РЦБ.RU

Центральная Азия: игра в открытую

Сентябрь 2007


    Правительство Кыргызской Республики и, в том числе, Министерство экономики и финансов и Национальный банк отвечают за налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную политику, за стабильность бюджетной системы государства и за макроэкономическую устойчивость. В целях развития банковского сектора и дальнейшей либерализации законодательства на финансовых рынках правительством республики предусмотрен ряд инициатив. В ближайших планах - усовершенствование законодательства по налогообложению с целью привлечь депозиты населения и повысить, таким образом, роль отечественных банков, сделать все возможное для того, чтобы Кыргызстан мог стать финансовым центром Центральной Азии.
    Финансовая система Кыргызской Республики характеризуется достаточно низким уровнем инфляции, которая не превышает 5-6%. Пока, к сожалению, средневзвешенные кредитные ставки не уменьшаются. Это связано с высокими требования к залоговому обеспечению (180% от стоимости кредита в 2005 г. по сравнению со средневзвешенной ставкой в Центральной Азии в 153%). Ускоренный рост депозитной базы по сравнению с кредитным портфелем привел к высокому росту уровня ликвидности банковской системы. В настоящее время участие банковской системы в финансировании экономики остается низким, и, по данным некоторых аналитиков, только 8,4% финансовых ресурсов бизнеса в Кыргызской Республике заимствовано из банковской системы. В странах Центральной Азии этот показатель находится на уровне 15-16%.
    В соответствии со Стратегией развития Кыргызской Республики, недавно утвержденной Национальным советом и указом Президента КР, одним из основных приоритетов является развитие банковской системы. Рост объемов банковский системы и доступность кредитования будут достигаться путем создания условий для опережающего роста уровня финансового посредничества, устойчивости и надежности банков и финансовых кредитных учреждений. За счет увеличения капитальной базы банков к 2010 г. объем привлеченных средств в виде депозитов к ВВП превысит 30%, объем долгосрочного банковского финансирования составит более 15% ВВП и соотношение активов кредитов к ВВП превысит 20%.
    Предусматривается увеличение доли банковских кредитов в портфеле финансовых ресурсов предприятий. В целях укрепления доверия населения к банковской системе планируемый уровень депозитной базы и кредитных ресурсов коммерческими банками и НБК будет достигнут при технической помощи доноров (таких, как ЕБРР, МВФ и т. д.). Также будут внедрены современные системы по управлению рисками и соблюдению критериев адекватного капитала и соответствия качества кредитов.
    В ближайшее время правительство предпримет ряд мер. Например, в сентябре этого года в парламенте планируется принять Закон о защите депозитов. Будет также создана структура, отвечающая за страхование депозитов. Сбор страховых сумм и система защиты депозитов должны начать функционировать уже в 2008 г.
    Повышение эффективности банковской системы и рост объемов кредитования экономики будут способствовать продолжению процесса консолидации коммерческих банков путем повышения требований к величине минимального капитала, а также создания условий, которые поощрят процессы слияния, объединения и поглощения, ведущие к укреплению банковского сектора республики. На правительственном заседании также обсуждалась концепция приватизации, в ближайшее время она будет поддержана парламентом республики.
    Для снижения стоимости кредитных ресурсов и упрощения процедур кредитования будут устранены противоречия отдельных законов Кыргызской Республики и закона о залоге. Это коснется процедур реализации в части внесудебного изъятия залогового имущества банками.
    Будет существенно ослаблено законодательное ограничение на механизм и сроки использования и реализации сельскохозяйственной земли, взятой в залог банками под обеспечение ссуд крестьянскими хозяйствами. Будут также созданы условия и механизмы по внедрению и расширению системы жилищного кредитования, которые необходимы для активизации строительства, формирования надежных источников финансирования и превращения его в движущую силу экономического развития. Внедрение механизмов жилищного кредитования осуществляется по той же схеме, что и внедрение системы защиты депозитов.
    Для повышения охвата финансовыми услугами населения отдаленных регионов страны, для создания инфраструктуры микрофинансового рынка и новых рабочих мест будет продолжена реализация Стратегии развития Кыргызстана на 2007-2010 гг. Результатом реализации этой стратегии станет увеличение числа заемщиков сектора микрофинансирования в 2 раза - до 220 тыс. человек, в том числе с помощью соответствующего роста микрокредитных ассоциаций на уровне сельских обществ. Объем кредитного портфеля микрофинансовых институтов также возрастет в 2 раза и составит около 7 млрд сомов (185 млн долл. США). Это будет достигнуто путем поощрения притока ресурсов в специализированные небанковские и микрокредитные институты.
    Реформирование платежной системы будет способствовать развитию новых удобных для населения хозяйственных субъектов механизмов проведения платежей через счета в коммерческих банках. В среднесрочной перспективе предполагается, что рынок ценных бумаг республики должен перетерпеть коренные преобразования. Для этого необходимо разработать стратегию финансового рынка на ближайшие 3 года, направленную на повышение роли фондового рынка, привлечение инвестиций, а также мобилизацию средств кыргызской экономики.
    Наряду с повышением прозрачности и эффективности деятельности, приоритетами в этом направлении провозглашены мероприятия по дальнейшему укреплению институциональной базы рынка ценных бумаг, в частности создание единого центрального депозитария и единого мегарегулятора на финансовом рынке для усиления надзора в небанковском финансовом секторе для защиты законных интересов наших инвесторов.
    Сектор страхования в Кыргызстане находится на стадии становления и в настоящее время представлен 11 частными компаниями с объемом оборота около 0,3% ВВП. И здесь есть возможности для наших инвесторов.
    Задача, которую ставит перед собой Национальный банк и Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики по дальнейшей либерализации законодательства финансовых рынков, безусловно, будет реализована, что позволит расширять спектр услуг для населения республики, а также повышать инвестиционную привлекательность Кыргызстана для различных групп инвесторов.

  • Рейтинг
  • 0
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Большое будущее фьючерсов и опционов
Базовый актив - сахар
Фьючерсы на индекс РТС - самый востребованный инструмент на российском фондовом рынке
Перспективы развития российского срочного рынка
Риск регулятора
О подходах к технологическому развитию специализированного депозитария и реализованных технологиях Часть 1. Программные продукты для автоматизации сети продаж управляющей компании: КОРАС-ПИФ и КОРАС-ЛАЙТ
Неидеальные черты фондового рынка России
IV Бишкекская международная банковская конференция "Центральноазиатский финансовый рынок в мировой экономике"
Ожидания на финансовых рынках Кыргызстана
Центральная Азия: игра в открытую
Банковские риски в Казахстане: в погоне за мировыми стандартами
Вопросы дальнейшей интеграции банковского сектора Республики Казахстан в мировую экономику
Почему бы не занять?
Government Relations в условиях изменения законодательства о закупках и о защите конкуренции
Организация синдицированных кредитов для муниципальных и субфедеральных заемщиков
Ценообразование на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций
Кредитные рейтинги региональных и местных администраций Европы
Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
Возможности статистического моделирования на фондовом рынке

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
АО «ЕФГ Управление Активами»
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100