрд долл. И практически ежемесячно тот или иной крупный банк объявляет об очередном привлечении зарубежного займа. В 2007 г., по прогнозам Национального Банка, коммерческие банки направят на погашение своих долгов 14 млрд долл.
        По оценке Национального банка, увеличение объемов внешних заимствований отечественных банков "усиливает риск дестабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке вследствие чрезмерного притока капитала".
        Исторически в деятельности казахстанских банков доминировал корпоративный банковский бизнес. Однако в последнее время банки активно развивают такие направления бизнеса, как розничные и инвестиционные услуги, обслуживание малого и среднего бизнеса и состоятельных частных клиентов, лизинг, страхование и т. д. Благополучные на сегодняшний день показатели качества активов не отражают глубинные кредитные риски. Продолжающийся быстрый рост кредитования до сих пор являлся одним из ключевых факторов, ограничивающих уровень рейтингов, которые зарубежные рейтинговые агентства присваивают казахстанским банкам. Из-за этого искажаются показатели качества активов и коэффициенты доходности, что негативно влияет на капитализацию и ликвидность. Быстрый рост кредитования может не только нести в себе потенциальные проблемы, но и скрывать истинный уровень проблемных ссуд, особенно сейчас, когда бурно растет объем новых, не проверенных рынком ссуд.
        Ликвидность на рынке постепенно улучшается, но ее управление часто осложняется высокой концентрацией обязательств. Риск ликвидности в банковской системе Казахстана всегда вызывал серьезную озабоченность. Однако в последнее время структура фондирования казахстанских банков улучшилась благодаря увеличению ликвидности, расширению доступа к иностранному капиталу и росту привлекаемых вкладов, обусловленному благоприятной макроэкономической конъюнктурой и появлением системы страхования вкладов, которая способствует повышению доверия к банковскому сектору.
        Межбанковский рынок очень мал по объему торгов и узок, основными видами операций на нем являются сделки РЕПО, а кредитование (без обеспечения) производится в ограниченных масштабах, что усложняет задачу управления краткосрочной ликвидностью.
        Национальный фондовый рынок в своем развитии отстает от банковской системы. Ограниченный выбор ликвидных инвестиционных инструментов осложняет управление ликвидностью банков. Относительно хорошо развит лишь рынок государственных внутренних облигаций
        Анализ рисков в казахстанских банках осуществляется на основе статистических данных и экспертных оценок. Применение экспертных оценок необходимо в случаях отсутствия исходных статистических данных по единичным и уникальным инвестиционным проектам.
        Оценка риска с использованием статистических данных осуществляется при наличии достаточной базы с помощью методов математической статистики и теории случайных чисел.
        Как показывает анализ, во многих банковских проектах вообще не отражены понятие риска и тем более его возможные последствия. Принципиальным в методах по оценке риска является необходимость его количественной оценки. Усовершенствование методов оценки риска заключается в расчете вероятности распределения денежных потоков, хотя существует субъективный фактор оценки риска.
        Очень актуальным и необходимым становится вопрос разработки методик учета и управления рисками при реализации инвестиционных проектов. Кредитный риск по-прежнему остается наиболее слабым местом казахстанской банковской системы и одним из основных факторов неопределенности перспектив ее развития. Около 70% в структуре совокупных банковских активов занимают кредиты. В связи с этим особенно важным представляется устойчивость этого вида банковской деятельности. Проблемы в будущем неизбежны, особенно в случае резкого замедления динамики роста экономики, при котором вследствие сокращения доходов снизится способность заемщиков погашать взятые кредиты. Как показывает динамика отраслевой структуры кредитов, наблюдается сокращение кредитования промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также торговли (это свидетельствует о наличии в этой сфере больших доходов, которые и позволяют финансировать собственные расходы). Растет кредитование строительства, что объясняется значительным ростом цен на недвижимость, а также кредитование других отраслей, к которым относится почти вся сфера услуг. На кредитование строительной индустрии на начало текущего года приходилось около 20% ссудного портфеля против 12,8% в начале 2006 г.
        В то же время кредитование все более широких слоев населения растет опережающими темпами. Об этом свидетельствует растущий спрос на розничные кредиты, в частности ипотечные, в связи с бурным развитием жилищного строительства.
        Доля займов, предоставленных под залог недвижимости в ссудном портфеле банков, по состоянию на 1 января 2007 г. составила 27,6% (в январе 2001 г. - 20,6%).
        Кредитный бум вначале сопровождался сравнительно низким уровнем просроченной задолженности, что во многом объяснялось быстрым ростом вновь выданных ссуд. Однако в прошлом году качество кредитного портфеля банков заметно ухудшилось. По данным АФН, в структуре кредитного портфеля банков доля стандартных кредитов снизилась с 58,2 до 52,7%, доля сомнительных кредитов возросла с 39,6 до 45,7%. С 2,2 до 1,6% снизилась доля безнадежных кредитов, но в абсолютных цифрах их размер вырос с 68,5 млрд до 94,0 млрд тенге. К тому же объективную оценку доли безнадежных кредитов осложняет постепенное их списание банками.
        По оценкам экспертов, рост цен на недвижимость и инфляция связаны с развитием института ипотеки. Судя по многочисленной рекламе, до 80% квартир, продаваемых и покупаемых в Казахстане, оплачивается благодаря банковским кредитам, привлеченным в коммерческих банках.
        Заметно возросшая в последние 2 года инфляция вынудила государство искать пути выхода из опасной ситуации. Национальный банк во избежание увеличения инфляционного потенциала и снижения угрозы "перегрева" экономики ужесточил денежно-кредитную политику. За прошлый год в 2 раза были увеличены внутренние обязательства банков, которые попадают под нормативы минимальных резервных требований, более чем в 3 раза увеличены обязательства по внешним активам.
        По мнению экспертов, в настоящее время в Казахстане велика вероятность дефолта и финансовых потерь отдельных банков второго уровня. Это же распространяется и на достаточно широкий слой населения, приобретающего недвижимость в качестве объекта инвестиций.
        Как следствие, это может повлечь за собой кризис неплатежей по банковским кредитам. Резкое падение цен на рынке недвижимости повлечет за собой невозврат займов, выданных строительным компаниям, неизбежное возникновение проблем с финансированием собственных долгов.
        В настоящее время коммерческие банки поставлены в новые условия игры, поскольку были ужесточены надзорные требования. С 1 октября 2006 г. в Казахстане вступил в силу очередной блок ограничений на привлечение коммерческими банками республики внешних заимствований. С 1 апреля 2007 г. АФН введены новые ограничения по внешним заимствованиям банков второго уровня Казахстана. В соответствии с предъявляемыми требованиями внешние займы коммерческих банков теперь не должны превышать размер собственного капитала и объемы финансовых резервов, которые коммерческие банки должны "замораживать" на корреспондентских счетах в Национальном банке страны. Введен коэффициент капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами как отношение обязательств перед нерезидентами к собственному капиталу банка (с учетом выпущенных в обращение ценных бумаг).
        С введением ограничений по минимальным резервным требованиям банков АФН добился качественного изменения структуры обязательств, которые из "коротких" бумаг перешли в более "длинные". Но еще существуют обязательства банков перед внешними кредиторами по синдицированным займам, которые являются по определению среднесрочными, а также облигации, в том числе и евробонды, размещаемые банками. Это тоже создает определенные проблемы с точки зрения рисков.
        Вместе с тем АФН настаивает на повышении требований к ликвидности банков, осуществляющих ипотечное кредитование, а также на установлении требований по переоценке недвижимости и создании резервного портфеля по кредитам.
        В этих условиях возрастают требования к качеству управления банками. На первый план выходят такие задачи, как совершенствование подходов кредитных организаций к построению систем управления всеми видами банковских рисков, что является важным элементом реформирования банковской системы.
        Органам финансового надзора следует заблаговременно озаботиться тем, как снизить потенциальные риски коммерческих банков, принять меры по минимизации их возможных последствий. Необходимо совершенствовать залоговое законодательство, стимулировать развитие фондового рынка, неразвитость которого приводит к тому, что инвестиционные ресурсы в стране аккумулируются преимущественно в банковском секторе.
        Применительно к конкретным банкам можно рекомендовать следующие действия по совершенствованию систем оценки и управления рисками:
  • разработка так называемых сигнальных карт, на диаграммах которых наглядно показываются риски (разбитые по категориям и суммам), характерные для каждой бизнес-единицы, и определяется показатель общей корпоративной предрасположенности к риску;
  • определение стратегии управления рисками. К сожалению, у многих банков вообще нет стратегии риска, хотя от нее зависят все инвестиционные решения;
  • создание эффективной группы риск-менеджеров. Задача групп риск-менеджеров - выявлять, измерять и оценивать риски для каждой бизнес-единицы и вырабатывать общекорпоративную позицию по этим рискам. При этом объем принимаемых рисков должен соответствовать общекорпоративным принципам стратегии рисков;
  • наличие высококвалифицированных риск-менеджеров. В группу риск-менеджеров на уровне подразделений и корпоративного центра надо стянуть мощные интеллектуальные ресурсы, чтобы эти группы могли давать руководителям по-настоящему дельные советы и настаивать на своей точке зрения;
  • разделение обязанностей. Нельзя допускать, чтобы одни и те же сотрудники банка определяли стратегию рисков и отслеживали соответствие ей деятельности банка и одновременно инициировали бы решения о принятии рисков и управлении ими;
  • четкие личные обязанности. Следует четко определить должностные обязанности риск-менеджеров, заключающиеся в разработке стратегии рисков и контроле ее реализации, и строго разграничить полномочия корпоративного риск-менеджмента и риск-менеджеров отдельных подразделений;
  • ответственность за риск. Если даже в банке есть корпоративная группа риск-менеджмента, это не значит, что структурные подразделения банка не должны отвечать за принятые ими риски, тем более что они лучше других понимают природу этих рисков и обеспечивают первый уровень защиты банка от неразумных рисков;
  • учет рисков. Отчеты совету директоров и правлению банка должны, кроме всего прочего, содержать основные показатели соотношения рисков и доходности;
  • обучение и квалификация. Необходимо организовать обучение действующих и новых членов совета директоров и оценить потребность в новых руководителях, обладающих необходимой компетенцией в сфере управления рисками;
  • деятельность совета директоров. Совет директоров должен регулярно анализировать эффективность своего управления банковскими рисками и взаимодействовать с менеджерами по вопросам оценки и управления рисками;
  • развитие культуры принятия рисков. Для развития культуры принятия рисков банкам не обойтись без формализованного общекорпоративного анализа рисков, когда каждое структурное подразделение должно выработать свой рисковый профиль;
  • мотивация сотрудников. Следует разработать систему мотивации сотрудников к выработке и принятию эффективных решений в области рисков и оценивать работу руководителей подразделений не только на основании показателей чистой доходности, но и с учетом риска - тогда они будут отвечать за свои действия и не пойдут на неоправданный риск.
        Даже обладая самыми совершенными системами оценки и управления рисками, невозможно предотвратить все риски. Однако если отечественные банки освоят основные элементы оценки и управления рисками, они смогут обезопасить себя от многих неприятных сюрпризов и лучше подготовиться к принятию рисков, необходимых для увеличения доходности и своего дальнейшего роста.

    • Рейтинг
    • 9
    Добавить комментарий
    Комментарии (1):
    Алау
    25.11.2009 10:07:24
    Думаю для наилучшего результат необходимо разработать приемлемую для казахстанских баков методику расчета рисков ориентированную на специфику нашей экономики
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Большое будущее фьючерсов и опционов
    Базовый актив - сахар
    Фьючерсы на индекс РТС - самый востребованный инструмент на российском фондовом рынке
    Перспективы развития российского срочного рынка
    Риск регулятора
    О подходах к технологическому развитию специализированного депозитария и реализованных технологиях Часть 1. Программные продукты для автоматизации сети продаж управляющей компании: КОРАС-ПИФ и КОРАС-ЛАЙТ
    Неидеальные черты фондового рынка России
    IV Бишкекская международная банковская конференция "Центральноазиатский финансовый рынок в мировой экономике"
    Ожидания на финансовых рынках Кыргызстана
    Центральная Азия: игра в открытую
    Банковские риски в Казахстане: в погоне за мировыми стандартами
    Вопросы дальнейшей интеграции банковского сектора Республики Казахстан в мировую экономику
    Почему бы не занять?
    Government Relations в условиях изменения законодательства о закупках и о защите конкуренции
    Организация синдицированных кредитов для муниципальных и субфедеральных заемщиков
    Ценообразование на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
    Кредитные рейтинги региональных и местных администраций Европы
    Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
    Возможности статистического моделирования на фондовом рынке

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100